Классификация методов педагогической коррекции
статья на тему

Герасимова Наталья Митрофановна

Классификация методов педагогической коррекции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Главная аттестационная комиссия

Министерство образования Саратовской области

ГОУНПОСПУ - интернат для инвалидов

Автореферат

Классификация методов педагогической коррекции

Мастер п/о

Н.М. Герасимова

2009 год


Содержание

  1. Коррекция активно - волевых дефектов;
  2. Коррекция страхов;
  3. Метод игнорирования;
  4. Метод культуры здорового смеха;
  5. Метод действия при сильном возбуждении учащегося;
  6. Коррекция рассеянности;
  7. Коррекция застенчивости;
  8. Коррекция навязчивых мыслей и действий;
  9. Метод профессора П.Г. Бельского;
  10. Коррекция бродяжничества;
  11. Самокоррекция;
  12. Метод убеждения;


Коррекция активно – волевых дефектов.

Успех человека в общественной жизни зависит от различных свойств его характера в том числе, и от его воли. Она должна быть сильной, крепкой, чтобы он мог преодолевать трудности в работе, добиться поставленных целей. Укрепление слабой воли должно проводиться систематически. Для этого необходимо, чтобы воспитатель ученика был для него источником воли. У слабовольных учащихся недостаточно развито внимание, нет склонностей и интересов. Часто масса новых впечатлений отнимают так много энергии у слабовольного, что он испытывает сильную усталость. Для них нужно уменьшить количество новых восприятий, тем самым, увеличив их интенсивность, чтобы учащийся получил возможность, тем самым, увеличив их интенсивность, чтобы учащийся получил возможность проработать глубже суть вещи. Нужно задерживать внимание учащегося на интересующих  его явлениях, нужно пробудить желание в его сознании что – нибудь сделать, довести до конца начатую работу, получить удовлетворение в труде, это будет толчком и опорой его самодеятельности.

Учащиеся легко подражают и легко внушаемы. Если слабовольный ребенок будет видеть вокруг себя людей настойчивых, то он сам постепенно усвоит эти черты характера. Требования к выполнению работы должны соразмеряться с силами, знаниями и навыками учащегося. Тщательно должна соблюдаться продолжительность работы.

Для развития настойчивости, энергии, активности, умения, необходим интересный труд, самовоспитание и самокоррекция (для развития положительной и задерживающей воли).  

Дальнейшая ее коррекция ведется разнообразным физическим трудом с постепенным присоединением умственной работы. Однако труд должен быть особенно интересен для нервных, неработоспособных учащихся, и нужно подбирать для каждого работу, соответственно его вкусу, желанию и умению.

Самое главное – воспитать в них потребность в работе. Хорошо помогает коллективный труд, который создает желание работать и повышает стремление довести до конца начатую работу.

Необходимо научить ребенка желать и приводить в исполнение свои желания. Для этого полезно давать ему задачи разной трудности, усложняя их.

Если учащийся утратит веру в свои способности - это может положить начало безволию.

  1. Коррекция страхов.

Не следует рассказывать страшных историй, читать газетную хронику происшествий вообще не рекомендуется. Нужно учащемуся предоставить возможность делиться своими переживаниями, связанными со страхом, и устранить все внешние его поводы. В некоторых случаях простейшим средством является произвольное вызывание припадков страха, до тех пор, пока ребенок не привыкнет. Лучше всего действует спокойное убеждение, уговор, а не строгость.

2.  Метод игнорирования.

        Неординарным по характеру подросткам нельзя показывать, что их считают ненормальными, т.к. одни при этом преувеличивают свои аномалии, другие не желают быть ответственными за свои поступки. В коррекции недостатков характера истеричных детей метод игнорирования дает особенно хорошие результаты – их рисовка, театральность смягчается, а затем исчезает.

3.  Метод культуры здорового смеха.

Здоровый смех, радость, веселое настроение играет громадное значение в жизни подростка, оказывая влияние на органы кровообращения, мускулы, нервы, питание, умственную и физическую работу. Для детей склонных к уединению, замкнутости, здоровый смех является крайне необходимым лекарством. Для этого нужно специально подобрать книги для чтения, устранить те, которые насыщены пессимизмом. Желательно иметь среди педагогов живого, энергичного, смеющегося и своим поведением заражающего детей. Педагог должен следить, чтобы шутки не переходили в поддразнивание одного и того же подростка.

