Методические рекомендации "Невербальные средства общения. Методика работы с пиктограммами в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ".
методическая разработка на тему

Каратыгина Марина Григорьевна

Для большинства детей с ОВЗ, а также комплексными умственными и физическими недостатками в качестве средства общения может быть использова­на пиктография.

Использование языковой альтернаты призвано улучшить общение и облегчить всестороннее развитие ребенка, а также его участие в педагогическом процессе и возможность инте­грации в более широкий социум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методические рекомендации32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Невербальные средства общения. Методика работы

с пиктограммами в процессе обучения и воспитания

 детей с ОВЗ.

Работая в группе, где преобладают неречевые дети с ограниченными возможностями здоровья, я использовала различные методики по коммуникации. Обобщив опыт и получив положительные результаты, я решила, что этот материал будет полезен для других педагогов.

Для большинства детей с ОВЗ, а также комплексными умственными и физическими недостатками в качестве средства общения может быть использована пиктография.

Пиктография — рисуночное письмо, древнейший вид письменности. Его принципиальная особенность состоит в том, что знак никак не связан со звучанием слова — он выражает его смысл.

Дети с ОВЗ обладают ограниченной возможностью формирования навыков общения и взаимодействия с предметным и социальным окружением. Поскольку устная речь, которая играет главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии и является основой социального взаимодействия, регулятором поведения, организатором обучения, в большинстве случаях недоступна детям, необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему.

Использование языковой альтернаты призвано улучшить общение и облегчить всестороннее развитие ребенка, а также его участие в педагогическом процессе и возможность интеграции в более широкий социум.

Работа с пиктограммами подразделяется на:

Общие знаки взаимопонимания

Слова, обозначающие качество

Сообщение о состоянии здоровья

Посуда, продукты питания

Предметы домашнего обихода

Личная гигиена

Игры и занятия

Религия

Чувства

Работа и отдых

Возможности применения

Пиктограммы применяются в соответствии с возможностью ребёнка понимать. Он может найти соответствующий символ и передать его, также может только указать символ. Индивидуальные возможности выражения разнообразны. Важным при этом является то, что ребёнок может опираться на имеющиеся понятия, а уже собеседник должен сам комбинировать слова в их правильных грамматических и временных формах.

Так, например, символ «пить» может обозначать:

Я хочу что-нибудь выпить

Я хотел бы выпить свой любимый напиток

—        Я только что выпил что-то вкусное и хотел бы еще
Возможно использовать систему — пиктограмма с крышей,
которая служит символом места , например:

Конечно, может оказаться, что умственно отсталые дети захотят выразить что-то такое, для чего нет специального символа. В этом случае они развивают удивительную фантазию и терпение для того, чтобы объяснить своему собеседнику данное понятие. Предлагаемая система не может удовлетворить все индивидуальные желания, и поэтому родителям  и учителям предоставляется возможность самим разобраться и применить приспособленные пиктограммы для своего ребенка.

Введение символов

Ежедневно повторяющиеся ситуации, такие, как еда, питье, туалет, мытье рук, игры, отдых и т. д. — расшифровка этих ситуаций и развитие понятий, как, например, разграничение: теплый — холодный; большой — маленький; много — мало; фрукты — овощи; колбаса — хлеб; — совершенно естественно дают повод для введения символа.

Чем труднее умственно отсталому ребёнку освоить какое-либо понятие, например, веселый — грустный, тем больше конкретных ситуаций и примеров, предметов, фотографий, картинок и рисунков должно быть применено для приобретения и усвоения этого понятия. Как правило, достаточно ввести один символ с помощью одного или двух примеров (фрукты: яблоко). Затем это понятие можно расширить на многих других примерах (фрукты: яблоко, груша, банан, апельсин и т.п.).

