Литературная гостиная, посвященная 125-летию со дня рождения Б.Пастернака «Поэты не рождаются случайно…»
методическая разработка на тему

МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска

Литературная гостиная, посвященная 125-летию  со дня рождения  Б.Пастернака «Поэты не рождаются случайно…»

Презентация http://www.authorstream.com/Presentation/malnadiva...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx35.27 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная,

посвященная 125-летию

 со дня рождения  Бориса Пастернака

«Поэты не рождаются случайно…»

Жить и сгорать у всех в обычае,

Но жизнь тогда лишь обессмертишь,

Когда ей к славе и величию

Своею жертвой путь прочертишь.

Звучит музыка Скрябина, появляются девушки (чтецы)

1-я. У него смуглое, печальное, выразительное, очень породистое лицо, знакомое теперь по многим фотографиям и по рисункам его отца, говорил он медленно, не громким тенором, с постоянным – не то гудением, не то вибрированьем, которое люди при встрече с ним отмечали: каждый гласный тянулся, как в грустной лирической арии из опер Чайковского, но с большей напряженностью и сосредоточенной силой.

2-я. Пастернак был общительным человеком. Он с каждым был как у себя дома. В этом – его обаяние, его непосредственность, совершенно детская…

3-я. Пастернак любил все русское и готов был простить своей родине все ее недостатки – все, за исключением варварского сталинского режима…

4-я. Руки Пастернака – их невозможно забыть. Вся полнота его чувств, все состояние души оживали в их движениях, воплощались в них. Он никогда не жестикулировал в принятом понимании этого слова. Руки двигались по скатерти, пальцы сцеплялись, расходились, ладони взлетали и падали, как подстреленные птицы. Никогда не было – чтобы Пастернак сжимал руки в кулак. Подрагивание вытянутых пальцев, довершали своей мукой то, что не удавалось высказать словами. Руки были выразительнее лица, выразительнее голоса, выразительнее стихов. Время от времени, когда забывалась строка или слово, Пастернак, прикрыв глаза, выбрасывал руки в мою сторону и ждал подсказки.

5-я. Борис Леонидович обладал гениальной способностью очаровываться – быть очарованным чем угодно и в любую минуту: падающим листом, встретившимся во время прогулки ребенком, хмурым дождем любым собеседником, как он сам говорил: “всем-всем” - жизнью, Вселенною, собственным поэтическим Миротворением.

1 ВЕДУЩИЙ  Откроем же книгу жизни…   Борис Пастернак родился в Москве, 29 января 1890 года. Творческая, слегка богемная и очень свободолюбивая обстановка, в которой рос мальчик, оказала огромное влияние на его будущее творчество. Отец, Леонид Осипович, - известный график и профессор Московского училища живописи. Мать – достаточно известная пианистка Розалия Кауфман. Дома устраивались музыкальные вечера, на которых бывали друзья отца - Поленов, Левитан, Серов. Послушать известную пианистку приезжал и Л.Н. Толстой. Одним из ближайших друзей семьи был С. Скрябин. 

2 ВЕДУЩИЙ  Летом 1903 года Б.Пастернак был поражён и очарован, услыхав, как на соседней даче композитор А.Н.Скрябин сочиняет третью симфонию. В этой гениальной, рождавшейся у него на глазах музыке, мальчик с удивлением узнавал окружающую природу, гудение леса, пение птиц.

1 ВЕДУЩИЙ Сочинять музыку Борис начал с 13 лет. Его музыкальные произведения заслужили одобрение Скрябина, ему предсказывалось композиторское будущее, но Пастернака удручало отсутствие у него абсолютного слуха. Он оставил музыку оправданно для себя, неожиданно и огорчительно для окружающих. Вот как об этом вспоминает поэт  в своей автобиографической повести «Люди и положения»:

ЧТЕЦ:  Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина. Под влиянием  обожания, которое я питал к нему, тяга к импровизациям и сочинительству разгорелась у меня до страсти. Меня прочили в музыканты, мне все прощали ради музыки. И, несмотря на это, я оставил музыку.

        Я ее оставил, когда был вправе ликовать и все кругом меня поздравляли.  Но никто не знал о тайной беде моей, и скажи я о ней, никто бы мне не поверил. Я едва играл на рояле и даже ноты разбирал почти по складам. Все это, а также отсутствие абсолютного слуха превращали подарок природы в предмет постоянной муки, которой я в конце концов не вынес.

1 ВЕДУЩИЙ В 1908 г. Борис поступает в Московский университет сначала на юридический, а затем на философский факультет. Он хочет проникнуть в суть вещей.

