Урок Психологии
материал на тему

Полный комплект учебных материалов для открытого или рабочего урока: план и конспект урока, презентация, набор раздаточного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет «Психология» 
Раздел: Познавательные процессы. 
Тема: Темперамент. 
Тип урока: Изучение нового материала. 
Методы: Словесный, наглядный, практический. 
Цели:

1. Обучающая: способствовать пониманию темперамента и его видов. 
2. Воспитательная: способствовать формированию бесконфликтного общения, терпимости, человеческого отношения с учетом типа темперамента собеседника. 
3. Развивающая: способствовать развитию самоанализа и умения различать и учитывать индивидуально-психологические особенности людей. 
КМО: конспекты, презентация «Темперамент», раздаточный материал: тест – опросник Айзенка. 
Ход урока: 
1.Оргмомент. 
Вступительное слово учителя. Сообщение темы, цели и плана урока  2 мин.
2. Актуализация знаний: фронтальный опрос  5 мин.
3. Изучение нового материала  30 мин.
Лекция преподавателя с элементами беседы с учащимися. 
4. Закрепление нового материала 35 мин. 
- самостоятельная работа с опросником Айзенка. 
- обсуждение полученных результатов. 
5. Подведение итогов (рефлексия) 5 мин.
6. Домашнее задание 3мин. 

Преподаватель С. В. Латыпова

Конспект урока 

1. Организационный момент. 
Здравствуйте, садитесь. 
Проверьте, готовы ли вы к уроку? Готовы? Тогда начнем. 

2. Обоснование значения изучаемой темы и целей урока. 
Как нам всем известно, люди, попадая в одинаковую ситуацию, ведут себя по-разному. Например, четыре девушки опоздали в театр и столкнулись с сопротивлением билетера, который отказался их пускать, так как спектакль уже начался. Как вы думаете, как можно повести себя в данной ситуации? 
(отвечают) 
Ваши ответы верны. Одина из девушек разозлилась, затеяла спор, она требовала, чтобы её пустили в зал. Вторая восприняла ситуацию как шутку, попыталась уговорить контролера,  потом сообразила, что в партер ей не попасть, и можно подняться на верхний балкон, куда проникнуть проще. Третья девушка очень спокойно восприняла ситуацию и пошла в буфет, решив, что начнет смотреть спектакль со второго действия. Четвертая же сильно расстроилась, сказала, что ей вечно не везет, и уехала домой. 
Как вы думаете, от чего зависит поведение человека, его реакция на происходящие события? 
(отвечают) 

Тема этого урока «Темперамент» (на экране высвечивается тема «Темперамент», слайд 1).

Скажите, пожалуйста, что бы вы хотели узнать о темпераменте? Какую информацию о нем хотите получить, чтоб воспользоваться ей в своей жизни и будущей профессиональной деятельности? Какие вопросы в этой теме вас интересуют? 
(отвечают) 
Наша задача, во-первых: найти ответы на все ваши вопросы, которые возникнут  в течение урока, но для начала нам все-таки надо определить, что же такое «Темперамент», дать ему определение. 
И вторая основная задача:  изучить, какие типы темперамента существуют, их особенности и отличия, и как взаимодействовать с тем или иным типом темперамента. 
Давайте определим, что же такое «Темперамент».  Возможно,  у вас есть свои варианты, предположения. 
(Ребята отвечают) 
Все, что вы сказали – правильно. Но давайте сейчас дадим научное определение, с этой целью обратите внимание на экран  (на экране появляется слайд 2 - определение).
Итак, слово «Темперамент» образовано от латинского слова «temperamentum», и переводиться как смесь, надлежащее соотношение частей. Это совокупность индивидуально – психологических особенностей  человека, проявляющихся в его поведении и деятельности.

3. Организация деятельности по изучению нового материала. 
История возникновения учения о типологии темперамента уходит корнями очень глубоко. 
Древнегреческий врач Гиппократ (V век до н. э.) первым дал названия и характеристики типам темперамента. Он считал, что различия между людьми объясняются определенным соотношением различных жидкостей в теле или преобладанием в организме одной из этих жидкостей. Это же обуславливает темперамент человека (слайд 3).
Представителями античной медицины было выделено четыре типа темперамента, в зависимости от жидкости, которая преобладает. Таким образом,  были даны названия типам темперамента, которые сохранились до наших дней (слайд 4). 

Русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849 – 1936), проводя свои исследования на собаках, выявил зависимость типа темперамента от типа нервной системы. Он составил схему, в которой следующие значения: 
Сила – это способность нервной системы выдерживать раздражители; 
Уравновешенность – процессов возбуждения и торможения; 
Подвижность – это легкая и быстрая смена процессов возбуждения и торможения друг друга (слайд 5, 6 и 7). 
Давайте обговорим основные особенности темперамента, которые нужно учитывать (слайд 8):
1. Тип темперамента передается по наследству, так как зависит от типа нервной системы; 
2. Темперамент не поддается изменениям – сохраняется всю жизнь; 
3. В «чистом виде» встречается редко, обычно у человека присутствуют характеристики всех четырех типов, просто один из них преобладает. 

4. Проверка качества, закрепления, обобщения изученного. Выводы. 
Знаменитый английский психолог Айзенк предложил определить тип темперамента в зависимости от свойств личности. Сейчас мы с вами посмотрим, какой тип темперамента у каждого из вас. С этой целью проведем тестирование по методике Айзенка  (слайд 9, см. Приложение 1). 
Инструкция: «На предлагаемые вопросы вы должны отвечать «да» или «нет», не раздумывая. Ответ заносится на опросный лист под соответствующим номером».  
(работают с тестом) 
Подсчитайте ваши результаты и соотнесите их. По двум шкалам вы определите свой тип темперамента (слайд 10, 11).

