внеаудиторное мероприятие по истории устный журнал "О том, что дорого и свято"
методическая разработка на тему

Лабодина Светлана Викторовна

данное мероприятие по истории посвящено разработке методики устного журнала по материалам Великой Отечественной войны. Студенты познакомились с основными этапами войны, фактами и датами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_tom_chto_dorogo_i_svyato.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

      «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

устного журнала на тему: «О том, что дорого и свято ...»

Авторы:

Лабодина С.В.

Балашов

2012г.


Аннотация

на методическую разработку устного журнала на тему: «О том, что дорого и свято...»

Авторы: преподаватели  Лабодина С.В.

Учебное заведение: ФГОУСПО Балашовский техникум механизации сельского хозяйства.

                                                       Содержание

Объем работы  18  листов

Работа посвящена разработке методики внеаудиторного мероприятия в форме устного журнала.

Образование ставит задачу организовывать обучение, переходящие от учебных занятий к внеаудиторной деятельности. Активизация познавательной деятельности студентов - это общедидактическая проблема в процессе формирования всесторонне гармонично развитой личности.

Предлагаемая методическая разработка содержит сценарий , необходимый методический и дидактический материал для проведения устного журнала.

 Проведение внеаудиторного мероприятия в форме устного журнала позволяет использовать междисциплинарные связи, развить интерес к получению знаний по изучаемым дисциплинам и расширять общеобразовательный кругозор студентов.

Методическая разработка предназначена для преподавателей с целью использования при проведении данного внеаудиторного мероприятия.


Содержание

стр.

1. Предисловие        1

2. Основная часть           2

З. Заключение        17

4. Литература        18


1.  Предисловие

Большое внимание в процессе воспитания уделяется формированию личности, обладающей качествами гражданина - патриота.

Патриотизм является основой становления личности. Главная цель патриотического воспитания - формирование высокой гражданской и социальной активности людей, прежде всего молодежи.

Каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировосприятии. Сегодня это чувство каждого из нас повергается серьезным испытанием. Изменилось наше Отечество, пересматривается и переписывается его прошлое, тревожит настоящее и настораживает своей неопределенностью будущее.

Патриотические чувства должны быть сопряжены с уважением к народам других стран, оно не может быть холодным, безразличным.

Патриотизм не может быть каким-то приземленным. Здесь должны быть и память о поле Куликовом, и о ярких страницах Великой Отечественной войны. Все это формирует сильную личность, а такая личность на пути к великой цели может сломать любые барьеры. Сильные не путаются ногами в паутине времени. Еще А. С. Пушкин считал - не уважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности.

Проведение мероприятия в форме «устного журнала»- позволяет охватить весь фактический материал периода Великой Отечественной войны, в ходе которого студентам предлагается уяснить особенности каждого из этапов, изучаемой на занятиях «Истории», кроме того, здесь студенты отрабатывают навыки выразительного чтения стихотворных произведений, вырабатывают чувство сопереживания, отрабатывают умение слушать окружающих. Форма организации мероприятия в виде «устного журнала» очень актуальна на сегодняшний день, т. к. способствует подробно изучить огромный объем информации и преподносит ее доступным студентам языком. Методическая разработка устного журнала «О том, что дорого и свято...» предназначена для использования другими преподавателями.

1


2 Основная часть

План проведения внеаудиторного мероприятия Дисциплина: История

Форма организации: Устный журнал

Тема: «О том, что дорого и свято...»

Цели:

1.        Дидактическая:

-        познакомить   студентов   с   историческими   факторами  времен  Великой
Отечественной войны, с жизнью людей в это время.

2.        Воспитательная:

-        способствовать воспитанию патриотизма.

3.        Развивающая:

-        развить    способности    чувствовать,    сопереживать,    умение    слушать окружающих.

4.        Методическая:

-        показать  методику  проведения  внеаудиторного  мероприятия  в  форме устного журнала.

Задачи:

  1. Познакомить студентов с основными этапами в Великой Отечественной войне.
  2. Показать вклад партизанского движения в победу над врагом.

Оснащение:

  1. Карта Великой Отечественной войны.
  2. Газета «На крутом переломе войны», «В окопах Сталинграда».

Литература:

  1. Великая Отечественная война 1941 - 1945г. г.: Энциклопедия. - /Главный редактор М. М. Козлов. - М. Современная энциклопедия, 1985.
  2. Журов Г. К. Воспоминания и размышления. - М.: Издательство Агентства и печати новости, 1970 .