        5.  Метод действия при сильном возбуждении ребенка.

        Необходимо постепенно закаливать ребенка по отношению к физическим лишениям и неприятным психическим переживаниям. Не следует устранять все то, что может неблагоприятно влиять на его настроение.

        Важнее всего при сильном возбуждении подростка психическое влияние на него окружающих взрослых. Недопустимо применение наказания, т.к. подросток в аффекте невменяем.

        Подростков - истериков в момент истерии  (сильного возбуждения) лучше не замечать, но не оставлять без надзора, т.к. они склонны к попыткам самоубийства. Наказывать их нельзя, т.к. могут быть осложнения – паралич, психическая немота. После того как подросток успокоился, он становится более доступным для контакта с педагогом. И в процессе простой и доброжелательной беседы глубже понять его поведение. Метод беседы достигает цели тогда, когда ребенок видит в лице педагога своего наиболее близкого друга, советника во всех трудных вопросах жизни.

        В моменты сильного аффекта целой группы причинами могут быть: а) недостаточное питание; хроническое недоедание; б) систематическое проявление грубого поведения нелюбимого педагога, недостаток движения, недостаточное пребывание на воздухе; в) однообразное провождение свободного времени, нерациональный отдых; г) дети – вожаки, терроризирующие остальных, подстрекают, разжигают своих товарищей – в результате происходит взрыв аффекта с насильственным протестом против кого-нибудь из педагогов, врача или администрации.

        Коррекция рассеянности.

        Рассеянность у детей, обуславливается различными причинами, из которых главнейшими будут следующие:

        А) постоянное отвлечение бесчисленными рецепциями причинами, неустанной сменой мыслей, эмоций, желаний, беспрерывно проникающих в их мозг, что так типично, например, при патологической активности;

        Б) интенсивная сосредоточенность. Всем известны анекдоты о рассеянности Данте, Спинозы, Ньютона и многих других великих людей. Их пресловутая рассеянность, в действительности, есть поразительная наклонность сосредоточения на одной мысли, которая, делаясь господствующей, выключает из сознания все остальное. При навязчивом состоянии глубокая сосредоточенность ведет к резко выраженной рассеянности.

        В) переживание страхов также служит причиной невозможности сосредоточиться на нужном занятии, работе;

        Г) невро – и психопатии, в частности, сексуальные ненормальности,

        Д) физические заболевания, недомогания и слабость. В каждом отдельном случае приходится разбираться в этиологических (причинах) моментах и на них строить план коррекции ненормальной рассеянности.

        6. Коррекция застенчивости.

        Застенчивость – это тяжелое психологическое состояние, которое может влиять на наше мышление, задерживая, расстраивая его ход, может действовать вопреки желаниям на чувства (эмоции) и, наконец, вызывать у нас неловкие, вынужденные, лишние движения руками, ногами, головой и т.п. Каждому приходилось испытывать чувство застенчивости в разных случаях и особенно сильно, когда приходилось говорить с лицом обладающим умом, талантом широкой известностью или властью. При этом мысли путаются, язык заплетается, говоришь не то, что хотел и о чем думал, чувства тупеют, движения неловки.

        Французский исследователь Анри Дюга установил 3 вида застенчивости: умственную, волевую и эмоциональную. У одних застенчивых людей замечается признаки абулии (вялости, отсутствия инициативы, слабости воли), у других – симптомы истерии. Одного смущение приводит в состояние оцепенения, другой приходит в состояние возбуждения и ярости.

        У подростков застенчивость проявляется в смущении, робости, неловкости. Она проявляется в присутствии взрослых людей, им незнакомых, но так же и при подростках, но больше старшего возраста.

        Задача коррекции застенчивости состоит в том, чтобы устранить застенчивость подростка в общении с людьми. С этой целью создается целая система поручений: подростку поручается передать кому – либо вещь (желательно малознакомому лицу); далее ему предлагается сказать тому же лицу что – то на словах, что для него является сложнее первого поручения, подобные поручения постепенно и систематически усложняются в пределах своего дома, а затем и вне его. Мягко проводимая система поручений осторожно, нефорсированно дает хорошие результаты. Бранью же, суровыми холодной строгостью можно только еще более усилить боязливую напряженность застенчивого подростка. Сначала нужно стараться завоевать доверие робкого смущающегося подростка, тогда для нас откроется и его сердце.

