учебно-методический материал Ознакомление старших дошкольников с пословицами и поговорками
учебно-методический материал на тему

Аннотация: предложенные практические рекомендации и игровой материал помогут воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям детей грамотно, последовательно  и интересно построить работу по ознакомлению с пословицами и поговорками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uch-met._material-poslovitsy_14g.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

учебно-методический материал                                                                                                                                                                     Ознакомление старших дошкольников с пословицами и поговорками

Автор: Ашейчик Татьяна Александровна,                                                             преподаватель Санкт-Петербургского  ГБПОУ Педагогический колледж  №8                                                                                                                                        2014 год

Аннотация: предложенные практические рекомендации и игровой материал помогут воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям детей грамотно, последовательно  и интересно построить работу по ознакомлению с пословицами и поговорками.

Рекомендации:

1. Знакомя детей с пословицами и поговорками, учите их рассуждать над смыслом услышанного, делать выводы, исходя из жизненного опыта. Действуйте по принципу «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интеллектуальные и речевые способности.                                                                                                          

2. Не оставляйте без внимания новые и непонятные детям слова. В доступной форме объясняйте их значение. Пользуйтесь при этом толковыми словарями. Например:                                                                                                                               *«И готово,  да бестолково» (бестолково – непонятно, по-глупому, неумно) *«У стряпухи Дарьи целый день аварии» (стряпуха – простореч.- женщина, занимающаяся стрепнёй, кухарка; стряпня – устар., разг. кушанье)                                                           *«Не всякий столб - околица, не всякая речь - пословица» (околица - изгородь

вокруг села; пословица – краткое народное изречение)                                                                                                         3.Воспитывайте у детей интерес к родному языку, его меткости и образности.            

Обогащайте и активизируйте их лексику за счёт новых слов.                                                                       4.Расширяйте знания детей о традициях и быте нашего народа.             5.Используйте пословицы и поговорки в соответствующих жизненных ситуациях:

- во время умывания, одевания:                                                                                      «Поспешишь - людей насмешишь»                                                                                «Семеро одного не ждут»                                                                                        «Каков мастер - такова и работа»                                                                                                            «Тяп-ляп не выйдет корабль»                                                                                                           «Наскоро делать - переделывать»                                                                                     «И готово, да бестолково»                                                                                                      «На охоту ехать - собак кормить»  и др.                                                                                      

- в процессе трудовой деятельности:                                                                                  «Делу - время, потехе - час»                                                                                             «Кончил дело - гуляй смело»                                                                                            «Глаза страшат, а руки делают»                                                                                        «Терпенье и труд всё перетрут»                                                                                       «Где хотенье, там и уменье                                                                                                           «Оной рукой и узла не завяжешь»                                                                                               «Труд человека кормит, а лень портит» и др.                                        

- в игровой деятельности:                                                                                                                                   «Где лад, там и клад»                                                                                                              «Как аукнется, так и откликнется»                                                                                    «Каков привет, таков ответ»                                                                                             «Что посеешь, то и пожнёшь» и др.                

- в повседневной жизни для создания хорошего настроения у детей:                   «Будет и на нашей улице праздник»                                                                                    «Слезами горю не поможешь»                                                                                                     «Терпи, казак, атаманом будешь»                                                                                                                            «Не всё ненастье, проглянет и ясно солнышко» и др.                          

- при обучении детей рассказыванию (пословицы могут быть темами для рассказов):                                                                                                    «Старый друг лучше новых двух»                                                                               «Любишь кататься - люби и саночки возить»                                                                                   «Не рой другому яму, сам в неё попадёшь»                                                                 «Семь раз отмерь - один отрежь» и др.  

- на утренниках, вечерах досуга, викторинах (использование пословиц и поговорок при проведении конкурсов, игр)

Последовательность и формы работы по ознакомлению старших дошкольников с пословицами и поговорками:

1этап - подготовительный  

- употребление пословиц воспитателями и родителями в повседневной жизни, объяснение их смысла детям;

- рассматривание картинок, подбор к ним соответствующих пословиц и поговорок                                                                                                                        *Детский словарь пословиц и поговорок в картинках С.Н.Зигуненко,- Изд-во «Астрель», 2014                                                                                                 

*http://www.slavianin.ru/mudrost/poslovitsy/russkie-narodnye-poslovitsy-v-kartinkah-dlya-detey.html (Русские народные пословицы в картинках для детей):

«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»                                                                                   «Хочется есть – да не хочется лезть»                                                                              «Хочешь есть калачи – не сиди на печи»                                                                                                                                                       «Чтобы рыбку съесть – надо в воду влезть»                                                                                                                   «Скучен день до вечера, коли делать нечего»                                                                «Отчего кот гладок.? Поел, да и на бок»                                                                           «Поспешишь – людей насмешишь»

- рассказ-образец воспитателя по пословице, объяснение значения новых слов;

- чтение рассказов Л.Н.Толстого по пословицам  «От добра добра не ищут», «Как глядишь, так и видишь»  и др. (с показом картинок). Например:                                             

 «Бежал заяц от собак и ушёл в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел ещё лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место, и полез в чащу в овраге - и наскочил на волка. Волк схватил его.     Видно, правда, -  подумал заяц, что от добра добра искать не надо. Хотел лучше спрятаться и вовсе пропал».

 «Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево с боку.                                              Он сказал: « Дерево кривое».                                                                                                                             А другой мальчик сказал: « Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь»;

-  внесение в книжный уголок сборников пословиц и поговорок.

