Владимиро-Суздальская Русь
статья на тему

   В начале урока учитель знакомит учащихся с суждением историка В.О. Ключевского, считавшего, что IX – XI  веке основная часть русского населения  сосредоточилась в Поднепровье, а после XII в. – в землях близ Верхней Волги. Русь Днепровская, таким образом, сменяется Русью верхневолжской.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Опричнина. Последние годы Грозного царя.

Цель урока: Образовательная.

  1. Дать представление о сущности опричнины, охарактеризовать цели, которые преследовал Иван IV при её введении.
  2. Ознакомить учащихся с протестом против проводимой опричнины и разными точками зрения на государственную власть в России.

 Интеллектуальная – побудить учащихся к размышлениям над одной из самых трагических страниц отечественной истории, формировать собственное мнение на изучаемые события.

Воспитательная  воспитывать объективное отношение к изучаемым событиям.

Оборудование урока: Учебное пособие. Карта «Российское государство второй половины XVI  века»

    Основные понятия и термины: опричнина, земщина, приказы, опричники, крепостное право, опала, посад, челобитная.

Важнейшие даты:

1553 г. – болезнь Ивана Грозного, возникновение недоверия к членам Избранной Рады

1562 г. – введение опричнины

1560 г. – отмена Избранной Рады

1571 г. – нашествие Девлет-Гирея и сожжение им Москвы

1581 – 1585 гг. – начало практики «заповедных» лет

Выдающие личности: Иван Грозный, Малюта Скуратов, Андрей Курбский

Ход урока:  1.Организационный момент – 1)Цель

                                                           2) Мотивация

                                                           3) Задача урока

                2. Работа с  суждением историка Л.Н. Гумилева

О каком явлении идет речь?

Какие еще точки зрения на это явление Вы знаете?

   «…Она была создана Иваном Грозным в припадке сумасшествия… Задачей было «изводить государеву измену» Главным содержанием стали совершенно беспрецедентные и бессмысленные убийства ради убийств» (слайд 2)

  1. Учащиеся высказывают другие точки зрения.

Объяснить, что имел ввиду Гумилев говорив о «государевой измене»

  На проекторе записаны мнения историков о причинах введения опричнины (слайд 3)

Что такое «опричнина» - высказать определение. (4 слайд)

Что представляла опричнина?

Как была организована? (слайд 5)

  1. Учащимся предлагается выполнить тест №20

Тема: Опричнина. Дискуссия о характере опричной политики. (6 мин – выполнение, 3 мин - обсуждение)

Следующее задание позволит нам проследить исторические персоналии участвовавших в годы опричнины (слайд 6)

  1. Работа с персоналиями. (5 мин + 3 мин обсуждение)
  2. Физкультурная минутка + Шутливая пауза (слайд 8)
  3. Итоги опричнины. Учащиеся перечисляют итоги опричнины и  итоги правления Ивана Грозного. (слайд 7)
  4. Задание для подведения итогов правления Ивана Грозного. Учащиеся защищают заранее подготовленные блоки обобщения по теме «Правление Ивана Грозного»

Вывод: Итоги правления Ивана Грозного:

  1. Хозяйственный упадок
  2. Бегство крестьян в Поволжье, на юг – они становятся казаками.
  3. В 1581 году с целью не допустить разорения помещичьих хозяйств издается указ о введении заповедных лет. Крестьянам запрещалось переходить от одного землевладельца к другому в Юрьев день.    Так начало оформляться крепостное право.
  4. Боярско-княжеская власть стала зависимой от царя.
  5. Опричники сохранили старые и получили новые земли.
  6. Рост территорий и народов Российского государства.
  7. Укрепление самодержавия.  

Домашнее задание:  Сочинения – Эссе на любую из тем:

                                  1. Для чего была создана опричнина?

                            2. Что по Вашему опричнина?

                            3. Опричнина – террор или установление абсолютной монархии?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древняя Русь и переход к новому времени (методическое пособие)

Данное методическое пособие предназначено для студентов колледжа при подготовке к урокам , зачетам и экзаменам, а также для абитуриентов вузов.Опорный конспект по истории Древней Руси состоит из 14 те...

разработка внеклассного мероприятия "Россия! Русь! Храни себя, храни!"

методическая разработка внеклассного мероприятия  по гражданско-патриотическому воспитанию предназначена  для классных руководителей, педагогов-организаторов учреждений Н и СПО...

Внеклассное мероприятие " Золотые ручки"

Методическая разработка внеклассного мероприятия" Золотые ручки",  разработана для проведения недели профессионального мастерства , повышение технологической культуры, воспитывать у учащихся...

Подогрев дверных замков и ручек автомобиля

В Российской Федерации на автомобильном рынке лидируют автомобили бюджетного класса отечественного производителя ОАО «Автоваз» и других зарубежных производителей стоимостью до 500000 рублей. В связи с...

презентация "Обобщающий урок по теме "Киевская Русь"

Обобщающие уроки часто проходят в виде  зачетов или тестирования. В этом материале всего понемногу. Есть задание на соответствие, тесты и повторение основных исторических понятий, изученных в дан...

Историческая познавательная игра "Русь летописная"

Игра посвящена материалам Древней и Удельной Руси. Цели: расширить кругозор, доролнить материал учебной программы, продолжать учиться сопоставлять факты, прививать устойчивый интерес к истории, воспит...

Презентация к исторической познавательной игре "Русь летописная"

Презентация сопровождает историческую познавательную игру "Русь летописная"...