Студенческий проект
проект на тему

Баркова Светлана Васильевна

Одной из основных проблем современного общества является обострение суицидального поведения среди населения. Пожалуй, самое страшное, когда из жизни решает уйти ребенок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_proekta.doc.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

«Жизнь - смерть? … ЖИЗНЬ!»

Методическое представление

Введение

« … Суицид – это мольба

о помощи, которую никто

не услышал …»

Р. Алеев

Одной из основных проблем современного общества является обострение суицидального поведения среди населения. Пожалуй, самое страшное, когда из жизни решает уйти ребенок. Статистика говорит о том, что самоубийств среди детей меньше, чем среди взрослых, но зато по количеству неудачных попыток первые выбиваются в лидеры с огромным перевесом. Мировое сообщество тревожит тот факт, что самоубийство находится на третьем месте среди причин смерти детей и подростков. Исследования показывают, что у каждого пятого подростка время от времени возникает вполне серьезные мысли, чтобы покончить с собой, и с годами суицид «молодеет».  Для подростков нередко бывает очень важно доказать что-либо друзьям, родителям, своей неразделенной любви, а иногда и просто обратить внимание на собственное существование. В этом случае у человека нет желания умирать, но он может увлечься «игрой» в самоубийство и пойдет до конца.

Для молодежи характерна повышенная восприимчивость – детей и подростков очень просто настроить на что-то. Поэтому среди них нередко встречаются и случаи фанатичного суицида, когда, к примеру, несколько человек следуют на смерть за своим кумиром-музыкантом или духовным лидером. Причина кроется в ограничении мышления, неразвитом кругозоре, невозможности и нежелании увидеть какие-то иные горизонты в жизни.

Если ваш ребенок замкнут, не имеет друзей, прогуливает школу – это серьезный повод для беспокойства. В этом случае необходимо поговорить не только с ним самим, но и с учителем, одноклассниками. Важно понять причину такой закрытости. Вообще подавляющее большинство детских самоубийств полностью лежит на совести родителей. Именно недостаток общения приводит к этим страшным, совершенно недетским поступкам. Любому ребенку нужна помощь в развитии собственного «Я», ему нужен человек, с которым он может поделиться проблемами. Вот почему так важно общаться с ним на самые разные темы. Вы должны стать другом для него, а он отплатит доверием со своей стороны. Не стоит забывать и о том, что многие жизненные трагедии подростка для разумного взрослого человека кажутся пустяковыми. Поэтому, разговаривая с ребенком, нужно серьезно относиться к любым его незначительным трудностям в общении со сверстниками, в учебе, в отношениях с учителями.

С точки зрения социологии, самоубийство – одна из моделей так называемого девиантного поведения, область социальной патологии – наряду с наркоманией, проституцией, преступностью и алкоголизмом. Убивая себя, человек отказывается признавать, что он часть окружающего мира, и тем самым привлекает к своей персоне, пусть посмертно, пристальное внимание того самого социума, которым столь решительно пренебрег.

По мере углубления в изучение проблемы самоубийства, часто возникают определенные вопросы … Кто же чаще всего совершает суициды? Кто входит в «группу риска»? Кто подвергается риску? Хотя определить, какой тип людей «суицидо опасен», невозможно. Известно, что одни подростки подвергаются большему риску совершать самоубийство из – за специфических ситуаций, в которых они оказались, и специфических проблем, которые перед ними стоят.

Определился  ряд тех, кто находится в зоне повышенного суицидального риска:

  • депрессивные подростки;
  • подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;
  • подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи;
  • одаренные подростки;
  • подростки с плохой успеваемостью в школе;
  • беременные девочки;
  • подростки, жертвы насилия.

Взятая в отдельности, сама по себе, каждая из этих ситуаций или проблем вовсе не означает, что подросток, с ней столкнувшийся, обязательно окажется в зоне повышенного суицидального риска. Однако такого рода проблемы, безусловно, осложнят ему жизнь. У молодого человека, находящегося под прессом хотя бы одной из этих ситуаций или проблем, может не оказаться эмоциональных, умственных или физических сил противостоять неприятностям. И тогда суицид может стать для него единственным приемлемым выходом.

