Развитие речи. Работа с текстом. 4 класс
методическая разработка

Патрушева Елена Олеговна

Главная цель этого мастер-класса- овладение навыками аналитической работы с текстом.

Задачи: владение полученной информацией, определение стиля и типа речи, знакомство с оксюмороном, умение последовательно передавать прочитанное, умение составлять план текста; развитие устной и письменной речи учащихся в процессе осмысленной работы с текстом: творческая работа учащихся;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_masterskaya_1.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Автор –  Патрушева Елена Олеговна
ГБОУ школа 569 г. Санкт - Петербурга.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Развитие речи. Работа с текстом. Урок-мастерская». 2 часа.

 4 класс.  

Цели урока: Овладение навыками аналитической работы с текстом.

Задачи:

Образовательная: владение полученной информацией, определение стиля и типа речи, знакомство с оксюмороном, умение последовательно передавать прочитанное, умение составлять план текста; развитие устной и письменной речи учащихся в процессе осмысленной работы с текстом: творческая работа учащихся;

- Развивающая: умение работать в группе; развитие наблюдательности;

- Воспитательная: через восприятие текста воспитывать умение понимать (чувствовать) внутренний мир, (душевное состояние) героя. Развитие эмоций, творческих способностей учащихся.

Инструментарий и оборудование: экран, мультимедийный проектор, индивидуальные или групповые электронные носители информации с готовыми файлами задания (ноутбуки, ридеры), заготовки на электронных носителях, тексты на электронных носителях с отрывком из главы “Зима в Уфе” повести С.Т. Аксакова “Детские годы Багрова – внука”, памятка-алгоритм составления плана (по количеству учащихся).  Стихи русских поэтов в фоновой записи (читает И. Ильинский). Фонограмма с записью музыки Глинки «Песня жаворонка». “Словарь русского языка” С.И Ожегова. Рабочая презентация с картинами весны.

  Применение инновационных технологий:  урок-мастерская.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:

Девиз: Все видеть, все понять, все знать, все пережить…..

Все весны дыханием согрето.

Все кругом и любит и поет.

(А. Толстой.)

 (Эпиграф и тема урока пишутся на доске)

1.Учитель читает отрывок из стихотворения И.З. Сурикова “Весна”

Всходит солнце над землею

С каждым днем все выше,

И весь день, кружась, воркуют

Голуби на крыше.

Вот и верба нарядилась

В белые сережки,

У хат играют дети, -

Веселятся, крошки!

Рады солнечному свету,

Рады дети воле,

И теперь их в душной хате

Не удержишь боле.

Вот и лед на речке треснул,

Речка зашумела

И с себя зимы оковы

Сбрасывает смело;

- О каком времени года идет речь в стихотворении?

Ответ: о весне…(объясняют почему)

2. – Запишите на черновых листах: каковы ваши представления об этом времени года?

(Ученики записывают, затем зачитывают свои записи)

“День ото дня все теплее, журчат ручьи, солнце выше, воздух чист и свеж, все оживает, появляются проталины, зеленеют деревья, теплый ветер, дождь”.

“Солнечные дни, тающий снег, проталинки, ручьи, реки освобождаются от льда, пение птиц, свежесть, набухание почек на деревьях, оживление на улицах”.

“Светло, тепло, шумно, зелено, ледоход, много воды, солнце припекает, отличное настроение”.

“Тепло, солнце припекает, тает снег, бегут ручьи, по реке плывут льдины, зеленеют деревья, появляется травка, пение птиц” и т.д.

3. – Многие русские поэты воспевали приход весны в своих стихах. Алексей Николаевич Плещеев о весне писал так:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

4. – А какие стихи о весне знаете вы? Проверим ваше домашнее задание.

(Проверка домашнего задания. Учащиеся читают стихи или строчки из стихотворений).

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

(Е. Баратынский.)

Гонимый вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга

(А. Пушкин.)

