Методическая разработка открытого урока "Белки - основа жизни"
методическая разработка на тему

Чахоян Ольга Витальевна

Методическая разработка открытого урока "Белки - основа жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_belki_-_osnova_zhizni.doc250.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Технологический колледж № 28

Левина В.Б., Чахоян О.В.

Конспект

 интегрированого открытого урока

по дисциплинам химия и биология

«Белки – основа жизни»

                         

Москва 2013

Цель: познакомить обучающихся с основными компонентами живых клеток – белками. 

Задачи:

Образовательная – расширить знания обучающихся с основными компонентами живых клеток – белками, с их строением и видами,

Развивающая – сформировать умение отличать различные виды и свойства белков. Формирование навыков адаптации к условиям постоянно изменяющейся жизни с помощью приобретенных знаний, умений и навыков.

Воспитывающая -  Воспитание нравственного отношения к жизни как наивысшей ценности. Воспитывать интерес к приобретаемой специальности

 Тип занятия. Комбинированный урок (изучение нового материала и первичное закрепление).

 Оборудование и материалы. Компьютер, проектор, презентации к уроку, видеоролики. Реактивы: спирт, ацетат свинца, раствор  NаOH, HNO3, белок яйца,  химическая посуда, спиртовка, держатели. 

План урока

  1. Организационный момент. ( 5 мин.)
  2. Актуализация знаний . (10 мин.)

Опрос по теме “Амины и аминокислоты”. Опрос по разноуровневым карточкам.

  1. Изучение новой темы. (50 минут).

1 этап: постановка задачи, объяснение цели урока.

2 этап: изучение нового материала.

3 этап: демострационная лабораторная работа.

4 этап: работа в малых группах.

5 этап: подвести студентов к выводу.

  1. Закрепление учебного материала по ходу объяснения.
  2. Обсуждение  результатов  лабораторной работы  работы.
  3. Закрепление знаний полученных на учебном занятии. Рефлексия.
  4. Подведение итогов занятия.
  5. Домашнее задание. (15 мин).  

Ход занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Приветствие студентов, создание доброжелательной обстановки, проверка готовности рабочего места студентов.

1. Приветствие преподавателя, проверка готовности рабочего места, настраивание на учебную деятельность.

2. Опрос обучающихся по разноуровневым карточкам по теме: «Амины и аминокислоты» (Приложение 1)

2. Отвечают на вопросы преподавателя по предыдущей теме: “Амины и аминокислоты”.

3. Распределяет обучающихся в малые группы.

3. Распределяются на малые группы, Выбирают консультанта в каждой группе.

4. Раздает обучающимся таблицы для заполнения «Структура белков». (Приложение 2) и объясняет правило заполнения таблицы.

4. Рассматривают таблицу. Слушают объяснения преподавателя по правилам заполнения таблицы.

5. Объясняет новый материал и демонстрирует иллюстрации и пояснения при помощи презентации на электронной доске.

 Объясняет и демонстрирует  строение и структуру молекулы белка.

 

Объясняет строение первичной структуры белка.

Объясняет строение вторичной структуры белка.

  Объясняет строение третичной структуры белка.

 Объясняет строение четвертичной структуры белка.

5. Слушают преподавателя.

Заполняют таблицу «Структура белков».

6. Предлагает обучающимся ответить на вопрос: Что является мономерами белков?

    Предлагает обучающимся вспомнить, что такое амфотерные свойства.

6. Отвечают на вопросы преподавателя.

7. Демонстрирует обучающимся лабораторную работу «Денатурация белков». Объясняет какие  изменения происходят в организме при воздействии спирта, тяжелых солей и щелочей.

Денатурация белков

а) Действие спирта на белок;
б) действие ацетата свинца на белок;
в) действие HNO3 (конц.);
г) свертывание белков при кипячении.
 Выполняется под контролем преподавателя.

Вывод формулируется и записывается самостоятельно. После выполнения работы обучающимся предлагается проверить ее результаты.

7. Двое обучающихся при помощи преподавателя выполняют лабораторную работу.

    Смотрят за проведением лабораторной работы.

    Слушают преподавателя.

8. Предлагает обучающимся заполнить таблицу (Приложение 3) и оформить лабораторную работу в тетради для лабораторных и практических работ.

8. Обучающиеся оформляют лабораторную работу в тетради для лабораторных и практических работ.

Заполняют таблицу (Приложение 3)

9. Предлагает обучающимся сделать вывод о проделанной лабораторной работе.

а) Что явилось причиной денатурации?
б) Что произошло в результате денатурации?
в) Почему опасно отравление тяжелыми металлами?