Можно выделить три формы суицида:

  1. Истинный (когда человек действительно хочет убить себя, имеет место обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной);
  2. Аффективный ( с преобладанием эмоционального момента, суицидальные попытки, совершаемые на высоте аффекта, который может длиться всего минуты, но иногда, в силу напряженной ситуации, может растягиваться на часы и сутки);
  3. Демонстративный (самоубийство как способ привлечь внимание к своей личности, разыгрывание сцен с изображением попыток самоубийства, безо всякого намерения действительно покончить с собой, иногда с расчетом, что вовремя спасут. В среднем каждая  четвертая демонстративная попытка суицида заканчивается суицидом по неосторожности ).

Мотивы и причины детско-подростковых суицидов

Мотивов и причин, побуждающих подростка к совершению суицида множество, но на первый план нередко выступали стремление обратить внимание родителей, близких, педагогов на свои проблемы, и их такой страшный протест мотивировался бездушием, безразличием, цинизмом и жестокостью старших.

Среди побудительных мотивов к совершению суицида нередко выступают такие, как: невыносимая душевная боль, одиночество, стыд за какой-то совершенный поступок, ощущение безнадежности и беспомощности, нестерпимая обида и недовольство собой (самоунижение), выражение путем суицида протеста и разрешение всех проблем.

Факторами, подталкивающими подростка к самоубийству, могут быть:

  • Внутрисемейные конфликты, возникающие из – за завышенных требований к ребенку или вследствие полного игнорирования его как личности. Существенную роль играет нарушение структуры семьи (развод родителей, смерть одного из ее членов). Потеря доверительных отношений с родителями – один из сильнейших стимуляторов суицидов у подростков.
  • Конфликты в школе. Нередко испытываемые подростком трудности в школе приводят к понижению его самооценки, появлению ощущения, что человек становится незначимым для окружающих.
  • Несчастная или безответная любовь. Это происходит, во-первых, потому что подросткам бывает тяжело найти себе партнера или же наладить с ним отношения, удовлетворяющие обе стороны. Во-вторых, глубокая психологическая травма приводит к возникновению сильных переживаний, кажущихся невыносимыми.
  • Материально-бытовые трудности. Нынешние подростки тяжело переносят материальное неравенство, когда у одного «есть все», а у другого – «ничего».
  • Депрессивные состояние и психическое расстройство (кратковременное или долгосрочное) в результате конфликтов или насилия между родителями в семье, а также вследствие массированного воздействия на сознание подростка агрессивной рекламы в электронных СМИ и Интернете, пропагандирующей секс, насилие, низменные стороны жизни, убийства и самоубийства.
  • Генетические факторы – некоторые подростки могут наследовать предрасположенность к психическим болезням, которые увеличивают риск суицидального поведения и суицида.
  • Неизлечимые болезни – такие как ВИЧ/СПИД, онкологические и венерические – нередко становятся стимулятором к совершению самоубийства.

Это люди, в большинстве своем подростки, вдруг начинают странно, непривычно вести себя. Большинство суицидентов словно выставляют перед собой «предупреждающие знаки». Знаки эти – их крик о помощи …

а) Угроза совершить суицид. Как правило, суицидальные подростки прямо или косвенно дают своим друзьям и близким понять, что собираются уйти из жизни. Прямую угрозу не переосмыслить, различным толкованиям она не поддается. «Я собираюсь покончить с собой», «В следующий понедельник меня уже не будет в живых» …

Косвенные угрозы, многозначительные намеки уловить труднее. Косвенные угрозы нелегко вычислить из разговора, иногда их можно принять за самые обыкновенные «жалобы на жизнь», которые свойственны всем нам, когда мы раздражены, устали или подавлены.

б) Словесные предупреждения. Не исключено, что ваш родственник или знакомый задумал совершить самоубийство, если он произносит фразы типа:

- «Я решил покончить с собой».

- «Надоело. Сколько можно! Сыт по горло!»

- «Лучше умереть!»

- «Пожил и хватит!»

- «Ненавижу всех и все!»

- «Ненавижу свою жизнь!»

- «Единственный выход – умереть!»

- «Больше ты меня не увидишь!»

- «Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, и я вернусь в этот мир!»

- «Если мы больше не увидимся, спасибо за все!»

