Экстренная психолого-педагогическая помощь ребенку
консультация на тему

Ершова Анна Юрьевна

Экстренная психолого-педагогическая помощь ребенку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekstrennaya_psikhologo.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Экстренная психолого-педагогическая помощь в ОУ

Педагог-психолог Евглевская А.Ю

Эмоциональное развитие детей с ОВЗ очень неустойчиво: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Для этой группы детей характерны такие черты как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, повышенная утомляемость, нарушения самоконтроля. Во всех видах деятельности наблюдается дефицит опыта общения, проблемы формирования нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Следствием речевых трудностей детей с ОНР является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации. Детям с ОНР свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, повышенная обидчивость и ранимость, страхи. Ограниченность речевого общения ребенка во многом способствует развитию отрицательных качеств характера: застенчивость, нерешительность, негативизм, замкнутость, заниженная самооценка, агрессивность.

У детей эмоциональная неустойчивость проявляется очень часто, так как они еще просто не способны справляться со своим эмоциональным состоянием или желаниями. У людей она может быть вызвана сильными переживаниями, собственного бессилия в трудных жизненных ситуациях и характерна в большей степени для творческих или легковозбудимых личностей.

Часто мы сталкиваемся с такой проблемой как детские истерики, проявление агрессии, бесконтрольность поведения. Cильное эмоциональное возбуждение характеризуется множеством движений (порой даже театральными жестами и позами), а также эмоциональной речью, криками, слезами Сложность состоит в том - как помочь этому ребенку.

.

- Создайте ребенку тихую и спокойную обстановку. Дети в возбужденном состоянии не могут себя контролировать, поэтому, если вы видите, что он может совершить неадекватные действия - уберите все опасные предметы подальше (ножи, вилки, тяжелые предметы). 

- Попробуйте переключить внимание ребенка. Не застревайте на теме конфликтной ситуации.

- Говорите с ребенком короткими командными фразами. Например, «Пойдем со мной!», «Выпей воды!», «Сядь!» и пр. В этот момент короткие фразы особенно ценны, поскольку помогают скорее достучаться до сознания пострадавшего и вернуть его в нормальное состояние.

- Если ребенок не успокаивается, дайте ему воды или просто умойте холодной водой. Можно достать из холодильника лёд или же замороженные ягоды и приложить к его вискам. Запомните, холод замедляет эмоциональные процессы.

- Когда вы оказались рядом с ребенком, котрый эмоционально возбужден, часто бывает, что вы и сами уже еле сдерживаете себя. Попробуйте применить способ «китайского зеркала» - повторяйте все слова, движения и гримасы человека. Он должен увидеть себя со стороны. Он сразу же успокоится, а чаще всего и рассмеется. Главное, не потакайте желаниям взбунтовавшегося человека. В дальнейшем он может использовать свое поведение в качестве шантаж). 

- После приступа эмоционального возбуждения люди испытывают упадок сил, опустошенность и часто не совсем помнят о том, что говорили или делали. Не напоминайте им об этом. Лучше предложите прилечь и отдохнуть, дайте успокоительное средство, напоите теплым чаем со сладостями.

- Бывает, когда вы сами впали в истерику, и нет того, кто бы вам помог. В таком случае не сдерживайте свои эмоции, лучше выплеснуть их наружу и вам обязательно станет легче.

Каждый из нас когда-нибудь плакал. Говорят, что «горю слезами не поможешь», но тот факт, что плач немного снимает стресс и успокаивает – это факт. И это объясняется тем, что в процессе плача подключается механизм, который уменьшает возбуждение коры головного мозга. Помимо этого, слезы, выделяемые в процессе плача – целебны. Они снижают болевые ощущения, выводят из человеческого организма токсические вещества и соли, а также усиливают процесс выздоровления, а также восстановления.

Именно по этой причине специалисты советуют, если случилось что-либо трагическое для человека и хочется поплакать, не надо сдерживаться. А когда рядом находится близкий человек, с которым свое несчастье можно разделить, то это будет намного лучше.

Как же помочь ребенку при плаче?