ЧТЕЦ «Во всем мне хочется дойти до сути»

2 ВЕДУЩИЙ. Весной 1912 он поехал продолжать учебу в немецкий город Марбург. Глава марбургской школы философов Герман Коген предложил Пастернаку остаться в Германии для получения докторской степени.  Однако и этому не суждено было осуществиться. Молодой человек влюбился в бывшую свою ученицу Иду Высоцкую, заехавшую вместе с сестрой в Марбург, чтобы навестить Пастернака. Он сделал Иде предложение руки и сердца, но получил отказ.

ЧТЕЦ: «Я вздрагивал...»

1 ВЕДУЩИЙ После окончания университета занимался практически лишь литературной деятельностью, однако профессиональная музыкальная и философская подготовка во многом предопределила особенности пастернаковского художественного мира (так, например, в формах построения его произведений исследователи отмечали родство с музыкальной композицией). Весной 1913 г в издательстве «Лирика» вышел альманах, в котором были напечатаны первые пять стихотворений Пастернака. Одним из них поэт неизменно потом открывал свои сборники. 

ЧТЕЦ «Февраль»

2 ВЕДУЩИЙ Весной 1914 года Пастернак встречается с Владимиром Маяковским, и с этого времени начинается для него поиск самостоятельного пути в литературе. Книга лирики «Сестра моя – жизнь», написанная революционным летом 1917 года, поставила поэта в число первых литературных идеологов своего времени. Сам Пастернак так писал об этом сборнике своих стихотворений: «Мне было совершенно безразлично, как называется сила, давшая книгу, потому что она была безмерно больше меня и поэтических концепций, которые меня окружали».

1 ВЕДУЩИЙ В 1921 году семья Пастернака, как и многие представители русской интеллигенции, не найдя общего языка с Советской властью, покидают Россию и обосновываются в Берлине. Начинается активная переписка Пастернака с ними и русскими эмиграционными кругами вообще, в частности с М. Цветаевой.

Инсценировка «Сцена встречи Пастернака и Цветаевой»

Пастернак: Весной 1922 года я купил маленькую книжечку Цветаевой «Версты». Она покорила меня. Я написал Цветаевой в Прагу письмо. Она ответила. Между нами завязалась переписка. Мы подружились.

Цветаева:

В мире, где всяк

Сгорблен и взмылен,

Знаю - один

Мне равносилен.

В мире, где столь

Многого хощем,

Знаю - один

Мне равномощен.

В мире, где все -

Плесень и плющ,

Знаю: один

Ты равносущ

Мне.

Пастернак: Какой ты дьявольски большой артист, Марина!

Цветаева: Ничья хвала и ничье признание мне не нужны, кроме Вашего.

Пастернак: Марина, золотой мой друг, изумительное, сверхъестественное мое предназначение, утренняя дымящаяся душа моя, Марина! Какие удивительные стихи Вы пишете!

Цветаева: Мой Пастернак, я, может быть, вправду когда-нибудь сделаюсь большим поэтом благодаря Вам.

2 ВЕДУЩИЙ 8 августа 1941 года Марина Цветаева уезжала из Москвы пароходом в Елабугу, и провожал ее Борис Пастернак. Там З1 августа ее не стало.

Пастернак: Я не хочу верить этому! Ах, какая вина на мне, если это так! Это никогда не простится мне.

Мне также трудно до сих пор

Вообразить тебя умершей,

Как скопидомкой - мильонершей

Средь голодающих сестер.

Что сделать мне тебе в угоду?

Дай как-нибудь об этом весть.

В молчаньи твоего ухода

Упрек невысказанный есть.

2 ВЕДУЩИЙ В 1922 году Борис Пастернак женится на художнице Евгении Лурье. Этот брак, хотя и подарил поэту сына Евгения, счастья ему не принес и распался уже спустя 9 лет. «Обостренная впечатлительность была равно свойственна им обоим, и это мешало спокойно переносить неизбежные тяготы семейного быта», — позже напишет в своих воспоминаниях Евгений.

Песня « Никого не будет в доме» (видео)

1 ВЕДУЩИЙ На конец 1920-х и начало 1930-х годов приходился короткий период официального советского признания творчества Пастернака: он – член Союза Писателей СССР, участник международного конгресса писателей в Париже, его обожает молодежь, к нему благоволит Иосиф Сталин.

2 ВЕДУЩИЙ В конце 1929 года в жизнь Бориса Леонидовича вошла другая женщина - Зинаида Николаевна Нейгауз. Когда он познакомился с Зинаидой Николаевной, она была женой великого русского пианиста Нейгауза. Влечение Пастернака к ней было мучительным. Он ни о чём другом не мог думать, рвался к ней и боялся этих встреч, и презирал себя, и заставлял себя приходить на свидания за трусость. Эта страсть должна была сломить препятствия, иначе кончилось каким-нибудь несчастьем. Вспыхнувшее чувство между этими людьми летом 1930-го года привело к распаду двух семей.