2


  1. Этот день Победы:  Сборник новостей,  рассказов,  очерков ветеранов Великой Отечественной войны.- Саратов: Слово, 2000

Рекомендации по проведению:

  1. Подобрать стихотворные тексты на военную тематику.
  2. Подобрать на эту же тему видеоматериалы.

3)        Распределение   стихотворных   текстов   среди   студентов,   обладающих
навыками выразительного чтения.

4)        Распределения слов между ведущими.

Ход мероприятия:

I.        Вступительное слово преподавателя

II.         Страницы журнала
Страница I. Начало войны
Страница II. Битва под Москвой
Страница III. Партизанское движение
Страница IV. Подпольная борьба
Страница V. Подвиги в тылу
Страница VI. О любви

Страница VII. Курская битва

Страница VIII. Победа

III        Заключительное слово преподавателя.

3


I. Вступительное слово преподавателя.

Великая Отечественная война советского народа против германского фашизма была самой тяжёлой и самой жестокой из всех воин, когда - либо пережитых нашей Родиной. Эта война явилась и тягчайшим испытанием, и школой мужества. Неимоверные трудности легли на плечи советских людей, но они стойко перенесли все тяготы и лишения войны, героически сражались на фронте, самоотверженно трудились в тылу. Объединённые единой волей, единым порывом рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины, коммунисты и демократы, воспитанные партией и Советской властью, оказались способными совершить подвиг, равного которому ещё не знала история.

Прошло более полувека, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах.

Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторялись вновь. Мы не имеем права забыть тех соседей, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.

Давайте же перелистаем некоторые страницы Великой Отечественной войны и вспомним, как это было...

4


II. Страница журнала.

Первая страница «Начало войны»

Чтец:

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего, каких - то пять минут осталось!

Чтец:

Вчера мы писали диктанты,

Чертили на доске круги,

А утром уже интенданты

Нам выдали сапоги.

Юноша. Началась жестокая, страшная, героическая война против фашистских захватчиков.

Просмотр видеофильма «Нападение»

Девушка: Война проверяла нас на верность и самоотверженность, честность и благородство, мужество и бесстрашие...

Чтец:

Разве погибнуть ты нам завещала,

Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала,

Родина?

Разве для смерти рождаются дети,

Родина?

Разве хотела ты нашей смерти,

Родина?

5

Пламя ударило в небо —

Ты помнишь,

Родина?

Тихо сказала:

«Вставайте на помощь...» -

Родина.

Славы

Никто у тебя не выпрашивал,

Родина.

Просто был выбор у каждого:

Я или Родина.

Вторая страница  «Битва под  Москвой»

Юноша. В результате стремительного наступления фашистов осенью 1941 года над Москвой нависла стремительная угроза. На защиту столицы встали её жители.

Просмотр видеофильма «Битва за Москву»

Девушка. Было создано многотысячное народное ополчение. Москвичи, в основном женщины и дети, копали противотанковые рвы, траншеи, окопы, сооружали заграждения. В холод, голод, нередко под огнём противника были прорыты сотни километров противотанковых рвов.

Чтец:

Здесь каждый дом стоит, как дот,

И тянутся во мгле

Зенитки с крыши в небосвод,

Как шпили на Кремле.

На окнах белые кресты

Мелькают второпях.

6

Такой же крест поставишь ты,

Москва, на всех врагах!

Юноша. Несмотря на тяжелейшее положение, сложившееся в Москве, 7 ноября 1941 года было решено провести парад на Красной площади. Парад, воодушевил воинов и весь советский народ.

Девушка. Это был колоссальной силы удар по престижу гитлеровцев. Если Москва торжественно отмечает праздник, когда в нескольких десятках километров стоят вражеские войска, - значит, страна непоколебима, оборона столицы крепка.

Юноша. Прямо с Красной площади солдаты шли на передовую, они стояли насмерть, а не пропускали врага к сердцу Родины.

Чтец:

Держались, как за личное счастье,

За каждую пять Земли, -

Мы под Москвой встали насмерть,

В грунт промёрзлый вросли.

Девушка. Знаменитыми стали слова политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва».

Юноша. Сильнейшая, более чем миллионная группировка отборных немецких частей разбилась о железную стойкость, мужество и героизм советских войск, за спиной которых были народ, столица, Родина.

Девушка. Разгром фашистских войск под Москвой был первым крупным поражением Германии во второй мировой войне, началом её перелома.

Третья страница «Партизанское движение»

Юноша. С невиданной в истории силой развернулась партизанская война.

