"Предупреждение наркогенной зависимости участников образовательного процесса"
учебно-методический материал по теме

Петрова Анастасия Сергеевна

Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться очень сложной. По последним данным  она просто катастрофическая. Результаты многочисленных исследований показывают существование устойчивой тенденции к значительному и постоянному росту употребления наркотиков с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним молодежи. Именно места массового развлечения молодежи являются сегодня основными местами распространения наркотиков.Несмотря на то, что в последние годы работа по профилактике подростковой наркомании существенно активизировалась, дефицит знаний у обучающихся о последствиях и конкретных шагах противостояния этой пагубной привычки остается значительным. Разовыми беседами повысить уровень социально-психологической компетенции обучающихся невозможно. Поэтому я считаю, что проводить эту работу необходимо регулярно и в различных формах общения. В данном классном часе обучающимся предлагалось участие в инсценировке сказки «Об Иване и змеином логове » 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

классного часа по теме:

« Предупреждение наркогенной зависимости   участников образовательного процесса»

                                                                                                      Социального педагога

                                                                                                      ГБПОУ СО «СПЛ»

                                                                                                      Советского района

                                                                                                      Саратовской области

                                                                                                      Петровой А.С..

2014-2015 уч. год.

Пояснительная записка

Тема: «Предупреждение наркогенной зависимости участников образовательного процесса?» относится к разделу тем о здоровом образе жизни.

Форма проведения занятия: тематический классный час – диспут, инсценировка (игровая форма)

Цель: способствовать формированию знаний о вреде наркомании, токсикомании,  росту самосознания и самооценки подростков, ознакомление  на метафорическом уровне с последствиями употребления одурманивающих веществ, воздействие на эмоциональную сферу подростков.

Задачи:

  • Провести предварительное анкетирование 1-3 курсов  с целью выявления их потребностей в новых ощущениях;
  • Познакомить обучающихся с признаками и последствиями употребления одурманивающих веществ;
  • Привить навыки здорового образа жизни и  безопасного поведения.
  • Привлечь внимание обучающихся к определенному моменту сказки, который привел к негативному финалу; умение предвидеть развитие той или иной ситуации и умение делать правильный выбор.
  • Заложить основу для роста самосознания и самооценки обучающихся через работу в группах при ответах на проблемные вопросы.

Актуальность:

Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться очень сложной. По последним данным  она просто катастрофическая. Результаты многочисленных исследований показывают существование устойчивой тенденции к значительному и постоянному росту употребления наркотиков с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним молодежи. Именно места массового развлечения молодежи являются сегодня основными местами распространения наркотиков.Несмотря на то, что в последние годы работа по профилактике подростковой наркомании существенно активизировалась, дефицит знаний у обучающихся о последствиях и конкретных шагах противостояния этой пагубной привычки остается значительным. Разовыми беседами повысить уровень социально-психологической компетенции обучающихся невозможно. Поэтому я считаю, что проводить эту работу необходимо регулярно и в различных формах общения. В данном классном часе обучающимся предлагалось участие в инсценировке сказки «Об Иване и змеином логове »

Этапы проведения классного часа:

  1. Вступительное слово социального педагога (1-2 мин).  
  2. Чтение сказки «Об Иване и змеином логове »  с негативном финалом  (15 мин).
  3. Работа в группах по обсуждению проблемных вопросов (5 мин).
  4. Выступление и дискуссия среди обучающихся, рисунок по сказке  (7 мин).
  5. Закрепление позитивного варианта развития событий, их  инсценировка  (10 мин)
  6. Cлайдовая презентация “Я выбираю жизнь” (5 мин).
  7. Подведение итогов (2 мин).

Оборудование: ноутбук; мультимедийный проектор; экран.

При составлении данного классного часа для обучающихся 1 курса  мною учитывались основные особенности этого возраста, среди которых следует выделить синкретичноcть  восприятия (т.е. нерасчлененность отдельных впечатлений и эмоций); наглядность, образность и конкретность мышления; зависимость восприятия и мышления от эмоциональной насыщенности образов. В этом возрасте учащиеся ГБПОУ СО «СПЛ» «находятся на высшей стадии развития чувственной стороны душевной жизни, он вбирает в себя мир всеми своими органами чувств, во всей его жизненной красочности. Впечатления из различных областей чувств сохраняются в памяти и составляют основной фонд, из которого в дальнейшем данная личность черпает запас впечатлений, в особенности в том случае, когда эти впечатления сопровождаются эмоциями радости».

