Методическая разработка. Конспект урока по литературе по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".
методическая разработка на тему

Ефимова Анастасия Владимировна

    Цели  урока: 1) на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования, познакомить с теорией Л.Н. Толстого об истинной ценности человека, вовлечь учащихся в дискуссию;  показать, как на протяжении романа происходит становление героя, вечный поиск правды, смысла жизни;
      2) развивать умения и навыки учащихся в аналитическом прочтении текста; совершенствовать навыки работы над подготовкой сообщений (докладов) на литературную тему и продолжить работу по формированию навыка составления плана-конспекта;
      3) воспитывать чувство уважения к людям неординарным, с богатым внутренним миром и отвращения к людям безнравственным, духовно нищим, лишённым способности развиваться;  воспитание в учащихся осмысленного отношения к жизни, таких качеств,         как ответственность за совершенные поступки, доброта, милосердие, порядочность, патриотизм.

Тип урока:  урок совершенствования и систематизации знаний.

Технологии: развивающее обучение с элементами ИКТ;  технология работы в группах.

Методы проведения урока: фронтальный опрос, лекция с элементами беседы, литературоведческий анализ текста, работа с учебником, работа в группах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp._uroka_dukh._iskaniya_pera_b.docx44.12 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  НПО  ПУ № 90 МО

Преподаватель русского  языка  и литературы Ефимова А.В.

Конспект урока по литературе по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".
    ТемаДуховные  искания  Пьера Безухова.
   Цели  урока
: 1) на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования, познакомить с теорией Л.Н. Толстого об истинной ценности человека, вовлечь учащихся в дискуссию;  показать, как на протяжении романа происходит становление героя, вечный поиск правды, смысла жизни;
     2) развивать умения и навыки учащихся в аналитическом прочтении текста; совершенствовать навыки работы над подготовкой сообщений (докладов) на литературную тему и продолжить работу по формированию навыка составления плана-конспекта;
      3) воспитывать чувство уважения к людям неординарным, с богатым внутренним миром и отвращения к людям безнравственным, духовно нищим, лишённым способности развиваться;  воспитание в учащихся осмысленного отношения к жизни, таких качеств,         как ответственность за совершенные поступки, доброта, милосердие, порядочность, патриотизм.

Тип урока:  урок совершенствования и систематизации знаний.

Технологии: развивающее обучение с элементами ИКТ;  технология работы в группах.

Методы проведения урока: фронтальный опрос, лекция с элементами беседы, литературоведческий анализ текста, работа с учебником, работа в группах.

Оборудование урока:  фрагменты видеофильма  С. Бондарчука “Война и мир”,  текст романа,   учебники  по литературе:  1) Литература : учебник для; под ред. Г.А. Обернихиной, 2012;  2) Русская литература XIX в.. В 2-х ч. Ч.1,  под ред. А.Н. Архангельского. –2009.

Оформление доски:   ОСК (опорная схема-конспект);  

эпиграф к уроку:  "... Он так всеми силами души всегда искал одного: быть   вполне хорошим".


                                                     Ход урока.

  1. Организационный  момент: - 2 мин.

приветствие учащихся, контроль посещаемости, объявление целей и темы урока.

  1. Актуализация знаний: – 10 мин.

1) Фронтальный опрос:

  • Что такое роман-эпопея?
  • По какому принципу делит Л. Толстой героев романа?
  • С каким героем мы познакомились на прошлом уроке?

2) Просмотр фрагментов видеофильма  С. Бондарчука “Война и мир” с целью погружения в атмосферу романа.

3) Чтение фрагмента текса романа №1 с целью вспомнить основную идею и пафос произведения.

  1. Основная часть.  Объяснение новой темы– 15 мин.
  1. Вступительное слово (учитель).

     На предыдущем уроке мы с сопереживанием следили за судьбой Андрея Болконского. Четыре взлета испытал в своей жизни А. Болконский в поисках правды и смысла жизни. Открылась вдруг Андрею истина: вся его жизнь - ложь, и все живут во лжи. И вот две истины открылись перед героем: 1) нужно "жертвовать собою ради любви", а не мечтать о ней; 2) не жажда славы или месть должны вести человека на войну, а мысль об Отечестве. Вот воздействие какой "высоковольтной молнии" ему пришлось испытать, чтобы осознать это.
   Его друг и близкий по душе человек Пьер Безухов всегда искал ответа на вопрос: в чем смысл жизни человека? Каково его предназначение на земле? Как же нужно жить, чтобы "быть вполне хорошим"? Пьер на наших глазах проделает огромную духовную работу, пройдет через соблазны, страдания, лишения, пока не найдет своей путеводной звезды.
   Давайте и мы погрузимся в сложный мир душевных переживаний Пьера, совершим путешествие по жизненному пути героя.

