«Дети с РАС и педагогическая коррекция проявлений агрессивности детей с РАС»
статья

РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. В настоящее время все чаще РАС рассматриваются как психолого-педагогическая проблема.В России данная проблема только начинает занимать всё большее внимание общественности. Создаются фонды помощи, открываются ресурсные классы, печатаются издания, освещающие проблему РАС. В современной специальной педагогике довольно остро стоит проблема обучения и воспитания детей с аутизмом. Она вызывает множество дискуссий, так как до настоящего момента нет точных данных о причине возникновения данного нарушения. Тем более пугающими кажутся цифры – 1:68. Именно такую статистику опубликовали американские эпидемиологи. Основные прогрессивные исследования в области коррекции аутизма в настоящий момент принадлежат США и европейским странам. Наверное, самой главной спецификой данного нарушения можно назвать индивидуальность проявлений. Невозможно найти такую методику, которая подошла бы каждому ребёнку с аутизмом, или хотя бы большинству. Это отражается в ключевой дефиниции – расстройство аутистического спектра. Спектр – это огромное количество вариаций: у каждого своя история, свои предпочтения, свои аффективные реакции и способы компенсации. Такие люди «неудобны», потому что не похожи на большинство. Одной из таких «неудобных» особенностей аутистов являются агрессия. Мы часто забываем, что агрессия не возникает «просто так», без причины. Всегда есть некий катализатор, запускающий защитную реакцию психики. Очень важно вовремя разобраться в причинах, обозначить круг ситуаций, запускающих агрессивное поведение и прорабатывать их, обучать предупреждению травмирующей ситуации, выходу из неё, развивать эмоциональный интеллект, заинтересованность в адекватных способах  коммуникации, методах абстрагирования. Не менее важны релаксационные методики, позволяющие снимать напряжение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дети с РАС и педагогическая коррекция проявлений агрессивности детей с РАС»

Расстройства аутистического спектра (далее РАС) в настоящее время все чаще рассматриваются как психолого-педагогическая проблема. Это особый тип нарушения психического развития, возникающий на основе биологической дефицитарности нервной системы. По международной классификации (1994) аутизм относится к первазивным нарушениям, охватывающим все стороны психического развития ребенка.

РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в  становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.

Разнообразная и яркая картина аффективных проблем и вторичных защитных установок таких детей: уход от контакта, негативизм, стереотипность, страхи, проявления агрессии и самоагрессии часто срывают за собой наличие выраженных трудностей в освоении этими детьми адекватных форм социального поведения. Довольно поздно и с большим трудом складываются самые элементарные навыки повседневной жизни, приобретенные умения ребёнок часто не может переносить в другие условия, либо переносит лишь благодаря побуждениям со стороны взрослого. Ребенок демонстрирует неумение без помощи других использовать существующие у него знания и умения.

РАС объединяют детей с различным уровнем психического развития: с тяжелым нарушением умственного развития (с мутизмом, с IQ ниже 70) и с так называемыми «блестящими» речевыми и интеллектуальными способностями. Общими для всех детей с РАС являются нарушения социальной адаптации, трудности усвоения социальных норм и правил и в целом установление коммуникации с другими людьми. Для преодоления этих трудностей организуется профессиональная психолого-педагогическая помощь ребёнку и его семье. С одной стороны, она расширяет представления членов семьи о специфике поведения и нарушения ребёнка, учит их более осознанному отношению, обучает навыкам взаимодействия с ребёнком. С другой стороны – помогает ребёнку в социально-бытовой адаптации, даёт возможность для самореализации и овладения навыками самостоятельной жизни.

