Методическая разработка занятия по теме "Генетика человека и ее значение для медицины и охраны здоровья"
учебно-методический материал по теме

    Методика проведения открытого занятия по теме "Генетика человека"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО БИОЛОГИИ
1 курс

Группа СКМ-113; ЭПМ-113

«ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

ДЛЯ МЕДИЦИНЫ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ»

Преподаватель биологии высшей категории

Абакумова А.И.

КЕРЧЬ

2014

Тема занятия:        Генетика человека и ее значение для медицины

                                и охраны здоровья

Тип занятия:          комбинированный

Цель занятия:        познакомиться с генетикой человека,

                        сформировать представление о хромосомном определении

                        пола, рассмотреть наследственные заболевания, выяснить

                        значение генетики для развития медицины и охраны

                       здоровья  

Воспитательная цель: формировать здоровый образ жизни и бережное

                                      отношение к своему здоровью.

Методы:                беседа, демонстрация, объяснении,

                               межпредметные связи

Оборудование:        учебники Биология 10-11 класс, презентации,

                                  компьютер, слайды, фотоснимки, рисунки,

                                  высказывания и цитаты о семье и здоровье

Литература:            

  1.   Кучеренко Н.Е., Вернес Ю.Г. Общая биология: учебник для учащихся

    10- 11 кл. сред. Общеобразоват. Шк.: Пер. с укр.К.: Генеза, 2001. – 448с.

  1. Беляев Д.К. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. сред. Шк. М.:  

     Просвещение, 1991. – 271 с.

  1. Полянский Ю.И. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. сред. Шк. М.: Просвещение, 1987. – 287 с.
  2. Богданова Т.Л. и др. Справочник по биологии.  Издательство «Научная

      мысль», 2002

  1. Биологический энциклопедический словарик.  Под радакц. Гилярова М.С. Издательство «Советская энциклопедия», 1986.
  2. Бугай О.В.  Биология в терминах, таблицах и схемах: Справочно-учебное

     пособие. – 3-е издательство, дополн. – Харьков: Веста. Издательство

     «Ранок», 2003, - 128 с.

  1. Карузина И.П. Биология. Издательство 6-е, перераб. и дополн. М.,

     «Медицина». 1977, - 328

  1. Основы общей биологии / Под ред.  Элибберта. - М.: Мир, 1982.- 437 с.
  2. Общая биология: Пособие для учителей. / Под ред. акад. Дубинина Н.П. -

    М.: Освіта, 1980. - 335 с.

   

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

 - приветствие студентов и преподавателя;

 - проверка присутствующих на занятии студентов;

 - проверка готовности аудитории и студентов к занятию.

II. Восприятие и усвоение нового материала.

Преподаватель:

На прошлых занятиях мы знакомились с генетикой растений, животных. Изучили, как наследуются признаки, почему происходит изменение организмов.

Сегодня мы рассмотрим самую близкую нам тему в разделе «Генетика».

Сообщение числа,  темы и цели и плана занятия.

(запись студентами в конспект)

План

1. Хромосомное определение пола

2. Наследование признаков, сцепленных с полом

3. Генетика человека

4. Значение генетики для медицины и здравоохранения

Преподаватель:

Тема сегодняшнего занятия стала очень актуальна в социальном обществе. Ведь ячейкой этого общества является семья. А самое главное для любой семьи – это здоровье.

Любая семья начинается с детей. Каждый из вас в будущем станет родителем и каждый видит свою семью по-разному.

(показ слайдов семей малодетных и многодетных)

Что же определяет рождение в семье девочек или мальчиков?

На этот вопрос нам поможет ответить первый пункт нашего плана.

1. Хромосомное определение пола

(студенты записывают в конспект 1 вопрос плана занятия)

Просмотр слайдов и объяснение

Еще в конце 19 века ученые обратили внимание на отличие в одной паре гомологичных хромосом в хромосомном наборе самца и самки.

В диплоидном наборе  самок многих видов хромосомы все пар сходны между собой. У самцов в хромосомах существует отличие.

В 1910 году Т.Морган проводил огромное количество опытов по исследованию наследственности на плодовой мушке дрозофиле. Соматические клетки дрозофилы содержат 4 пары хромосом:

- 3 пары - аутосомы - хромосомы одинаковые и у самки и у самца;

- 1 пара хромосом отличительная для самки и самца.

