Педагогический совет "Организация деятельности по сохранению и укреплению психологического, физического и духовно-нравственного здоровья участников образовательного процесса"
методическая разработка по теме

Решетова Ирина Юрьевна

Представлен педагогический совет  по организации деятельности по сохранению и укреплению психологического, физического и духовно-нравственного здоровья участников образовательного процесса. Дан полный ход педагогического совета, с выступлениями, с раскрытием основных понятий здоровья” и взаимосвязи основных его компонентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx42.03 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет "Организация деятельности по сохранению и укреплению психологического, физического и духовно-нравственного здоровья участников образовательного процесса"

План проведения педагогического совета:

  1. Утверждение повестки и регламента педагогического совета.
  2. Содержание понятия здоровья и взаимосвязь его основных компонентов.
  3. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.
  4. Сохранение физического здоровья обучающихся
  5. Психологический компонент здоровья, как один из основных составляющих здорового образа жизни участников образовательного процесса.
  6. Духовно-нравственное воспитание в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта.
  7. Активные методы обучения как возможность формирования общей культуры обучающихся  (личностной, социальной, экологической, здоровьесберегающей и т.д.). (Содокладчик)
  8. Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе:
  1. оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода БОС;
  2. медитация
  1. Утверждение проекта решения педагогического совета.

Цель: актуализация знаний педагогического коллектива по основным компонентам здоровья в образовательном процессе, анализ проблемы сохранения психологического, физического и социального здоровья участников образовательного процесса, определение способов сохранения и укрепления основных компонентов здоровья участников образовательного процесса.

Задачи:

  • познакомить педагогов Центра Орион"с сущностью понятия “здоровья” и его основных компонентов;
  • познакомить с результатами мониторинга физического развития, возможностью его практического применения;
  • проанализировать проблемы сохранения психологического, физического и социального здоровья участников образовательного процесса;
  • выделить основные пути и способы сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса;
  • познакомить педагогов гимназии с практическим использованием технологии БОС-дыхания и медитации.

Содержание понятия “здоровье” и взаимосвязь основных его компонентов

Организация деятельности по сохранению и укреплению психологического, физического и духовно-нравственного здоровья

Содержание понятия “здоровье” и взаимосвязь основных его компонентов.

Актуальность темы сохранения и укрепления здоровья ежегодно растет. Это связано с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического и политического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Стратегические направления государственной политики в области сохранения здоровья, в частности подрастающего поколения регламентируются многими федеральными и региональными законами, последние документы из которых: национальная инициатива НАША НОВАЯ ШКОЛА, новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), Национальная стратегия действий в интересах детей.

В направлении детского здоровьесбережения участвуют различные субъекты профилактики, такие как здравоохранение, образование, физическая культура и спорт, питание, культура и др. Именно система дополнительного образования является важной частью стратегии массовой профилактики. Опираясь на выше сказанное, мне бы хотелось по ходу педагогического совета не только актуализировать знания по основным компонентам здоровья в образовательном процессе, но и выделить актуальные проблемы сохранения психологического, физического и духовно-нравственного здоровья обучающихся в Центре "Орион", а также определить возможные пути и способы решения данных проблем.

 Определение понятия “здоровье”.

Существует много определений здоровья, сформулированных в разных странах мира, в различное время и представителями различных научных дисциплин.

Однозначного, приемлемого для всех определения понятия “здоровье” пока не существует. В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается“состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. На мой взгляд, более полное определение данного понятия раскрывает В.П. Казначеев, где указывает важность сохранения здоровья для человека: “Здоровье –это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни”.

Компоненты здоровья

Указанные выше определения, показывают многоаспектность понятия здоровья. Каждый компонент здоровья имеет свое четкое определение, однако в рамках образовательного пространства их нельзя рассматривать отдельно, они теснейшим образом связаны друг с другом.

В понятие здоровой личности многие психологи XX века вкладывают, по сути, представление о “психологическом здоровье”, так как ученые и медики уже соглашаются, что 90% заболеваний имеют психосоматический характер. В организме при разных психологических состояниях происходят разные биохимические процессы. Например, состоянии стресса, оказывает негативное воздействие не только на психологическое здоровье человека, но и на его физическое самочувствие: нарушается работа желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, снижается иммунитет, что провоцирует ряд неблагоприятных заболеваний (гипертоническая, язвенная болезни, инсульт и прочее) или обострение уже имеющихся.

К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье — система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе – его мораль. Нравственное здоровье определяет духовность человека.