Я не случайно выбрала именно сказку. Сказка -  универсальное средство формирования глубинных структур психической реальности , психического бессознательного, в недрах которого зреют основы мотивации поведения человека. Данный опыт наиболее активно используется в процессе социализации личности. На основе предлагаемых в сказке моделей поведения и взаимодействия героев формируются устойчивые социальные ожидания и нормативы. Переданные через сказки модели поведения  выступают как основа согласованных поведенческих реакций в ситуации личностного, особенно жизненно важного выбора. Стереотипы поведения, заложенные в сказке, отличаются очевидностью, отчетливостью, а также устойчивостью, ригидностью по отношению к новой информации.

  Сказка является уникальным средством благополучного развития личности. Любой сказочный сюжет:

- представляет ребенку мотив развития, обозначая в метафорической форме конфликт главного героя;

- создает в образной форме обучающие ситуации, выигрышные  сценарии, которые переживаются обучающимися и навсегда входят в структуру характера личности;

- представляет кризис метафорически с обязательным его разрешением , когда преодолевает все препятствия и побеждает, а также дает ребенку возможность  осознать героя (а значит, и себя) в новом качестве в результате одержимых побед;

- дает обучающимся так называемое «социальное чувство», т.е. ощущение себя членом общества;

- при гармоничном прохождении  обучающимися основных маршрутов «сказочной страны»   у них вырабатываются устойчивые механизмы психологической защиты.

Cказка «Об Иване и змеином логове» моделирует различные жизненные ситуации, связанные с риском приобщения к наркотическим веществам в метафорической, сказочной форме. Мы используем возникающую эмоциональную реакцию, связанную с чувством вины, страхом за собственную жизнь и потерей целостности своего Я, для программирования нормативного поведения в ситуации выбора.

Ход проведения классного часа:

      Вступительное слово

Познавая себя, прислушиваясь к себе, мы  становимся на путь творения здоровья. Сегодня, сейчас мы определяем наше здоровье в будущем. Мы сами за него отвечаем! Для совершенствования и формирования здоровья важно учиться быть здоровым! Последнее время очень много говорят о наркомании и её последствиях. Эта беда стала всемирной и найти пути её решения достаточно сложно.

Ты есть, я есть, он есть,
А жизнь у каждого своя.
И ей цена – достоинство и честь,
Есть возраст переходных лет,
Какой бы сложной не была она.
Для многих начинается рассвет,
А кто-то погружается во тьму.
Ты есть, я есть, он есть,
Лишь вместе мы сумеем зло пресечь
И сохранить достоинство, чтоб жить.

Чтение сказки «Об Иване и змеином логове» с негативным финалом:

       В некотором царстве, в некотором  государстве жили-были царь с царицей. И был у них сынок единственный, ненаглядный Иван-царевич. Рос не по дням, а по часам, на радость отцу и матерью, людям на загляденье.  Какое им было житье! Какое приволье! Всего много, все есть, чего душа хочет.

        Вдруг приключилась беда немалая: повадился в то царство Змей проклятый: людей пожирать, дома разорять… Что ни день, то деревни нет, то города. Пригорюнились все, опечалились. И не слышно стало теперь смеха детского, песен веселых, только стон да плач.

        Стал царь думу думать: как от этой беды избавиться. И вспомнил он, что живет в его царстве-государстве Дед-сто-Лет. И слух про него идет – мол, все знает, все ведает. И верно: подсказал Дед-сто-Лет, как одолеть змея проклятого. Победить его сможет лишь Иван-царевич. А для этого он должен отправиться в самое змеиное логово. Путь туда неблизкий, дорога окольная, непроезжая. Много опасностей ждет его в пути…

         Заплакали царь с царицею, да делать нечего: снарядили Ивана-царевича в дорогу. Дал отец ему коня лучшего, а матушка сказала: «Вся надежда на тебя сынок, возвращайся скорее, а иначе через три года исчезнет царство с лица земли. Всех сожрет проклятый  Змей».

        Отправился Иван-царевич в путь-дорогу дальнюю, а дорога-то окольная, вокруг болота непроходимые. Скоро ехать – может год понадобиться, а пешком идти – и пяти мало. И день и ночь скачет иван-царевич, торопится, помнит матушкины слова! Долго ли, коротко ли ехал он, вдруг заржал конь, встал как вкопанный. Оглядел Иван-царевич, видит, птица в силках бьется. Подошел Царевич, наклонился и распутал сети. Вспорхнула птичка на плечо Ивану  и молвит человечьим голосом:

    - Спасибо тебе, добрый молодец, спас ты меня от смерти неминучей. Отплачу тебе добром. Ты идешь дорогой страшною. К самому логову змеиному. Многие молодцы шли по этой дороге, да никто не возвращался. А все потому, что Змей-то заколдованный: где ступит – там след остается, и на следах этих дурман-трава вырастает. А ближе к логову змеиному следов этих видимо-невидимо – целые поля травы ядовитой, змеиной. Кто травы той коснется, вдохнет колдовской ее запах, то, считай, - пропал молодец: забудет обо всем на свете, о местах родимых, о друзьях любимых, потеряет облик человеческий. Только одно спасение – прямо идти, с дороги никуда не сворачивать.

