«Работа с текстом. Стили речи»
статья на тему

Ефимова Анастасия Владимировна

    Одна из проблем преподавания филологических дисциплин в СПО и НПО - развитие речи учащихся. Основная задача учебного учреждения,  в частности учителя русского языка и литературы – познакомить учащихся с богатейшими выразительными средствами русского языка, привить навыки умелого употребления слов, построение речевых высказываний, заложить основы речевой культуры.

    Роль и значение художественного текста в работе по развитию речи очевидны.  Изучение текста  – это неотъемлемая часть общей работы по совершенствованию лингвистических и литературоведческих знаний, развитию речи и мышления учащихся. Работа с текстом занимает большое место в языкознание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rabota_s_tekstom_stili_rechi.docx43.69 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПОДМОСКОВНЫЙ КОЛЛЕДЖ «ЭНЕРГИЯ»

СТАТЬЯ

на тему:

«Работа с текстом.   Стили речи»

Составитель: Ефимова А.В.
преподаватель русского языка
и литературы.

Реутов 2012

Одна из проблем преподавания филологических дисциплин в СПО и НПО - развитие речи учащихся. Основная задача учебного учреждения,  в частности учителя русского языка и литературы – познакомить учащихся с богатейшими выразительными средствами русского языка, привить навыки умелого употребления слов, построение речевых высказываний, заложить основы речевой культуры.

 Роль и значение художественного текста в работе по развитию речи очевидны.  Изучение текста  – это неотъемлемая часть общей работы по совершенствованию лингвистических и литературоведческих знаний, развитию речи и мышления учащихся. Работа с текстом занимает большое место в языкознание.

В старших классах объективно существует потребность сблизить преподавание русского языка и литературы. В процессе обучения в 10–11-х классах ученики, опираясь на полученные ранее знания, осваивают основные культурные ценности, отраженные в языке или постигаемые с помощью языка. В курсе русского языка в старших классах заложены возможности повышения учениками их лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции, формирования своего взгляда на ряд проблем.

Опорной, ключевой единицей изучения русского языка является текст. Анализ текста с учащимися способствует созданию на занятиях развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции, без чего невозможен процесс совершенствования речи.

Текст, являясь категорией, которая показывает «язык в действии», создает условия для осуществления функционального подхода при изучении языковых явлений.

   Анализ текста позволяет:

 – обеспечить взаимосвязь в изучении слова и текста;

 –  ликвидировать разрыв между изучением языка и обучением речи;

 –   обеспечить реализацию как внутрипредметных (межуровневых), так и межпредметных связей (в первую очередь курсов русского языка и литературы);

 –     усилить внимание к вопросам воспитания в процессе обучения.

Таким образом, учитель, ведущий уроки и занятия по русскому языку в старших классах, должен создавать условия для текстоориентированного подхода при обучении языку и речи. Старшеклассники учатся использовать эти знания в речевой практике, при подготовке к сочинениям и изложениям, а также к написанию ЕГЭ по русскому языку, который предполагает выявление знаний в различных областях языка, в том числе и речеведческих (текст: основная мысль, средства связи, типы и стиль речи, использование языковых средств); владение нормами литературного языка; умение анализировать текст (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ); умение создавать текст в жанре рецензии или эссе.

В арсенале методики русского языка имеется широко представленный тип упражнений, переходных от анализа готового языкового материала к созданию собственных высказываний,— это различного рода преобразования исходного дидактического материала.

Не претендуя на исчерпывающую полноту перечисления, укажем основные разновидности упражнений каждого из названных типов:

1. Анализ готового материала.

1. Наблюдения по специально подготовленным вопросам и заданиям.

2. Выделение (опознавание) и характеристика (разбор) нужных элементов.

3. Сравнение сопоставимых явлений языка.

4. Анализ текста с точки зрения соотносительности использованных в нем языковых средств и задачи, условий, содержания высказывания.

II. Преобразования данного языкового материала.

1. Языковой эксперимент.

2. Синонимические замены данных языковых фактов.

З. Построение различных единиц языка (по опорным элементам и предложенным моделям, схемам).

4. Распространение исходного материала.

5. Сжатие данного построения.

6. Редактирование.

III. Создание высказывания (или его частей).

1. Выбор языковых средств или типа речи в соответствии с данной темой и ситуацией высказывания.