Было установлено, что эта пара хромосом отвечает за развитие пола в организмах. Была названа половые хромосомы. В клетках самок дрозофилы 3 пары аутосом и две одинаков палочковидные половые хромосомы, названы Х-хромосомы.

Половой набор самки - ХХ.

В клетках самцов дрозофилы 3 пары аутосомы и одна половая хромосома как у самки палочковидная - Х, а другая отличается по строению и набору генов - палочковидная с плечом, назвали У-хромосома.

Половой набор самца – ХУ

Яйцеклетки женского организма несут одинаковый набор хромосом:

- набор артосом  и плюс  Х-хромосома.

Поскольку все гаметы женского организма одинаковые, такой пол называют гомогаметный.

Сперматозоиды мужского организма отличаются по набору хромосом:

- 1/2 несут набор артосом  плюс  Х-хромосому,

- 1/2 несут набор артосом  плюс  У-хромосома.

Гаметы мужского организма неодинаковые: образуются разные типы гамет. Такой пол называют гетерогаметный.

Как определяется пол у человека?

Проведем эксперимент.

(Приглашаются  2 девушки и 2 парня. Распределяются парами и получают таблички с указанием гамет:

Женские гаметы – Х,   Х

Мужские гаметы – Х,  У

Если пара имеет соотношение ХХ – рождается девочка.

Если пара имеет соотношение ХУ – рождается мальчик.)

Этот эксперимент показывает, что пол определяют мужской организм и в момент оплодотворения.

Мы узнали как определяется пол организма.

А как будут наследоваться признаки, расположенные в половых хромосомах?

Следующий вопрос нашего занятия.

2. Наследование признаков, сцепленных с полом

(студенты записывают в конспект 2 вопрос плана занятия)

Просмотр слайдов и объяснение

Большая часть генов, определяющих признаки организма, находятся в аутосомах. В таком случае не имеет значения какого пола организм, признак проявляется у обоих полов. Существуют некоторые признаки, на характер наследования которых влияет пол организма. Это объясняется тем, что гены данных признаков находятся в половых хромосомах. Из-за разно строения Х и У-хромосом, признаки могут проявиться или у женской особи или у мужской, в зависимости в какой из данных хромосом локализован ген.

Такие признаки называют сцепленными с полом. 

Примером сцепленного наследования является наследование черепаховой окраски шерсти у кошек. Котов с такой окраской не бывает. Такой факт длительно не могли объяснить, пока не установили, что ген окраски шерсти находится в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном  В, рыжая  - геном b. Лежат в Х.

Тогда:  

ХВ  ХВ  - черная кошка

Хb  Хb - рыжая кошка

ХB  Хb  - черепаховая кошка

ХB  У - черный кот

Хb  У - рыжий кот

Особи мужского пола имеют 1 Х-хромосому, поэтому могут быть или черной или рыжей окраски.

У человека сцеплено с полом наследуются некоторые заболевания: дальтонизм и гемофилия. Гены, определяющие развитие этих болезней находятся в Х-хромосоме и являются рецессивными. Поэтому, болезнь чаще проявляется у мужского пола, так как 1 Х-хромосома. Следовательно:

- если ХН У - здоров,

- если Хh У - болен.

(Студенты делают вывод: если гены расположены в половых хромосомах, то они проявятся у определенного пола)

3. Генетика человека

(студенты записывают в конспект 3 вопрос плана занятия)

Просмотр таблицы

Генетика человека – это особый раздел генетики, который изучает:

- особенности наследования признаков у человека,

- наследственные заболевания (медицинская генетика),

- генетическую структуру популяций человека.

Из направлений генетики человека наиболее интенсивно развиваются цитогенетика, биохимическая генетика, иммуногенетика, генетика высшей нервной деятельности, физиологическая генетика.

Генетика человека является теоретической основой современной медицины и современного здравоохранения. Её подразделяют на:

- антропогенетику, изучающую закономерности наследственности и изменчивости нормальных признаков человеческого организма,

- демографическую генетику (генетика народонаселения),

- экологическая генетику (учение о генетических аспектах взаимоотношений человека с окружающей средой),

- медицинскую генетику, которая изучает наследственные патологии (болезни, дефекты, уродства и др.).

