Рефлексия и аргументация
статья на тему

Мамонтова Лариса Борисовна

Выступление на школьном совещание по теме "Рефлексия и аргументация".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx189.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная школа №120»

Работа по теме «Рефлексия и аргументация»

Учителя начальных классов Мамонтовой Ларисы Борисовны.

В настоящее время в России идёт разработка новых государственных стандартов, где приоритетом начального общего образования является формирование  обще учебных умений, навыков и способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего обучения. Главная задача учителя - научить ребёнка учиться, умение формировать свою учебную деятельность. Поэтому в настоящее время всё более актуальным становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, а также умение рефлексировать и аргументировать свою учебную деятельность.

Передо мной, как учителя начальных классов, встала проблема- как организовать рефлексивную деятельность младших школьников. В связи с этим возникла необходимость разработки организации рефлексивной  деятельности младших школьников.

Цель: создать условия для формирования правильной организации рефлексивной деятельности в учебном процессе.

Задачи:- изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам формирования рефлексивных способностей у младших школьников;

        -рассмотреть различные формы и методики организации рефлексивной деятельности;

        -проследить формирование и развитие рефлексивных способностей у младших школьников;

        -составить собственный пакет методик и приёмов по рефлексивной деятельности.

Одним из принципов развивающего обучения является принцип активности и сознательности. Учащийся может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Поэтому обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Рефлексия - это междисциплинарное понятие. Это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание. В психологическом  смысле рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности, это самоанализ собственных состояний, поступков, событий. В педагогике рефлексию понимают как самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия может осуществляться на любом этапе урока. Она направлена на осознание пройденного пути. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Рефлексия бывает: 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния;

        2.Рефлексия деятельности;

        3.Рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом, а также в конце деятельности. Можно применять карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление.

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Учащиеся осмысливают свой образ работы с учебным материалом. Сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Такая рефлексия используется на этапе актуализации знаний, умений, навыков. В конце урока этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока.

Рефлексия содержания учебного материала помогает выявить осознание содержания материала. Используются разные приёмы, основанные на единстве имеющихся знаний с новыми.

Рефлексия – это не дополнительная часть урока, а её полноправная составляющая, которая помогает совершенствовать учебный процесс и двигаться вперёд к намеченной цели, ориентируясь на личность каждого ученика. Рефлексия - это совместная деятельность учащихся и учителя.

Учитель, учитывая особенности своего класса, сам составляет рефлексивную методику. Можно использовать различные приёмы и методы. Основными методами являются наблюдение, беседа, психодиагностические методики («Оцени себя», « Что мне нравится в школе», «Автопортрет»).

В своей работе использую листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами его рисуют, изображая те эмоции, которые им свойственны на данном этапе урока. Они также могут дополнить данный рисунок изображением различных деталей, что будет дополнять общее впечатление ( понравилось ли мне на уроке? Остались ли у меня вопросы ? доволен ли я своей работой ?)

C:\Users\слава\Desktop\0040-040-Refleksija.jpg

Также предлагаю ребятам нарисовать своё настроение, можно сравнить с образом какого-либо животного, растения, предмета. Или например: «Автопортрет», где учащиеся изображают человека, созданного им самим. Детям предлагается нарисовать себя. В результате этого можно выявить уровень самооценки ребёнка, его представления о себе, о своей внешности. Часто на уроках используем цветовую гамму.

Например: игра «Светофор», где дети сигналят карточками. Красный цвет обозначает « я не согласен, у меня не так», жёлтый цвет- «есть дополнения, могу дополнить», зелёный цвет- «я полностью согласен, дополнений нет».

C:\Users\слава\Desktop\580px-Traffic_lights_4_states.svg.png

Игра « Радуга», где дети выбирают нужный цвет, тот цвет, который наиболее подходит к цвету их настроения .Потом все разноцветные полоски собираются вместе.

C:\Users\слава\Desktop\58589175_1272908357_raduga03.png

Аналогичные игры : «Солнце и тучка», «Букет настроения», «Дерево успеха», где дети раскрашивают солнышки, лепестки цветов, листочки деревьев. Потом всё собирается вместе – в одну общую разноцветную картинку. Получается один общий результат нашей совместной деятельности.

Обозначение своего настроения в цветовой гамме:

Красный- восторженно, оранжевый- радостно, жёлтый- приятно, зелёный- спокойно, синий- грустно, фиолетовый- тревожно. Чёрный цвет в работе не используется.

В письменных работах также используем рефлексивную деятельность. По окончанию письменной работы , либо отдельного письменного задания, прошу учащихся оценить свою работу. Перед этим чётко проговариваем критерии оценивания: аккуратность, правильность, точность выполнения задания.

Например : игра « Волшебные линеечки», где детям предлагается отметить на линейке свой уровень успешности в выполнении какого-либо задания, действия. Уровень самооценки определяется в сравнении с оценками учителя, родителя. Уровень самооценки школьники определяют на основе полученных данных:  

-совпадение или не совпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;

-характер аргументации самооценки.

C:\Users\слава\Desktop\img5.jpg

Аналогичные приёмы: « Весёлые ступеньки», « Достанем солнышко», где учащиеся на оценочной шкале оценивают свою работу.

Также используем карточки с заданиями «Продолжи фразу…»

-Мне было интересно…        - Я узнал…

-Я сегодня понял…        -Я научился…

-Мне было трудно…        -Мне понравилось…

-Завтра я хочу на уроке…        -У меня получилось…

C:\Users\слава\Desktop\0022-022-Refleksija.jpg

Если использую групповой метод работы, учащиеся также могут оценить не только себя, но и эффективность работы группы в целом.

Аналогичные приёмы: « Таблица фиксация», « Оценка моих ответов», « Лист самоконтроля», где учащиеся фиксируют свои знания по какой-либо теме.

На этапе рефлексивной деятельности важно, чтобы ребенок смог адекватно оценить свою работу. Главные трудности, с которыми я столкнулась:

- неумение адекватно оценивать себя;

- аргументировать свой выбор (почему так?)

Выводы: применять на уроке специальные упражнения, которые учат ребенка анализировать и оценивать результаты своей учебной деятельности, что способствует развитию рефлексии.

Рефлексивное отношение к содержанию и процессу изучения материала повышает общий учебный эффект и способствует формированию у учащихся самостоятельного творческого мышления,  личностному развитию учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод синквейна как средство итоговой рефлексии при обучении английскому языку в образовательных организациях СПО.

В данной статье дается обзор поэтапного освоения обучающимися приемов написания синквейна - мощного средства рефлексии, самопознания и творческого самовыражения.Статья будет полезна преподавателям...

Рефлексия урока

Данный материал описывает традиционные методы, находки коллег и собственные мини-находки автора при проведении рефлексивного этапа урока. Представленные методы и приемы универсальны и могут быть испол...

формы рефлексии на уроке

Рефлексивное пространство урока, формы рефлексии....

Рефлексия

Батыс Қазақстан облысы...

Рефлексия участника конкурса профессионального мастерства

Презентация раскрывает сущность и возможности профессионального развития педагога через участие в конкурсе профессионального мастерства. ...

Реализация ФГОС: рефлексия на уроках «Искусство»

Новые формы работы по ФГОС в 1 классе...