Так как в системе символов зачастую могут быть выбраны только основные понятия, важно переспрашивать: «Ты хочешь яблоко?» На практике значения «да» и «нет» сопровождаются отрицательным или утвердительным кивком головы. Недостаточно только показать символ, обязательно следует произносить в этот момент слово, сопровождать его жестами и мимикой. Если у ребёнка возникают проблемы с символом «я» (например, у больных аутизмом), то можно наклеить маленькую фотографию на символ.

Альтернативные системы общения могут использоваться в следующем качестве:

—        как средство временного общения, когда ребенок пока
не говорит, но в перспективе может овладеть устной речью.
В этом случае их задача — сохранить мотивацию и желание
общаться;

— как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;

- как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формирования элементарных представлений и понятий);

—        как этап в освоении детьми письма и чтения.
Эффективным средством, позволяющим удовлетворять одну из главных человеческих потребностей — потребность в общении, является метод пиктограмм. Он особенно рекомендуется для работы с умственно отсталыми детьми. Цель применения метода пиктограмм: организовать коммуникацию с неговорящими детьми, пробудить и актуализировать их перцептуальные и понятийные возможности, активизировать невербальный интеллект. Пиктограммы — эффективное средство коррекции психики умственно отсталых детей. Занятия с использованием пиктограмм пробуждают и развивают когнитивные возможности детей, стимулируют и активизируют их деятельность, в том числе и коммуникативную. Опора на «графический» язык помогает становлению импрессивной речи детей, что создает благоприятные предпосылки для формирования зачатков их экспрессивной речи.

Большое внимание в работе с пиктограммами уделяется тем символическим изображениям, которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире (разрешающие, запрещающие, предупреждающие, информационные знаки и т. п.).

На первом этапе ребенок знакомится с пиктограммой и устанавливает связь между реальным предметом и его графическим изображением. Предъявив реальный предмет, учитель выясняет, точно ли ребенок ассоциирует его название с самим предметом, может ли он выбрать и показать названный предмет из определенного множества других. Если ребенок правильно выполняет это задание, то учитель показывает ему цветные картинки с изображением предмета. Чтобы облегчить процесс вхождения в мир пиктографических изображений, на стенах комнаты, где живет ребенок, в коридорах и в классе детского учреждения, развешиваются плакаты с изображением различных предметов, видов деятельности, человеческих эмоций (лиц) и т. д. Эти изображения сопровождаются соответствующими пиктограммами, то есть символическими изображениями. Таким образом, ребенок с помощью взрослого учится соотносить реальный предмет с его пиктограммой.

При этом следует учитывать, что количество вводимых пиктограмм и темп их усвоения ребенком определяется уровнем его интеллектуального развития (умеренная или тяжелая умственная отсталость), возможностями усвоения новых знаний. Впоследствии от демонстрации изображений отдельных предметов и действий, от установления связи между реальным изображением и пиктограммой рекомендуется переходить к созданию тематических пиктографических стендов (о еде, режиме дня, отдыхе и т. д.) При введении ребенка в мир пиктограмм необходимо удостовериться в том, что ребенок может соотнести реальный предмет с его графическим изображением. Если ребенок не способен проявлять самые простые голосовые реакции, обозначающие утверждение или отрицание, необходимо найти и закрепить доступные для него жесты, которые станут символами утверждения и отрицания. На первом этапе работы с пиктограммами происходит расширение словарного запаса ребенка и накопление максимального количества символов для инициации общения и обучения, активизация и развитие когнитивной сферы ребенка I формирование предпосылок для становления вербальной речи

Второй этап работы с пиктограммами направлен на расширение общения ребенка с помощью коммуникативное кода. Для решения этой задачи  рекомендуется оформить специальный журнал личной жизни каждого ребенка. Hа страницах этого журнала в определенной последовательности располагаются картинки, фотографии, пиктограммы, которые сопровождаются записью, поясняющей изображенную ситуацию. С помощью такого журнала ребенок организует процесс общения, информируя другого человека о каком-либо значимом для него событии. Впоследствии он может использовать изображения из своего журнала для передачи инфор-мации, касающейся событий, лично для него не значимых, но имеющих место в реальной жизни. Таким образом, у ребенка формируется навык переноса символов на другие ситуации, то есть расширяется возможность передачи информации, общения. Работа на этом этапе способствует развитию связной невербальной речи, совершенствованию и обогащению общения.