        Поблагодарил  Иван-царевич птичку-невеличку за совет добрый  и дальше поехал. Долго ехал Царевич, счет дням потерял, с дороги не сворачивает. Видит он следы змеиные с дурман-травою то с одной стороны, то с другой  стороны. Но помнит он об опасности, нигде не останавливается, с коня не сходит, к траве близко не подходит. А следов-то змеиных все больше и больше, видать, близко уже поганое логово. Да чувствует Иван-царевич, что устал он за долгий путь. Захотелось ему прилечь, отдохнуть. И видит он вокруг поля зеленые, цветет дурман-трава. Сошел с коня Иван и думает: «Что со мной станет? Что уж так птичку-то слушаться? Чай, не пичужка я мелкая, а добрый молодец. Нет такой силы, чтоб меня сразила! Что ж я, мимо проеду, да так и не узнаю, что это за травка такая волшебная? Отдохну-ка я на этом поле, приклоню головушку на траву шелковую, а потом поеду дальше».

               Не успел вдохнуть он запаха дурманного, свалился как подкошенный и уснул заколдованным сном. И снится ему, что гуляет он по этому полю и вдыхает запах травяной.  Дышит, не надышится, ни о чем не думает. Идет день за днем, а Иван-царевич спит, не просыпается. Держат его колдовские чары. Так год проспал.

     А тем временем мать с отцом сына ждут, все глаза проглядели, уж полцарства Змей сожрал.

                        Но вот очнулся он, огляделся вокруг. Кто он?  Куда идет? Ничего не  помнит. Помнит только, что был  у него конь, да потерялся где-то. Встал он и побрел, куда глаза глядят. Идет, не разбирая дороги – полем, лесом, оврагами, сам не знает куда.

             Вдруг слышит Иван-царевич голоса веселые, смех звонкий. Осмотрелся, видит, впереди поле с цветами яркими, зазывными. А было то поле тоже змеиное. Подошел он ближе, видит – цветы красивые, да с колючками. Гуляют по полю люди странные, руки-ноги все ободраны, но не сторонятся они шипов острых, от уколов больных не плачут – смеются.

               Хотел было уж уйти Иван-царевич подальше от этого поля, да заметили его люди, стали звать к себе. И подумал Иван-царевич: «Что толку одному бродить, вместе-то веселее». И остался с ними!

                         Стал Иван-царевич по полю со всеми гулять, хорошо ему, беспричинно весело, рук и ног своих израненных не чувствует. Дни, недели бегут незаметно. За весельем своим непонятным не заметил Иван, как остался один. Огляделся вокруг – куда сгинули все друзья-приятели?

                         И стоит Иван один-одинешенек на дороге, ведущей к логову. Вспомнил вдруг, что ему к змею надобно. А зачем идет – не помнит. Проскакал мимо конь отцовский не узнал его. Пролетала птичка, окликала Ивана – не услышал он ее голоса.

              Вот бредет Иван по дороге, еле ноги передвигает, как путами связанный. Глянул на руки, глянул на ноги, а вместо рук  и ног его – лапы змеиные,  чешуей покрытые. Потому и не мог идти он быстро.

                         Опустился на землю и пополз. Ползет и одна только мысль у него – как до следующего поля с дурман-травой доползти, подышать ее сладким запахом, сном колдовским забыться.

                          Дополз он до змеиного поля желанного, вдохнул яду сладкого – и не стало Ивана. Потерял он облик человеческий, в Змея поганого превратился. Расправил он крылья и полетел в логово змеиное.

                          А Змей-то его на пороге встречает: «Здравствуй, братец мой! Давно тебя жду! Знал я, что ко мне пожалуешь! Видно, проголодался ты с дороги. Ждет тебя пир великий, угощение знатное».

                         А родители Ивана и знать не знают, и ведать не ведают, что с сыном сталось. Три года уж минуло, а о сыне ни слуха ни духу. Все царство-государство сожрал поганый Змей, остались только отец с матерью Ивановы. Поднялись  они на самую высокую башню. Смотрят вдаль, все надеются, что спасет их Иван-царевич.

