Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового периода.
статья по теме

Демченко, Надежда, Михайловна

Материал содержит информацию о развитии ребенка на разных стадиях становления личности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового периода Причины 1.ТЕМП И РИТМ ТЕХНИКО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВА 2.НАСЫЩЕННЫЙ ХАРАКТЕР ИНФОРМАЦИИ 3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Слайд 2

СЕМЬЯ АМОРАЛЬНАЯ КОНФЛИКТНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ НЕ КОМПЕТЕНТНАЯ АССОЦИАЛЬНАЯ

Слайд 3

ОТСУТВИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА РЕБЁНКА ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПОДАВЛЕНИЯ И ДАЖЕ НАСИЛИЯ В ВОСПИТАНИИ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ И ЭГОИСТИЧЕСКИХ СООБРАЖЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА ХАОТИЧНОТЬ В ВОСПИТАНИИ ИЗ-ЗА НЕСОГЛАСИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Слайд 4

1.ГИПЕРОПЁКА 2.СИТУАЦИЯ СОЗДАЮЩАЯ КУМИРА 3.СИТУАЦИЯ СОЗДАЮЩАЯ ЗОЛУШЕК, ГДЕ РОДИТЕЛИ УДЕЛЯЮТ МНОГО ВРЕМЕНИ СЕБЕ

Слайд 5

Обследование деликвентных подростков Крайне неблагополучные семьи 92 из 100 обследуемых 40% из не полных семей 11% родителей лишены родительских прав 19% ближайших родственников в местах лишения свободы 88% злоупотребляют спиртными напитками

Слайд 6

Проявление форм агрессии в возрасте от 10 до 15 лет 10-11 лет 12-13 лет 14-15 лет

Слайд 7

Проявление форм агрессии у подростков из разных социальных слоёв населения Социальные слои Формы агрессии, % физическая косвенная вербальная негативная Из рабочей среды 70 45 50 30 Из среды строителей 65 55 60 40 Из среды сельских тружеников 67 60 65 20 Из среды малоквалиф-х подсобных работников (прачка, уборщица) 30 65 75 50 Из среды служащих среднего звена 40 45 75 60 Из среды руководящих работников 60 67 35 90 Из среды торговых работников, коммерсантов 20 30 25 10 Из среды интеллигенции (учителя, врачи, инженеры) 25 40 55 80



Предварительный просмотр:

Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста.

      Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связанно, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющихся к растущим людям новые требования. Во-вторых с насыщенном характером информации, которая создаёт массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого ещё не выработано чёткой жизненной позиции. В –третьих с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения. При этом у молодёжи развивается чувство протеста, часто не осознанного, и вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму.

      Личность ребёнка и подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается семьи. Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей, где появляются дети с отклонениями в поведении. Эти классификации не противоречат, а дополняют, иногда повторяют друг друга.

      Алексеева Л.С. различает следующие виды неблагополучных семей:

- конфликтная;

- аморальная;

- педагогически некомпетентная;

- асоциальная.

      Бочкарёв Г.П. выделяет семьи:

- с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям;

- в которых отсутствуют эмоциональные контакты между её членами, безразличие к потребностям ребёнка при внешней благополучности отношений. Подросток в таких случаях старается найти эмоционально значимые отношения вне семьи;

- с нездоровой нравственной атмосферой, где подростку прививаются социально не желательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

     Баерунас З.В. выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:

- отсутствие сознательного воспитательного процесса на подростка;

- высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании;

- преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности подростка;

- хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

     Личко А.Е. выделяет четыре неблагополучные ситуации в семье:

- гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренне жизни детей до семейной тирании;

- гиперопека, переходящая в безнадзорность;

- ситуация, создающая «кумира» в семье, неумеренная похвала за весьма скромные успехи;

- ситуация, создающая «золушек» в семье - появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.

    92 из 100 деликвентных подростков обследованных спец. ПТУ г. Чернигов росли в крайне неблагополучной обстановке:

- 40% росли в неполных семьях;

- у 11% оба родителя лишены родительских прав;

- у 19% ближайшие родственники на момент обследования находились в местах лишения свободы;

- 88% хотя бы один из родителей  злоупотребляет спиртными напитками;

- 76% родителей проявляют безразличие в дальнейшей судьбе подростка.

    Сочетание неблагоприятных факторов искажает весь образ жизни подростков. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, не редко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё на зло, вопреки воли окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного поведения, агрессии и разрушительных действий.

    Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что подросток обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе.

    На первой стадии подросткового периода (в 10-11 лет) ребёнка характеризует весьма критичное отношение к себе. Они отмечают преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубость, жестокость, агрессивность. При этом у детей этого возраста преобладает физическая агрессия и менее всего выражена агрессивность косвенная. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной ступени развития.