На третьем этапе основное внимание уделяется грамматическому структурированию, предполагающему деление фразы на слова, ответы на вопросы, обучение ребенка графическим символам, обозначающим грамматические категории рода, числа и т. д. Коммуникативный код помогает в работе и над словом, и над фразой: ее конструированием, грамматическим оформлением и т. п. На этом этапе ребенок учится самостоятельно выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных. У него формируется способность выстраивать пиктограммы в логический ряд, представляющий собой грамматически оформленные предложения или небольшие связные тексты. Использование невербальных средств коммуни-кации в условиях направленного системного педагогического воздействия стимулирует возникновение и развитие устной речи.

Пиктограммы слов в зависимости от их грамматической категории изображены на разном цветном фоне. Цветной фон вызывает ассоциацию с определенной грамматической категорией, что является немаловажным для обучения функциональным связям элементов через подключение синтаксиса. Символическое изображение при этом должны быть достаточно конкретным, хорошо узнаваемым, чтобы ребенок мог безошибочно идентифицировать его с реальным предметом или с его реалистичным изображением. Пиктографический словарь охватывает следующие темы: «Я — ребенок», «Ребенок в семье», «Ребенок и его дом», «Ребенок и его игрушки», «Ребенок в школе (центре или другом учреждении)», «Ребенок в мире цвета и звука», «Ребенок и мир животных», «Ребенок и мир растений», «Ребенок и явления природы». Таким образом, содержание кодового словаря позволяет ребенку вступать в общение не только дома, в классе, но и в разнообразных ситуациях повседневной жизни.

В настоящем пособии большое внимание уделяется работе с пиктограммами, изображающими предметы (на голубом фоне) и действия с ними (на красном фоне), которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире.

Таким образом, содержание книги призвано обеспечить ребенку возможность вступать в общение дома, в детском саду, классе, разнообразных ситуациях повседневной жизни.

Методика, которая легла в основу данного пособия, предполагает следующие этапы обучения ребенка работе с пиктограммами.

1.        Ознакомление ребенка со знаком-символом и уточнение его понимания:
-идентификация символа. Взрослый последовательно демонстрирует ребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом или с его реалистичным изображением на картинке;

  • выбор нужной пиктограммы из ряда других. Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый;
  • выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других;
  • выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других;
  • конструирование фразы с помощью пиктограмм. Взрослый предлагает
    ребенку рассмотреть пиктограммы с изображением объекта действия, процесса действия, необходимого для этого предмета и т. п. и произносит фразу, соответствующую этим изображениям. Ребенок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза;
  • выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических
    изображений, той, которую назвал взрослый;
  • выбор из двух предложений, представленных пиктограммами, того, которое произносит взрослый.

2.        Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций:
- составить из пиктограмм пару. Первый вариант: взрослый предлагает
ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с
пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом. Например, кукла —► играть, яблоко
- есть. Второй вариант; взрослый показывает ребенку пиктограмму с изображением действия и просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован соответствующий  предмет. Например, слушать - уши, пить - вода; среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе, например к группе «одежда»;

- найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой
соответствующие друг другу, например: уши — смотреть, глаза — слушать;

  • найти и исправить ошибку во фразе. Взрослый показывает ребенку
    пиктографическое изображение фразы, содержащей ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить эту ошибку.

3. Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа:

  • дополнить фразу нужной пиктограммой, выбрав ее из серии других;
  • составить из пиктограмм произнесенную взрослым фразу;
  • составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками
          подобрать группу пиктограмм по заданному признаку;
  • составить логические цепочки.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» (пиктограмма) -обобщающее понятие - закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами — самостоятельная ориентировка в системе знаков.