А теперь запишите себе в тетради основные: 
Особенности холерика (слайд 12). Холериками были Петр I, Суворов и Пушкин. 
Особенности сангвиника (слайд 13). Сангвиниками были Наполеон, Лермонтов. 
Особенности флегматика (слайд 14). Флегматиками были Крылов, Кутузов. 
Особенности меланхолика (слайд 15). Меланхоликами были Гоголь и Чайковский. 
Очень часто ребята задают вопрос: «А какой тип темперамента лучше, полезнее?» Давайте порассуждаем. 
 И теперь сами ответьте: «Какой тип темперамента лучше?» 
(отвечают) 
Правильно, нет лучших или худших темпераментов. Зная свой темперамент, человек стремится опереться на его положительные особенности и преодолеть отрицательные. 

Начертите в своей тетради таблицу совместимости  различных типов темперамента.  
Заполните ее карандашом, как вы думаете, кто с кем может долго дружить, работать, создавать счастливую и гармоничную семью. 
Заполнили? А теперь давайте вместе обсудим каждую пару. 
  
5. Анализ результатов урока. Подведение итогов. Рефлексия преподавателя. 
Итак, все вопросы, которые мы планировали рассмотреть сегодня на уроке, рассмотрены. 
Каждый из вас ранее уже имел некоторое представление о темпераменте. Что нового вы открыли для себя? Что необычного, неожиданного вы узнали на этом уроке? 
Было ли вам интересно? Как вам работалось? 
Полезен ли был этот урок для вас, для вашего будущего? 
Мне было очень приятно с вами работать, я видела вашу заинтересованность, и это самый главный показатель для меня успешно проведенного урока. 
Работали вы замечательно, большое спасибо за внимание. 

6. Домашнее задание. 
Теперь домашнее задание. Выберите три человека из вашего окружения и с помощью наблюдений, бесед, определите тип темперамента. Обоснуйте свои выводы. Задание творческое, и я уверенна, все с ним справятся. 

На этом наш урок закончен, спасибо, до свидания (слайд 16). 

Приложение 1 

Инструкция: «На предлагаемые вопросы вы должны отвечать «да» или «нет», не раздумывая. Ответ заносится на опросный лист под соответствующим номером». 

ОПРОСНИК АЙЗЕНКА 
1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя? 
2.Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать? 
З. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь просят? 
4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь? 
5. Часто ли у тебя меняется настроение? 
6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами? 
7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли? 
8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят? 
9. Любишь ли ты подшучивать над кем-либо? 
10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины? 
11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек? 
12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе? 
13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь? 
14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе? (Если же, наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет»). 
15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо? 
16. Тебе можно доверить любую тайну? 
17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников? 
18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) сильно бьется сердце? 
19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь? 
20. Ты когда-нибудь говорил неправду? 
21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу? 
22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям? 
23. Ты часто чувствуешь себя усталым? 
24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потам? 
25. Ты обычно весел и всем доволен? 
26. Обидчив ли ты? 
27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами? 
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству? 
29. У тебя бывают головокружения? 
30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение? 
31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело? 
32. Любишь ли ты иногда похвастаться? 
33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей? 
34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте? 
35. Ты обычно быстро принимаешь решения? 
36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя? 
37. Тебе часто снятся страшные сны? 
38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей? 
39. Тебя легко огорчить? 
40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь? 
41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание? 
42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь? 
43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры? 
44. Ты всегда ешь то, что тебе подают? 
45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят? 
46. Ты любишь часто ходить в гости? 
47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить? 
48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями? 
49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком? 
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки? 
51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье? 
52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей? 
53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким? 
55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми? 
56. Ты часто спохватываешься, когда поздно что-нибудь исправить? 
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ? 
58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины? 
59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников? 
60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав? 
1. Экстраверсия (Э): 
«Да»: 1, З, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57. 
«Нет»: 6, 33, 51, 55, 59. 
2. Нейротизм (Н): 
«Да»: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60. 
3. «JIожь»: 
«Да»: 8, 16, 24, 28, 36, 44. 
«Нет»: 4, 12, 20, 32, 40, 48. 

Нормативы для подростков 12-17 лет для отнесения их к определенному типу темперамента: экстраверсия (Э) ¬11-14 баллов, «ложь» - 4-5 баллов, нейротизм (Н) - 10-15 баллов. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по психологии и музыке . Тема: Характер в психологии и музыке

Урок проходит в увлекательной форме с опорой на слайды презентации, при этом обучающиеся сначала сами рассуждают, а потом находят подтверждение .Содержание урока подобрано таким образом,чтобы увлечь с...

Презентация по теме "Кейс-метод и его применение на уроках психологии"

Вашему вниманию прелагается пизентация на иему "Кейс-метод и его применение на уроках психологии". Данный метод проблемного обучения можно использовать на многих предметах, в том числе и на ...

Игровая технология как средство проведения контроля с использованием ИКТ на уроке психологии.

Использование игровой технологии.Осуществление контроля и оценки знаний студентов.Испоьзованием ИКТ на уроке психологии....

методическая разработка урока "Психология и этика трудоустройство"

Методическая разработка урока на тему "Психология и этика трудоустройства" предназначена для проведения урока по этой теме в рамках дисциплин психологического цикла или эффективное поведение...

Методическая разработка урока по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного занятия по учебной дисциплине ОП. 02. "Психология"

Методическая разработка  урока  по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного з...

Использование ИКТ на уроках психологии делового общения

Для того, чтобы использовать информационные технологии на занятиях по Психологии делового общения у меня есть технические возможности: это персональный компьютер,мультимедиапроектор, программное...