  1. Не оставляйте плачущего ребенка одного, когда он не против присутствия. Дайте почувствовать ему, что вы рядом – обнимите, погладьте по голове, положите руку на плечо, уложите на кровать и накройте одеялом.
  2. Как можно больше разговаривайте с плачущим ребенком, побуждайте его рассказывать, что же произошло, но вопросы нужно задавать осторожно. Внимательно слушайте его, кивайте головой, произносите «понимаю», «ага», «ну понятно», «само собой» и т.д.
  3. Повторяйте за человеком его фразы, где описывает он свои чувства. Например, «Мне очень обидно… - Понимаю, что это очень обидно», или «Так плохо столкнуться с предательством… - Конечно, плохо» и пр.
  4. Постарайтесь рассказать о своих чувствах относительно той или иной ситуации.
  5. Остерегайтесь чрезмерного сочувствия и жалости. Можно один раз сказать: «Жалко мне тебя», однако не увлекайтесь фразами, например, «Ты такая хорошbq, почему друг тебя обидел?», «Ты старалась, но у тебя не вышло ничего, бедняжка» и пр. В момент плача чрезмерная жалость опасна, поскольку она плачущего побуждает лишний раз жалеть себя, но это лишь затягивает стресс, плач начинается вновь.
  6. Стоит остерегаться чрезмерной похвалы, лести. Мы прекрасно понимаем, что вам очень хочется поднять самооценку пострадавшего. Однако неестественная похвала, тем более лесть,  может у плачущего вызвать ненужное раздражение, даже агрессию к вам.
  7. Не стоит давать советов, это тоже может вызвать раздражение и агрессию. В этот момент ребенку необходимо выплеснуть эмоции, успокоиться, но на решение проблем пока у него нет сил.
  8. Не успокаивайте плачущего, а напротив, стимулируйте поплакать. Пусть реьбенок из себя выплеснет все страдание, обиду и страх. Если замечаете, что он стесняется при вас плакать – выйдите из помещения.

И несмотря на тот факт, что истерика и плач являются защитной реакцией на стрессовые ситуации, не стоит все пускать на самотек, оставлять ребенка без поддержки. Нужно помнить, что посттравматическое стрессовое расстройство победить можно только сообща.

Но стоит отличать патологические эмоциональные возбуждения от эмоциональных появлений ребенка в норме.

Эмоции в норма

Патологические эмоции

Обоснованы и прявязаны к определенной жизненной ситуации

Беспредметные, беспричинные, витальные, немотивированные, неопределенные

Поддаются контролю

Не конролируемые

Соответствие между поводом и выраженностью эмоциональных

Несоответствие между поводом и выраженностью эмоциональных

Кратковременность, мимолетность, стертость проявлений подавленности

  Сложность отвлечения и возможность длительного прибывания в данном состоянии

Положительные эмоции, нейтральные эмоции, отрицательные эмоции

Частые в своих проявлениях. Ослабление эмоций, обострение эмоций, извращение эмоций

Норма

Положительные

1. Удовольствие

2. Радость

3. Ликование

4. Восторг

5. Уверенность

6. Гордость

7. Доверие

8. Симпатия

9. Восхищение

10. Любовь (половая)

11. Любовь (привязанность)

12. Уважение

13. Умиление

14. Благодарность (признательность)

15. Нежность

16. Самодовольство

17. Блаженство

18. Злорадство

19. Чувство удовлетворенной мести

20. Спокойная совесть

21. Чувство облегчения

22. Чувство удовлетворенности собой

23. Чувство безопасности

24. Предвкушение

Нейтральные

1. Любопытство

4. Безразличие

2. Удивление

5. Спокойно-созерцательное настроение

3. Изумление

Отрицательные

1. Неудовольствие

2. Горе (скорбь)

3. Тоска

4. Печаль (грусть)

5. Отчаяние

6. Огорчение

7. Тревога

8. Обида

9. Боязнь Ю. Испуг

11. Страх

12. Жалость

13. Сочувствие (сострадание)

14. Сожаление

15. Досада

16. Гнев

17. Чувство оскорбления

18. Возмущение (негодование)

19. Ненависть

20 Неприязнь

21. Зависть

22. Злоба

23. Злость

24. Уныние

25. Скука

26. Ревность

27. Ужас

28. Неуверенность (сомнение)