2. Конструирование элементов высказывания с учетом предложенной речевой ситуации.

З. Подготовка плана и рабочих материалов к сочинению на данную тему (в определенном или избранном стиле речи).

4. Создание фрагментов сочинения на определенную тему (в заданном или избранном стиле речи).

5. Сочинение на предложенную или самостоятельно сформулированную тему в определенном стиле речи.        

Умения и навыки, формируемые в процессе работы по развитию связной речи учащихся, имеют свои особенности: с их помощью учащиеся осваивают опыт творческой деятельности по созданию текста. Создавая речевое произведение, ученики используют усвоенные ранее способы речевой деятельности применительно к предложенной учителем теме высказывания, к данной или найденной самостоятельно речевой задаче (убедить в чем-то слушателей, передать определенную информацию, вызвать сочувствие и т. д.). В этом случае осуществляется перенос знаний и умений в новые обстоятельства — это одна из черт учебной творческой деятельности.

Если же ученик сам находит тему высказывания, или вычленяет ее из заданной широкой, или находит свой подход к решению предложенной темы, даже свою форму преподнесения материала, значит, он способен видеть новую проблему в знакомой ситуации, способен, комбинируя известные способы деятельности, видеть разные возможности решения постав ленной задачи и находить свой подход к ее решению. Это также признаки творческой деятельности, которые, естественно, проявляются по-разному, в разных сочетаниях, что и характеризует степень творческой самостоятельности учащихся. Ученик может, например, повторить (в большей или меньше степени) тот конкретный образец текста, который был использован в классе для ознакомления с особенностями построения определенного речевого произведения, может создать по аналогии с разобранным образцом свой текст (на другую подобную тему, подсказанную учителем), может найти свою тему высказывания и свой подход к ее раскрытию — степень творческой самостоятельности ученика будет различной, что, конечно, должно учитываться преподавателем при оценке детских сочинений.

Рассматриваемые умения и навыки интеллектуального характера, поскольку они связаны с овладением способами речевой деятельности. При этом коммуникативные умения (умения создавать текст) опираются на речевые навыки (например, на произносительные навыки, навыки словоупотребления, согласования и управления слов), но сами не автоматизируются, так как включают элементы творчества.

Среди коммуникативных умений есть специфические для данного учебного предмета умения (например, умение совершенствовать написанное) и умения, которые формируются при изучении различных  дисциплин, например: умение выделять существенные и несущественные признаки в описываемом предмете, отличать главное от второстепенного (в содержании излагаемого текста), умение группировать (собранный к сочинению материал), умение (сказанное), делать вывод и т. д. Как видно из примеров, эти общие умения логического характера находят свое образное преломление в деятельности ученика, связанной с опытом построения, организации, создания высказывания.

Многие из рассматриваемых умений и навыков имеют большое значение в учебной работе школьников, например: умение сжато излагать содержание текста, умение составлять план, умение собирать материал на основе прочитанного и т. д. Эти умения создают базу, на основе которой выпускники школы смогут и в дальнейшем самостоятельно пополнять знания, заниматься самообразованием.

Нормы отношения к миру (нравственные, эстетические и т. д.) усваиваются в процессе работы над различными по тематике высказываниями. С 5 класса формируется оценочно-эмоциональное отношение к животным (описание животного), к предметам мира родной природы и к миру вещей — творениям рук человека (описание «поэтических» предметов и описание бытовых предметов), осмысливаются нравственно-этические нормы (элементарные рассуждения о поведении людей и литературных героев; рассказы о себе, своих поступках), к научным знаниям (рассуждения типа «для чего нужно знать грамматику») и т. п.

При этом на уроках развития речи воспитывается не только культура чувств, но и умение словесно выразить свое эмоционально-оценочное отношение к тому, о чем идет речь в сочинении. И если учитель не должен навязывать своего мнения о предмете высказывания, своего отношения к нему, то он должен помочь детям разобраться в их эмоциях, помочь им выразить свои чувства (если этого действительно требует тема высказывания), что, как известно, затрудняет школьников.

В своем докладе я хочу осветить один аспект работы над  текстом, а именно,  проанализировать текстовые отрывки, принадлежащие к различным стилям речи, выявить их различия и особенности, детально разобрать средства языковой выразительности, с помощью которых формируется тот или иной функциональный стиль речи.