7

Уже в первые дни после начала наступления гитлеровцев были подготовлены основные базы для борьбы в тылу врага. Партизаны наносили колоссальный ущерб врагу.

Просмотр видеофильма «Партизаны».

Чтец:

Партизаны, партизаны,

Белорусские сыны!

Бейте вы врагов поганых,

Режьте свору окаянных,

Свору чёрных псов войны...

Вам опора и подмога

Белорусский наш народ.

Не страшит вас пусть тревога -

Партизанская дорога

Вас к победе приведёт.

Девушка. Партизаны своими действиями нанесли колоссальный урон войскам противника: выводили из строя эшелоны, автомашины, взрывали мосты, обрывали линии связи.

Юноша. В Белоруссии, Ленинградской и Брянской областях существовали целые партизанские края. И это была огромная поддержка Красной армии.

Девушка. В декабре 1941 года всю страну облетела весть о героической гибели 18 - летней москвички, партизанки - разведчицы Зои Космодемьянской, которая была казнена фашистами в подмосковном селе Петрищева.

Юноша. В 1942 году Зое Космодемьянской было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно...

Девушка. Партизан - героев во время войны было много - сотни и тысячи...

8

Партизанское движение внесло неоценимый вклад в победу нашего народа над фашистскими захватчиками.  

Четвёртая страница «Подпольная борьба»

Юноша. В оккупированных фашистами городах и сёлах самые лучшие, самые смелые люди начали непримиримую подпольную войну. Яркими примерами такой борьбы послужила подрывная деятельность антифашистской организации «Молодая гвардия».

Девушка. В небольшом шахтёрском городке Краснодоне подростки и молодёжь расклеивали листовки, вывешивали на домах красные флаги, взрывали немецкие автомашины, убивали гитлеровских офицеров полицаев, срывали мероприятия по заготовке продуктов питания для немецкой армии.

Юноша. В историю навсегда вошли имена героев - краснодонцев: Сергея Тюленина, Любови Шевцовой и других.

Девушка. В результате предательства одного их членов организации, фашисты схватили молодогвардейцев. Тюрьма и пытки не сломали их.

  Пятая страница «Подвиги в тылу»

Юноша. Трудовой героизм... Это особая страница истории Великой Отечественной войны. Рабочие почти круглосуточно трудились на заводах по изготовлению оружия, техники, одежды и обуви для солдат. Главным лозунгом тех лет был призыв: «Всё для фронта, всё для победы!». У станков работали даже дети, которым было по 12 - 14 лет.

Просмотр видеофильма «Трудовой фронт»

9

Чтец:

Зачем ты, война, у мальчишек

Их детство украла?

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать

Мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать

До станка...

Девушка. В труднейших условиях работали колхозники. Не хватало людей, машин, лошадей, а самое главное - питания. Всё приходилось тащить на себе...

Чтец:

Да разве об этом расскажешь -

В какие ты годы жила?

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла?...

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И всё без конца и без счёта -

Печали, труд и заботы

Пришлись на тебя на одну.

Шестая страница «О любви»

Юноша. Отечественная война — это не только кровь, страдание и смерть, но ещё и высшие взлёты человеческого духа, высшее

10

мирило мужества, благородства, верности... Образы далёких любимых помогли нашим солдатам в их нелёгких фронтовых буднях, в тяжёлых боях; придавали им сил и мужества.

Девушка. Война не уничтожила способность любить, тонко чувствовать

добро, любоваться прекрасным... Воспоминания о довоенной жизни, о днях, проведённых с любимыми, о том, ради чего они выносят неимоверные трудности войны, очень нужны были нашим воинам.

Седьмая страница «Курская битва»

Чтец:

Открывайте люки настежь -

Пусть пока в наш дом стальной ворвётся

свежий воздух:

Нам, может, в этом танке жить века,

На пьедестале

Поднимаясь к звёздам!

Юноша. Фашисты хотели взять реванш за Поражение под Сталинградом и в июле 1943 года перешли в новое наступление. Немецкая армия получила на вооружение новые танки «тигры» и «пантеры», а также самоходные орудия «Фердинанд».

Девушка. 12 июля в районе станции Прохоровка началось крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало более 1200 танков.

Чтец:

В тургеневских охотничьих местах —

Воронки, груды мёртвого металла.

Здесь за день до двадцати атак

Отчаянная рота отбивала.

11

Девушка. Сотни подбитых танков горели на поле боя. Из - за дыма и пыли не было видно солнца, из - за сильнейшего орудийного грохота солдаты теряли слух.