      2) Лекция с элементами беседы (объяснение новой темы).

Вот как описывает внешний вид Пьера Безухова автор:

"...массивный, толстый молодой человек со стриженною головой, в очках… Пьер был несколько больше других мужчин в комнате… умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд, отличавший его от всех в этой гостиной… Улыбка у него была не такая, какая у других людей, сливающаяся с неулыбкой. У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьёзное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения..."

   Основные вехи духовного становления Пьера Безухова.

Пьер Безухов — герой, духовно близкий автору. Нравственная истина не только открывается Пьеру, но и становится основой его «новой жизни». Кратко проследим этапы духовного развития Пьера Безухова:
1. Пьер — «чужестранец» в светском мире Петербурга. Воспитанный за границей, он преклоняется перед Наполеоном, считает теорию «общественного договора» Руссо и идеи Великой французской революции спасительными для Европы. Неопытный, наивный Пьер узнает и «изнанку» жизни петербургской элиты: участвует в кутежах с Долоховым и Курагиным.
2. Получив богатое наследство, Пьер Безухов оказался в центре внимания. Лесть окружающих он принимает за проявление искренней любви. Ничего не понимая в этой новой жизни, Пьер полностью полагается на людей, которые стремятся управлять им, чтобы извлечь свою выгоду. Кульминация его светского «бездорожья» — женитьба на Элен Курагиной. Брак, устроенный князем Василием, стал для Пьера подлинной жизненной катастрофой. Дуэль с Долоховым, на которой он ранит противника, приводит к глубокому нравственному кризису. Пьер чувствует, что растерял все жизненные ценности и нравственные ориентиры. Кризис заканчивается встречей с масоном Баздеевым и вступлением Пьера в ложу «вольных каменщиков».
3. Активное участие в деятельности масонской ложи. Пытаясь подчинить свою жизнь жесткому нравственному регламенту, Пьер ведет дневник, интересный беспощадным психологическим самоанализом. Одним из важных событий на этом этапе его жизни стала поездка в южные имения, где он попытался облегчить участь крестьян. Попытка оказалась неудачной: Пьер так и не смог преодолеть отчуждение между ним, барином, и крестьянами, считавшими все его нововведения подозрительной блажью. Впрочем, сам герой уверен, что совершил нечто важное и значительное.
4. Неудовлетворенность масонской деятельностью, разрыв с петербургскими масонами. Рассеянная, бессмысленная жизнь и новый духовный кризис, который Пьер преодолевает под влиянием внезапно возникшего чувства к Наташе.
5. Отечественная война — решающий этап нравственного развития Пьера. На свои средства он снаряжает ополчение, находя особенную прелесть в том, чтобы «пожертвовать всем». Моментом истины для него стало Бородинское сражение, пребывание на батарее Раевского: он ощутил полную ненужность среди людей, занятых ратным трудом.
6. Пьер, оставшись в Москве, намеревается принести пользу Отечеству, убив Наполеона. Одержимый этой несбыточной, индивидуалистической по своей природе целью, он становится свидетелем пожара Москвы. Не сумев совершить свой главный подвиг, Пьер проявляет бесстрашие и мужество: спасает девочку во время пожара, защищает женщину от пьяных французских солдат. По обвинению в поджоге он был арестован и заключен во французскую тюрьму.
7.Брак с Наташей, достижение духовной гармонии, ясной нравственной цели. Пьер Безухов в эпилоге (конец 1810-х) находится в оппозиции к правительству, считает, что нужно «объединяться всем добрым людям», и намеревается создать легальное или тайное общество. На ранних этапах своей духовной жизни Пьер инфантилен и необыкновенно доверчив, охотно и даже радостно подчиняется чужой воле, наивно веря в благосклонность окружающих. Он становится жертвой корыстолюбивого князя Василия и легкой добычей для лукавых масонов, также неравнодушных к его состоянию. Толстой замечает: повиновение «даже не представлялось ему добродетелью, а счастьем». Ему не хватает
решимости противодействовать чужой воле. На каждом этапе своего духовного развития Пьер мучительно решает философские вопросы, от которых «нельзя отделаться». Это самые простые и самые неразрешимые вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?». Напряженность нравственных поисков усиливается в кризисные моменты. Пьер нередко испытывает «отвращение ко всему окружающему», все в нем самом и в людях представляется ему «запутанным, бессмысленным и отвратительным». Но он не превращается в мизантропа.