Анализ текста разговорного  стиля.

В качестве примера анализа разговорного текста на 1-ом курсе НПО  используем отрывок из переписки  Ф.М. Достоевского с женой  А.Г. Достоевской.

Петербург, 13 августа, понедельник

Милый мой голубчик Анечка, получил твое милое письмо, и очень мне грустно было читать, как детишки заплакали, когда я уехал. Милые голубчики! Скажи им сейчас же, что папа их помнит, целует и в Петербург зовет. Обнимаю и целую непрерывно и благословляю. Я, Аня, все нездоров, нервы очень раздражены, а в голове как туман, все точно кружится. Никогда еще даже после самых сильных припадков не бывало со мной такого состояния. Очень тяжело. (…) Точно сон и дремота, и меня все разбудить не могут. Отдохнуть бы надо хоть недельки две от работы и заботы беспрерывной — вот что.

Текст разговорного стиля представлен в данном случае в письменной форме, хотя наиболее распространенной является устная форма. К общим свойствам текста можно отнести неофициальность, непринужденность (автор и адресат письма — близкие люди), отсутствие тщательного отбора языковых средств.

В тексте письма, в основном, используется нейтральная лексика, хотя есть и разговорные слова (папа, хоть, надо). Эмоциональный характер тексту придают слова с оценочными суффиксами (голубчик, голубчики, Анечка, неделька); глаголы, передающие состояние автора (помнит, целует, благословляет); образные средства языка, например сравнения (в голове как туман, точно сон и дремота); экспрессивные обращения (милый друг мой голубчик Анечка, милые голубчики); личные местоимения (я, им, со мной, меня), частицы (же, даже, хоть, бы). Для синтаксиса текста характерны различные типы предложений, свободный порядок слов (отдохнуть бы надо хоть недельки две), частое использование однородных членов. Есть предельно краткие предложения (Очень тяжело); встречаются даже незаконченные (... вот что). Композиция текста свободная, преобладают фактическая информация, описание и повествование, тематические средства связи, эмоциональные средства воздействия на адресата. Тип реакции адресата на текст — эмоция, действие (например, ответное письмо).

Анализ текста художественного стиля.

В качестве примера анализа художественного текста в 11 классе используем стихотворение К.Д. Бальмонта «Фантазия».

Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья

Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;

Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет

И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.

Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,

В мягкой бархатной постели им отрадно почивать,

Ни о чем не вспоминая, ничего не проклиная,

Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать.

Чьи-то вздохи, чье-то пенье, чье-то скорбное моленье,

И тоска, и упоенье – точно искрится звезда,

Точно светлый дождь струится, - и деревьям что-то мнится,

То, что людям не приснится, никому и никогда…

Константин Дмитриевич Бальмонт – поэт, критик, переводчик – человек разносторонне одаренный, занимающий в истории отечественной литературы и культуры свое, особенное место. Как многим поэтам «серебряного века», К. Бальмонту было присуще стремление создать нечто единое и цельное из своей жизни и творчества. Наверное, каждый настоящий поэт, талантливый художник слова, умеет непостижимым образом «переплавлять» самые разные впечатления своей жизни, наблюдения за окружающими людьми, миром, чувства от соприкосновения с ним, в удивительные лирические произведения. Одной из драматических страниц его жизни является попытка самоубийства в марте 1890 г. Процесс физического выздоровления сопровождался возвращением чувства радости жизни. Светлое настроение пронизывает стихотворения сборника «Под северным небом». Именно в него вошло произведение «Фантазия», написанное в 1894 г. Созданная автором картина спящего зимнего леса представляет собой своеобразную мозаику, складывающуюся из ярких образов или только художественных штрихов, рожденных фантазией поэта. Динамизм описанию зимнего леса придает быстро меняющаяся палитра впечатлений – визуальных («искры лунного сиянья», «яркий блеск луны») и слуховых («слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели», «чьи-то вздохи, чье-то пенье, чье-то скорбное моленье…»).

Повторы разных видов, осуществляя связь фрагментов стихотворения, позволяют поэту создать особое музыкальное звучание произведения. Так, на фонетическом уровне аллитерация шипящих и свистящих согласных звуков (ж-ш-щ-ч; с-з), а также сонорных (л-р-м-н) создает звуковые волны из шепота, вздохов, моления на фоне тишины зимней ночи. Текст стихотворения насыщен лексическими повторами (2 и 3 строфы), в частности, частотны повторы неопределенных и отрицательных местоимений, которые создают неопределенность, недосказанность лирического повествования, глагольных форм, союза «и».

