Методическая разработка открытого урока. Тема: “Человек и его здоровье”
учебно-методический материал

Методическая разработка открытого урока

(нестандартный комбинированный бинарный урок с использованием мультимедийных технологий.)

Дисциплины: Анатомия и физиологии человека, Гигиена и экология человека.

 

Тема: “Человек и его здоровье”

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ  ПО  ОБРАЗОВАНИЮ  САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АКАДЕМИЯ ИНДУСТРИИ КРАСОТЫ  « ЛОКОН»

                                                                                                     

                                                                                                 

Методическая разработка открытого урока

(нестандартный комбинированный бинарный урок с использованием мультимедийных технологий.)

Дисциплины: Анатомия и физиологии человека, Гигиена и экология человека.

Тема: “Человек и его здоровье”

                                   

Преподаватели:

ЧИРИНА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА

АРЗАНГУЛЯН ЮЛИЯ ГЕННАДЬЕВНА

 

 Одобрено на заседании ЦК

___ от «__»_________ 2019г  

Председатель ЦК

__________Бойчук  Т.М              

«Утверждаю»

Зам.директора по УМР

___________Королева Ю.В.

«___»____________2019г.

Санкт-Петербург

2019г.

"Человек и его здоровье"

Дисциплины: Анатомия и физиологии человека, Гигиена и экология человека.

Единственная красота, которую я знаю, это здоровье.

Г. Гейне

Быть веселым — значит быть здоровым.

Народная мудрость

Купить здоровье нельзя, его можно только заработать своими собственными усилиями.

Поль Брег

Тип урока: нестандартный комбинированный бинарный урок с использованием мультимедийных технологий.

Структура урока: “ круглый стол”

Цель: осознать сложность проблем здоровья человека и ответственность человека за своё здоровье, как личное, так и общественно значимое

Задачи:

 Обучающие:

  • расширить знания студентов о воздействии ПАВ на отдельные органы и системы  человеческого организма;
  • сформировать интеллектуальные умения анализировать вредное влияние мутагенов, наркотических веществ на наследственность.
  • расширить знания студентов о понятии “здоровье”  и  ЗОЖ;

Развивающие:

  •  развить у обучающихся навыка анализа различных ситуаций;
  •  активизировать  внимание  учащихся к проблеме, показав ее значимость;
  • развить навыки публичных выступлений;
  • сформировать творческого отношения к выполняемой работе;
  • отрабатывать умение формировать свое суждение на проблему, умение обосновывать свою точку зрения;

Воспитательные:

  • воспитание нравственности, понимания несовместимости принятия ПАВ и здорового образа жизни;
  • профилактика принятия ПАВ  о последствиях этой пагубной привычки;

Средства обучения: плакаты, газеты и таблицы о здоровом образе жизни; мультимедийный проектор, компьютер; экран для просмотра слайдов; флэш карты со слайдами; презентации и видеофильм .

План урока.

п/п

                          Этапы урока

Время

мин

Приемы и методы

I

Организационный момент.

Инструктивно-методический ввод.

3

Проверка готовности к уроку.

Объявление целей, задач и порядка ведения урока

II

Урок – круглый  стол

1. Вступительное слово преподавателя

2. Исследовательская работа о состоянии здоровья студентов в группе

3. Беседа: понятие о здоровье

4. Факторы, определяющие здоровье:

Доклады и презентации:

  • Санитарно-эпидемелогический контроль за состоянием окружающей среды.
  • Влияние режима трудовой деятельности на состояние здоровья.
  • Рациональное питание- залог здоровья.

4. ПАВ и их влияние на здоровье человека ( а именно табака):

доклады и презентации:

  • О вреде курения на организм человека
  • Влияние курения на органы и системы органов человека.
  • Влияние курения на мутационный процесс.

2

3

5

12

12

Выступление докладчиков

Выступление докладчиков

III

Заключение:

«Мой выбор - не употреблять ПАВ»

4

Работа с таблицой

IV

Подведение итогов. Рефлексия

4

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Здоровье для человека – самое главное богатство.

И сегодня мы проводим урок на тему “Человек и его здоровье”. Участников “круглого стола” студентов в роли врачей, научных сотрудников, преподавателей, ученых ответят на ряд вопросов по данной проблеме.