Переход от психологического к социальному уровню здоровья в определенной степени условен. Социальное здоровье определяется как количество и качество межличностных связей человека и степень его участия в жизни общества. Психологические свойства личности вне системы общественных отношений, просто не существуют. Только люди со здоровой психикой обычно чувствуют себя активными участниками социальной системы.

Одной из объединяющих социальное и психическое здоровье является творческая компонента здоровья. Присутствие элементов творчества в работе рассматривают как источник здоровья. Чем больше в трудовой деятельности выражено творческое начало, инициатива, применяются личные способности и знания, тем больше приносит она удовлетворение, тем заметнее ее оздоровительное воздействие, и наоборот.

Принципы реализации здоровьесберегающей деятельности

В целях успешной реализации всех мероприятий, связанных со здоровьесбережением в образовательном процессе, необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Масштабность деятельности в результате 100% охвата всех обучающихся Центра "Орион"и сотрудничества всех участников образовательного процесса (педагоги, родители, дети).

2. Комплексность профилактических мер.

3. Принцип целостности, обеспечивающий системность и преемственность целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания.

4. Длительность и систематичность оздоровительных мероприятий в течение всего периода обучения.

5. Этапность и целенаправленность реализации мер по формированию здорового образа жизни.

6. Принцип природосообразности - подход к ребенку с учетом половозрастных, конституциональных и психофизиологических характеристик.

7. Принцип культуросообразности, основывающийся на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнических культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим нормам.

8. Принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие детей в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами, жизненными установками обучающихся.

И только такая организация здоровьесберегающей деятельности будет являться наиболее обоснованной и эффективной в образовательном процессе.

Факторы, влияющие на здоровье

Все мы неоднократно слышали о влиянии ряда факторов на здоровье человека (биологических и социальных). Это внешние факторы (экзогенные) и внутренние факторы (эндогенные).

А) Внешние факторы (экзогенные) в значительной степени регулируются обществом; сюда входят социальные факторы (воспитание, быт, работа), которые и являются определяющими в формировании образа жизни.

Б) Внутренние факторы (эндогенные) – пол, возраст, этническая принадлежность, наследственность с конституциональными особенностями, строение и формирование отдельных органов и систем, их взаимодействие, индивидуальные особенности обменных процессов. Большая часть эндогенных факторов не определяется человеком, его волей.

Эксперты ВОЗ установили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные:

– генетические факторы – 15–20%;

– состояние окружающей среды – 20–25%;

– медицинское обеспечение – 10–15%;

– условия и образ жизни людей – 50–55%.

Учет возрастных особенностей в решении задач здоровьесбережения

Не смотря на то, что серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья детей оказывают социальные проблемы, экологически неблагополучная окружающая среда, генетическая отягощенность, все же специалисты считают, что более 20% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связано со школой. Сила влияния школьных факторов определяется тем, что они действуют комплексно и системно, длительно и непрерывно (а именно, 10-11 лет ежедневно). И поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов их суммарное воздействие оказывается значимым.

Важно также то, что негативные влияния школьных факторов развития приходятся на период интенсивного роста и развития организма ребенка, на период наиболее чувствительный к любым неблагоприятным воздействиям.

Школьные факторы, негативно влияющие на рост, развитие и здоровье детей:

1. Стрессовая тактика педагогического общения;

2. Интенсификация учебного процесса;

3. Несоответствие методик и технологии обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

4. Нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительной работы)

5. Низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.

С комплексным подходом к организации работы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, вы были знакомы раннее – это и здоровьесберегающая инфраструктура, рациональная организация учебного процесса и другие направления, которые были озвучены на прошлом педагогическом совете. Сегодня я бы хотела сделать акцент на другом моменте - каждому возрастному периоду характерны определенные анатомо-физиологические и психологические особенности, исходя из которых, следует решать вопросы организации воспитания, проведения мероприятий по сохранению, развитию и формированию здоровья детей.

Период школьного обучения включает в себя не только возрастные кризисы, но и целый ряд сенситивных периодов. Всем известно, что возрастной кризис – это особый, относительно непродолжительный (до года) период развития, характеризующийся резкими психологическими изменениями и является необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития. Сенситивные периоды развития – периоды повышенной восприимчивости к определенного рода влияниям внешней среды. Некоторые специалисты утверждают, что наверстать упущенное в сенситивный период в более позднем возрасте трудно, но возможно. Некоторые специалисты указывают на невозможность коррекции тех функций, которые были не развиты в сенситивный период. Так, сенситивным периодом для развития невербальной памяти (в частности, двигательной памяти) считается ранний и дошкольный возраст. К другим сенситивным периодам я обращу ваше внимание по ходу выступления.