  1. Закрепление пройденного материала, обобщение по теме. – 15 мин.

Работа с учебником,  с  текстом романа.  

  1. Составление опорного конспекта (работа с учебником по литературе  под  ред. Г.А. Обернихиной  на  стр. 278-279;  работа с учебником по литературе  под  ред. А.Н. Архангельского  на  стр. ).
  2. Работа в группах: обмен тетрадями с соседями по парте и проверка друг у друга  правильности составления конспекта «Этапы  нравственного становления П.Б.».
  3. Вопросы для самопроверки.

1. Какова внешность Пьера? Чем удивляет нас его внешний облик?

   "Детское, доброе, даже глуповатое..."

   2. Как получилось так, что Пьер женился на Элен? Каковы причины, побудившие его к женитьбе? Счастлив ли он в этом браке?

   3. Чем привлекло масонство Пьера? (идеей внутреннего очищения и самоусовершенствования)

   4. Пьер на Бородинском поле. Какие открытия делает для себя наш герой?

   5. Каким мы видим Пьера после освобождения из плена? Поясните смысл слов Наташи о Пьере: "Он сделался какой-то чистый, гладкий, свежий: точно из бани, ты понимаешь? - морально из бани."

  6. Встреча с Наташей. Любовь в жизни Пьера. Какие перемены происходят в нем? "Пьер испытывал во все время своего выздоровления в Орле чувство радости, свободы, жизни... он много попростел.

           Вывод (учитель):

       Главное, от чего он ушел, - от своей прежней жизни, заполненной ненужными делами и людьми; ушел к внутренней свободе, к новой естественной жизни, которая, как ему казалось, могла начаться сейчас, когда все вокруг сломано и сдвинуто со своих мест.

   V. Домашнее задание: написать сочинение "Чем дорог нам Пьер Безухов?"

  1. Итог урока: - 3 мин.
  1. слово учителя (вывод).     Мы страдали и мучились, сомневались и надеялись, сопереживали вместе с нашим героем. Мы радовались его удачам, его счастью. Любовь пришла в его сердце, он нашел свою возлюбленную, жену, обрел семью. В период "счастливого безумья" он научился видеть в людях их лучшие стороны  и, "беспричинно любя людей, находил несомненные причины, за которые стоило любить их". Это изменение пригодится ему в той трудной, долгой и прекрасной жизни, которую он проживет не бесполезно и не одиноко - рядом с ним всегда теперь будет Наташа. История духовного обновления Пьера - очень важное открытие Толстого, и вслед за ним мы, читая "Войну и мир", делаем это открытие для себя. Таким образом, вкратце можно сказать, что Пьер прошел путь в своих духовных исканиях  от Наполеона к Кутузову.
  2. Оценки за урок,  комментирование,  рефлексия.

   

Учащиеся в течение урока работают в тетрадях по литературе над планом-конспектом.

Приложение №1.

    ОСК «Пьер Безухов»

Наташа

Платон

Любовь

1812 год

Тайное общество - масонство

Андрей

Элен

Анатоль  

Республика

Европа

ОПИСАНИЕ:

Пьер был воспитан в Европе. В Петербург он приехал исполненный

любовью ко всем людям и сочувствующий республиканскими идеями. Первое дало ему в попутчики по жизни Анатоля, Элен, Андрея. Второе – только дружбу Андрея. Позже Пьер поймет, что Анатоль и Элен заведут его в тупик. И вся его духовность сконцентрируется на дружбе с Андреем. Под влиянием князя Болконского Пьер начнет искать свой путь в жизни. Но масонство, к которому он придёт, не оправдает его надежд. Устойчивой

натуре Пьера хватит сил, чтобы начать новый поиск.