II. Проведение “круглого стола”

1. Вступительное слово преподавателя о состоянии здоровья.

 Статистика очень печальная. Показатель здоровья детей и подростков в России один из самых низких в Европе. Обратите внимание  на диаграмму состояния здоровья студентов

 2. Беседа со студентами на тему понятия о “здоровье”

Задание: “Сформулируйте собственное определение

понятия “Здоровье”

проводится обсуждение в рамках свободной дискуссии, в которой

принимают участие все участники “круглого стола”

Принципиально вывести студентов на уровень

предметного обсуждения и конкретного определения.

Можно воспользоваться следующим определением.

 “Здоровье — это состояние полного физического, духовного

и социального благополучия”

Определение ВОЗ 

 3. Факторы определяющие здоровье человека 

Здоровье человека зависит от природных и социальных факторов.

 Факторы, определяющие здоровье

• Окружающая среда – 20%

• Наследственность – 20%

• Медицинская помощь – 10%

• Образ жизни – 50%

Здоровье человека сложным образом связано с качеством окружающей среды. Все мы знаем, в промышленных районах вредные вещества в атмосферном воздухе превышают предельно допустимую концентрацию в результате озоновые дыры, кислотные дожди, парниковый эффект.

А как в настоящее время осуществляется контроль за состоянием окружающей среды?

Представление домашнего задания: выступление докладчиков с презентациями

  • На этот вопрос отвечает студент, выступающий в роли врача санитарно-эпидемиологической станции:

 “В нашей стране введен строгий общегосударственный контроль за состоянием окружающей среды – атмосферного воздуха, почв, вод, суши и морей. Этот контроль называется службой мониторинга. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба России и государственное санитарное законодательство установили гигиенические нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) различного рода веществ, при которых еще не наблюдаются вредные изменения живой природы. Однако введение ПДК — это лишь первый шаг. Сегодня разрабатывается комплексная программа мероприятий по предупреждению загрязнения окружающей среды (развитие малоотходных и безотходных технологий, внедрение защитных средств и др.   ( студент №1)

  •  О влиянии режима трудовой деятельности на состояние здоровья выступает студент в роли врача – гигиениста:

 “Студенты должны знать, что при выполнении любой работы, как физической, так и умственной, имеют место три периода. Первый период — период врабатывания в выполняемую деятельность. Это начальный период выполнения любой работы.

Второй – проявление оптимальной работоспособности. Он характеризуется высоким коэффициентом полезного действия и не сопровождается признаками утомления.

И, наконец, третий – развитие утомления. В это период падает работоспособность и, естественно, производительность труда.

Самым трудным и напряженным периодом будет первый — период врабатывания в этот вид деятельности, приобретение навыка ее выполнения. Для более полноценного протекания этот периода важно не отвлекаться от выполняемой работы, не делать перерывы. Со временем период врабатывания становится очень коротким и практически незаметным.

Наиболее плодотворно мы работаем во втором периоде, и он самый длительный. Вот почему в этот период уместно делать небольшие перерывы в работе для поддержания должной работоспособности — на 10-15 минут.

Наступление третьего периода – периода утомления – Вами будет зарегистрировано сразу: Вы начнете допускать ошибки, резко упадет интерес к выполняемой работе. Сразу же надо прекратить работу и отдохнуть. (студент №2) 

  • Рациональное питание — залог здоровья. Выступление студента в роли диетолога:

 “Полноценное питание непосредственно связано с правильной кулинарной обработкой продуктов. Кулинарная обработка продуктов – это, другими словами, приготовление пищи. Основное требование, которое нужно выполнять, – это стараться сохранить ценность продуктов, и в первую очередь содержание витаминов. Так, например, чтобы приготовить клюквенный кисель с большим содержанием витаминов, поступают следующим образом. Сначала из свежей клюквы отжимают сок. Оставшиеся ягодные кожицы отваривают и на этом отваре готовят кисель. В слегка остывший кисель вливают сырой клюквенный сок. Такой кисель не только полезен, но и на вид более аппетитный.

Отварное мясо будет вкуснее и полноценнее в плане содержания белков, если при его приготовлении Вы опустите мясо не в сырую воду, а в кипящую. Так же варят и овощи. Причем именно овощи — морковь, свеклу – не нужно варить до полной готовности. Если слить горячую воду и оставить овощи под крышкой, то они “дойдут” до полной готовности под влиянием их собственной высокой температуры. Время приготовления блюд из круп можно сократить в несколько раз, если перед варкой крупу замочить в воде на 2-3 часа, особенно рис и перловую.( студент №3)

4. ПАВ и их влияние на здоровье человека. 