Лес живой: «…Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез»; (им отрадно почивать)…Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать»; сон леса легкий и приятный (о чем свидетельствует отбор лексики: «лес спокойно дремлет, весь исполнен тайных грез», «в мягкой бархатной постели им отрадно почивать»). Прием олицетворения – центральный в произведении, именно он помогает создать картину живой природы: ветер, метель, деревья – чувствуют, движутся («трепещут очертанья», «роптанья ветра», «дождь струится», «искрится звезда»).

Эпитеты: «яркий блеск луны», «тайные грезы», «тихий стон метели», «мягкая бархатная постель», «ветви стройные», «светлый дождь» - помогают создать возвышенные образы, которые дарят читателю ощущение свободы, естественности, стремительности. Основной лирический мотив произведения – чувство спокойной радости, таинственной легкости, рожденной неуловимой игрой фантазии и реальности.

Используя хорей, традиционный стихотворный размер для создании стремительной передачи мыслей и чувств, К. Бальмонт удлиняет строку, делая ее восьмистопной, с цезурой (внутренней паузой), что придает звучанию стиха замедленность, неторопливую размеренность. Бальмонту, как, пожалуй, никому другому, свойственна способность смешивать многочисленные впечатления и отражать их в полотне лирического текста штрихами мастера-импрессиониста. В основе его художественных образов – отражения переживаний и чувств, а не сама реальность: поэта привлекает не предмет изображения, а те ощущения, которые он вызывает. Его поэзия – это беспрерывный поиск красоты, отсюда– изменчивость, стремление «схватить» миг. Лирическому сознанию Бальмонта присущ своеобразный «культ мгновения». Мимолетность, быстротечность, удивительная легкость – таково восприятие большинства образов его поэзии. Стихотворение «Фантазия» в полной мере отражает бальмонтовское восприятие мира и его художественный принцип.

Анализ текста научного стиля.

Пример текста научного стиля:  

Педагогика — совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Педагогикой называется также учебный курс, который преподается в педагогических институтах и других учебных заведениях по профилирующим программам. Педагогика включает проблемы учебно-воспитательной, культурно-просветительной, исследует агитационно-пропагандистскую работу со взрослыми.

Воспитание изучают и другие науки: социология рассматривает воспитание как функцию общества и государства; психология — как условие духовного развития личности.

Форма речи данного текста — письменная; общие свойства текста — объективность, логичность, ясность изложения, сжатость при насыщенности содержания.

Для данного текста характерна научная терминология: педагогика, воспитание, образование, обучение, учебно-воспитательная работа, общество, государство, социология, психология и др. Преобладает абстрактная лексика: теория, проблемы, функции, развитие, процесс, структура, механизмы, методика, содержание, принципы, формы, методы, приемы. Слова употребляются преимущественно в прямом номинативном значении, образные средства языка, эмоциональность отсутствуют. Нужно отметить присутствие в тексте особого сочетания метонимии и олицетворения, ведущего не к образности слова и речи, а, с одной стороны, к разнообразию синтаксической организации текста, с другой — к упрощению синтаксической структуры предложения (педагогика включает, исследует; социология рассматривает). Повторяется ключевое слово педагогика, что в данном тексте не является недостатком. Значительно преобладание существительных над глаголами. Глаголы употреблены в форме настоящего времени несовершенного вида (называется, преподается, включает, исследует), используется причастие (изучающих). Предложения носят повествовательный характер, преимущественно имеют прямой порядок слов, содержат ряды однородных членов. Преобладают сложные предложения, даже сложные синтаксические конструкции, над простыми предложениями. Тип речи, используемый в тексте, — описание. Речь монологична. Основные средства связи тематические и грамматические. Предполагаемая реакция адресата на текст — восприятие.

Анализ текста официально - делового  стиля.

Пример текста официального стиля:

Официальное письмо-подтверждение

С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот информационный материал мы направили на рассмотрение нашим заказчикам.

В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы мы Вам сообщим об этом дополнительно.