ЧТЕЦ «Любить иных — тяжелый крест…»

1 ВЕДУЩИЙ В 1935 году Пастернак заступился за мужа и сына Ахматовой, которые были освобождены из тюрьмы после писем Сталину Пастернака и Ахматовой. В 1937 году проявляет огромное гражданское мужество — отказывается подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского и других, демонстративно посещает дом репрессированного Пильняка. Такое ему простить не смогли. Борис Леонидович уезжает из Москвы и поселяется на своей даче в Переделкино. С этого момента начинается еще один важный этап его творчества. Он занимается переводами с английского и немецкого. Именно в этот период появляются первые редакции его гениальных переводов «Гамлета» и других трагедий Шекспира, перевод «Фауста» Гете, который до сих пор считается непревзойденным.

ЧТЕЦ  «Гамлет»

2 ВЕДУЩИЙ В начале 1946 года Пастернак, по его словам, приступает к «большой прозе». Первоначальные «Мальчики и девочки» переросли в роман «Доктор Живаго», завершенный к осени 1956 года. 

ЧТЕЦ  Собственно, это первая настоящая моя работа. В ней я хочу дать исторический образ России за последнее 45-летие, и в то же время всеми сторонами своего сюжета, тяжелого, печального и подробно разработанного, как в идеале, у Диккенса и Достоевского, - эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое…

1 ВЕДУЩИЙ Круг философских проблем анализируется на примере судьбы русского интеллигента — врача и поэта Юрия Живаго, его друзей и близких, ставших очевидцами и участниками всех исторических катаклизмов, выпавших на долю России в первые четыре десятилетия 20 века. Роман стал почти автобиографическим. В основу любовного треугольника в романе легла личная драма поэта, история его любви с Ольгой Ивинской. Их любовь вспыхнула, как свеча, жизнь вплелась в роман, а роман стал жизнью.

ЧТЕЦ  «Свеча горела на столе»

2 ВЕДУЩИЙ В издании романа на родине Пастернаку было отказано. Он передал его для публикации итальянскому издателю, и в 1957 появилась публикация «Доктора Живаго» на итальянском языке, вскоре последовали русское, английское, французское, немецкое и шведское издания (в СССР был опубликован только в 1988).

1 ВЕДУЩИЙ В 1958 «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы» Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе, что было воспринято в СССР как чисто политическая акция. На страницах печати развернулась кампания травли поэта, Пастернак был исключен из Союза писателей, ему грозили высылкой из страны, было даже заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. Все это вынудило Пастернака отказаться от Нобелевской премии (диплом и медаль были вручены его сыну в 1989).

ЧТЕЦ  «Я пропал, как зверь в загоне» 

2 ВЕДУЩИЙ Травля привела к скоротечной болезни, и Пастернак скончался на 71-м году жизни.

1 ВЕДУЩИЙ  Прошли годы двусмысленного замалчивания творчества Пастернака. Издан наконец роман «Доктор Живаго», печатаются массовыми тиражами, о которых автор не мог и мечтать, стихи и проза. Его читают, о нём много говорят и пишут.

ЧТЕЦ «Быть знаменитым некрасиво»

Источники:

  1. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго. Стихотворения. – М.: Эксмо, 2008.
  2. Пастернак Б.Л. Охранная грамота. – М.: АСТ, 2008.
  3. Пастернак Е.Б. Из воспоминаний  // Звезда. – 1996. - № 7.
  4. http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1625
  5. http://festival.1september.ru/articles/101654/
  6. http://www.imwerden.info/belousenko/books/bykov/bykov_pasternak.htm
  7. http://www.russofile.ru/articles/article_72.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная, просвящённая жизни и творчеству С.А.Есенина

Сегодня, когда катастрофически снижается уровень духовности, культуры, возникла настоятельная потребность подробно рассмотреть есенинскую концепцию мира и человека. Именно поэзия С.А. Есенина, ни на г...

Сценарий внеклассного мероприятия: Литературная гостиная "Свеча памяти"

Мероприятие посвященное Дню снятия блокады Ленинграда....

Сценарий музыкально-литературной гостиной на иностранных языках: «Молодость, Любовь, Весна!» для студентов ГБОУ СПО

Сценарий музыкально-литературной гостиной на иностранных языках "Молодость, Любовь, Весна!" рекомендуется для проведения интегрированного внеклассного занятия  или отчетного мероприят...

Литературная гостиная, посвященная Дню Победы.

В сценарий литратурной гостиной включены песни и стихи военных лет, история создания песен....

Сценарий литературной гостиной "Я встретил вас..." посвященной 215-летию со дня рождения Ф. И. Тютчева

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся СПО и 10-11 классов...

Сценарий литературной гостиной, посвященной 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Сценарий литературной гостиной был разработан для обучающихся 1 курса на основе индивидуального  выбора стихотворений поэта каждым  из них....

Литературная гостиная "Поэты и писатели ХМАО-Югры"

Региональный компонент Литературная гостиная "Поэты и писатели ХМАО-Югры"...