Медиаобразование как часть учебных программ
статья на тему

Коршикова Оксана Александровна

Данная работа посвящена процессам, происходящим в современном медиаобразовании. Основная цель – помочь решить, в какой степени вопросы медаограммотности касаются каждого из нас – студентов, преподавателей, - ведь все мы живем под непрекращающимся ливнем из медиатекстов, бесконечно разнообразных по форме и содержанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mediaobrazovanie.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коршикова О.А.

преподаватель экономических дисциплин,

ГБОУ СПО «Московский колледж управления и новых технологий»,

Москва

Медиаобразование как часть учебных программ

Данная работа посвящена процессам, происходящим в современном медиаобразовании. Основная цель – помочь решить, в какой степени вопросы медаограммотности касаются каждого из нас – студентов, преподавателей, - ведь все мы живем под непрекращающимся ливнем из медиатекстов, бесконечно разнообразных по форме и содержанию.

Что есть медиаобразование?

Сам термин медиаобразование в наше время, кажется, знаком уже всем – вот только понимают его многие по-разному... Давайте, сначала определим, о чём пойдет речь. Медиаобразование – это знание о средствах коммуникации, о том, как они работают, или, как ими пользоваться, или что-то другое?

В 2003 г. был проведен опрос в области медиаобразования из разных стран – 25 из 26 опрошенных посчитали наиболее адекватное определение ЮНЕСКО[1]:

«Медиаобразование-

  • связано со всеми видами медиа (печатными, графическими, звуковыми, экранными, ...) и различными технологиями;
  • даёт возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использованиями медиа в коммуникации с др. людьми;
  • обеспечивает человеку знание того, как:
  1. анализировать, критически осмысливать и создавать медиа;
  2. определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и\или культурные интересы, их контекст;
  3. интерпретировать медиатексты и их ценность;
  4. отбирать медиа для создания своего продукта и поиска своей аудитории;
  5. получать свободный доступ к медиа».

В рамках медиаобразования можно выделить следующие направления:

  • медиаобразование будущих профессионалов – журналистов, редакторов и т.д.
  • будущих педагогов;
  • как часть общего образования школьников и студентов;
  • в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах;
  • дистанционное медиаобразование;
  • самостоятельное непрерывное медиаобразование.

Основные задачи

Перед медиаобразованием стоят многие задачи, но, если попытаться составить список важнейших из них, то, на мой взгляд, первые 3и пункта выглядят так: во-первых, развивать способности к критическому мышлению и критической анатомии личности. Во-вторых, развивать способности к анализу, восприятию, оценки, пониманию медиатекстов различных жанров. В-третьих, обучать человека эксперементировать с различными видами медиа, создавать собственные продукты.

Что даёт современному человеку медиаграмотность и чем грозит «медианеграмотность»?

Я понимаю медиаграмотность как результат медиаобразования личности. В целом в концепции медиаобразования преобладают воспитательные, обучающие и креативные подходы к использованию возможностей СМИ. Однако на уровне реализации большинство медиаобразовательных подходов включают в себя все 3 компонента:

  • получение знаний об истории, структуре, языке и теории медиа (образовательная составляющая);
  • развитие восприятия медиатекстов, «чтение» их языка, активизация воображения, зрительной памяти, развитие различных видов мышления (критического, логического, творческого, интуитивного, ...), работа над осознанным понимание идей (воспитательная составляющая);
  • развитие креативных практических умений на материале медиа (креативная составляющая).

Так ли необходимо нам медиаобразование?

На сегодняшний момент немало скептиков, считающих, что медиаобразование – не самая насущная проблема общества. Они встречаются и среди весьма компетентных и образованных людей. К примеру, директор Российского института культурологи , доктор искусствоведения, профессор К.Э. Разлогов считает, что формальное медиаобразование бессмысленно: ведь те, кто в нем действительно заинтересован, и так получат стихийное медиаобразование в течение жизни[2]... Конечно, какая-то часть аудитории действительно может самостоятельно добиться позитивных результатов собственном медиаобразовании. Однако социологические опросы показывают, что медиакомпетентность основной части аудитории оставляет желать лучшего... Согласимся, что отдельные талантливые люди могут вообще не ходить в школы и ВУЗы, однако это не повод закрывать «формальные» учебные учреждения. Вот почему я убеждена – медиаобразовательные спецкурсы должны быть в каждом ВУЗе (особенно-педагогическом), медиаобразование должно стать частью учебных программ в школе (как это уже сделано в Канаде и Австралии).

Уровень и направление развития медиаобразования в России.

Медиаобразование в последние годы находит поддержку и со стороны Министерства образования и науки (регистрация университетской специализации «Медиаобразование»), медиаобразовательные проекты финансируются Российским гуманитарным научным фондом, Программой грантов Президента России, программой целевых грантов Министерства образования и науки РФ.

В последние годы российские педагоги активно участвуют в международных конференциях и публикуют свои работы во французских, американских, британских, немецких, бельгийских, канадских, австралийских, норвежских журналах научных сборниках, посвященных проблемам медиа и медиаобразования в современном мире. А в самой России за последние пять лет опубликовано не менее двадцати монографий, учебных пособий, десятки статей, учебных программ в научно-педагогических журналах и сборниках.

Однако медиаобразование ёще не имеет официального статуса, а курсы по медиаобразованию читаются пока далеко не во всех российских ВУЗах.

На сегодняшний день актуальна теория развития критического мышления. Медиаобразование способствует развитию этой теории. Таким образом, перспективнее всего соединить эти две составляющие в единый образовательный процесс.

Согласно теории КМ считается, что аудитории надо дать ориентир в условиях переизбытка разнообразной информации, научить грамотно воспринимать её, понимать, анализировать, иметь представление о механизмах и последствиях её влияния на зрителей, читателей и слушателей. Такие рода умения особенно ценны для анализа информационных телепрограмм: благодаря им вырабатывается «иммунитет» к бездоказанности, фигурам умолчания, лжи. Вне зависимости от политического строя того или иного государства, человек, не подготовленный к восприятию информации в её различных видах, не может полноценно её понимать и анализировать, не в силах противостоять манипуляциям, не способен к самостоятельному, автономному выражению своих мыслей и чувств по поводу прочитанного, услышанного или увиденного.

Я убеждена, что именно развитие критического мышления и овладение такими базовыми понятиями медиаобразования как категория, технология, язык, репрезентация и аудитория в первую очередь помогают человеку адекватно анализировать и оценивать любые медиатексты.


[1]         http://www.unesco.org/new/en/

[2]         Журнал «Медиаобразование», 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине « Безопасность жизнедеятельности» для специальности СПО 034700.02 «Архивариус» 3 курс, базовый уровень

Основные цели  изучения безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины направлены на :        - формирования мировоззрения и воспитание у студентов социально...

Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) Профессионального модуля ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью сп

Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовой работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) Профессионального модуля ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных ...

Методическая разработка по физической культуре МБОУ Казаковской СОШ Фитбол- аэробика для девушек 10-11 классов. (Вариативная часть комплексной программы В.И.Лях-2012г)

Фитбол- традиционное направление в фитнес-тренировке, мало подверженное моде и прошедшее многолетнюю апробацию в лечебной физической культуре. Программы с мячом представляют собой эстетически р...

Рабочая программа учебной программы ОП 08. Основы экономики основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Основы экономики основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальност...

Укрепление здоровья студентов, как составляющая часть учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию

Укрепление здоровья студентов, как составляющая часть учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию...

Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики являются частью учебно-методического комплекса (УМК) ПМ 01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физического развития.

Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики являются частью учебно-методического комплекса (УМК) ПМ 01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровь...