"TBL" и "PBL" Два новых подхода к преподаванию анлгийского языка
статья на тему

Бакаева Мадина Мерабовна

Task based learning(TBL) и Project based learning(PBL) краткое описание этих двух методик 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"TBL" и "PBL": Два новых подхода к преподаванию английского языка.

Много новых и неопытных преподавателей, как правило, основывают своё планирование урока на традиционном подходе "PPP" (Presentation, Practice, Production) - презентация, практика, продуктивность. Происходит так потому, что этот метод надёжен и действенен. Это та основа, вокруг которой можно организовывать серию занятий.

Кроме того, эта методика является лучшей на данный момент, так как охватывает все области лексики и грамматики используемых книг или программ. И всё бы ничего, но проблема в том , что "PPP" больше удовлетворяет потребности учителей, а вот со студентами вопрос спорный и до сих пор остаётся открытым.

Использование данной методики выявило, что во время преподавания теории и практики, во внимание не особо принимаются индивидуальные потребности и особенности каждого учащегося; содержание почти всегда продиктовано учебником или учебной программой. По этой причине многие учителя, которые уже испробовали педагогический подход "PPP", впоследствии обращаются к более личностно-ориентированной методике обучения, где потребности ученика занимают основное место в информационном наполнении каждого урока. Существует две подобных методики: "TBL" (Task - Based Learning) - изучение на основе заданий и "PBL" (Project - Based Learning) - изучение на основе проектов.

Что такое "TBL"?

Используя данный подход к преподаванию, в центр внимания ставится непосредственно само задание, а не грамматические или лексические вставки. Цель заключается не в изучении структуры, а в выполнении задания. Конечно, чтобы успешно справиться с заданием студенты должны правильно использовать речь и обмениваться своими идеями. Таким образом язык становится инструментом коммуникации, который нацелен на то, чтобы помочь учащемуся успешно справиться с поставленной задачей. Студенты могут использовать любой язык. Главное, они должны достичь своей цели. Обычно не существует единственного правильного ответа на подобные задачи. Студенты сами придумывают способ их выполнения, используя язык, который считают нужным.

Разные преподаватели используют методику "TBL" по-разному. Некоторые интегрируют её в существующую программу, некоторые полностью заменяют ею учебную программу, некоторые используют её в качестве дополнительных заданий к традиционной классной работе. Но в целом, учителя, которые используют "TBL" как основную преподавательскую методику, делят уроки на три этапа:

Этап 1: Предварительное задание. Учитель даёт тему и знакомит студентов с ситуациями/ лексикой/ текстами (чтение и аудирование). Это вовлекает студентов в изучаемую тему и улучшает языковые знания, что может быть очень полезным. Затем учитель объясняет в чём заключается само задание и организовывает деятельность студентов на уроке.

Этап 2: Студенты выполняют задание в парах или группах. После этого они могут представить свои идеи и выводы остальным учащимся. На этом этапе ошибки не важны; учитель обеспечивает поддержку и следит за правильным выполнением заданий. Учащиеся сосредотачиваются на общении, пусть даже в ущерб правильности грамматики (этот вопрос будет рассматриваться на следующем этапе).

Этап 3: Преподаватель продолжает работу над вопросами, поставленными во втором этапе. (Во время стадии мониторинга, большинство учителей делают себе пометки, касающиеся ошибок студентов, чтобы максимально учитывать индивидуальные потребности каждого в изучении языка). На этом этапе студенты должны опираться на знание английского языка, чтобы хорошо справиться с заданием. Им представляется возможность сконцентрироваться на точности и правильности произношения и использования языка, развеять любые сомнения или проблемы, с которыми они сталкиваются.

Задания могут быть самыми разнообразными и довольно простыми, например: составить список животных от самого быстрого к самому медленному, а затем согласовать всё со своим партнером. Или посложнее: провести опрос, выяснить в какой части города живут люди из вашей группы и как они добираются до школы, после чего составить карту или диаграмму. Или это может быть что-то действительно сложное, например ролевая игра на тему "встреча в мэрии различных людей, обсуждающих открытие нового торгового центра, ради которого придётся снести молодежный центр и дом престарелых". Какой бы ни была задача, она всегда должна иметь какое-то логическое завершение, к которому будут стремиться студенты. Беседа должна естественно развиваться, опираясь на поставленную задачу, а не наоборот.

Преимущество методики "TBL" по сравнению с традиционными подходами, заключается в том, что она позволяет студентам сосредоточиться на реальном общении, перед тем как начинать делать любой серьёзный анализ языка. Она фокусируется на потребностях студентов, помещая их в коммуникативные ситуации и даёт возможность использовать все свои языковые ресурсы, чтобы справляться с заданием. Методика помогает студентам чётко определить для себя: что они знают, чего не знают и над чем нужно ещё поработать. Подобная практика помогает студентам лучше осознать свои "слабые места" в знании языка и поощряет их взять на себя (частичную) ответственность за своё обучение. "TBL" хорошо подходит для групп студентов с разным уровнем знания языка; одно и то же задание может быть успешно выполнено более слабыми и более сильными студентами с большей или меньшей точностью и правильностью. Важно то, что и те и другие развивают навыки общения и осознают свои индивидуальные потребности в обучении.