Скоро проснуться деревья,

Скоро, построившись в ряд,

Птиц перелетных кочевья

В трубы весны затрубят. (Н. Заболоцкий.)

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли.

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз неторопливо ждет.

Все весны дыханием согрето.

Все кругом и любит и поет.

(А. Толстой.)

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

(Ф. Тютчев)

Бушует полая вода,

Шумит и глухо и протяжно;

Грачей пролетные стада

Кричат и весело и важно

(И. Бунин.)

Весна идет сторонкой,

Да где ж сама она?

Чу, слышен голос звонкий.

Нет, это звонко, тонко

В ручье журчит волна…

(А.Блок.)

Смотри, как на речном просторе,

По склону вновь оживших вод,

Во всеобъемлющее море

За льдиной льдина вслед плывет.

/(Ф. Тютчев.)

В лес весна нагрянула в апреле,

Шумная – от птичьей кутерьмы.

И стоят в весенних платьях ели,

Будто бы и не было зимы.

(А. Дементьев.)

5. Учитель читает четверостишие из стихотворения Е. Баратынского.

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

- О чем прочитанное мною стихотворение?

 Ответ: о ледоходе; о бушующей весной реке.

- Как в народе называют период, когда лед на реке начинает трескаться и приходит в движение?

 Ответ: река вскрывается; река трогается; ледоход.

- Я вижу, что вы очень наблюдательны. Как вы уже подтвердили стихами, прочитанным вами, все в природе весной оживает, меняется и настроение человека.

 Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка!

С ним журчит,

Летает в небе с ней!..

(Е. Баратынский.)

6. – Напишите на черновых листах, какими бы словами вы хотели передать свои чувства, которые испытываете весной.

“Восторг, радость, бодрость, легкость, счастье, желание весь день быть на улице”.

“Радость, хорошее настроение, Хочется петь, летать, танцевать”

“Нежность, ласку, одухотворенность, прилив сил”

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

- Вы, конечно, догадались, что сегодня мы будем работать с текстом, в котором говорится о том, что происходит весной с рекой.

Запишите число и тему урока в тетради.

I. Знакомство с текстом.

 Текст взят из повести Сергея Тимофеевича Аксакова «Детские годы Багрова – внука». Послушайте его.

Текст

С крыльца нашего была видна река Белая, и я с (не)терпением ожидал, когда она вскроется. На все мои вопросы отцу и Евсеичу: “Когда же мы поедем в Сергеевку?” – обыкновенно отвечали: “А вот как река пойдет”.

И наконец, пришел этот жела…ый день и час! Торопливо заглянул Евсеич в мою детскую и (тревожно) радостным голосом сказал: “Белая тронулась!” Мать позволила, и в одну минуту, тепло одетый, я уже стоял на крыльце и жадно следил глазами, как шла между неподвижных берегов огромная полоса синего, темного, а иногда и желтого льда….

Вдруг две собаки показались на льду; но их суетливые прыжки возбудили (не) жалость, а смех в окружающих меня людях, ибо все были уверены, что собаки не утонут, а прыгнут или переплывут на берег. Я охотно этому верил и сам смеялся вместе с другими Собаки не замедлили оправдывать общее ожидание и скоро перебрались на берег. Лед все еще шел крепкою, сплошною, (не)разрывною, бе…конечною глыбою. Евсеич, опасаясь сильного и холодного ветра, сказал мне: “Пойдем, соколик, в горницу; река еще не скоро взломается, а ты прозябнеш… Лучше я тебе скажу, когда лед начнет трескат…ся”. Я очень (не)охотно послушался, но зато мать была очень довольна и похвалила Евсеича и меня.