в) Резкие изменения в поведении детей тоже говорят о многом, направленные действия суицидального характера можно определить по следующим параметрам:

* Питание. Подростки с хорошим аппетитом становятся разборчивы, те же, у кого аппетит всегда был плохой или неважный, едят «в три горла». Соответственно, худые подростки толстеют, а упитанные, наоборот, худеют.

* Сон. В большинстве своем суицидальные подростки спят целыми днями; некоторые же, напротив, теряют сон и превращаются в «сов»: допоздна они ходят взад-вперед по своей комнате, некоторые ложатся только под утро, бодрствуя без всякой видимой причины.

* Школа. Многие учащиеся, которые раньше учились на «хорошо» и «отлично», начинают прогуливать, их успеваемость резко падает. Тех же, кто и раньше ходил в «отстающих», теперь нередко исключают из школы.

* Внешний вид. Известны случаи, когда суицидальные подростки перестают следить за своим внешним видом. Подростки, оказавшиеся в кризисной ситуации, неопрятны, похоже, им совершенно безразлично, какое впечатление они производят.

* Активность. Подростки, которые переживают кризис, теряют интерес ко всему, что раньше любили. Спортсмены покидают свои команды, музыканты перестают играть на своих музыкальных инструментах, те же, кто каждое утро делал пробежку, к этому занятию остывают. Многие перестают встречаться с друзьями, избегают старых компаний, держатся обособленно.

* Стремление к уединению. Суицидальные подростки часто уходят в себя, сторонятся окружающих, замыкаются, подолгу не выходят из своих комнат. Они включают музыку и выключаются из жизни.

* Тяжелая утрата. К мыслям о самоубийстве человека может подтолкнуть смерть близких: родителей, других родственников, любимых людей. После такой утраты ему приходится не только примириться с потерей любимого человека, но и заделать брешь, которую эта потеря проделала в его жизни.

* Раздача ценных вещей. Подростки известны своей щедростью, но если они дарят какую-то ценную вещь без всякого повода и если эти подарки особенно дороги для самого подростка, это вызывает подозрение.

* Приведение дел в порядок. Одни суицидальные подростки будут раздавать свои любимые вещи, другие сочтут необходимым перед смертью «привести свои дела в порядок».

* Агрессия, бунт и неповиновение. Подростки, которые хотят расстаться с жизнью, часто ущемлены и озлоблены: они злы на родителей, учителей или друзей, которые чем-то им не угодили, обидели их, не оправдали их ожиданий. Как и всякая перемена в настроении, подобные «взрывы» должны настораживать.

* Саморазрушающее и рискованное поведение. Некоторые суицидальные подростки постоянно стремятся причинить себе вред, ведут себя «на грани риска». Где бы они ни находились – на оживленных перекрестках, на извивающейся горной дороге, на узком мосту или железнодорожных путях – они везде едут на пределе скорости и риска.

* Потеря самоуважения. Молодые люди с заниженной самооценкой или же относящиеся к себе и вовсе без всякого уважения считают себя никчемными, ненужными и нелюбимыми. Им кажется, что они аутсайдеры и неудачники, что у них ничего не получается и что никто их не любит. В этом случае у них может возникнуть мысль, что будет лучше, если они умрут.

Таким образом, суицидальными подростками чаще всего становятся либо подростки из неблагополучных семей, либо наркоманы или алкоголики, либо подростки, столкнувшиеся с проблемой, которая, по их мнению, неразрешима или считают, что их не поймут, пристыдят. Судя по формам суицида можно понять, что суициды совершаются либо в состоянии аффекта, либо с целью привлечения внимания, либо человеку действительно не хочется жить. Причины же суицида различны, их довольно много и они зависят от того, что человек считает действительно ценностью, будь то любовь, семья, друзья, совокупность неприятностей и т.п. Подросток, начинающий задумываться о суициде, все таки надеется, что что-то изменится к лучшему, что хоть кто-нибудь увидит, как он нуждается в помощи, понимании и поддержке, как ему хочется поделиться своими переживаниями. Тогда он и начинает вести себя так, чтобы привлечь внимание к себе. А наша задача – увидеть, заметить это изменение в поведении.

Не надо суицида

Прошу тебя, не надо суицида,

Не надо бритвой проводить по венам.

Все это было, понимаешь, было –

Не первый случай на большой Вселенной.

Не надо между небом и землею.