29. Недоверие

30. Стыд

31. Растерянность

32. Ярость

33. Презрение

34. Отвращение

35. Разочарование

36. Омерзение

37. Неудовлетворенность собой

38. Раскаяние

39. Угрызение совести

40. Нетерпение

41. Горечь

Патологические

  1. Невротический страх (агорафобия — боязнь открытого пространства боязнь скопления людей ; акрофобия (батефобия, гипсофобия) — боязнь высоты, боязнь падения высоко лежащего предмета; аутофобия (монофобия) — боязнь одиночества; гематофобия — боязнь вида крови; гипнофобия — боязнь умереть во время сна; идрозофобия — боязнь вспотеть в присутствии посторонних, которые почувствуют запах пота; клаустрофобия — боязнь закрытых помещений; мизофобия — боязнь загрязнения; эритрофобия (эрейтофобия, руброфобия) — боязнь покраснеть, боязнь окрашенных в красный цвет предметов; никтофобия — боязнь темноты; нозофобия — боязнь заболеть (канцерофобия, кардиофобия, сифилофобия и др.); оксифобия (айхмофобия) — боязнь острых, колющих, режущих предметов; пейрафобия — боязнь перед публичным выступлением, экзаменом; петтофобия — боязнь неудержания кишечных газов в присутствии посторонних; рипофобия — боязнь попасть в неловкое положение, испытать стыд; скоптофобия — боязнь насмешек в связи с мнимым или действительным недостатком; танатофобия — боязнь умереть; тафефобия — боязнь быть погребенным заживо (Morselli E., 1886); трискайдекафобия — боязнь числа 13; урофобия — боязнь почувствовать неукротимый позыв к мочеиспусканию в неподходящее время; фобофобия — боязнь страха.)
  2.  Тревога - Патологическая тревога характеризуется такой степенью психических переживаний и дезорганизации поведения, которая затрудняет социальную адаптацию. Она сопровождается элементами искажения восприятия («туннельностью»), сужением круга ассоциаций, одноплановостью и в то же время хаотичностью мышления, иногда ускоренным темпом его, неустойчивостью внимания. Нередко тревога проявляется в непоседливости, излишних суетливых движениях (тревожная акатизия), в беспокойном бегающем напряженном взгляде.
  3. Растерянность (аффект недоумения) — острое возникающее чувство беспомощности в стремлении понять происходящее, разобраться в нем и в собственном состоянии.
  4. Бредовое настроение (Ясперс К.) — переживание смутного неопределенного беспокойства, нарастающей внутренней тревоги, ощущения, что окружающее таит что-то опасное, угрожающее. При этом больной переживает чувство страха и беспомощности, бессилия перед надвигающейся бедой, становится подозрительным, недоверчивым, настороженным.
  5. Обострение низших чувств (эмоций). Проявляется оно в виде неразборчивости и жадности к еде, гиперсексуальности, цинизма, эгоизма, эгоцентризма, чрезмерного любопытства, злобности, пресмыкательства перед имеющими превосходство (силу, власть), обостренного страха смерти, усиления ощущения боли и так далее. Обострение низших чувств может быть как генерализованным, так и избирательным (элективным).
  6. Повышенная откликаемость эмоций, снижение их порога, сензитивность, ранимость, «мимозоподобность».
  7. Эксплозивность (повышенная патологическая аффективность, эмоциональная взрывчатость) проявляется в возникающих по незначительному поводу аффектах гнева, злобы.
  8. Эмоциональная лабильность (неустойчивость, эмоционально-гиперестетическая слабость) — проявляется в чрезвычайной изменчивости настроения, плаксивости, смене плача смехом и, наоборот, смех сквозь слезы.
  9. Экстаз — состояние крайней охваченности сильным чувством обычно положительно окрашенным, эмоционально насыщенной страстной идеей с переживаниями безграничного восторга, неземного блаженства, счастья, сладострастного удовольствия, озарения, иногда ужаса.
  10.  Дисфория (Ашаффенбург Г., 1906) — болезненно пониженное настроение с оттенком мрачности, раздражительности, злобности («волчья тоска» старых авторов), мучительного внутреннего дискомфорта, напряжения, недовольства окружающими, взрывчатости.
  11.  Депрессия
  12. Эмоциональная (чувственная) тупость (Случевский И. Ф., 1957) — выраженное снижение способности к эмоциональному реагированию, безразличие к своей судьбе, к настоящему и будущему состоянию, к судьбе близких.
  13.  Апатия


Эмоциональные расстройства в детском возрасте довольно многообразны и имеют значительные отличия от эмоциональных расстройств взрослых. Следует иметь в виду, что реакции протеста, отказа, отчаяния в виде подавленности, плаксивости, раздражительности, капризов в большинстве случаев не являются патологией. Эмоциональные расстройства у детей не носят развернутого характера.

Экстренная помощь при всех эмоциональных проявлениях строится по одному плану, но при патологических необходима медицинская помощь и помощь родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика семьи "трудного" ребенка.

Психолого-педагогическая характеристика семьи "трудного" ребенка....

Карта психолого-педагогического сопровождения ребенка -инвалида

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательном учреждение....

Дисциплина: Психолого-педагогический практикум. Тема: Психолого-педагогическая характеристика учащегося.

Цель: Учить составлять психолого-педагогическую характеристику на учащегося....

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

laquo; Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»...

Индивидуальная психолого-педагогическая карта одаренного ребенка.

Осуществляю учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения, в связи с чем  разработала и применяю в педаг...

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в дополнительном образовании

Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность педагогов, взаимодействующих с ребенком в образовательной среде. ...