 Огромное влияние на здоровье оказывают вредные привычки, связанные с употреблением ПАВ.

ПАВ – вещества природного и синтетического происхождения, которые попадая в организм человека приводят к физиологическим и психическим изменениям.

Психоактивные вещества

  • Табак и производные
  • Алкоголь и производные
  • Наркотики

Более подробно мы остановимся на теме табак и его производные

  • Зачитывается отрывок из произведения Марка Твена “Приключения Тома Сойера ”: “…после вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком. Они растянулись на земле, опираясь на локти и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило. . . Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был жалкий…”                         (студент №4)

Вопросы для обсуждения:

  • Что же произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак?
  • Какие выводы можно сделать о влиянии табака на организм человека?

 Представление домашнего задания: выступление докладчиков с презентациями

  • О вреде курения на организм человека слушаем выступление ученика в роли врача: (студент №5)

 “нет такой системы органов в теле человека, которая бы не страдала от курения. Степень вреда зависит от возраста, в котором человек впервые приобщается к курению, а так же от количества выкуриваемых сигарет. Страдают чаще те, кто пристрастился к курению с малых лет. Рассмотрим влияние курения только на дыхательную и кровеносную систему.

Органы дыхания первыми принимают на себя табачный штурм. Под влиянием табачных смол погибают реснички

клеток, выстилающих стенки носовой полости, трахеи, бронхов, вследствие чего в легких накапливается слизь, появляется кашель и постоянно выделяется мокрота грязно-серого цвета. Легочные пузырьки теряют свою эластичность, резко ухудшается насыщение крови

кислородом. 80% курящих страдают легочными заболеваниями, у курящих подростков объем грудной клетки на -25% меньше, чем у некурящих.

После каждой выкуренной сигареты происходит спазм кровеносных сосудов, который продолжается 25-30 минут. Поэтому у человека, курящего систематически, сосуды находятся в постоянно суженном состоянии. Сужение их особенно опасно, так как нарушается снабжение сердечной мышцы питательными веществами и кислородом, возникает омертвление сердечного участка – инфаркт. По статистике, у людей, выкуривающих в месяц 38 пачек сигарет, поражена одна коронарная артерия, 45 пачек – две. 67 пачек – три”.

  • Статистика. Выступление ученика в роли врача – статиста:                       (студент №6)

У некурящих ребят после преодоления стометровки пульс

достигает обычно 120 — 130 ударов в минуту, у курящих — до 180 и более!

Никотин подстегивает сердце, заставляет его учащенно работать: сердце курильщиков сокращается в сутки 20-25 тысяч раз!

Каждая сигарета сокращает жизнь человека в среднем на 12 минут.

У курящих рак легких возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих!

Во время преодоления перевала на Памире на высоте 5 тысяч метров с одним из альпинистов случился обморок. Он был единственным курильщиком в этой группе!

Среди космонавтов нет ни одного курящего!

У баскетболистов после одной выкуренной сигареты точность попадания в кольцо ухудшается на 12%!”

Используется таблица: “Сферы применения вредных веществ, содержащихся в сигаретах”

Вещества

Применение

Мышьяк

Яд для крыс

Ацетон

Важный элемент красок и жидкости для снятия лака

Аммиак

Чистящее средство в хозяйстве

Кадмий

Содержащееся в масляных красках вещество

Формальдегид

Применяется для бальзамирования трупов

Никель

Применяется в гальванизации (оцинковке)

Никотин

Отрава для насекомых

Фенол

Для изготовления пластмассы

Полоний

Радиоактивные отходы

Цианид

Яд для крыс

Винил-хлорид

Входит в состав мешков для мусора

Задание: Проанализируйте диаграмму и сделайте выв

Курение среди взрослых

 

 % курильщиков от численности населения старше 15 лет

Вопросы для обсуждения:

  • Почему люди курят, употребляют алкоголь и наркотики?
  • Назовите причины, по которым подростки начинают курить?
  • Реклама сигарет приведена на слайдах.
    Вопросы для обсуждения
    :
  • Где встречается реклама?
  • Какие способы использует рекламодатель, чтобы привлечь внимание к товару?
  • О чем умалчивает реклама?