Юноша. Из воспоминаний участника Великой Отечественной войны Николая Минакова: «В голове шумело от сыпавшихся с неба бомб. Немцы даже сбрасывали обрезки железнодорожных рельсов, железные бочки, которые издавали невообразимые звуки. Всё было рассчитано на то, чтобы запугать наших бойцов, сбить оборону. «Мы вам сделали свой Сталинград, - писали немцы в листовках.  - Наши «тигры»,  «пантеры»,  «фердинанды» съедят вас живым».

Чтец:

С рассветом «тигры» шли на нас опять

И вспыхивали дымными столбами.

И примыкали мы, устав стрелять

К горячей фляге пыльными губами.

Девушка. В результате умело организованной обороны наших войск танковое наступление фашистов было сорвано. Курская битва завершила коренной перелом в Великой Отечественной войне.

Чтец:

И всё же удержали рубежи

В Курской битве, оправдав надежды... Окопы на полях примятой ржи Проходят там, где проходило прежде.

Восьмая страница  «ПОБЕДА»

Чтец:

Не той, что из сказок, не той, что с пелёнок,

Не той, что была по учебникам пройдена,

А той, что пылала в глазах воспалённых,

А той, что рыдала, - запомнил я Родину.

И вижу её накануне победы

12

Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,

А очи проплакавшей, идя сквозь беды,

    Всё снёсшей, всё вынесшей русскою женщиной...

Юноша. В ночь на 1 мая 1945 года Красное знамя Победы было водружено над Рейхстагом и гордо развивалось над поверженным Берлином.

Девушка. Необычайная тишина вползла в изуродованный и разрушенный город, одетый в белые флаги. Ошеломлённые и подавленные жители Берлина сперва робко, а затем всё смелее и смелее начали заполнять улицы города...

Чтец:

Ещё не внятна тишина,

Ещё в патронниках патроны.

И по привычке старшина

Бежит, пригнувшись к батальону.

Ещё косится автомат

 На окоп чёрные провалы, Ещё «цивильные» дрожат

И не выходят из подвалов.

И, тишиною потрясён

Солдат, открывший миру двери,

Не верит в день, в который он

Четыре долгих года верил.

Юноша. Несмотря на человеческую усталость, на огромное нервное напряжение, лица советских воинов светились радостью. Это была радость победителей! Солдаты выполнили свой долг, долг тяжкий и прекрасный, выше которого не ничего на Земле!

Девушка. То, чего так долго ждали, к чему непреклонно шли тяжёлой солдатской дорогой войны, совершилось!

13

Юноша. Из воспоминаний диктора Всесоюзного радио Юрия Левитана: «9 мая 1945 года мне выпало счастье прочесть АКТ о безоговорочной капитуляции Германии. После прочтения мы увидели, как во всех окнах домов вспыхнул свет, на улицах появились толпы людей... Сообщение повторялось всю ночь. И весь день. Но хотелось читать его снова и снова. Так, чтобы с каждым разом всё радостней звучала наша Победа».

Чтец:

Ты стала вновь могучей и свободной,

Страна моя!

Но живым навсегда

В сокровищнице памяти народной

Войной испепелённые года...

Юноша. Да, мы победили, мы принесли свободу и своему народу, и многим народам Европы, Мы утвердили мир на Земле.

Но какой дорогой ценой! Сколько героев не дожило до светлого праздника Победы!

Чтец:

Реет знамя над рейхстагом -

Знамя Родины моей.

С этим гордым алым стягом

Шли сквозь тысячи смертей

***

Шли к победе, победили!

Там Берлин, фашизм убит! Мы в сражениях за Россию

Всегда тверды, как гранит!

***

14

Русь моя непобедима! Нашей доблестью сильна. Здесь, на улицах Берлина,

С нами счастлива она

***

Тот, кто снова меч каленый

        На неё решит поднять,

        Будет Русью побеждённый -

Силы ей не занимать!

***

Мы на жизнь экзамен сдали. Видишь, время, наш салют?! Те, кто жив, и те, кто пали, Честь победе отдают.

III. Заключительное слово преподавателя

Война стала тяжелейшим трагическим испытанием для всех народов Советского Союза на нашу страну обрушилась хорошо подготовленная военно-экономическая машина гитлеровской Германии.

Советский народ внёс решающий вклад в разгром фашизма и тем самым спас мир от угрозы тотального порабощения.

Самоотверженным трудом, героизмом, самопожертвованием всего народа была создана экономика, ковавшая оружие победы, кормившая страну. Именно народ выдвинул плеяду прославленных маршалов, командиров, за которыми шёл в бой и побеждал врага на полях сражений.

