Методическая разработка. Конспект урока по теме: Стили речи.
методическая разработка по теме

Ефимова Анастасия Владимировна

Тема урока:  «Стили речи».

Тип урока: урок закрепления знаний.

Технологии: личностно-ориентированная, групповая.

Цели:

1) тренировка практического умения определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею текста;

2) проверить основные знания, умения и навыки учащихся, полученные ими в процессе изучения данной темы;

3) формировать умение читать и понимать текст, определять авторский замысел, объяснять те художественные приемы и средства, при помощи которых автор достигает реализации своего замысла;

4) нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа;

5) воспитывать любовь к родному языку, русской литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka._stili_rechi.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Стили речи».

1 курс, группа ПоК-112б

Дата проведения:

Тип урока: урок закрепления знаний.

Технологии: личностно-ориентированная, групповая.

Цели:

1) тренировка практического умения определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею текста;

2) проверить основные знания, умения и навыки учащихся, полученные ими в процессе изучения данной темы;

3) формировать умение читать и понимать текст, определять авторский замысел, объяснять те художественные приемы и средства, при помощи которых автор достигает реализации своего замысла;

4) нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа;

5) воспитывать любовь к родному языку, русской литературе.

Ход урока 
1. Организационный момент. 
Проверка готовности класса к уроку.
2. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы с вами закрепим умение определять тип и стиль речи текста.

Давайте вспомним, какие стили речи вы знаете.

     Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении

Стили речи.

Стили речи

С какой целью употребляем?

Где употребляется?

(сфера употребления)

Жанры речи

Языковые средства

Разговорный

Общение, обмен мыслями

Общение в быту, беседы.

Беседа, разговор, записка, частные письма

Разговорная лексика

Официально-деловой

Сообщение, информация

Общение людей с учреждениями, переписка

Законы, приказы, постановления, протоколы, справки, объявления, деловые бумаги

Официально-деловая лексика, устойчивые обороты речи.

Научный

Сообщение, объяснение научных трудов.

Научно-исследовательская деятельность.

Научная статья, научная работа, доклад, учебники

Термины, профессионализмы

Публицисти-ческий

Воздействие на слушателей, для агитации и пропаганды в газетах, журналах, по радио и телевидении

Агитационно-массовая, общественно-политическая  деятельность

Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, судебная речь, выступление.

Обращения, слова высокого стиля.

Художественный

Воздействие с помощью образов на чувства и мысли читателей.

Словесно-художественное творчество

Драма

Проза

поэзия

Все богатства лексики


3. Словарная разминка “Узнай слово”.
 
Задание: по лексическому значению определить задуманное слово. (Фронтальный опрос).

  1. Разговор двух или более лиц (диалог).
  2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст).
  3. Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль ( рассуждение).
  4. Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей или слушателей через средства массовой информации (публицистический).
  5. Стиль речи, цель которого сообщение и передача деловой информации (официально-деловой).

4. Практическая работа по карточкам А, В, С.

Учащиеся формируются в группы, каждой группе дается карточка с одинаковыми заданиями А, В, С.

Часть А. Определите тип и стиль речи следующего текста.
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”.
Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
Социальный долг человека – быть интеллигентным. ( Д.С. Лихачев)


Часть В. Задание 1. Найдите верное соответствие из правого столбика, характеризующее верно стиль речи, находящийся в левом. Все характеристики перемешаны.


1.Художественный стиль

А. Сфера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми. Языковые средства: много междометий, частиц, ограниченное употребление книжной лексики, много просторечной лексики. Богатство интонации. Необходимо видеть и слышать собеседника.

2.Публицистический стиль

Б. Сфера употребления – язык художественной литературы. Цель использования – создание художественного образа, эмоционально-нравственное воздействие на читателя. Отличается образностью, богатством языковых средств.

3.Научный стиль

В. Сфера употребления – стиль радио, телевидения, газетных и журнальных статей. Цель – передача информации с одновременным воздействием на читателя.

4.Официально-деловой стиль

Г.Сфера употребления – официальная обстановка (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Цель – сообщение, информирование.

5.Разговорный стиль

Д. Основные признаки – точность, логичность, отвлеченность и обобщенность, отсутствие художественного вымысла, объективность, наличие только достоверных фактов. Цель – сообщение научной информации.

2. Определите верно стиль речи у данных отрывков.

 

  • Береза 
     Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)
    Род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 120 видов, в умеренных и холодных поясах Сев. полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйств, значение имеют Б. бородавчатая и Б. пушистая.

(Большой энциклопедический словарь.)

 2.
Белая береза 
 Под моим окном 
 Принакрылась снегом, 
 Точно серебром. 
 На пушистых ветках 
 Снежною каймой 
 Распустились кисти 
 Белой бахромой. 
 И стоит береза 
 В сонной тишине, 
 И горят снежинки 
 В золотом огне.
С. Есенин.

Часть С. Задание. 1. Определи стиль текстов.
Текст 1 
Волейбол – командная спортивная игра с мячом на площадке, разделённой пополам сеткой. Играющие стремятся ударами рук по мячу перебросить его на половину соперника.
Текст 2 
В ночном пейзаже было что-то сказочное. Лужайки, окруженные кустами и залитые потоками лунного света, казались бездонными озерами; стройные прозрачные березы дремали, точно заколдованные тихою ночью. И все это призрачное царство света и теней показывалось на одну минуту и исчезало, давая место новым картинам.(По Куприну.)
2. Проведи соответствия между текстами и
названиями стилей:

  • Текст 1. Казаков Дмитрий, ученик 9класса, учится в  школе №154 с 1 класса...
  • Текст 2.Не волнуйтесь, доехал я хорошо. Мне попался очень интересный попутчик...
  • Текст 3. Что может быть ближе и дороже нам, чем родной язык?! Слово родной –волшебное слово. Оно.. 
  • Текст 4.Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми.
  • Текст 5.Среди густого леса замер пруд, усыпанный опавшими листьями...
  • Художественный
  • Научный
  • Публицистический
  • Разговорный
  • Официально-деловой

Домашнее задание. Найти небольшие отрывки текстов с примером на каждый стиль речи.

Приложение

Раздаточный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: «ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: « ДИНАМИКА В КОМПОЗИЦИИ» основана на станковой композиции по теме " Танцуй фламенко!" , как наиболее подходящей для передачи...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: "Легкая атлетика"

Тема урока: прыжки  в длину с разбега и выполнение метания мяча на дальность и в цель.Вид урока:   легкая атлетика.Тип урока: Совершенствование техники прыжков в длину с разбега и ...

методическая разработка конспекта урока на тему «Белки и их химико-технологические свойства»

Методическая разработка урока химии на тему «Белки и их химико-технологические свойства» посвящена проблеме полноценного рационального питания – важного условия сохранения здоровья, ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА конспект урока русского языка на тему: «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока русского языка   для студентов первого курса.Урок - «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»явля...

Методические разработки Конспект урока по теме: «Аккумуляторные батареи»

Конспект урока по теме:   «Аккумуляторные батареи»...

Методическая разработка конспекта урока по теме "Машиностроение мира"

Данный конспект урока разработан в соответствии с технологией сотрудничества и ориентированный на обучающихся СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ТЕМЕ: «ПОСТРОЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В ПЕЙЗАЖЕ»

В этой методической разработке дается понятие перспетивы и рассматриваются ее различные виды....