Вывод: Реклама приносит прибыль производителю. Не следует поддаваться рекламе!

  • Выступление ученика в роли ученого – генетика:( студент №7)

 “Доказано, что систематическое употребление наркотиков, алкоголя и даже курение могут вызвать это, в свою очередь, к неполноценному развитию зародыша. Рожденные при таких условиях дети характеризуются слабым физическим, а иногда и психическим, развитием, предрасположены к различным заболеваниям. Чем сильнее наркотическое вещество, употребляемое родителями, тем серьезнее могут быть нежелательные изменения в организме детей. Особенно опасно употребление этих веществ женщинами. Так, установлено, что систематическое употребление алкоголя беременной женщиной приводит к недоразвитию отдельных органов плода или плода в целом, другими словами – к уродствам, к повышенной смертности новорожденных”

III. Заключительный этап

Мой выбор — не употреблять ПАВ

 

№ п/п

Аргументы “за”

Аргументы “против”

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

                                                                                                                                                                             IV. Подведение итогов. Рефлексия

4.Итог урока.

Обращение участников “Круглого стола”.

Мы, участники конференции, обращаемся ко всем студентам академии с призывом следовать здоровому образу жизни. Для этого в вашем распоряжении всегда есть 8 врачей, готовых помочь в создании стопроцентного здоровья. Это -  солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, физические упражнения, активный отдых, хорошая осанка, разум. 

Следуйте их советам: чаще бывайте на свежем воздухе, летом обязательно загорайте;                                

-ешьте больше овощей и фруктов, выращенных на солнце;

-не курите, не употребляйте алкоголь, ведите антиникотиновую,   антиалкогольную, антинаркотическую пропаганду;                                                                        -ешьте только при ощущении голода, не переедайте;                                                -ежедневно выполняйте утреннюю зарядку;                                                        -следите за осанкой;                                                                                        -не позволяйте отрицательным мыслям взять верх в разуме;                                        -общайтесь с людьми добрыми, жизнерадостными, оптимистичными,    мудрыми.

Придерживайтесь этих советов! Они помогут вам сохранить ваше здоровье.

Заключительное слово учителя.

Сегодня мы выполнили один из советов «8 врачей», которые призывают всех следовать здоровому образу жизни. Мы провели антиалкогольную пропаганду среди учащихся нашей школы. Вы, юное поколение, живете в 21 веке, и вы должны избежать вредных привычек. 

 5.Рефлексия.

Учитель.

Можно считать, что цель нашей встречи достигнута?

Спасибо за внимание!

 

Литература:

Александров А. А. « Алкоголь и его профилактика в школе».

Хрипкова А.Г. « Мальчик, подросток, юноша».

Ягодинский В.Н.« Школьнику о вреде никотина и алкоголя».

Коростелев А. А. « От А до Я».

Научно - популярная медицинская литература.

.

V. (« использована видеозапись»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока "Влияние человека на окружающую среду"

Методическая разработка открытого урока "Влияние человека на окружающую среду"...

Методическая разработка открытого урока тема: «Классификация статистических показателей»

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: "Статистика" по теме "Классификация статистических показателей" для специальности: 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский у...

Методическая разработка открытого урока тема:"Задачи и виды внутрипроизводственного планирования. Бизнес - планирование в организации, его цели и задачи"

Методическая разработка открытого урока по дисциплине: "Экономика организации". тема: "Задачи и виды внутрипроизводственного планирования. Бизнес-планирование в организации, его цели и ...

Методическая разработка открытого урока тема: "Спрос и предложение. Рыночный механизм"

Методическая разработка открытого урока по теме: "Спрос и предложение. Рыночный механизм". по дисциплине: "Экономическая теория" для специальности: 03.47.02 "Документационное ...

Методическая разработка открытого урока тема: " Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя"

Методическая разработка открытого урока . тема "Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя" по дисциплине: "Основы экономиеской теории"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА Тема: «ПРИРОДА КОНФЛИКТОВ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ»

Данный открытый урок проводится с целью обмена опытом и представления опыта преподавателя при проведении аттестации на первую квалификационную категориюТема: «Природа конфликтов, причины во...