Стратегии конкурентного поведения участников образовательного процесса
статья на тему

Коршикова Оксана Александровна

В статье представлена сущность понятия «конкуренция». Дана классификация конкуренции в системе образования. Особое внимание уделено понятию «недобросовестная конкуренция». На примере работ авторов по изучению этого вопроса представлены стратегии конкурентного поведения участников образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurentsiya_v_obrazovanii.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

Стратегии конкурентного поведения участников образовательного процесса.

Коршикова О.А.

Преподаватель ГБПОУ колледж «Царицыно», отделение «Управления и информационных технологий»

apriori1587@mail.ru

В статье представлена сущность понятия «конкуренция». Дана классификация конкуренции в системе образования. Особое внимание уделено понятию «недобросовестная конкуренция». На примере работ авторов по изучению этого вопроса представлены стратегии конкурентного поведения участников образовательного процесса.

Ключевые слова: конкуренция, образовательная среда, троянское обучение, стратегии и тактики конкуренции.

Мы часто слышим слово «конкуренция», оно уже стало неотъемлемой частью нашей жизни.

Конкуренция изучается многими науками и носит междисциплинарный характер. Так, экономика определяет конкуренцию как «ситуацию, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, ….»[1]. В социологии конкуренция понимается как «экономическое соперничество между лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели»[2]. В психологии термин объясняется «условия, возникающие либо в отношении обоюдно желаемой цели, либо в средстве»[3].

Однако все авторы сходятся во мнении: что бы добиться желаемого результата в конкурентной борьбе люди прибегают к различным тактикам поведения, которые В.В. Радаев обозначил как соревновательную (добросовестную) и хищническую (недобросовестную) конкуренцию.

Добросовестная – это конкурентные преимущества, достигающиеся усилением собственного потенциала.

Недобросовестная – специальное ослабление соперника.[4] Таким образом, можно сказать, что недобросовестная конкуренция – это ослабление соперника любым способом, даже аморальным.

Интересно обратиться к трудам А.Н. Подьякова, где он выделяет следующие методы недобросовестной конкуренции: противодействие обучению и «троянское обучение».

Противодействие обучению – это помехи обучающимся (препятствия, которые мешают ученикам успешно учиться) и помехи обучающей деятельности (помехи, мешающие организации и проведению успешной учебной деятельности).

«Троянское обучение» - это «скрытое, неявное для обучаемых обучение их тому, что организатор обучения считает необходимым для достижения тех или иных целей, часто при декларировании для обучаемого существенных иных задач».[5] 

Можно выделить два типа такого обучения: преднамеренное и непреднамеренное «троянское обучение».

Непреднамеренное «троянское обучение» характеризуется нанесением непреднамеренного вреда ученику. Методы – дидактические ошибки педагога или ошибки (опечатки) в учебной литературе.

Преднамеренное обучение делиться на обучение с добрым намереньем и со злым умыслом. Обучение с добрыми намереньями характеризуется явными ошибками обучающего для активации внимания обучающихся или ситуациями, когда педагог учит учеников тому, что на его взгляд необходимо для последних.

Цель «троянского обучения» со злым умыслом – желание сделать соперника менее успешным, используя ситуацию обучения, и получить, таким образом, конкурентное преимущество. Это как раз и входит в систему нечестной конкуренции, направленной на ослабление противника. Этот вид обучения наиболее распространен как в нашей стране, так и во всём мире.

В обществе сегодня меняется позиция преподавателя от учителя до менеджера, продающего знания, что является аморальным примером. Популярное заблуждение – дело зачастую более выгодное, чем непопулярная правда. Мы должны «выбрасывать на рынок» теории, которые пойдут нарасхват, т.к. они отвечают вкусам публики.

Различными авторами были проведены эксперименты, как среди взрослой аудитории, так и среди детей, среди россиян и американцев на тему конкуренции в обучении. Результаты показали, что уже с младшего возраста (5-6 лет) дети используют ситуацию обучения в своих интересах. Около 16% россиян и 25% американцев признались, что сами проводили обучение со злым умыслом. Хищническая конкуренция с использованием «троянского обучения» существует и в студенческой среде, это подтвердили более 90% респондентов.

