«Индивидуальные учебные траектории: как обеспечить системность знаний обучающихся»
опыты и эксперименты на тему

Ахмерова Оксана Евгеньевна

Применяемые технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akhmerova_o.e._doklad_na_mo.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

«ЛЕСНАЯ СКАЗКА»

 Московская область, Щелковский район, д.Орлово

т. 8-496-253-14-15 , 253-14-24, факс 8-496-253-14-15

Выступление на методическом объединении педагогов Центра

по теме:

«Индивидуальные учебные траектории:

как обеспечить системность знаний обучающихся»

Подготовила:

Ахмерова О.Е.,

педагог дополнительного

образования

Щёлково

2014 г.

Понятие индивидуальных учебных траекторий относится к категории  применения  в образовательном процессе технологий личностно-ориентированного развивающего обучения.

По определению Д.П.Н. Г.К.Селевко «Технология личностно ориентированного обучения представляет  сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребёнка. Её содержание, методы, приёмы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ребёнка, помочь становлению личностно значимых способов познания путём организации целостной учебной (познавательной) деятельности» [2].

В дополнительном образовании индивидуальная  учебная  траектория (или индивидуально-образовательный маршрут) рассматривается как вариант дополнительной общеобразовательной программы. С одной стороны, Программа предполагает наличие организационно-управленческих знаний, позволяющих реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих освоению этой программы обучающимися с разными образовательными потребностями и возможностями; с другой стороны, образовательная программа определяется как индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, проектируемый с учетом его индивидуальных особенностей. Позиция педагога при этом состоит в инициировании субъектного опыта учащегося, развитии его индивидуальности, признании самобытности.

Проектируя индивидуально-образовательный маршрут важно соотнести его с обобщенным образовательным маршрутом, представляющим собой совокупность общих для обучающихся этапов, периодов, линий, характеризующих их продвижение при получении образования, что и обеспечивает системность знаний у обучающихся при освоении  той или иной программы.

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения может успешно применяться и при обучении хореографии, при этом к условиям формирования системности знаний относится полноценный учёт различий в обучении (т.е. индивидуальные траектории) и завершённость каждого этапа освоения образовательной программы (т.е. вхождение индивидуальных траекторий в обобщённый образовательный маршрут).

Индивидуальные траектории можно строить при помощи:

1) разных темпов обучения. Ведь усвоение и обобщение содержания обучающимися совершаются не сразу, а постепенно, «причём у разных обучающихся процесс усвоения происходит с разной скоростью и часто растягивается на очень длительный срок»[1]. Например, при изучении объёмной темы «Фигурный вальс» c  обучающимися, которые не так быстро усваивают материал, ведётся следующая индивидуальная работа:  с кем-то последовательно отрабатываются различные элементы (сначала комплекс предварительных упражнений, затем поэтапное выполнение упражнения,  многократное его повторение) и просматриваются  видеоматериалы; для кого-то достаточно просто посмотреть видеоматериал в замедленном темпе или многократно повторить фрагмент танца;

2) использования коррекции знаний при возникновении индивидуальных проблем или необходимости актуализировать знания для изучения новых.  В данном случае можно применять:

- работу в парах: обучающийся – «учитель» готовится самостоятельно к исполнению своей роли (повторяет изученный материал), а затем помогает обучающемуся – «ученику» ликвидировать пробелы знаний;

- групповую работу,   когда обучающиеся, стоящие во  втором ряду, совершенствуют свои умения, глядя на исполнение различных элементов обучающимися первого ряда. Благодаря разным формам кооперации и сотрудничества участников образовательного процесса становится возможным проектировать и реализовывать не столько одну программу для целой группы, а для каждого обучающегося - в рамках учебной траектории - «свою».

При этом средствами формирования системности знаний могут быть:

- обобщённые планы деятельности, совместные планы изучения различных тем и организации деятельности обучающихся. Например, учащиеся разными маршрутами изучали танцевальный этюд, а затем на занятии- концерте все показывают свой результат;

- ситуации регулярного повторения изученного материала. При этом особый случай - возвращение к пройденному материалу после приобретения обучающимися новых знаний. Например, исполнение фигур вальса в разной последовательности и под разные музыкальные   произведения  («Венский вальс», «Севастопольский вальс» и др.);

- включение полученных знаний в другое содержание, неоднократный возврат к изначально освоенному, но более высокому уровню. Например, изучение танца в более быстром музыкальном темпе. Возвращение к пройденному материалу в этом случае направленно на целое, чтобы отдельные его элементы постоянно связывались между собой;

- периодическое обобщение полученных знаний. Организовать обобщение можно по-разному, с помощью:

1) просмотров видео - роликов (исполнение танца как в профессиональном  исполнении, так и в исполнении самими обучающимися);

2) конструирования рисунка танца по определённым схемам;

3) др.

И в заключении можно сказать, что возможность обучающихся учиться совместно в одном коллективе, но каждого по своей индивидуальной программе появляется в такой системе обучения, которая с одной стороны строится на многообразии траектории освоения образовательной области, а с другой – обеспечивает сотрудничество обучающихся, распределив между ними разные учебные темы или задания.

Использованная литература:

1. Ж. Народное образование 2014, № 3.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

3. http://ipk.68edu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для выполнения программы по английскому языку на 5 семестр 2014-15 г. по индивидуальной образовательной траектории

Методические указания для выполнения программы по английском у языку на 5 семестр 2014-15 г. по индивидуальной образовательной траектории...

Самостоятельная работа в индивидуальной образовательной траектории студентов колледжа.

Самостоятельная работа студентов  – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская, проектная работа, выполняемая во внеаудиторное время . Виды, способы выполнения ...

Приказ о подготовке к инструктивно - методическому семинару по теме "Персональный сайт как инструмент саморазвития педагога и формирования индивидуальной образовательной траектории студента колледжа"

Инструктиво - методический семинар по теме "Персональный сайт как инструмент саморазвития педагога и формирования индивидуальной образовательной траектории студента колледжа"...

Методы фронтальной и индивидуальной проверки знаний обучающихся на занятиях по МДК.01.02. Эксплуатация подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) и обеспечение безопасности движения поездов

Методы фронтальной и индивидуальной проверки знаний обучающихся  на занятиях по МДК.01.02. Эксплуатация подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) и обеспечение безопасности движения пое...

План работы по иностранному языку на основе индивидуальных образовательных траекторий

Реализация технологий индивидуальных образовательных траекторий на уроках английского языка с целью индивидуализации обучения...