В самом деле, не ближе как через час Евсеич пришел сказать мне, что лед на реке ломается. Мать опять отпустила меня на короткое время, и, одевшись еще теплее, я вышел и увидел новую, тоже (не) виданную мною картину: лед трескался, ломался на отдельные глыбы; вода всплескивалась между ними; они набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, а если встречала сильный упор, то поднималась одним краем вверх, иногда долго плыла в таком положении, иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду. Глухой шум, похожий по временам на скрип или отдаленный стон, я…ственно долетал до наших ушей…

С.Т. Аксаков “Детские годы Багрова – внука”)

II. Задание.

1. А теперь, ребята, вдумчиво прочитайте текст, осмыслите его, на чтение текста – 2 минуты.

2. О чем этот текст?

Ответы: Этот текст о ледоходе на реке Белой. В тексте говорится о том, как Сережа наблюдал картину вскрытия реки, какое впечатление произвело на него это событие.

3. Определите стиль текста и тип речи, объясните и докажите свою точку зрения, приведите примеры из текста, работаем в группах.

     (работа в группах).

Ответы: Текст художественного стиля, так как взят из повести С.Т. Аксакова “Детские  годы Багрова – внука”.

В тексте дана словесная картина вскрытия реки Белой.

В тексте автором использованы изобразительно – выразительные средства языка     и различные стилистические фигуры:

эпитеты: “шла полоса синего, темного льда”, «суетливые прыжки», «большая и крепкая затопляла слабейшую» и др.

сравнение: “шум, похожий по временам на скрип или отдаленный стон”

ряды однородных членов: «полоса синего, темного, а иногда и желтого льда», «шел крепкою, сплошною, неразрывною, бесконечною глыбою».

обращения: «Соколик»

восклицательные, вопросительное предложения, многоточие, прямая речь.

Цель стиля – не только сообщение определенной информации, но и эмоционально-эстетическое воздействие на читателя.

По типу речи – это повествование с элементами описания, так как говорится о важном событии в жизни (героя) Сережи.

В построении этого текста различаются части, связанные с развитием события: завязка, кульминация, развязка.

В тексте дано подробное описание вскрытия реки до движения по ней льда.

- В этом тексте, ребята, есть еще одно выразительное средство, стилистическая фигура –оксюморон – соединение противоположных или контрастных по смыслу слов ( «Пышное природы увяданье» – из стихотворения А.С.Пушкина, звонкая тишина).

- Ребята, запишите определение оксюморона в тетради - справочнике.

- Попробуйте в данном тексте найти оксюморон.

оксюморон: “глухой шум”, “тревожно – радостным голосом”

4. Как можно озаглавить текст? (работа в группах)

“Начало ледохода на Белой”, “Ледоход”, “Река вскрылась”, “Вскрытие реки Белой”, “Необычное зрелище”, “Белая тронулась”.

5. Найдите в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова толкование слов: вскрыться, ледоход.(с.86, 258) (Работа в группах).

Вскрыться –

1. Прорваться наружу, лопнуть.

2. Очиститься весной ото льда (о реках).

3. перен. Стать явным, обнаружиться.

Ледоход – Движение льда по течению (во время таяния или в начале замерзания рек).

6. Найдите в тексте слова со скобками и с пропущенными буквами, которые требуют объяснения в правильном написании. Запишем их в тетрадь, объясним их написание.

Река Белая, с (не)терпением, Евсеич,  (тревожно)радостным; (не)жалость, а смех; бе…конечною,  прозябнеш…, начнет трескат..ся, (не)охотно, (не) виданную мною картину, (в)верх,  я…ственно, взломается,  всплескивалась, горница.

(объяснение орфограмм и лексического значения подчеркнутых слов)

7. Прочитайте еще раз текст, составьте план, используя алгоритм составления плана (он у вас на партах), запишите в тетрадь.

План I

1. Мой вопрос отцу.

2. “Белая тронулась!”

3. Неожиданные пассажиры.

4. Ледоход.

План II

1. Нетерпеливое ожидание.

2. Желанный день и час.

3. Собаки на льду.

4. Река вскрылась.

Зачитайте ваши планы. (возможны различные варианты).