В настоящее время известно около 2 000 наследственных заболеваний.

Просмотр и прослушивание презентации, подготовленной студенткой группы Ибрагимовой Леонорой «Наследственные заболевания человека»

 (студенты записывают в конспект классификацию заболеваний)

4. Значение генетики для медицины и здравоохранения

(студенты записывают в конспект 4 вопрос плана занятия)

Наиболее важной областью генетики человека является медицинская генетика. Медицинская генетика помогает понять взаимодействие биологических и факторов среды в патологии человека. Иногда ее рассматривают не как раздел генетики человека, а как самостоятельную область общей генетики.

Формирование медицинской генетики началось в 30-е гг. XX в., когда стали появляться факты, подтверждающие, что наследование признаков у человека подчиняется тем же закономерностям, что и у других живых организмов.

Задачей медицинской генетики является выявление, изучение, профилактика и лечение наследственных болезней, а также разработка путей предотвращения вредного воздействия факторов среды на наследственность человека.

Прослушивание реферата, подготовленного студенткой группы

Латей Екатериной «Значение генетики для медицины и охраны здоровья»

Основным путем предотвращения наследственных заболеваний является их профилактика. Для этого во многих странах мира, существует сеть учреждений, обеспечивающих медико-генетическое консультирование населения. В первую очередь его услугами должны пользоваться лица, вступающие в брак, у которых имеются генетически неблагополучные родственники.

 Генетическая консультация обязательна при вступлении в брак родственников, лиц старше 30—40 лет, а также работающих на производстве с вредными условиями труда. Врачи и генетики смогут определить степень риска рождения генетически неполноценного потомства и обеспечить контроль за ребенком в период его внутриутробного развития. Следует отметить, что курение, употребление алкоголя и наркотиков матерью или отцом будущего ребенка резко повышают вероятность рождения младенца с тяжелыми наследственными недугами.

IV. Обобщение знаний.

Вопросы самоконтроля:

1) Какие хромосомы отвечают за развитие пола?

2) Почему соотношение полов в природе составляет 1 : 1?

3) Когда признак сцеплен с полом? Приведите примеры.

4) В чем значение развитие генетики человека?

5) Какие методы исследования применяет генетика человека?

Литература: 1, 2, 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 16

V. Подведение итогов.

Преподаватель благодарит студентов за подготовку сообщений, участие в работе на занятии. Выставляются оценки за сообщения, активную работу на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Стилизация фигуры человека в декоративной и станковой композиции"

Задачи урока            Выполнение декоративной композиции, в которой будут решаться вопросы стилизации фигуры человекаОвладения умениями органич...

Методическая разработка занятия по теме "Здоровое питание"

1.     Ознакомление студентов  с профессиональной терминологией по теме «Здоровое питание».2.     Развитие навыков монологической и диалогической речи по т...

Методическая разработка по предмету математика: алгебра по теме: «Значения тригонометрических функций. Решение простейших тригонометрических уравнений».

Тема: Значения тригонометрических функций. Решение простейших тригонометрических уравнений.Тип: урок по изучению нового материалаЦель урока: вычисление значений тригонометрических функций, изучение ме...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ В ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ НА ТЕМУ: “Профилактика развития “диабетической стопы ““.

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических...

Методическая разработка занятия по теме: влияние составных компонентов и физических свойств воздушной среды на здоровье человека

Рассматривается понимание проблемы. Влияние загрязнений атмосферного воздуха на экологию и гигиену, определяется поиск решений, мероприятий защиты атмосферы от загрязнений....

Методическая разработка занятия "Витамины и их значение" (для учащихся от 15 лет с интеллектуальной недостаточностью)

Витамины - биологически активные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма.Мы все знаем, что овощи, фрукты и соки должны быть частью нашего рациона. Но, не всегда понимаем, что это не толь...

Методическая разработка открытого урока. Тема: “Человек и его здоровье”

Методическая разработка открытого урока(нестандартный комбинированный бинарный урок с использованием мультимедийных технологий.)Дисциплины: Анатомия и физиологии человека, Гигиена и экология человека....