Текст представлен в письменной форме. Особенность этого текста — сжатое, компактное изложение, экономное использование языковых средств, точность, однозначность формулировок, стандартность. Употребляются характерные для данного стиля клише (с благодарностью подтверждаем; сообщаем, что...; в случае проявления; сообщим дополнительно); отглагольные существительные (получение, рассмотрение, проявление), «нанизывание» существительных (в случае проявления интереса к изделиям фирмы). Документ характеризуется «сухостью» изложения, отсутствием выразительных средств, употреблением слов в прямом значении. В тексте всего два предложения — одно сложное, другое простое. Но простое предложение значительно распространено, объемно. Употребляются условные конструкции (в случае проявления интереса...), прямой порядок слов; преобладают тематические и грамматические средства связи, логические средства связи не используются. Текст монологичный, небольшой по объему; заключает в себе исключительно фактическую информацию, его композиция стереотипна.

Анализ текста публицистического стиля.

Пример текста публицистического стиля:  

Но каким же образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Что должно делать для этого при изучении произведений его?

Изучить поэта значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт, на какой бы ступени художественного достоинства ни стоял, а тем более всякий великий поэт никогда и ничего не выдумывает, но облекает в живые формы общечеловеческое. И потому, в созданиях поэта, люди, восхищающиеся ими, всегда находят что-то знакомое им, что-то свое собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопределенно предощущали или о чем мыслили, но чему не могли дать ясного образа, чему не могли найти слово и что, следователь но, поэт умел только выразить. Чем выше поэт, то есть чем общечеловечественнее содержание его поэзии, тем проще его создание, так что читатель удивляется, как ему самому не вошло в голову создать что-нибудь подобное: ведь это так просто и легко!

Характерными особенностями приведенного отрывка являются актуальность содержания, острота и яркость изложения, авторская страстность, логичность, доказательность, доходчивость. Цель текста — оказать воздействие на разум и чувства читателя, слушателя. Используется весьма разнообразная лексика — термины литературы и искусства (поэт, произведение, образ, поэзия, художественное достоинство); общелитературные слова (тайна, личность, творение, чтение). Тема и время написания текста предопределяют отсутствие клише и публицистических штампов. Многие слова принадлежать книжному стилю (перечувствовать, облекать, предощущать, восхищаться). Активно применяются средства речевой выразительности, например художественные определения (истинный поэт, живые формы, ясный образ, общечеловечественное содержание, предощущали смутно и неопределенно); инверсия (Что должно делать для этого при изучении произведений его?). Употребляются прилагательные в качестве дополнений (облекает в живые формы общечеловеческое; находит что-то давно знакомое им, что-то собственное; создать что-нибудь подобное). Синтаксический строй текста отличается разнообразием: это повествовательные и вопросительные (риторические вопросы), простые и сложные предложения (сложноподчиненные и сложные синтаксические конструкции). Используются градации (перечувствовать, пережить; давно знакомое, что-то свое собственное), антитезы (изучить поэта значит не только ... ознакомиться с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их). В тексте преобладает тип речи рассуждение, абстрактная информация, эмоциональные и логические средства воздействия на адресата. По форме текст монологичен, но по сути автор стремится к диалогу с читателем, пусть и опосредованному (вопросы, попытка поставить себя — автора — на место читателя). Поэтому возможная реакция адресата на данный текст не только восприятие и оценка, но и перерастание монолога в диалог.

Тесты с элементами  лингвистического и литературоведческого  анализа текста.

1. Определите, какие языковые приемы изобразительности

использованы в тексте, подчеркните их:

«Ночь была темная и дождливая; деревья в саду шумели, точно говор далекой толпы, волновавшейся, как море. Крупные капли дождя хлестали в стекла с сухим треском, как горох, а рамы вздрагивали и тихо дребезжали под напором метавшегося ветра… А потом глухо гукнул отдаленный раскат грома, точно вестовая пушка.. Шум начал стихать, и дождь хлынул ровной полосой, как из открытого душа, но потом все стихло, и редкие капли дождя падали на мокрую листву деревьев, на размякший песок дорожек и осклизнувшую крышу с таким звуком, точно кто бросал дробь в воду горстями. Но это было временное затишье перед надвигающейся грозой. Вот режущим блеском всполыхнула первая молния, и резким грохотом рассыпался первый удар, точно с неба обрушилась на землю целая гора, раскатившаяся по камешку».