                            Показалась вдруг туча огромная. Почернело все вокруг. Застонала мать сыра-земля. Летит Змей молодой. Поняли царь с царицей, что пришел их смертный час. И тут дрогнуло сердце материнское, заглянула она в глаза змеевы, узнала она  Змее сына своего  единственного. Не успели они и слова вымолвить, как сожрал их Змей проклятый.

                           Работа в группах по обсуждению проблемных вопросов: Что произошло с героями сказки? Понравилось ли вам, как закончилась сказка? Почему так все случилось? Где ошибся Иван? Когда Иван поступил опрометчиво? А какой бы вы хотели конец сказки? А как прийти к этому?

Выступление и дискуссия среди обучающихся. Обсуждение сказки. С помощью наводящих вопросов привести обучающихся к пониманию момента нарушения Иваном запрета сходить с дороги как поворотного в ходе сказки, заострить внимание на любопытстве и легкомыслии Ивана, неверии в то, что беда может случиться и сним. Подтвердить эти мысли цитатами из текста.

   Рисунок по сказке. Давайте так продолжим эту сказку, чтобы она закончилась хорошо. Пусть каждый сам придумает новое продолжение сказки с хорошим окончанием  и нарисует это продолжение. Рисунок по сказке делается в целях актуализации личностно значимых переживаний, сформировавшихся в связи с восприятием сказки. С тем чтобы опыт, сложившийся в зависимости от личностных особенностей, проработать, переструктурировать, обучающиеся сочиняют другое окончание сказки.

     Закрепление позитивного варианта развития событий, их инсценировка. Распределение ролей (игровая форма) Выбранный вместе с обучающимися вариант позитивной, программирующей сказки проигрывается по ролям. В условиях драматической импровизации дети получают возможность улучшить свой опыт.  В процессе драматизации происходит инсценировка собственной жизни, появляется возможность пережить в игровой форме различные варианты жизненного пути в зависимости от сделанного выбора.

Cлайдовая презентация “Я выбираю жизнь”. Работа в группах по              обсуждению проблемных вопросов

         Давайте сейчас просмотрим слайдшоу «Я выбираю  жизнь» и по группам ответим на вопросы, попробуем перечислить причины и  последствия употребления наркотиков.

-    Какие причины могут подтолкнуть ребят попробовать наркотики?

-    Вам предлагают попробовать наркотики. Назовите 4 – 5 приемов и аргументов, которые можно использовать для отказа.

-    Твой друг принимает наркотики. Как тебе вести себя с ним: а) бороться с его привычкой; б) продолжить общаться с таким, какой он есть; в) прекратить общение с ним?

-    Нужно ли проблемами наркомании заниматься на государственном уровне или это проблема самого человека и его близких?

Подведение итогов:  Хочется, чтобы, уйдя с этого мероприятия, вы всегда выбирали жизнь. И смогли бы сказать любому человеку, который может предложить вам наркотики слово НЕТ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегии конкурентного поведения участников образовательного процесса

В статье представлена сущность понятия «конкуренция». Дана классификация конкуренции в системе образования. Особое внимание уделено понятию «недобросовестная конкуренция». На примере работ авторов по ...

Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса».

Мастер-класс направлен на повышение профессионального мастерства педагогов – через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стаби...

Педагогический совет "Организация деятельности по сохранению и укреплению психологического, физического и духовно-нравственного здоровья участников образовательного процесса"

Представлен педагогический совет  по организации деятельности по сохранению и укреплению психологического, физического и духовно-нравственного здоровья участников образовательного процесса. Дан п...

Об особенностях педагогического взаимодействия участников образовательного процесса.

В современном образовании возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Преподаватель уже не может быть только проводником знаний ...

Трудный подросток и особенности работы с ним: рекомендации участникам образовательного процесса

Мы, родители, педагоги, несущие ответственность за подростков, хотим видеть, что молодые люди становятся здоровыми и ответственными взрослыми. Однако некоторые из них оказываются жертвами вредных прив...

Участие в краевом проекте по теме "Развитие конфликтной компетентности участников образовательного процесса"

Детско-взрослая группа в составе: педагога-психолога, социального педагога школы и детей 9-10-х классов разработала и приняла участие в комплексе мероприятий по стратегии и алгоритму рапуска школьной ...

доклад на тему "Современный урок". Его роль в развитии базовых компетентностей участников образовательного процесса

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Эта форма многие столетия определяла лицо учебных заведений, являлась...