Психологическое здоровье

Основу психологического здоровья личности ребенка составляет полноценное психическое развитие на всех этапах детства, то есть, удовлетворение возрастных потребностей ребенка, успешность овладения им ведущей деятельности возраста. Взросление ребенка  рассматривается как особая фаза развития, где происходит активация процессов преодоления трудностей и одновременно служит стимулом для дальнейшего благоприятного развития.

Существует четыре возможных исхода возрастных кризисов: выздоровление, невроз, личностные нарушения и психоз. Некоторые психологи отмечают, что психика человека способна успешно преодолевать и внешние катастрофы, и большие личные трагедии, опираясь только на внутренние ресурсы, не прибегая к помощи профессиональных психологов, психотерапевтов, врачей. Однако, считается, что своевременная и адекватная психологическая помощь в 95% случаев приводит к выздоровлению, как одного из этапа выхода из возрастного кризиса. Эффективная психотерапия с проработкой и осознанием внутриличностных и межличностных проблем, может способствовать достижению психического здоровья. Психотерапевтические и психокоррекционные воздействия направляются обычно на ликвидацию психологических предпосылок аномального поведения и имеют целью достижение социально-психологической адаптации ребенка.

Физическое развитие

В работе, направленной на сохранение и укрепления физического здоровья обучающихся в первую очередь учитываются возрастные особенности, индивидуальное здоровье детей, идет ориентация на использование "сенситивных периодов".

Дело в том, что в моменты, наиболее благоприятные в развитии тех или иных качеств, результаты от целенаправленной подготовки в развитии именно сенситивных навыков могут достигать значительного (до 100-400%) превышения над исходным уровнем. А в другие, не сенситивные периоды, та же самая работа по объему и интенсивности, с использованием тех же самых методик и упражнений, сможет развить способности лишь на 5-20% от исходных результатов.

Развитие основных физических качеств наиболее благоприятно в следующих периодах для обычного школьника:

  • Гибкость: 3-4 года до 15 лет;
  • Ловкость: 7-10 лет до 13-15;
  • Быстрота и скорость: 11-14 лет (максимальный уровень достигается к 15-летнему возрасту)
  • Мышечная сила: 14-17 лет. Максимального значения качество силы достигает к возрасту 18-20 лет;
  • Общая выносливость: 15-20 до 25 лет;

 Духовно-нравственное развитие

Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействие родителей и педагога на духовно-нравственную сферу учащегося. Духовно-нравственные ценности, прежде всего, прививаются ребенку родителями, и поддерживаются и развиваются школьными педагогами.

Как отмечает Ш.А. Амонашвили: “Теплая, задушевная атмосфера в семье, эмоционально насыщенная жизнь в школе играют огромную роль в воспитании ребенка, создают предпосылки для развития его интеллекта, служат условием гармонизации его душевных сил – чувств, ума и воли”, то есть являются основой психического и физического здоровья  ребенка.

Поэтому создание условий для благоприятного развития личности в целом, с учетом психологических, физиологических и социально-нравственных особенностей выдвигается на один из первых планов.

Мониторинг здоровья

Вся деятельность, направленная на здоровьесбережение сопровождается мониторингом здоровья – это специально организованные диагностические мероприятия (измерения), отслеживающие динамику показателей физического развития, психологического состояния здоровья и духовно-нравственного развития. Данная работа проводится с целью своевременного реагирования на тенденции в состоянии здоровья, определение путей профилактики, с целью эффективности внедрения различных инновационных оздоровительных и образовательных программ, а также для внедрения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание студентов в учебном процессе

В основу материалв легли примеры духовно-нравственного воспитания в нашем колледже...

Стратегии конкурентного поведения участников образовательного процесса

В статье представлена сущность понятия «конкуренция». Дана классификация конкуренции в системе образования. Особое внимание уделено понятию «недобросовестная конкуренция». На примере работ авторов по ...

Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса».

Мастер-класс направлен на повышение профессионального мастерства педагогов – через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стаби...

Использование комнаты релаксации для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов

Необходимость создания  комнаты релаксации для преподавателей в учебных учреждениях для восстановления эмоционального,физического и умственного истощения...

Об особенностях педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.

В современном образовании возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Преподаватель уже не может быть только проводником знаний ...

Духовно - нравственное воспитание в современном образовательном процессе на уроках физики.

Создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности обучающихся – основная цель духовно – нравственного процесса в колледже. Концепция духовно – нравственного в...

Консультация для всех участников образовательного процесса Психологическая помощь в период дистанционного обучения

Необходимость организации психолого-педагогического сопровождения в процессе реализации дистанционного обучения связана с тем, что все субъекты дистанционного обучения: студенты, педагоги, родители не...