Агрессия является одной из наиболее неприятных проблем, с которой сталкиваются родители и воспитатели аутичного ребенка. Как правило, она проявляется как реакция на стресс и раздражители. Но часто дети агрессивничают, если не получают то, чего хотят. Чтобы прекратить истерику, малышу потакают и удовлетворяют практически любой его запрос. Такой подход неуместен в отношении детей с расстройством аутистического спектра, поскольку со временем делает невозможным или проблематичным обучение и развитие новых навыков. Современные методы коррекции поведения позволяют не только уменьшить количество истерик, сопровождающихся агрессией, но и научить ребенка самоконтролю. Для этого необходимо определить причину, которая провоцирует такое состояние и подобрать эффективные механизмы влияния в соответствии с особенностями аутиста и его болезни. Детский аутизм эффективнее поддается лечению на ранних стадиях. Стоит сразу уточнить, что агрессия и агрессивность не являются синонимами. Агрессивность — это устоявшаяся поведенческая модель, возникающая, когда родители поощряют деструктивные реакции у ребенка на различные раздражители. В результате у него вырабатываются отрицательные поведенческие привычки. Агрессия является реактивным поведением, неосознанным и возникающим в автоматическом режиме. Состояние наступает при активности защитных свойств организма в условиях сильного раздражителя, например, сенсорного. Зная, что является стрессом, можно предотвратить агрессивное поведение у аутиста. Вспышка неконтролируемой агрессии не является личным желанием ребенка. Она объясняется биологическими процессами, возникающими под воздействием неподвластных нейронных импульсов. Иными словами, агрессия у детей с РАС — это рефлекс. Чаще всего она проявляется по отношению к другим людям: аутист может драться, бить, кусаться, бросать предметы в близких и т.д. Также возможна самоагрессия (самоповреждающее поведение). Ребенок может наносить себе различные повреждения, сильно трясти головой, громко плакать или кричать, брыкаться, делать невозможным ваше приближение и др. Самоагрессия представляет реальную угрозу для здоровья малыша и требует обязательного вмешательства со стороны специалистов. При попытках коммуницировать с окружающим миром, выполнять невербальные действия и реагировать на внешние раздражители для детей с РАС агрессия и самоповреждающее поведение являются основными проблемами. Они могут возникнуть в силу различных обстоятельств и у нейротипичного ребенка, но у аутистов показатель агрессии намного выше. Особенно это проявляется в отношении близких родственников. При расстройстве аутистического спектра фактором риска является возраст: чем младше аутенок, тем вероятнее у него появление бесконтрольных вспышек агрессии. Чаще всего такое отрицательное поведение фиксируется у детей-аутистов, у которых сильно нарушено взаимодействие с социумом, наблюдаются часто повторяющиеся действия и стереотипии. Но агрессия в этом случае вполне объяснима: это единственно возможный способ для них выразить страх, тревогу, гнев, разочарование или другие чувства. Несмотря на такое поведение, способность к развитию и обучению у аутят не исчезает. Правильно подобранное лечение и занятия по сенсорной адаптации позволяют снизить частоту приступов агрессии, ее интенсивность и научить ребенка, как справляться с негативными эмоциями и стрессовыми ситуациями. К тому же, проанализировав внешние факторы, которые могут воздействовать в качестве раздражителей, можно понять, почему аутисты кусаются или агрессивно реагируют, и справится с этой привычкой. Агрессивное поведение не только доставляет дискомфорт всем членам семьи, но и может быть опасным для ребенка и окружающих. Именно поэтому важно помочь аутисту в этой ситуации: установить приводящие причины, научить правильному реагированию и в дальнейшем стараться не допускать возникновения стрессовых для малыша ситуаций. Важно подавать правильный пример и обходиться в стрессовых ситуациях без бурных эмоциональных всплесков и бранных слов. Дети с РАС всегда равняются на взрослых — это для них один из способов обучения. Если вы будете спокойно выражать свои чувства и словами объяснять, что вас расстроило, им будет проще перенять и сформировать у себя правильную модель поведения в той или иной ситуации. Применение метода A-B-C Чтобы предугадывать возможную вспышку агрессии, используют принцип A-B-C:

 А предпосылка (antecedent). Факторы, которые сподвигают ребенка к проявлению агрессии. Для уточнения предпосылки важно фиксировать точное время и дату, место и условия инцидента.

  B поведение (behaviour). Описывает, как среагировал аутенок на провоцирующий фактор. Обязательно записывайте все нюансы.

 С последствия (consequence). К чему привели действия малыша? Как они повлияли на него и окружающих? Отвечая на эти вопросы, вы определите, каковыми являются последствия очередной вспышки агрессии. Понимание причин агрессии -правильная расшифровка A-B-C важна для выявления истинных причин и разработки методов по предотвращению нежелательного поведения. Истерика и агрессивное поведение — это невозможность совладать с собственными эмоциями, стрессом (например, смена привычного распорядка дня).

Дети с РАС любят стабильность и стремятся к ней, поэтому старайтесь следовать одному и тому же распорядку, и подкрепите его картинками, описывающими, что последовательно должен делать ребенок на протяжении дня. Очень важно создать в доме уголок, где малыш сможет отдыхать от сенсорных раздражителей и справляться со стрессом.

Искажение развития характерно проявляется в изменении соотношения простого и сложного в обучении ребёнка. Он может иметь фрагментарные представления об окружающем, не выделять и не осмыслять простейших связей в происходящем в обыденной жизни, чему специально не учат обычного ребёнка. Может не накапливать элементарного бытового жизненного опыта, но проявлять компетентность в более формальных, отвлечённых областях знания – выделять цвета, геометрические формы, интересоваться цифрами, буквами, грамматическими формами и т.п. Этому ребёнку трудно активно приспосабливаться к меняющимся условиям, новым обстоятельствам, поэтому имеющиеся у таких детей способности и даже уже выработанные навыки и накопленные знания плохо реализуются в жизни.

Передача таким детям социального опыта, введение их в культуру представляют особенную трудность. Установление эмоционального контакта и вовлечение ребёнка в развивающее практическое взаимодействие, в совместное осмысление происходящего представляют базовую задачу специальной психолого-педагогической помощи при аутизме.

Известно, что существует большой опыт разрешения подобных проблем, накопленный прежде всего в зарубежной, а также и в отечественной психологии и педагогике.