Так же было проведено исследование на тему: «Как высчитаете, что можно сделать с «троянским обучением»?» Результаты представлены на диаграмме.

К сожалению, на сегодняшний момент проверка образовательной информации является наиболее эффективным способом защиты или минимизации недобросовестной конкуренции.

В России существует закон о конкуренции.[6] Он включает в себя важнейшие позиции и, в частности, обязывает конкурентную среду привязывать к различным отраслям национальной экономики, но потребности рынка образовательных услуг вне поля деятельности данного закона, что необходимо исправить в ближайшее время.

Руководитель Федеральной антимонопольной службы И.Ю., Артемьев заявил о современном рынке образовательных услуг и в частности о недобросовестной конкуренции: «в сложившейся ситуации появились обманутые вкладчики в сфере образования».[7]

Таким образом, анализ современных исследований позволяет прийти к выводу, что ситуацию обучения в своих интересах используют предприниматели-аферисты, студенты. Именитые преподаватели для получения выгоды. Недобросовестная конкуренция в образовании ведёт к негативным последствиям для всей образовательной системы, что делает изучение данного феномена социально значимой проблемой в масштабах как нашего государства, так и всего мира.

Список литературы:

  1. Артемьев И.Ю. Антимонопольная политика в сфере образования: доклад на заседании Российского общественного совета по развитию образования, 21.04.2009 г.
  2. Жемерикина Ю.И. Противодействие обучению конкурентов и «троянскому обучению» в социальных взаимодействиях, Вопросы образования, 2012
  3. Кордуэлл М. Психология А – Я: словарь-справочник, М-Фаир-Пресс, 2010
  4. Поддьяков А.Н. Парадигмы образования, М: ПЕР СЭ, 2009
  5. Поддьяков А.Н. Противодействие обучению конкурента и «троянское обучение» в экономичнском поведении, Психология: журнал ГУ ВШЭ, 2010
  6. Радаев В.В., Социология рынков, М-ГУ ВШЭ, 2003


[1] Архипова А.И., Нестеренко Н.О.. Экономика: учебник для ВУЗов, М-Проспект, 2008

[2] Грицанова А.А., Энциклопедия социологии, Минск-Книжный дом, 2010

[3] Кордуэлл М., Психология А – Я: словарь-справочник, М-Фаир-Пресс, 2010

[4] Радаев В.В., Социология рынков, М-ГУ ВШЭ, 2003

[5] Жемерикина Ю.И., Противодействие обучению конкурентов и «троянское обучение» в социальных взаимодействиях, №2, 2012

[6] ФЗ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, 26.07.2006

[7] Артемьев И.Ю., доклад ФАС, 21.04.2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Предупреждение наркогенной зависимости участников образовательного процесса"

Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться очень сложной. По последним данным  она просто катастрофическая. Результаты многочисленных исследований показывают...

Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса».

Мастер-класс направлен на повышение профессионального мастерства педагогов – через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стаби...

Педагогический совет "Организация деятельности по сохранению и укреплению психологического, физического и духовно-нравственного здоровья участников образовательного процесса"

Представлен педагогический совет  по организации деятельности по сохранению и укреплению психологического, физического и духовно-нравственного здоровья участников образовательного процесса. Дан п...

Об особенностях педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.

В современном образовании возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Преподаватель уже не может быть только проводником знаний ...

Трудный подросток и особенности работы с ним: рекомендации участникам образовательного процесса

Мы, родители, педагоги, несущие ответственность за подростков, хотим видеть, что молодые люди становятся здоровыми и ответственными взрослыми. Однако некоторые из них оказываются жертвами вредных прив...

Участие в краевом проекте по теме "Развитие конфликтной компетентности участников образовательного процесса"

Детско-взрослая группа в составе: педагога-психолога, социального педагога школы и детей 9-10-х классов разработала и приняла участие в комплексе мероприятий по стратегии и алгоритму рапуска школьной ...

доклад на тему "Современный урок". Его роль в развитии базовых компетентностей участников образовательного процесса

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Эта форма многие столетия определяла лицо учебных заведений, являлась...