ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ, ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ.
статья на тему

Марфутенко Альбина Геннадьевна

Статья полезна для прочтения не только педагогам, но и родителям. В ней отражены особенности взаимодействия взрослых с  детьми, имеющих диагноз СДВГ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marfutenko_a.g._tezisy.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Марфутенко А. Г., Малюкова Е. Ю., Болдырева М. С., Пестунова О.С.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ, ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ.

МБУДО Дворец творчества детей и молодежи, Воронеж, Россия

Актуальность. Проблемой синдрома дефицита внимания, гиперактвностью, занимаются представители различных профессий – медики, психологи, педагоги, и другие специалисты. Но до конца эта проблема остаётся нерешённой, вызывая определённые трудности у педагогов и родителей, взаимодействующих с детьми с СДВГ.

Изучение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является актуальным поскольку, во-первых: данное заболевание в последнее время становится всё более распространённым, во-вторых: при неправильном подходе на его фоне возникает дезадаптация, развивается склонность к асоциальному поведению, в-третьих: для предотвращения вышеперечисленных последствий, необходимо продолжать поиски оптимальных путей разрешения ситуации. 

Гиперактивность, невнимательность, импульсивность – всё это основные клинические проявления СДВГ. Причины возникновения данной патологии можно разделить на генетические и психосоциальные. Психосоциальные факторы влияют не столько на возникновение, сколько на развитие заболевания у ребенка. Соответственно на течение болезни можно влиять, изменяя условия, в которых воспитывается ребёнок. Таким образом, исследования особенностей воспитания дошкольников с СДВГ является актуальным.

Материалы и методы. Теоретико-методологическими основами исследования выступили:

концептуальные представления о психическом развитии ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б Эльконин, Л.С. Выготский, Д.И. Фельд-штейн);

общедидактические принципы обучения детей (Я.А. Коменский, А. Дистервег, Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский);

идеи о психологических и физиологических особенностей ребенка с СДВГ (Н.Н Заваденко, Ю.С. Шевченко, Р.А. Бракли, Л.А Ясюкова и др.)

принцип индивидуализации (Е.С. Рабунский, А.А. Кирсанов, Ю.А. Гагин, Ю.Н. Кулюткин);

деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);

В работе использовались теоретические методы исследования: анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Результаты. Поскольку этиология и патогенез до конца не изучены, перед специалистами, работающими с данной категорией детей стоят совершенно определённые цели и задачи, своевременное решение которых, позволят предотвратить появление нежелательных последствий. Выделим самые важные:

  1. раннее выявление данного синдрома;
  2. оказание помощи в адаптации ребёнка к современному миру;

 «Ранняя и непрерывная терапия в детстве дает не только непосредственный эффект – она способствует формированию нормального поведения в зрелом возрасте». А вот если проигнорировать проявления синдрома дефицита внимания в детстве и не принять соответствующие меры, то это будет препятствовать нормальному социальному и эмоциональному развитию.

Воспитание ребенка с СДВГ требует от родителей особого подхода. Родители, не имеющие представлений об особенностях взаимодействия с детьми с СДВГ, довольно часто избирают неверные пути воздействия, применяя физические наказания и вербальную агрессию, однако, такие меры  способствуют усилению проявлений симптомов. В такой ситуации необходимо провести с родителями просветительскую работу, помочь им осознать проблему, и научиться её разрешать наиболее приемлемыми способами. Для урегулирования отношений в семье, следует понять природу СДВГ, что в основе неадекватного поведения являются именно физиологические особенности ребёнка.

Важно, что бы семьях, в которых есть дети с СДВГ, все члены семьи были проинформированы о специфике данного заболевания и вырабатывали единую стратегию воспитания и реагирования на поведение и поступки ребёнка. Главное быть последовательным  при взаимодействии с ребёнком, не высказывать обвинения в адрес ребёнка, принимать его таким какой он есть, разработать систему поощрений. Поощрения могут быть двух видов. Одномоментные – те, которые не связаны друг с другом, применимы здесь и сейчас. Кумулятивные – это те, которые действуют по накопительному принципу на протяжении определённого периода.