        7. Коррекция навязчивых мыслей и действий.

        При коррективном воспитании подростков с этим недостатком характера нужна тактика твердого и бережного отношения. Вследствие того, что речь идет о неустойчивых  и впечатлительных подростках (при этом с нормальным или более высоким интеллектом), то приходится считаться с сильным недоверием, большим критичным отношением подростка к педагогу, врачу и тем более к родителям. Подросток должен, прежде всего почувствовать, что его понимают, что при всех его странностях видят невозможность  поступить иначе.

        Касаясь сексуальности подростка, нужно быть чрезвычайно  внимательным, осторожным, так как каждое необдуманное слово может вызвать новое навязчивое

представление. Необходимо взвешивать каждое слово, выражаться по возможности просто и ясно, чтобы не давать повода к сомнениям и раздумьям. Многолетний опыт показывает, что эти подростки нуждаются в систематичном отвлечении от навязчивых мыслей, путем участия в работах и занятиях, построенных индивидуально для каждого из них, в соответствии с интересами.

        8. Метод профессора Бельского.

        Бельский сконструировал весьма интересный метод индивидуального воздействия на трудного подростка. Меры такого воздействия сформулированы им следующим образом:

        А) дружественная эмоциональная связь в начале работы над собой подчиниться режиму ради близкого, любимого человека, чтобы доставить ему радость и тем самым себе;

        Б) катарзис – очищение психики от предшествующих, травматизировавших его переживаний, путем эмоциональных бесед педагога или товарища с попутным указанием на неправильную целевую установку поведения, а также избрание подростком новых форм социально полезных установок, то есть сознательный отказ от прежнего поведения;

        В) постепенный перевод эмоциональной энергии, освободившийся после катарзиса, на новые социально полезные цели на основе закона трансформации эмоций:

  перевод эмоции на смежную с ней, близкую по природе эмоцию, например, эмоции азарта – в спорт, нарциссизма (самовыставление, самолюбование) – в героических ролей в спектакле и т.п.

  изменение целевой установки данных эмоций (например, целесообразен переход хаотической стихийной агрессивность по отношению к объективным, социально враждебным феноменом), поручение соответственных должностей в самоуправлении  в целях борьбы за лучшие формы общения и т. п.

  обращение эмоции в ее противоположность: агрессивность, садизм по отношению к людям, животным может превратиться под влиянием коллектива, воздействия педагогов, в нежную любовь, в уход за больными, слабыми товарищами, животными;

  превращение интравертировавшихся эмоций (обращенных на самого себя) в радостное общение с окружающим коллективом, причем в тяжелых случаях вначале через общение с близким другом, а также с небольшой группой наиболее чутких товарищей. Это особенно важно в случаях упорного сексуального самоудовлетворения на почве автоэротизма, самовлюбленности, являющейся следствием разрыва с теми, на кого была направлена в детстве любовь.

  постепенный отрыв подростка от индивидуальной связи с педагогом и полное направление психической (любовной) энергии на коллектив. Этот отрыв, к сожалению, с трудом проводится даже лучшими педагогами, вследствие субъективных переживаний (трудно отдалиться от любимого). Необходимость этого отрыва ясна, ибо тесная связь с любимым препятствует направлению всей энергии на жизнь в коллективе и с коллективом воспитанников, без правильной организации которого работа не представляется возможной.

        9.  Коррекция бродяжничества.

          Задачей коррекции является устранение всего того, что вредно отражается на нервно – психическом здоровье подростка. Каждый отдельный случай требует индивидуальной психопатологической оценки, индивидуального лечебного отношения и воспитания. Этому особенно способствует основательное изучение каждого случая. Метод воспитания через коллектив также дает значительные результаты. В настоящее время уже есть много фактов и наблюдений, говорящих о том, что подростки, участвующие в работе кружков значительно сильнее отвлекаются от нездорового влечения и глубже вовлекаются в нормальную жизнь.

Необходима тщательно проводимая дифференциация подростков по группам и

малочисленность каждой группы, что предполагает достаточно опытный педагогический состав, дающий возможность проводить всеми работниками (преподавателями и воспитателями) единую тактику воспитания подростков.