Выборочно из каждой малой группы спрашивает по одному обучающемуся.

9. Делают вывод и записывают его в тетрадь для лабораторных и практических работ. Отвечают на вопросы преподавателя.

10. Раздает обучающимся таблицы для заполнения «Виды белков и их свойства». (Приложение 4) и объясняет правило заполнения таблицы.

10. Рассматривают таблицу. Слушают объяснения преподавателя по правилам заполнения таблицы.

11. Рассказывает о значении белков в организме человека  и демонстрирует иллюстрации и пояснения при помощи презентации на электронной доске.

Объясняет значении белков как ферментов.

Объясняет функции белков в организме.

Объясняет почему возникает альбинизм.

11. Слушают преподавателя.

Заполняют таблицу «Виды белков и их свойства».

12. Демонстрирует видеоролик «Синтез белка в организме».

12. Смотрят видеоролик.

13. Предлагает прослушать сообщение обучающегося на тему: «Значение белков в моей будущей профессии «Технолог мясного производства».

13. Обучающийся выступает с заранее подготовленным сообщением при помощи электронной презентации.

 Обучающиеся слушают сообщение.

14. Предлагает обучающимся вспомнить основные понятия изученной темы и поработать с текстом «Лови ошибку» (Приложение 5).

Объясняет правила работы с текстом «Лови ошибку».

   

14. Слушают преподавателя.

     Работают с текстом в малых группах.

15. Предлагает консультантам каждой малой группы проверить выборочно  текст «Лови ошибку».

15. Консультанты проверяют правильность работы с текстом «Лови Ошибку»

16. Предлагает проанализировать текст, заполненные таблицы и сделать вывод о значении белков в жизни человека.

16. Анализируют текст и заполненные таблицы в малых группах.

   Отвечают на вопросы преподавателя.

 

17. Предлагает обучающимся по желанию оценить занятие.

16. Оценивают занятие, высказывают свое мнение о проведенном занятии.

18. Домашнее задание:

1. Зарисовать четыре структуры белка.

2. Почему жители крупных мегаполисов имеют проблему с кожей -дерматиты, полиносы?

3.  Почему нельзя сушить кожаную обувь, прислонив ее непосредственно к батарее?

17. Записывают домашнее задание в тетрадь и слушают пояснения преподавателя.

19 . Оценка преподавателем работы обучающихся на учебном занятии с обоснованием выставленных баллов.

Выставляет оценки в журнал.

18. Задают вопросы.

Источники информации

http://edu.glavsprav.ru

http://www.uchmet.ru/

http://biochemistry.ru

http://ru.wikipedia.org/

http://www.rusbiotech.ru/

Приложение 1

Тема «Амины и аминокислоты»

Карточка 1

I группа

Продолжи определения:

а. Амины – это производные ……….

б. В зависимости от  характера углеводородных радикалов амины делятся на………….

в. Простейшие амины  - газы, хорошо растворимые в ………

г. Незаменимые аминокислоты поступают в организм человека………

II группа

а. Приведи пример алифатического амина.

б. Приведи пример третичного амина.

в. Напиши уравнение реакции взаимодействия амина с водой.

г. Какие химические элементы образуют аминокислоты?

III группа

а. Напишите уравнение реакции взаимодействия аминокислоты со щелочью

б. Как получить α – аминопропионовую кислоту?

в. Какие функциональные группы входят в состав аминокислот?

Приложение 1 (продолжение)

Тема «Амины и аминокислоты»

Карточка 2

I группа

Продолжи определения:

а. Аминокислоты – бесцветные …………

б. В зависимости от  характера углеводородных радикалов амины делятся на………….

в. Аминокислотами называют производные ………………

г. Аминокислоты, синтезирующиеся в организме человека называют………

II группа

а. Напиши формулу α-аминопропионовой кислоты.

Б. Приведи пример третичного амина.

В. Напиши уравнение реакции взаимодействия амина с водой.

г. Что является мономером у белков?

III группа

а. Напишите уравнение реакции взаимодействия аминокислоты с кислотой.

б. Напиши уравнение реакции Зинина.

в.  Какая связь образуется в результате взаимодействия функциональных групп двух аминокислот?

Приложение 1 (продолжение)

Тема «Амины и аминокислоты»

Карточка 3

I группа

Продолжи определения:

а. В промышленности амины и их соединения широко используют для производства ……………………….

б. В зависимости от  характера углеводородных радикалов амины делятся на………….

в. Аминокислоты – бесцветные …………

г. Растительные продукты, содержащие незаменимые аминокислоты……..

II группа

а. Приведи пример алифатического амина.