Ну что несчастная любовь в сравненье с жизнью?

О суициде говорим с тобой,

А ведь когда-то просыпалась с той же мыслью.

Ну что докажешь ты своим поступком?

Не пережил любовь, не пересилил боль?

Но согласись, что это как-то глупо,

Ведь жизнь гораздо больше, чем любовь!

Пойми, что ты не раз еще полюбишь,

Что жизнь одна, а ты решил уйти.

Ради кого сейчас себя ты губишь?

Ведь у тебя все только впереди!

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1. Тема и информационное содержание проекта «Жизнь - смерть? … ЖИЗНЬ!»

У ребенка нет друзей, он практически ни с кем не общается и с родителями не бывает откровенен. Ребенок привык,  все свои проблемы решать самостоятельно и никому не доверяет. Даже, когда очень больно или страшно он не плачет. Ребенок должен уметь выплескивать отрицательные эмоции, а не замыкаться. Необходимо почаще проявлять к нему нежность. Пусть он видит, что взрослые его очень любят и всегда готовы прийти на помощь. Ребенок должен видеть, что родители тоже иногда чувствуют боль или страх. Почаще жалейте друг друга.

Ребенка ничего не интересует. На любой вопрос у него один ответ «Мне все равно». Он может хорошо учиться, но без стремления. Он может выполнять все просьбы взрослых, потому что своих желаний у него просто нет. Такой ребенок равнодушно относиться ко всему, к еде, к учебе, к развлечениям и к окружающим. Ему даже безобразничать не хочется. Кстати, родителям в этом случае иногда кажется, что у них идеальный ребенок. Это опасное заблуждение. У подростка должны быть хоть какие – то увлечения. Нравятся они вам или нет, это уже другой вопрос, но именно хобби поддерживает в человеке желание жить. Поэтому надо постараться чем-нибудь заинтересовать ребенка, но не навязывать ему кружки и секции на свой вкус. Надо предложить ему различные варианты, а его дело – выбирать.

И самый тревожный симптом, это когда ребенок часто представляет, как всем будет плохо, если он умрет. Как показывает практика, очень часто причина для самоубийства бывает надуманна или совсем пустяковая. Она служит лишь последней каплей для отчаявшегося ребенка. Ему необходима помощь.

За последние три года в Саратовской области покончило жизнь самоубийством 26 несовершеннолетних. Однако детей с суицидальными наклонностями намного больше. В 2006 году из 47 зарегистрированных попыток уйти из жизни 12 закончились смертельным исходом. Год спустя потенциальных малолетних самоубийц стало почти вдвое больше – 81, из них не удалось спасти 11. В прошлом году покончить с собой пытались 37 детей, погибли четверо. А лишь за три первых месяца года нынешнего попыток суицида было совершено 25, и три из них привели к трагедии.

2. Цель проекта: теоретическое и практическое изучение проблемы детско-подросткового суицида.

3. Задачи учебно-педагогические – сбор, систематизация информации по проблеме, анализ и описание опыта работы по данной проблеме, содержательная разработка рекомендаций, создание и организация деятельности волонтерских групп по профилактике детского и подросткового суицида, оказание практической помощи детям и подросткам, склонным к суицидальным действиям, формирование престижности здорового образа жизни

4. Возраст студентов -3 курс педагогического колледжа

5. Режим работы: внеурочный, консультационно-практический.

6. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

сценарии различных мероприятий для различных возрастов детей (составители – преподаватели и студенты колледжа), тренинги, материал  консультаций для родителей, разработки бесед, план работы со студентами 2 курса для дальнейшей волонтерской работы с учащимися школ, видео и фотоматериалы.

7. Дополнительно – привлекаемые участники (специалисты): социальные педагоги школ города Саратова, преподаватели колледжа, студенты старших курсов колледжа.

8. Знания, умения и обще учебные навыки, необходимые студентам для самостоятельной работы: знания дисциплины «Социальная психология», умение составлять конспекты и проводить внеклассные мероприятия, беседы с родителями, работать с источниками.

9. Мотивация к познанию: личный интерес студента, участие в волонтерском движении «Жизнь в твоих руках»,

10. Ожидаемый результат проекта:

Можно прогнозировать, что реализация проекта может иметь своим следствием:

  • формирование объективного мировоззрения;
  • формирование личности социального педагога, владеющего навыками саморазвития, проявляющего творческую активность, нацеленную на помощь нуждающимся учащимся;
  • повышение эффективности воспитательного процесса, его результативности, за счет комплексного использования интеллектуальных и профессиональных возможностей.