Ещё одним важным аспектом воспитания ребёнка с СДВГ является положительная эмоциональная атмосфера в семье. Для формирования такой атмосферы необходимо выполнить ряд условий.

Как было сказано ранее взрослым членам семьи необходимо договориться между собой и выработать единый подход к воспитанию. Следующее условие – наличие определённых правил, регулирующих поведение. Ребёнок должен чётко знать, что делать можно, а что нельзя. Следующим важным условием благоприятных взаимоотношений в семье, является способность родителей контролировать собственные эмоции. Контролируя свои эмоции они своим примером показывают ребёнку конструктивные способы решения конфликтов.

Самый лучший способ взаимодействия с таким ребенком – сотрудничество. Важно не забывать как можно чаще показывать ребенку свои чувства к нему.

Следует помнить, что одним из основных проявдлений СДВГ, является невнимательность, следовательно ребёнку трудно подолгу  концентрировать своё внимание на чём то одном, поэтому одной из первых задач воспитания и общения с таким ребенком стоит задача обучения ребенка завершать начатое дело. Даже если ребёнок переключает внимание, нужно обязательно возвращаться к предыдущему занятию и заканчивать его. Приучать удерживать  внимание и доводить начатое дело до конца можно при помощи игры. Как известно игра – ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте. Играя, дети обучаются, развиваются, адаптируются и социализируются, то есть включаются в систему социальных отношений.

Особое внимание при воспитании ребенка с СДВГ следует уделить формированию адекватной самооценки, так как в таких случаях она зачастую бывает заниженной. Нельзя ругать и наказывать ребенка при посторонних, лучше обсудить ситуацию наедине. Не проявлять агрессию и избегать физического наказания. При общении с ребенком следует оценивать не личность а поступки. Не прибегать к сравниванию ребенка с другими детьми. Необходимо признавать свои ошибки при ребенке, такой опыт позволит ему легче справляться с собственными ошибками, что благоприятно повлияет на формировании адекватной самооценки.

Что бы ребёнок научился соблюдать правила и нормы, необходимо приучить его и себя придерживаться распорядка дня. Соблюдение режима  убережет ребёнка от переутомления, которое в свою очередь, снижает уровень самоконтроля и способствует повышению уровня гиперактивности.

У ребенка с СДВГ, обязательно должна быть возможность эмоциональной и физической “разрядки”. Задача взрослых, окружающих ребенка – дать ему возможность такой разрядки без ущерба для обучения и отношений с окружающими. Большую роль играют ежедневные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения. Кроме того в квартире можно организовать место, оснащенное спортивным инвентарём, или  посещать спортивные секции. При этом главное, чтобы выбранное занятие нравилось ребёнку.

Перечисленные выше  и многие другие способы взаимодействия с ребёнком с СДВГ окажутся эффективными только в том случае, если в семье благоприятные и доверительные отношения. Поэтому одним из важнейших условий эффективного взаимодействия с ребёнком – принятие его индивидуальных особенностей, внимание, эмоциональная забота и тепло.

В заключении можно сделать вывод: дети с СДВГ абсолютно уникальны и к ним должен быть особый подход, как в плане воспитания, так и в плане обучения. Своевременное выявление у ребенка синдрома и готовность к его проявлению, позволят выстроить рациональную систему взаимодействия с ребёнком выбрать стиль воспитания, подходящий для конкретного случая. Таким образом, при правильном подходе к воспитанию ребенка с СДВГ, он вырастет полноценной личностью с адекватной самооценкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речи детей с синдромом Дауна

В данной публикации вы найдёте ответы на вопросы:Как создать развивающую среду для ребёнка с синдромом Дауна?Как развивать речь  у ребёнка с синдромом Дауна?Как сгладить особенности нежелательног...

Коррекционно - развивающая программа групповых занятий для детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) "Ребёнок с моторчиком"

Коррекционно - развивающая программа групповых занятий для детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)...

СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей...

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

СДВГ – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания б...

Статья «Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Статья «Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»...