        Рационально поставленный труд вызывает в подростке удовлетворение от содержательно проведенного дня. Использование разных видов творчества, а не только шаблонного труда, проведение экскурсий позволяет организовать разнообразную жизнь с живыми и яркими впечатлениями, чтобы не было скучно, серо и однообразно.

        10.  Самокоррекция

         Всеми признано, что один из весьма продуктивных методов воспитания характера у нормальных подростков – это самовоспитание. Только методом самоотверженной работы над собой и работы для других мы имеем успех в своей общественной жизни. Этот принцип применим и по отношению к подросткам с исключительным характером, но в данном, частном, случае необходима конкретизация: воспитывать в себе нормальные черты характера и исправлять его дефект.

        Подростка следует приучать сознавать и понимать свои недостатки и слабости с тем, чтобы он знал и умел применять средства борьбы с ними. Эти подростки нуждаются в том, чтобы у них было создано сознательное стремление к усилению своих хороших черт и к устранению ненормальных свойств характера. Очень уместно, время от времени, говорить подростку: «Недостатки, которые вкоренились в тебя, будут еще долго мучить тебя и после того, как ты уже освободишься от них, - они могут проявиться в твоих детях, и тебе еще раз придется побороть их воспитанием.

        11. Метод убеждения. Необходимо беседовать с подростком, убеждать и внушать ему, что если он будет стараться выздороветь, то он уже находится на пути к выздоровления. Такая тактика, согласованно проводимая всеми лицами, окружающими подростка, может ускорить и улучшить медико-педагогическую коррекцию.

        Швейцарский профессор Поль Дюбуа, говоря об основах разумной психотерапии, утверждают, что лечение психоневрозов должно быть, прежде всего психическим, которое состоит во влиянии на рассудочную деятельность больных и в воспитании их воли; истинный врач больше поможет пациенту своим словом, нежели лекарством и врачебными процедурами, при этом его моральное влияние весьма зависит от глубины убеждения и силы искренности.

        В деле лечения психоневрозов путем убеждения, разъяснение оказывает огромную услугу. Многие симптомы психоневрозов являются результатами веры в них пациентов, и, как бы ни была запутана цель причинности, конечным звеном является уверенность в существовании известных болезненных признаков. Задача рациональной психотерапии состоит в том, чтобы внедрить в психику пациента веру в его выздоровление. Справедливо мнение Дюбуа, что пациент находится на пути выздоровления, как только он получит уверенность, что он скоро вылечится; он вылечится в тот момент, когда поверит, что вылечится.

        Таким образом, врачами и педагогами накоплен достаточно богатый опыт работы с подростками, имеющими различного рода отклонения. Их использование требует вдумчивый и кропотливой работы направленной на изучение происхождения заболевания, характера его протекания и проявления. Их использование требует вдумчивый и кропотливой работы направленной на изучение происхождения заболевания и проявления в реальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая коррекция песком - нетрадиционный метод в работе учителя-логопеда.

Данный материал содержит авторские методические разработки по использованию песочной  терапии в работе учителя-логопеда....

«Дети с РАС и педагогическая коррекция проявлений агрессивности детей с РАС»

РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. В настоящее время все чаще РАС рассматриваются как психоло...

Методическая разработка классного часа Тема «Диагностика буллинга на раннем этапе развития и методы его коррекции»

В современном обществе подростки все чаще сталкиваются с проблемой жестокости и не всегда знают, как вести себя в таких ситуациях, к кому обращаться и как избежать негативных последствий травли. Поэто...

Технологическая карта занятия по дисциплине Педагогика "Понятие о методах и приёмах обучения. Классификация методов обучения"

Технологическая карта открытого занятия по дисциплине Педагогика на тему "Методы воспитания. Условия эффективности методов стимулирования деятельности" предназначена для студентов 2 кур...

Консультация для родителей. Сказкотерапия для детей как метод психологической коррекции.

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции, оказывает невероятную эффективность, использовать который в отличие от других психотерапевтических приемов, разрешено для работы с детьми начиная с ...

Консультация для родителей. Сказкотерапия для детей как метод психологической коррекции.

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции, оказывает невероятную эффективность, использовать который в отличие от других психотерапевтических приемов, разрешено для работы с детьми начиная с ...