III.  Беседа по содержанию текста.

- Чего с нетерпением ожидал мальчик?

Ответ: когда река вскроется, и он поедет с отцом в Сергеевку.

- Какое радостное известие получил мальчик от Евсеича?

Ответ: Белая тронулась, и ему первый раз в жизни разрешили посмотреть это зрелище.

- Как вы думаете, что чувствовал герой нашего рассказа, наблюдая картину ледохода?

  Дайте письменный ответ, передайте чувства мальчика.

(Ученики дают письменный ответ под фонограмму музыки Глинки «Песня жаворонка».)

Творческие работы учащихся:

“Мальчик оделся и выскочил на крыльцо, с которого была видна река Белая. Наконец – то пришел этот желанный день и час. Белая тронулась. Сережа первый раз увидел это величественное и страшное зрелище. Он жадно следил глазами за тем, как проносился лед, как трескались и крошились льдины. Тревога и радость смешались в его душе. Да разве такое забудешь! ”

“Наблюдая картину вскрытия реки, каким бы страшным и величественным оно ни казалось, Сережа чувствовал радость, и какое – то нетерпение, он так долго ждал этого момента. Счастье увиденного ледохода и того, что он скоро поедет в Сергеевку, переполняло его”.

“Сережа почувствовал, что наступила весна. На улице было холодно, а на душе тепло. Радость и восторг переполняли мальчика. Ему было очень интересно наблюдать за рекой: как трескался и ломался лед, как льдины громоздились одна на другую, с каким страшным шумом проносились они по реке.

Чувство тревоги уходило, на душе становилось спокойно. Скоро в Сергеевку!”.

- Зачитайте ваши ответы. Молодцы.

Рефлексия

-Ребята, мы сегодня многое сделали, многое вспомнили, закрепили навыки работы с текстом, учились говорить о своих чувствах, высказывать свои мысли, узнали новое… Наверное, у многих улучшилось настроение: и не только от урока, от общения друг с другом, но и просто потому, что на улице весна… Покажите, какое у вас сейчас настроение. ( рисунки с рожицами)

Домашнее задание

- Ребята, а хотели бы вы понаблюдать за картиной ледохода? Как только на Неве начнется ледоход, мы обязательно все вместе посмотрим на эту интересную картину. Наверное, многие из вас уже видели ледоход, поэтому домашним заданием будет написать сочинение – миниатюру (по выбору учащихся).

1. “Ледоход на нашей реке”

2. “Мне в окно постучалась весна” (тема для тех, кто не видел ледохода)

- Постарайтесь выразить ваши чувства, как вы это делали сейчас, когда говорили о чувствах героя.

3. Желающие могут иллюстрировать свои сочинения-миниатюры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"

Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...

Открытый урок по письму и развитию речи в 3 классе по теме:"Слова,обозначающие предметы"

Открытй урок по письму и развитию речи в 3 классе по теме: "слова ,обозначающие предметы"...

«Работа с текстом. Стили речи»

Одна из проблем преподавания филологических дисциплин в СПО и НПО - развитие речи учащихся. Основная задача учебного учреждения,  в частности учителя русского языка и литератур...

Конспект урока развития речи « Связь предложений в тексте»

Конспект урока развития речи« Связь предложений в тексте» Целевая аудитория:для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  7  класса Цель – создать условия для ознако...

Конспект урока развития речи « Лексические средства связи предложений в тексте»

Конспект урока развития речи« Лексические средства связипредложений в тексте -7 класс» Целевая аудитория:для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  7  клас...

Мастер – класс для воспитателей « Развитие речи дошкольников посредством опытов и экспериментов »

познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей со свойством воздуха: воздух имеет место; развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умоза...

Мастер-класс «Использование мнемотехники в работе по развитию речи дошкольников».

На сегодняшний день правильная, внятная, образная речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Основная цель речевого развития – доведение его д...