Еще одно преимущество этого подхода состоит в том, что ученики имеют возможность практиковать широкий спектр языковых знаний (не только грамматику). Сочетаемость слов, лексические фразы и выражения, части речи и другие моменты, которые часто опускаются при проведении уроков по традиционным программам, активно применяются на занятиях по методике "TBL". Но иногда это также может быть и недостатком. Одно из критических замечаний к данной методике - это порой возникающая хаотичность, которая часто не вписывается в изданные книжные курсы или программы, стремящиеся упорядочить и систематизировать занятия. Некоторые учителя (и учащиеся) считают отход от чётко структурированных языковых упражнений трудным и даже анархическим. Многие учителя также согласны с тем, что данную методику лучше не использовать при работе с новичками, так как они ещё не могут опираться только на свои знания и не смогут справляться с большей частью основных заданий.

Что такое "PBL"?

Методика "PBL" поднимает сосредоточенность учащегося на более высокий уровень. Во многом "PBL" схожа с методикой "TBL", но является ещё более амбициозной. В то время как "TBL" акцентирует внимание на каждом уроке отдельно, "PBL" часто ставит в центр внимания весь курс или учебный год.

Так же, как и при использовании методики "TBL", практически каждый преподаватель имеет свой личный подход к работе с "PBL". Некоторые используют её в качестве основы для работы в течение года, другие выделяют ей определённое количество времени, наряду с учебной программой. Другие используют "PBL" только для отдельных проектов на краткосрочных или интенсивных курсах. Некоторые преподаватели, открывая частные школы, основывают все свои учебные программы на данной методике. Существуют четыре основных элемента изучения языка на основе проектов, которые используются на разнообразных мероприятиях, уроках, курсах:

1. Основная тема, из которой вытекают все задания и которая объединяет и приводит весь проект к определённой цели.

2. Доступ к дополнительной информации (интернет сделал работу над этой частью проекта намного проще), сбор, анализ и использование необходимого материала.

3. Множество возможностей для обмена идеями, сотрудничества и общения. Взаимодействие с другими учащимися имеет фундаментальное значение для "PBL".

4. Конечный продукт (часто с использованием новых технологий, к которым мы имеем доступ в наши дни) производится в виде плакатов, презентаций, докладов, видео, веб-страниц, блогов и т.д.

Роли учителя и ученика в "PBL" и "TBL" очень похожи. Учащимся предоставляется свобода в подходе к решению проблем и поставленных задач на уроке и обмене информацией друг с другом. Роль учителя заключается в мониторинге и помощи, создании основы для общения, обеспечении доступа к информации, исправлении грубых ошибок, предоставлении студентам возможности выполнить до конца поставленную цель и получить конечный продукт. Как и в "TBL", учитель контролирует взаимодействие между студентами, но не прерывает его.

Несмотря на то, что преимущества и недостатки "PBL" и "TBL" практически аналогичны, существенным плюсом изучения языка на основе проектов является мотивирующий элемент, особенно для младших учащихся. Проекты имитируют реальную жизнь на уроке, например, вместо того, чтобы изучать то, как растут растения (со всей терминологией), вы на самом деле их выращиваете и наблюдаете за процессом в реальном времени. Американский теоретик Джон Дьюи писал: "Образование является не подготовкой к жизни, образование это и есть сама жизнь". Проектная работа позволяет "самой жизни" стать частью классной работы и предоставляет сотни различных возможностей для обучения. Помимо развлекательного элемента, проектная работа включает в себя элементы реальной жизни в коммуникативных ситуациях (анализирование, решение, редактирование, отвержение, организацию, делегирование...) и часто содержит междисциплинарные навыки, которые можно заимствовать из других наук, предметов и .т.п. В целом, это способствует развитию более высокого уровня мышления, по сравнению со стандартным изучением слов и правил.

Заключение. Обе описанные методики прежде всего ориентированы на достижение реальных целей, а затем на использование языка, который необходим для достижения этих целей. Обе они используют язык, как инструмент для получения конкретного результата, а не просто как ограниченный набор звуков для изучения грамматики и лексики. Они дают много возможностей для общения в аутентичных условиях и предоставляют ученику свободу использования языковых средств, чтобы он смог осмыслить то, что он узнал и чему ещё должен научиться. Большинство преподавателей эклектичны по своей природе и поэтому часто используют абсолютно разнообразные комбинации методик"TBL", "PBL" и традиционных методов, как например "PPP". Главное, использовать то, что лучше всего подходит вам и вашим ученикам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА

Современные подходы к анализу урока русского языка....

Технологии системно-деятельностного подхода в преподавании дисциплины «иностранный язык

"Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность" Б.ШоуИзучая данную тему, я обнаружила, что эта тема не только актуальна, но и является предметом споров, дискуссий, конференций, как среди сред...

Проектная работа для учителей татарского языка и литературы "Инновационные подходы в преподавании татарского языка в условиях ФГОС ОО"

   Под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (меж...

Компетентностный подход в преподавании дисциплины «Русский язык и культура речи» в медицинском колледже.

В статье рассказывается о методах обучения, которые преподаватель использует при компетентностном подходе, о целях обучения при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи". Автор подр...

Выступление на XIII Межвузовской конференции молодых ученых с докладом на тему: "Новые подходы к преподаванию, обучению и оценке результатов обучения в системе среднего профессионального образования"

В статье рассмотрены новые подходы к преподаванию, обучению и оценке результатов обучения в системе среднего профессионального образования....

4 новых подхода к преподаванию английского

Вы когда-нибудь устали видеть одни и те же старые обучающие процедуры? Я до сих пор помню свои старые уроки английского в старшей школе. Каждый день наш учитель составлял одно и то же меню: ...

Использование мультисенсорного подхода в преподавании английского языка

Презентция о мультисенсорном подходе для методического семинара в рамках участия в конкурсе "Учитель года"...