     Ситуативное отрицательное отношение к себе сохраняется на второй стадии подросткового возраста (в 12-13лнт), обуславливаясь, в значительной мере, оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников. В этом возрасте наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической и вербальной агрессии, тогда как агрессивность косвенная менее выражена.

    На третьей стадии подросткового возраста (в 14-15 лет) наблюдается сопоставление подростка своих личных особенностей, форм поведения с определёнными нормами, принятыми в референтных группах.

    При этом на первый план выходит вербальная агрессивность, что на 20% превышает показатели 12-13 лет и почти 30% в 10-11 лет. Агрессивность физическая и косвенная повышаются не существенно, также как уровень негативизма.

    Стихийно складывающиеся компании сверстников объединяют подростков, близких по уровню развития, интересам. Группа закрепляет и даже культивирует девиантные ценности и способы поведения, оказывает сильное влияние на личностное развитие, становясь регулятором их поведения. Утрачиваемое подростком чувства дистанции, ощущения допустимого и недопустимого приводит к непредсказуемым событиям. У подростков отмечается немедленное удовлетворение желаний, пренебрежительное отношение к учёбе, плохая успеваемость, уклонение от обязанностей и поручений по дому, пропуски занятий. У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках. Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых ощущений. Алкоголизм и наркотики тесным образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто подростки распитием спиртного отмечают удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи.

    Установлено, что среди подростков, осуждённых за агрессивные преступления, 90% совершили преступления в нетрезвом состоянии.

    На всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности:

                                                                                                                          Таблица 1  

Проявления различных форм агрессивности у подростков 10-15 лет

Возрастные

группы

Формы агрессивности, %

физическая

косвенная

вербальная

негативизм

10-11 лет

49%

32%

44%

45%

12-13 лет

56%

48%

51%

64%

14-15 лет

61%

51%

72%

65%

   Дети  подросткового возраста особенно зависимы от микро среды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементом микросреды в отношениях формирующих личности является семья. При этом решающим является не её состав а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. Установлено, что уровень физической формы агрессивного поведения наиболее выражен у детей из рабочей среды, а наиболее агрессивными являются дети из среды сельских механизаторов. Вместе с тем у подростков этой группы отмечается минимальный уровень негативизма. Вербальные формы агрессивного поведения для большинства подростков из семьи служащих среднего звена. В то же время эти подростки отличаются сравнительно не высоким уровнем физической формы агрессивного поведения. ПО уровню косвенной агрессии на первом месте подростки из семей подсобных работников и семей руководящих служащих. Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих работников и семей интеллигенции (врачи, учителя, инженеры). Менее всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды торговых работников. Видимо в этом случае сказывается не только материальное благополучие, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию.

                                                                                                                            Таблица 2

Проявление различных форм агрессии

у подростков из разных социальных слоёв населения.

Возрастные

группы

Формы агрессивности, %

физическая

косвенная

вербальная

негативизм

Из рабочей среды

70%

45%

50%

30%

Из среды строителей

65%

55%

60%

40%

Из среды сельских тружеников

67%

60%

65%

20%

Из среды малоквалифицированных подсобных работников

30%

65%

75%

50%

Из среды служащих среднего звена

40%

45%

75%

60%

Из среды руководящих работников

60%

67%

35%

90%

Из среды торговых работников

20%

30%

25%

10%

Из среды интеллигенции

(учителя, врачи, инженеры)

20%

40%

55%

80%

    Приведённые данные появлений разных форм агрессивного поведения подростков из разных социальных слоёв населения и их анализ имеют не только психолого-теоретическое , но и практическое значение, позволяя ориентироваться в характере личности подростка, учитывая особенности влияния социальной ситуации, воздействия семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в...

Причины возникновения нарушений речи у детей дошкольного возраста.

         При  нормальном ходе речевого развития,  к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, ...

Тренинг «Технологии нейтрализации агрессивных проявлений у детей и подростков»

Снижение уровня агрессивности путем обучения навыкам адаптивного поведенияЗадачи:1)дать подростку возможность осознать не конструктивность его агрессивного поведения; научить подростка понимать п...

Могут ли детей из разных классов объединять в одну учебную группу?

Могут ли детей из разных классов объединять в одну учебную группу?...

ВКР на тему "Игры с правилами как средство развития произвольности у агрессивных детей".

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, богослов, психолог и педагог В. В. Зеньковский утверждал, что «&helli...

Статья:"Особенности проявления СДВГ детей старшего дошкольного возраста"

В данной статье автор описывает понятие и признаки СДВГ дошкольника, подробно останавливаясь на коррекционной деятельности педагогов в ДОО....

«Дети с РАС и педагогическая коррекция проявлений агрессивности детей с РАС»

РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. В настоящее время все чаще РАС рассматриваются как психоло...