(Д.Мамин-Сибиряк).

а) метафора, б) перифраз, в) инверсия, г) аллитерация, д) эпитет, е) сравнение, ж) ассонанс.

2. Определите расстановку логических ударений в следующем фрагменте из текста И.С.Тургенева и выберите вариант ответа:

«Солнце – не огнистое (1), не раскаленное (2), как во время знойной засухи (3), не тускло-багровое (4), как перед бурей (5), но светлое (6) и приветно-лучезарное (7) – мирно (8) всплывает (9) под узкой и длинной тучкой, свежо (10) просияет (11) и погрузится (12) в лиловый (13) туман»

(И. С. Тургенев).

а) 1, 2, 4, 5, 6, 9, 11, 13; б) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10; в) 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 12.

3. В данном ниже отрывке определите место психологических пауз и

их разновидность:

А этот, как его, он турок или грек? Тот, черномазенький, на ножках

журавлиных… (А.С.Грибоедов);

а) припоминания; б) умолчания; в) напряжения.

4. Какой художественный прием придает тексту экспрессивность:

Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.

Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть.

И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.

Плечом. На тучу. Тяжко! Опершись. (П.Антокольский)

а) «безглагольность текста»; б) парцелляция; в) эллипсис.

5. Какой вид повтора выполняет основную художественную функцию в стихотворении К.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…» (анализ по фрагменту):

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня.

Я на башню всходил и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали,

И какие-то звуки вокруг раздавались,

Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,

И сияньем прощальным как будто ласкали,

Словно нежно ласкали отуманенный взор.

а) повтор однокоренных слов; б) повтор-подхват; в) синтаксический параллелизм.

6. Какое средство, использованное в тексте, способствует проявлению интертекстуальности?

Владимир Ленский посетил

Соседа памятник смиренный,

И вздох он пеплу посвятил;

И долго сердцу грустно было.

«PoorYorick!» – молвил он уныло ‹…›

(Пушкин «Евгений Онегин»)

а) цитата; б) аллюзия; в) автосемантичный фрагмент текста.

7. Какую смысловую нагрузку несут слова с суффиксами оценки в следующем тексте:

«С гневом и отвращением глядел он на скопческую испитую физиономию Смердякова с зачесанными гребешком височками и со взбитым маленьким хохолком. Левый чуть прищуренный глазок его мигал и усмехался…»

(Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы»).

а) передают авторскую оценку героя или ситуации;

б) помогают создать характеристику личности героя;

в) передают восприятие героя другими персонажами произведения.

8. Определите лексические средства выразительности в тексте:

Меня тревожит встреч напрасность,

Что и не сердцу, ни уму,

И та не праздничность, а праздность,

В моем гостящая дому. (Е.Евтушенко)

а) паронимы; б) парономасы.

9. Определите, какое средство изобразительности использовано в следующем тексте:

Как брань тебе не надоела!

Расчет короток мой с тобой:

Ну, так, я празден, я без дела,

А ты бездельник деловой. (А.С.Пушкин)

а) прием этимологизации;

б) ложная (народная) этимологизация;

в) повтор однокоренных слов.

10. Задания по тексту стихотворного произведения: определите основной лирический мотив стихотворения:

   Элегия

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино — печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать:

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть — на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной. (А.С.Пушкин) 1830.

11. Определите ключевые строки в данном тексте.

12. Определите стихотворный размер:

а) ямб; б) амфибрахий; в) анапест.

13. Определите тип рифмовки:

а) опоясывающая (кольцевая); б) перекрестная; в) смежная (парная).

14. Каков вид клаузулы?

а) мужская; б) женская; в) чередование мужской и женской.

 15. Проанализируйте фрагмент текста и выберите вид периода, соответствующий использованному в нем:

Если радует утро тебя,

Если в пышную веришь примету, -

Хоть на время, на миг полюбя,

Подари эту розу поэту. (А.А.Фет).

а) временной; б) условный; в) определительный.

Ключ к итоговому тесту.

вопроса

        Правильный

ответ

1        А, Г, Д, Е, Ж

2        В

3        А

4        Б

5        Б

6        А

7        В

8        А

9        А

10        Творч.

11        Творч.

12        А

13        В

14        В

15        Б