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

(по типологическим признакам):

  1. Доминирующий вид деятельности (практико – ориентированный)
  2. Предметно-содержательная область: межпредметный (психология, педагогика, социальная педагогика, методика воспитательной работы, возрастная психология и физиология).
  3. Характер координации проекта – непосредственный (гибкий).
  4. Количество участников: 2 группы 3-4 курсов социального отделения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Реализация проекта осуществляется по следующей схеме:

Мотивация – Обучение – Практика – Передача опыта

Такая последовательность и целостность действий позволяет дальше развиваться проекту.

  1. Привлечение и мотивация студентов

- В начале осуществляется информирование студентов о важности работы социального педагога,  о существующей проблеме детского и подросткового суицида и о пользе помощи, которую необходимо оказывать нуждающимся детям. Для этого при помощи старшекурсников, преподавателей колледжа, членов волонтерской группы проводятся встречи, беседы, конференции, показываются видео фильмы.

Далее – студенты старшего курса, которые проводят профилактические мероприятия в учреждениях города, передают свои знания, опыт студентам, которые только готовятся к работе, кого заинтересовала данная проблема, кому не безразлична детская беда.

  1. Обучение волонтеров

Ребенок должен знать, что все проблемы можно решить. И именно родители воспитывают эту уверенность в своих силах. Но не всегда это случается. Необходимо не потерять тонкую грань между самостоятельностью и отчуждением. У ребенка должна быть та «жилетка», в которую можно в любой момент излить все свои проблемы. Даже взрослым (не говоря о детях) в трудные минуты необходима поддержка и сочувствие.

Обучение волонтеров проводится по специально разработанной программе. Разделы программы:

А) Нормативно-правовые основы деятельности волонтеров

Студенты знакомятся с функциями волонтерских групп, усваивают знания

Б) Работа волонтеров с детьми

Изучение данного раздела предусматривает специфику работы с детьми младшего школьного возраста, знакомство с различными формами работы, приемлемыми для детей данной возрастной группы.

В) Работа с подростками

Г) Работа с родителями

Данный раздел программы содержит рекомендации родителям по профилактике детского и подросткового суицида.

  1. Воплощение теории в практике

Работа проводится на базе школ города Саратова систематически по плану, составленному совместно с социальными педагогами школ.

Советы, обращенные непосредственно к подростку:

1. Представь, что кто-то из твоих друзей поделился с тобой своей тайной, - сказал, например, что хочет покончить с собой. Согласись, если б он тебе не доверял, то и секретами бы не делился. И заговорил твой друг с тобой, возможно, именно потому, что умирать-то он не хотел. К тебе он обратился потому, что верил: понять его сможешь только ты. Запомните эти предупреждающие знаки!

Если твой знакомый:

  • угрожает покончить с собой,
  • демонстрирует неожиданные смены настроения,
  • недавно перенес тяжелую утрату,
  • раздает любимые вещи,
  • становится агрессивен, бунтует, не желает никого слушать,
  • живет на грани риска, совершенно не бережет себя

Очень возможно, что ваш друг рассматривает мысль о совершении суицидальной попытки.

2. Подросткам, находящимся в группе повышенного суицидального риска, потребуется от друзей две вещи. Прежде всего, им понадобятся друзья, которые примут их вне зависимости от того, беременны они, талантливы или, напротив, к обучению не способны. И им понадобятся друзья, которые, когда жизнь от них отвернется, протянут им руку помощи. Помни, когда ты им нужен больше всего, ты должен быть рядом!

Советы для родителей по профилактике детских и подростковых суицидов

  1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
  2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
  3. Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.
  4. Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.
  5. Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
  6. Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.

Совет родителям прост – «Любите своих детей, будьте искренне и честны в своем отношении к своим детям и к самим себе».

