Классный час " Юнги Великой отечественной войны"
классный час на тему

Минаева Римма Владимировна

Июнь. Клонится к вечеру закат,

И теплой ночи разливалось ночи.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда ещё не знали мы.

Со школьных вечеров домой шагая,

Что завтра будет первый день войны,

Окончится она лишь в 45 ,  в мае

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_yungi_velikoy_otechestvennoy_voyny.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: «Юнги Великой Отечественной войны».

 Цели: Расширение кругозора студентов, расширение знаний об участии детей и их сверстников в ВОВ, воспитание чувство гордости за людей нашей страны, патриотизма.

Оборудование: магнитофон, выставка книг о ВОВ. Плакаты детей героев.

                                               Ход урока.

1. Орг. часть.

2. Речь учителя:  1 сентября - это не только День знаний.  Первого сентября Германия напала на Польшу. 1 сентября началась самая жестокая война

ХХ века -  Вторая Мировая война.

Июнь. Клонится к вечеру закат,

И теплой ночи разливалось ночи.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда ещё не знали мы.

Со школьных вечеров домой шагая,

Что завтра будет первый день войны,

Окончится она лишь в 45 ,  в мае.

(звучит музыка «Священная война». Слова Лебедева - Кумача,

 музыка Александрова)

       «ВОВ… так уже случилось. Что наша память о войне и все наши представления о ней - мужские. Это понятно - воевали-то в основной мужчины- но в этом и отражения неполного нашего знания о войне. Ведь огромная тяжесть легла на плечи матерей, жен, сестер, которые были сан. инструкторами, на полях сражений, кто заменял мужчин у станков у заводах и на колхозных полях. От женщины- матери идет начало жизни, и как-то не сопоставимо это с войной, которая убивает жизнь. »

Так пишет белорусская писательница Светлана Алексеевич в книге:

«У войны не детское лицо». Хочется добавить: «и тем более не детское».

 Да, война - не детское дело. Но это война была особенной. Она по тому и называется Великой Отечественной, потому что сражались все.

 

  В Москве есть необычный памятник. Мальчишка в бескозырке, устремленный вперед. Это памятник соловецким юнгам. Кто они эти юнги?

 Шла ВОВ. Мальчики 12-15 лет, потерявшие отцов, а то и обоих родителей, рвались на фронт.  Они осаждали военкоматы с просьбой взять их хотя бы юнгами или сынами полка. И их брали. Некоторых из них отправляли в Соловецкую школу юнг, открытую по приказу Николая Герасимовича Кузнецова в августе 1942г.  Прежде чем сесть за парты, им пришлось пройти неожиданные испытания. В суровом северном краю они валили вековой лес, корчевали пни, ворочали камни, валуны, долбили гранитные плиты - строили себе жилье, столовую, учебные классы, рыли окопы, укрытия. А по ночам по тревоге, при налете фашисткой авиации,  поднимались и выполняли боевую задачу - обеспечить оборону Соловецких островов.  

       1 сентября 1942г начались занятия в школе юнг. Они проходили в классах, на плацу и на воде. Даже после бессонных ночей занятия начинались строго по расписанию. Порядок был суровый. В мальчишках воспитывались собранность и ответственность, дисциплинированность и выдержка, но они освоили флотскую службу и в 1943г. Состоялся первый выпуск Соловецких юнг.  Каждому выпускнику вручалось свидетельство об окончании Соловецкой школы юнг. Перед отъездом к месту назначения ребята дали клятву на верность воинскому долгу.

       « Мы клянемся до полного разгрома и уничтожения врага не знать отдыха и покоя, быть в первых рядах самых мужественных и смелых, самых храбрых советских моряков. Если ослабеет воля, если подведу товарищей, если трусость постигнет в бою, то пусть презирают меня в веках, пусть покарает меня суровый закон Родины».

И клятву они свою сдержали.

       

     В мае 1944г моторист Саша Ковалев спас свой катер и людей бывших на нем. В разгар боя осколком снаряда на катере был пробит коллектор двигателя из которого тугой струёй стала бить горячая вода, перемешанная с маслом и бензином. С минуты на минуты мотор мог взорваться. И тогда погибли бы все. Не задумываясь, Саша Ковалев бросил на коллектор телогрейку и грудью навалился на пробоину. Он не трогался с места, терпя неимоверную боль от 70 градусной жидкости, пока не подоспела помощь.

     За мужество и героизм он была награжден орденом ВОВ 1 степени, именем Саши Ковалевы названа улица в г.Североморске, школа в поселке Гранитный, есть в Баренцевом море квадрат им. Саши Ковалева.

      Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо их низ них Марат Казей, Валя Котик, Лёня Голиков и Зина Портнова - были удостоены звания героя Советского Союза (показ плакатов на доске)

       Но легко ли было тем, кто не воевал и трудился на производстве? Вы можете спросить, что героического в том, что в пять или десять лет пережить голод, холод и страх смерти? И могли ли вообще что-то понять слабые и несмышленые дети из того, что происходило вокруг них?

  На развороченном пути

  Стоит мальчишка лет пяти,

  В глазах расширена истома,

  И щеки белые как мел.

 

 - Где твоя мама, мальчик?

 - Дома.

 - А где твой дом, сынок?

 - Сгорел.

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает - хлеба нет!

Ребенок, прошедший через ужасы войны,  останется ли он обычным ребенком? Кто отняла у него детство? Кто возвратит ему его? Что помнит он пережитого и может рассказать?

        Многие из вас слышали об одиннадцатилетней ленинградской школьнице Тане Савичевой. Таня не строили укрепления и не совершала никакого геройства, её подвиг в другом. Напомню: с сентября 1941 по январь 1944г 900 дней и ночей , Ленинград жил в кольце вражеской блокады.

640 тыс. погибло от голода, холода, артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налетов авиации. Пришлось урезать рацион питания. Рабочим выдавали 250г хлеба, а служащим и детям 125г. ( показываю) Немцы рассчитывали сломить сопротивления горожан и надеялись, что они сдадутся на их милость.

        А Таня Савичева… Она написала блокадную историю своей семьи. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Но война отняла  у девочки всех один за другим. Таня сделала 9 коротких записей…Что же было дальше с Таней? Одинокую девочку вместе другими сиротами удалось отправить из города, но сильное истощение и нервное потрясения взяли своё. Она умерла 23 мая 1944г.

     Свыше 20 млн. людей потерял наша страна в той воне. Язык цифр скуп.

Но вслушайтесь и представьте. Если бы мы посвятили бы каждой жертве по одной минуте молчания. То нам прошлось бы молчать 20млн минут, а это более 38 лет поминальной молитвы.

(Минута молчания)