1812 год даст возможность после проб и ошибок обрести зрелость убеждения, социальную позицию. 1812 год – это познание философского

мира Платона Каратаева, любовь Наташи, гордость и боль российский народ, который приведут его к участию в тайном обществе. Дальнейшая

судьба Пьера нам известна. Но те, кто вышел на Сенатскую площадь, не

боялись возможного поражения, т.к. «выучились видеть великое, вечное и

бесконечное» (Л. Толстой).

Приложение № 2.

Фрагменты текста из романа «Война и мир»  Л. Толстого,  раскрывающие тему патриотизма русского народа.

Фрагмент № 1.

Проблема патриотизма как важнейшей черты национального характера. В чём проявляется истинный патриотизм?

В противность своей прежней сдержанной молчаливости князь Андрей казался теперь взволнованным.

  • Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, — и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. «Проиграли — ну так бежать!» — мы и побежали... А завтра мы этого не скажем.

Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там наверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!

  • Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная, — проговорил Тимохин. — Что себя жалеть теперь! Солдаты в моём батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят. — Все помолчали...

Тот вопрос, который с Можайской горы и во весь этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешённым. Он понял теперь весь смысл и всё значение этой войны и предстоящего сражения. Всё, что он видел в этот день, все значительные, строгие выражения лиц, которые он мельком видел, осветились для него новым светом. Он понял ту скрытую, как говорится в физике, скрытую теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти.

(JI. Толстой. Война и мир).

Фрагмент № 2.

Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери всё более и более разгоралось общее оживление.

Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.

Пьер не смотрел вперёд на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощён в созерцание этого, всё более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.

(JI. Толстой. Война и мир).

Фрагмент № 3.

Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошёл Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что-то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом. Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! — закричал он,  сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые  солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидев Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.

Решилась! Расея! — крикнул он. — Алпатыч! Решилась! Сам запалю. Решилась... — Ферапонтов побежал во двор.

(JI. Толстой. Война и мир).

Фрагмент № 4.

    Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской  земли происходило то же самое, что произошло в Москве. Народ с беспечностью ждал неприятеля, не бунтовал, не волновался , а спокойно ждал своей судьбы, чувствуя в себе силы а самую трудную минуту найти то, что должно было сделать. И как только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя своё имущество; беднейшие оставались  и зажигали и истребляли то, что оставалось.

Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить,  оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие  того скрытого патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т. п. неестественными  действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые  сильные результаты.

   «Стыдно бежать от опасности; только трусы бегут из Москвы», -  говорили им. Им совестно было получать наименование трусов, совестно было ехать, но они всё-таки ехали, зная, что так надо было. Зачем они ехали? Нельзя предположить, чтобы Растопчин напугал их теми ужасами, которые производил Наполеон в покорённых землях. Уезжали и первые уехали богатые, образованные люди, знавшие очень хорошо, что Вена и Берлин остались целы и что там, во время занятия их Наполеоном, жители весело проводили время с обворожительными французами, которых так любили тогда русские мужчины и в особенности дамы.

Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть.

(JI. Толстой. Война и мир).        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: «ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: « ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ» основана на станковой композиции по теме " Танцуй фламенко!" , как наиболее подходящей для передачи...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: "Легкая атлетика"

Тема урока: прыжки  в длину с разбега и выполнение метания мяча на дальность и в цель.Вид урока:   легкая атлетика.Тип урока: Совершенствование техники прыжков в длину с разбега и ...

Методическая разработка. Конспект урока. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов и их употребление в простом и сложном предложении

Технологии:  личностно-ориентированное технология ( разноуровневое обучение ), технология перспективно - опережающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.Тип урока: урок закрепления зн...

Методическая разработка. Конспект урока. Омонимы. Паронимы. Синонимы и антонимы

Технологии: личностно-ориентированная, игровая.Цели: Создать условия для развития речи детей, расширить их словарный запас, формировать коммуникативные умения.Задачи:1. Повторить сведения о слове, его...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Методическая разработка открытого урока по литературе: «Скучные истории» А.П. Чехова

Данный материал был разработан в качестве итоговой работы на курсах повышения квалификации в Педагогическом колледже №1 им. Н.А. НекрасоваПедагогический колледж N 1им. Н.А. НекрасоваПедагогический кол...

Методическая разработка открытого урока по литературе "Особенности современной литературы"

Урок разработан на основе компетентностного подхода к обучению. В качестве базовой технологии лежит технология проектного обучения. Кроме того, удачно вписывается в данную концепцию урока технология ...