  1. Передача опыта

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Н. Карамзин справедливо назвал суицид «неизъяснимым феноменом в нравственном мире». И, на наш взгляд, к детским и подростковым суицидам эту фразу можно отнести вдвойне и втройне. Все существующие теории, с помощью которых маститые психологи, социологи и философы пытаются объяснить суицидальное поведение, противоречивы. Понять суицид сложно. С гибелью каждого человека гибнет Вселенная – уникальный мир идей, чувствования, переживаний, мир личного, неповторимого опыта. Разумеется, общество не может оставаться равнодушным, безучастным и спокойным по отношению к данной проблеме. Имея пока еще не очень большой

Единственное, что мы можем – помочь вернуть заблудшим душам веру в жизнь и отношение к ней как к высшей ценности. Наша общая задача – ограничить распространение самоубийств в среде детей и подростков, научиться эффективно предупреждать их.

… Очнись! Приди в себя. Ты как не здесь,

С зимой в окне, с печалью vis a  vi…

Пусть в эту ночь твой свет прольется весь,

Как песня торжествующей любви.

II этап Обучение волонтеров.

Студенты знакомятся с функциями волонтерских групп, узнают о направлениях работы, дается информация о том, что работа волонтеров важна для общества. Обучение происходит по специально разработанной программе, которая созвучна с проектом «Жизнь одна».

Разделы программы:

  1. Нормативно-правовые основы деятельности волонтеров.
  2. Работа волонтеров с детьми
  3. Работа волонтеров с подростками.
  4. Работа с родителями.

Для работы необходимы те знания, которые получают студенты на уроках педагогики, психологии, социальной психологии, социальной педагогики, коррекционной педагогики. Очень помогает и текущая практика, которая проходит в школах города Саратова.

III этап – Реализация проекта

Работа осуществляется на базе МОУ СОШ № 28 г. Саратова. Совместно с учителями школы и социальным педагогом Гуркиной Ю.В. волонтеры осуществляют работу с детьми младшего школьного возраста. Для выявления детей, нуждающихся в помощи и поддержке, нами используются «Диагностика уровня школьной тревожности» Филипса (фото девочек с одним ребенком), которая помогает определить наличие тех или иных тревожных синдромов: общая тревожность, переживание социального стресса, проблемы в отношениях с учителем и т.д. Наибольшей популярностью пользуется у детей игры. В игре ребенок раскрывается, реализует свои возможности. Это игры (фото игры с детьми) «Давайте жить дружно», в ходе которой дети узнают о ценностях дружеских отношений;

«Приветствие», где дети познают правила культуры взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Стремимся вовлечь в игры всех детей класса.

Одной из важных задач программы – формирование здорового образа жизни. Беседа «Курить – здоровью вредить» поможет детям сделать верный выбор.

С подростками решаются более серьезные задачи – изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии, обучении.

(фото бесед с подростками)

С этой целью с учащимися 10 класса был проведен семинар «Ценность жизни», на котором обсуждалось предназначение человека в обществе;

Беседа «Чего я хочу в жизни», где учащиеся рассказали о ближайших и перспективных планах на жизнь;

Тренинговые упражнения «Я знаю выход», где учащиеся учатся правильно поступать в сложившейся трудной ситуации.

Работа с родителями еще не достаточно изучена авторами проекта. Реализуется это в помощи социальному педагогу МОУ СОШ № 8 Гуркиной Ю.В. в подборе материала для консультаций и бесед с родителями, посещении неблагополучных семей совместно с соц. Педагогом.

4 этап Передача опыта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский студенческий проект "Диабет: образование и профилактика"

Участие в международном студенческом форуме с исследовательским студенческим проектом "Диабет: образование и профилактика"...

Методическая разработка конкурса студенческих проектов

          В данной работе приводится  методическая разработка  открытого мероприятия –конкурса студенческих проектов «Моё предприятие  по раз...

Исследовательский студенческий проект "Сердце для жизни"

Исследовательский студенческий проект "Сердце для жизни"...

Студенческий проект "ЛОТО. Методы диагностики"

Студенческий проект "ЛОТО. Методы диагностики"...

Исследовательский студенческий проект "Научно-исследовательская деятельность: Terra Incognito или Земля Обетованная"

Исследовательский студенческий проект "Научно-исследовательская деятельность: Terra Incognito или Земля Обетованная"...

Студенческий проект на тему: "Боль в спине и нарушение жизнедеятельности"

Студенческий проект на тему: "Боль в спине и нарушение жизнедеятельности"...