Пособие предназначено для коррекционно-педагогической работы с неговорящими детьми, детьми, имеющими речевое недоразвитие, детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы, испытывающими коммуникативные трудности, детьми с выраженными нарушениями интеллектуальной деятельности.

Применяются следующие виды работы с пиктограммами:

  1. Ведение тетрадей, в которые наклеиваются изображения изученных символов.
  2. Создание альбама-паспорта ребёнка, отражающего индивидуальные особенности его внешности, его умения и навыки.
  3. Составление пиктографических карт, что приводит к обогащению словаря и обеспечению коммуникации с окружающими.
  4. Выкладывание карточек на наборном полотне или фланелеграфе, что обеспечивает развитие словарного запаса, грамматического строя речи, навыка связного рассказывания.
  5. Различные игры с пиктограммами (типа «лото», на развитие зрительного внимания).
  6. Разработка различных символических схем: времена года, части суток, обозначения состояния природы, каких-либо этапов.
  7. Иллюстрация ритмических напевов, стихов.

Например:

Посмотрите на лицо-

Интересное оно:

Пара глаз на нас глядит,

Рот-губами шевелит.

Нос у нас всего один - очень важный господин.

Есть у нас ещё два уха. Нам нужны они для слуха.

Голова у нас одна – Очень умная она.

(пиктограммы частей лица).

  1. Компьютерные программы.

Также в своей работе я использую методику личностно-ориентированного планирования. С каждым ребёнком составляется 7 карт:

  1. Моя жизнь
  2. Карта общения
  3. Карта посещения
  4. Карта досуга
  5. Карта сильных сторон и талантов
  6. Карта мечты и желаний
  7. Карта страхов и стрессов.

С помощью карт можно получить информацию о жизни ребёнка, изложенную самим ребёнком. С помощью карт можно описать его пожелания, сильные стороны, а также, например, страхи.

В результате такой работы дети стали лучше ориентироваться в своей жизни, в окружающем мире,  понимать смысл действий, направленных на соотнесение фотографии или действия с пиктограммой.

Обучение ребёнка работе с пиктограммами - ответственный период в его жизни. И то,  насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя и с радостью идет на каждое занятие.   

Список литературы

  1. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. Новосибирск, 2012.
  2. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Учебно-методическое пособие. Минск, БГПУ, 2009.
  3. Фрост Лори, Бонди. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS). М.Теревинф,2011.
  4. Я-говорю. Методический комплект тетрадей. Л.Б.Баряева, Е.Т.Логинова. Москва, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства логопедической ритмики для снятия умственного напряжения в процессе обучения младших школьников

Упражнения на развитие общей моторики. Детям младшего школьного возраста в силу психофизиологических особенностей с трудом удается удерживать достаточно высокий уровень умственного напряжен...

Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся в процессе обучения иностранному языку.

Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся в процессе изучения иностранному языку....

Методическая разработка урока "Невербальные средства общения"

Методическая разработка урока по теме: "Социальная психология общения: невербальные средства общения" по дисциплине "Социальная психология" для студентов 4-го курса по специальности "Информационные си...

Методические указания по выполнению практических занятий студентов в процессе изучения МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания

Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания ПМ.01 Преподавание по программам начального об...

Методическое пособие «Методика проведения инновационных уроков профессионального обучения с использованием активных методов обучения».

Методическое  пособие по применению активных методов обучения (АМО) в процессе инновационного обучения для педагогов образовательных организаций....

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения МДК. 03. 02. Теория и методика развития речи у детей

Методические указания включают некоторые содержательные аспекты практики работы по развитию речи у детей в ДОУ, формы и методы, используемые сегодня педагогом на занятиях психолого-педагогич...

Статья на тему: "Методические приемы реализации системно-деятельностного подхода в п процессе обучения математике младших школьников"

Данная статья может использоваться, как студентами данной специальности, так и учителями...