На сегодняшний день, существует ряд методик, позволяющие корректировать нежелательное поведение детей с РАС. Одной из которых является Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Важнейшей техникой арт-терапевтического воздействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». Арт-терапия является незаменимым средством при коррекции тяжёлых эмоциональных нарушений, серьёзных нарушениях коммуникативной сферы, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности

Музыкотерапия — это терапия контакта при помощи музыкальных средств, который ведется на первичном языке, языке доступном аутичному ребенку. Это совместное исследование звукового пространства, основными задачами которого являются: установить контакт с аутичным ребенком; помочь ему структурировать информацию, поступающую извне; развить способность к коммуникации.

ABA-терапия Идея метода заключается в том, что социальные поведенческие навыки могут быть привиты даже детям с тяжёлой формой аутизма с помощью системы поощрений и наказаний. АВА-терапия – это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения, которые дают возможность изучать влияние факторов окружающей среды на поведение ребёнка с РАС и изменять его, то есть манипулировать этими факторами.

 Метод АВА-терапии имеет еще одно название — модификация поведения. Идея программы АВА заключается в том, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и пока ребенку нравятся последствия, он будет повторять эти действия, если же не нравится – не будет. В этом процессе участвует не только ABAтерапист, но и все члены семьи ребёнка. Это процесс не быстрый и трудоемкий, но зато в результате загадочное поведение перестаёт быть таковым и приобретает смысл.

Арт-терапия и ABA-терапия, разнообразны по формам, методам и средствам воздействия, и включают в себя элементы других методик (например, релаксация во время прослушивания музыкальной композиции, обучение игре через систему поощрений и т. д.).

Арт-терапевтические приёмы, являясь наиболее «мягкими» по воздействию, больше подходят для детей с эмоциональным типом реагирования на аффективную ситуацию. С её помощью можно научить ребёнка различать свои и чужие эмоции и переживания, научить состраданию, нормам поведения, обучить способам снятия напряжения, в том числе социально одобряемым формам выхода эмоции злости. ABA-терапия является наиболее подходящей для детей неэмоционального, импунититвного типа реагирования, у которых имеется фиксация на удовлетворении потребностей и/или слабая мотивация к социально-коммуникативному взаимодействию. С помощью системы поощрений, правильно подобранных мотивационных стимулов, можно добиться исполнения инструкций педагога, заинтересованности в образовательном процессе и процессе коммуникации, а также обучить социально приемлемым способам построения коммуникации, элементарному умению выражать свою просьбу.

В современной специальной педагогике довольно остро стоит проблема обучения и воспитания детей с аутизмом. Она вызывает множество дискуссий, так как до настоящего момента нет точных данных о причине возникновения данного нарушения. Тем более пугающими кажутся цифры – 1:68. Именно такую статистику опубликовали американские эпидемиологи. Основные прогрессивные исследования в области коррекции аутизма в настоящий момент принадлежат США и европейским странам.

В России данная проблема только начинает занимать всё большее внимание общественности. Создаются фонды помощи, открываются ресурсные классы, печатаются издания, освещающие проблему РАС. Наверное, самой главной спецификой данного нарушения можно назвать индивидуальность проявлений. Невозможно найти такую методику, которая подошла бы каждому ребёнку с аутизмом, или хотя бы большинству. Это отражается в ключевой дефиниции – расстройство аутистического спектра. Спектр – это огромное количество вариаций: у каждого своя история, свои предпочтения, свои аффективные реакции и способы компенсации. Такие люди «неудобны», потому что не похожи на большинство. Одной из таких «неудобных» особенностей аутистов являются агрессия. Мы часто забываем, что агрессия не возникает «просто так», без причины. Всегда есть некий катализатор, запускающий защитную реакцию психики. Очень важно вовремя разобраться в причинах, обозначить круг ситуаций, запускающих агрессивное поведение и прорабатывать их, обучать предупреждению травмирующей ситуации, выходу из неё, развивать эмоциональный интеллект, заинтересованность в адекватных способах  коммуникации, методах абстрагирования. Не менее важны релаксационные методики, позволяющие снимать напряжение.

Учитель, Букер О.М.

01.11.2022 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового периода.

Материал содержит информацию о развитии ребенка на разных стадиях становления личности....

АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в...

Методические рекомендации по оказанию помощи в обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (лицам из числа детей-сирот, социальным педагогам, педагогическим работникам, воспитателям, родителям (законным

Методические рекомендации по оказанию помощи в обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (лицам из числа детей-сирот, социальным педагогам,...

Тренинг «Технологии нейтрализации агрессивных проявлений у детей и подростков»

Снижение уровня агрессивности путем обучения навыкам адаптивного поведенияЗадачи:1)дать подростку возможность осознать не конструктивность его агрессивного поведения; научить подростка понимать п...

ВКР на тему "Игры с правилами как средство развития произвольности у агрессивных детей".

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, богослов, психолог и педагог В. В. Зеньковский утверждал, что «&helli...

Статья:"Особенности проявления СДВГ детей старшего дошкольного возраста"

В данной статье автор описывает понятие и признаки СДВГ дошкольника, подробно останавливаясь на коррекционной деятельности педагогов в ДОО....