б. Приведи пример третичного амина.

в. Напиши уравнение реакции взаимодействия амина с водой.

г. Сколько типов аминокислот насчитывается?

III группа

а. Напишите уравнение реакции взаимодействия аминокислоты со щелочью

б. Как получить α – аминопропионовую кислоту?

в. Аминокислоты – относятся к гидрофильным веществам?

III группа

а. Напишите уравнение реакции взаимодействия аминокислоты с кислотой

б. Напиши уравнение реакции Зинина

Приложение1 (продолжение)

Тема «Амины и аминокислоты»

Карточка 4

I группа

Продолжи определения:

а. В зависимости от  характера углеводородных радикалов амины делятся на………….

б. Амины – это производные ……….

в. Аминокислоты – бесцветные …………

г. Животные продукты, содержащие незаменимые аминокислоты……..

II группа

а. Приведи пример алифатического амина.

б. Приведи пример третичного амина.

в. Напиши уравнение реакции взаимодействия амина с водой.

г. Аминокислоты – относятся к гидрофобным веществам?

Приложение 2

ФИО обучающегося_________________________________

Структура белка

Пространственная конфигурация

Приложение 3

Пример оформления лабораторной работы по теме «Денатурация белков»

Денатурация белков

Оборудование: пробирки, штативы, стеклянные палочки, электрическая плитка.

Реактивы: белок яйца, волос человека, этанол, ацетат свинца, HNO3 конц.

Действие спирта на белок

Действие ацетата свинца на белок

Действие кислоты на белок

Действие температуры на белок

Вывод:

Приложение 4

Функции белков и их свойства

Название белка

Выполняемая функция

Пример нахождения в природе

Приложение 5

Текст «Лови ошибку»

   Белки – сложные неорганические полимеры, мономерами которых являются амины, которые проявляют кислотные свойства. Молекулы белков имеют большие размеры, поэтому их называют микромолекулы.

   Вторичная структура белков – это чередование аминокислотных остатков в линейной структуре. Денатурация – процесс изменения цвета белковой молекулы. Белок куриного яйца кератин. При варке яиц белок  не меняет свою первичную структуру.

Ферменты замедляют биохимические реакции, происходящие в живой клетке. Фермент пепсин участвует в газообмене и переносит кислород и углекислый газ.

Самая прочная из структур белка - это четвертичная структура, так как она образована водородной связью. Гормон инсулин входит в состав желудочного сока и помогает расщеплять белки.

Эритроциты содержат белок инсулин, который придаёт им белую окраску.

В иммунитете человека принимают участие транспортные белки, благодаря которым вырабатывается гормон адреналин. Кератин крайне необходим для расщепления белков.

Приложение 5 (продолжение)

Правильный текст «Лови ошибку»

      Белки – сложные органические полимеры, мономерами которых являются аминокислоты, которые проявляют амфотерные свойства. Молекулы белков имеют большие размеры, поэтому их называют макромолекулы.

   Первичная структура белков – это чередование аминокислот в линейной структуре. Денатурация - процесс утраты белковой молекулой своей структурной организации. Белок куриного яйца альбумин. При варке яиц белок  меняет свою первичную структуру.

Ферменты ускоряют биохимические реакции, происходящие в живой клетке.

Фермент пепсин входит в состав желудочного сока и участвует в расщеплении белков.

Самая прочная из структур белка - это первичная структура, так как она образована прочной ковалентной связью. Гормон инсулин выделяется поджелудочной железой и помогает усваивать углеводы.

Эритроциты содержат белок гемоглобин, который придаёт им красную окраску.

В иммунитете человека принимают участие защитные белки, благодаря которым вырабатываются антитела. Кератин входит в состав волос, рогов, копыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия "Спорт в жизни людей"

Основная идея занятия: пропаганда и формирование у обучающихся навыков и привычек здорового образа жизни посредством иностранного языка (введение основ ЗОЖ в тематику учебного процесса).Урок направлен...

Методическая разработка открытого классного часа в группе 4 « М» на тему: «Завтра начинается сегодня или на пороге взрослой жизни».

Цель: создание условий для формирования у  выпускников осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения....

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Английский язык» тема: «Повседневная жизнь, свободное время, хобби»

открыый урок по теме: "Повседневная жизнь, свободное время, хобби "Тип занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материалаВид занятия: урок практического обученияТема: «Повседн...

Учебно-методическая разработка Открытой олимпиады "Основы правовых знаний"

В данной методической работе описаны технологические аспекты подготовки и проведения Открытой Олимпиады «Основы правовых знаний». В приложениях помещены тестовые задания, оценочные листы, ...