Запись в красную Армию на добровольческих началах шла во всех районах страны.

Победа далась нам тяжёлой ценой. В развалинах лежало 1710 городов нашей страны, свыше 70 тысяч сёл и деревень были сожжены, уничтожено 31850 заводов и фабрик, множество шахт. Было разрушено 65 тысяч

15

километров железнодорожных путей, приведено в негодность 16 тысяч паровозов, 428 тысяч железнодорожных вагонов.

Огромный ущерб был нанесён сельскому хозяйству. Всего страна потерпела до 30% национального богатства. Прямые потери населения составили около 50 миллионов человек.

Сократилась доля мужского населения. Практически целые поколения мужчин было уничтожено войной. Это сказывалось на демографической ситуации в стране долгие годы война принесла безнадёжное вдовство и сиротское детство. Но, несмотря на всё это, мы смогли преодолеть все преграды, и спасли страну от фашистских захватчиков.

А всех тех, кто оставил свою жизнь на полях сражений, давайте вспомним их минутой молчания.

16


3.  Заключение

Современное общество готово к тому, что обучение должно осуществляться с воспитанием

Модель такого внеаудиторного мероприятия в форме устного журнала предусматривается в данной методической разработке, где студенты знакомятся не только с фактическим материалом о Великой Отечественной войне, изучаемых на занятиях истории, но и сочетают с произведениями художественной литературы, в которых писатели и поэты указали истинный подвиг русского человека в ходе трагических событий войны.

В методической разработке предложены интерактивные методы, которые учитывают степень подготовленности и интеллектуального развития каждого из них. Доминирующая деятельность в данной методической разработке сочетает в себе несколько признаков. Исследовательский, ролевой, творческий, прикладной. Это приводит в конечном итоге к наиболее эффективному воплощению предоставленных целей.

Проведение такого мероприятия играет большую роль в формировании вкусов и взглядов молодого поколения на события прошлого. Подбор стихотворных текстов, восполнения исторических фактов — все это оказывает значительное воздействие на воспитание чувства патриотизма. Методика проведения такого мероприятия может быть приурочена к знаменательной дате 9 мая, где возможно исследование музыкального сопровождения.

Проведение устного журнала позволяет выявить лучших, наиболее артистичных студентов, а также заинтересовать их, сплотить в коллективе, помочь полюбить историю своей страны.

17


Литература

  1. Великая Отечественная война  1941  -  1945.  Энциклопедия (Под
    редакцией М. М. Козлова - М.: Советская энциклопедия, 1988.
  2. Данилов А. А. Касулина Л. Г. История России. XX век. - М.:
    Просвещение, 1995.
  3. Суворов  Ю.   М.   Знаете  ли  вы  историю   своей  Родины?  —  М.:
    Просвещение, 1980.
  4. Старцев Б. А. История СССР. - М.: Просвещение, 1980.

18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеаудиторное мероприятие по истории устный журнал на тему: "Коррупция как социальное явление"

Данное мероприятие посвящено рассмотрению материала о коррупции как социальном явлении . Студенты на данном занятии проявили интерес к изученному материалу, так как узнали историю возникновения слова ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеаудиторного мероприятия в форме устного журнала по дисциплинам «История», «Биология с основами экологии» на тему: «Это нужно не мертвым - это нужно живым»

Методическая разработка в форме устного журнала посвящена изучению событий Великой Отечественной войны, опираясь на две дисциплины история и биология.Авторы преподаватели ГАПОУ СО"Балашовский техникум...

Внеаудиторное мероприятие «Легенда и история чая в истории государств. Душа, философия, здоровье»

Чай известен человечеству более 5000 лет (по обнаруженным упоминаниям в текстах). За это время он «оброс» множеством легенд. И если в 2000 году мне удалось найти лишь две основные легенды (по сути «ин...

Устный журнал "История книги на Руси"

В России уже стало традицией 14 марта (по новому стилю) отмечать День православной книги. Дата праздника выбрана не случайно: именно в этот день в 1564 году в нашей стране увидела свет первая печатная...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Устный журнал «Слава химикам живым, павшим – честь вдвойне»

Представленная методическая разработка устного журнала состоит из 4 страниц: 1 страница - "Грозное лето 1941 года"; 2 страница - "Медицина в годы Великой Отечественной войны"; 3 ст...

Презентация к мероприятию: Устный журнал«История моей профессии – 151901 Технология машиностроения»

Презентация к викторине по Устному журналу «История моей профессии – 151901 Технология машиностроения»...