2 этап                                                                                                                           Активное самостоятельное ознакомление детей с пословицами

- игры и упражнения:                                                                                                                                                                  

* «Найди нужную картинку» (подбор детьми картинки соответствующего содержания к названной взрослым пословице);                                                            

* «Назови  пословицу к картинке»;                                                                                    

* «Я начну, а ты продолжи» (взрослый начинает, а ребёнок заканчивает пословицу; и наоборот): «Семеро одного…не ждут», «Один за всех, и все…за одного», «Как аукнется так и…откликнется» и др.;                                                                                                      

* «Подбери слово в рифму» («Делано наспех – сделано…на смех», «Сделал дело – гуляй… смело», «У стряпухи Дарьи целый день…аварии», «Работай до поту, так поешь…в охоту», «Нужно наклониться, чтоб из ручья воды…напиться», «Чтобы рыбу съесть, надо в воду…лезть», «Хочешь есть калачи, так не сиди…на печи», «Без труда не выловишь и рыбку…из пруда», «На чужой каравай рта …не разевай, а пораньше вставай да свой…добывай», «Птицу узнают в полёте, человека - …в работе», «Терпенье и труд всё…перетрут», «К большому терпенью придёт и…уменье», «Умелые руки не знают…скуки», «Не за своё дело не берись, а за своим…не ленись», «У ленивой пряхи и для себя нет…рубахи», «Лень, отвори дверь, сгоришь.-Хоть сгорю да …не отворю»);                                                                                            

* «Исправь ошибку»: («Что с возу упало, то…нашлось (пропало)», «Тяп-ляп – выйдет корабль (не выйдет)», «Готовь сани…зимой (летом), а телегу летом (зимой)», «К большому терпенью придёт и…безделье (уменье)» и т.д.)

- рисование по пословице («Волков бояться – в лес не ходить», «Где блины, тут и мы», «Грибов ищут -  по лесу рыщут», «Готовь летом сани, а зимой телегу», «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть», «Гора с горой не сойдётся, а человек с человеком сойдётся», «Любишь кататься, люби и саночки возить»  и др.);

- составление детьми рассказов по пословицам («Долог день до вечера, когда делать нечего», «Один - за всех, и все - за одного», «Лениться да гулять – добра не видать», «Семь раз отмерь – один отрежь», «Не рой другому яму - сам в неё попадёшь», «Одна пчела много мёда не наносит», «Что посеешь, то и пожнёшь», «Как аукнется, так и откликнется» и др.). Например.  «Жили в одной деревне две хозяйки. Одна приветливая: о чём её попросят – всё сделает, что имеет – всем поделится. Другая же злая да ворчливая, всё причитает: то не так, да это не так. Случилась беда – сгорели от пожара их дома. Добрую и приветливую все к себе зовут, помочь ей спешат, а от жадной злюки отворачиваются. Верно говорят: как аукнется – так и откликнется»;

- чтение пословиц (в подготовительной к школе группе – индивидуальные задания): «Пройди по лабиринту, прочитай пословицу (поговорку)». Например, «Кто не ра-бо-та-ет, тот не ест», «Спус-тя ле-то по ма-ли-ну не хо-дят», «За дву-мя зай-ца-ми по-го-нишь-ся, и од-но-го не пой-ма-ешь».                                      

3 этап                                                                                                                                     Употребление детьми пословиц в разговорной речи

Литература:  

1.Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей Т.В. Розе, - Изд-во: ОЛМА Медиа Групп, 2011                                                                       2. Детский словарь пословиц и поговорок в картинках С.Н.Зигуненко, - Изд-во «Астрель», 2014                                                                                                                 3.Знакомим дошкольников с литературой О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш. – М., ТЦ «Сфера», 1998                                                                                                         4. Старинные русские пословицы и поговорки  М., Изд-во «Детская литература», 1983                                        5.http://www.slavianin.ru/mudrost/poslovitsy/russkie-narodnye-poslovitsy-v-kartinkah-dlya-detey.html (Русские народные пословицы в картинках для детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме:"Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей"

Тема моей работы звучит так: «Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей».Цель:1. Кратко передать некоторые теоретические данные о пословицах и...

Учебно-методический комплекс «Комплексное обучение дошкольников в группах раннего развития и в подготовительном классе ДШИ»

Программа по раннему развитию дошкольников от 4-5 лет рассчитана на 2 года обучения. Программа предполагает тесное сотрудничество педагогов разных дисциплин: фортепиано, скрипки, теории, хореографа,...

Учебно-методический комплекс «Комплексное обучение дошкольников в группах раннего развития и в подготовительном классе ДШИ»

Программа по раннему развитию дошкольников от 4-5 лет рассчитана на 2 года обучения. Программа предполагает тесное сотрудничество педагогов разных дисциплин: фортепиано, скрипки, теории, хореографа,...

Методическая разработка. Пословицы и поговорки на уроках английского языка.

Методическая разработка "Пословицы и поговорки на уроках английского языка" раскрывает такие вопросы, как: первоисточники английских пословиц и поговорок, использование пословиц и поговорок в произнош...

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки...

Английские пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки многообразны, они находятся как бы вне временного пространства. Действительно, в какое бы время мы не жили, пословицы, и поговорки всегда останутся актуальными, приходящими...

Знакомство детей с пословицами и поговорками старшего дошкольного возраста

Курсовая работа "Знакомство детей с пословицами и поговорками старшего дошкольного возраста"...