Конспект занятия по актерскому мастерству "Атмосфера и ощущение в пространстве"
методическая разработка на тему

МЕДИКОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА

Атмосфера -  это не только душа и сердце театрального произведения, но благоприятное условие для формирования творчесткого компонента воспитанника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл atmosfera_i_oshchushchenie_prostranstva.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

Атмосфера и ощущение пространства

Атмосфера -  это душа и сердце театрального произведения

М. Чехов

Цель: научиться создавать атмосферу и ощущать себя в пространстве этой атмосферы

Ожидаемый результат:   научиться создавать атмосферу  «внутри себя» и существовать в атмосфере «вокруг себя»

  1. Организационный момент.

Игра-приветствие.        «Давно хотел сказать тебе»

Участники говорят по очереди соседу справа по 2 фразы, начинающиеся со слов:

- Ты похож на меня тем, что...
- Я отличаюсь от тебя тем, что... 
Вывод (предложить сделать участникам): все мы, в сущности, похожи, и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия. 

2. Ознакомление с темой занятия. Теория.

Наверняка, вы не один раз в жизни слышали или сами говорили следующую фразу: «У меня такое ощущение, что атмосфера здесь (напряженная, доброжелательная…). Ответьте, как вы понимали, что атмосфера в тот или иной момент именно такая, а иная? (ответы участников). Или апример, каждый год мы слышим фразу «уже ощущается атмосфера  Нового года». Как она ощущается? (ответы участников). А можно ли погрузиться в атмосферу праздника? Как? (ответы участников). С помощью каких собственных ресурсов вы  смогли  рассказать о том, как вы погружаетесь в атмосферу праздника? (ответы участников) Правильно, в данном случае, вы прибегли к категориям творческого компонента: памяти, к объектам внимания вызванных в памяти (они могут находиться как вне, так и внутри нас), в некотором роде к воображению или фантазии (потому, что не все смогли, например, вспомнить Новый год, когда вам было 3 года, а вот вообразить каким он мог быть, получилось у каждого).

Вывод: Так и для нашего творческого опыта, атмосфера это не та газовая оболочка небесного тела, удерживаемая около него гравитацией. Для нас атмосфера – это неуловимое, изменчивое состояние, о котором  М. А. Чехов (русский и американский драматический актёр, театральный педагог, режиссёр, племянник писателя Антона Чехова) в своей книге «О технике актера» говорил: «за атмосферой главенствующее положение в сценической иерархии элементов» -  считая ее душой и сердцем театрального произведения. 

3. Практика. Тренинги и упражнения. Из выше сказанного, понятно, что ощутить себя в пространстве очень сложно без:

  • события (праздник, экзамен, рождение ребенка…)
  • совершаемых действий (для чего) во время этого события

Вот эти действия и будут для нас отправной точкой в неподражаемое путешествие  «Атмосфера и ощущение пространства».

Мы уже дали определение атмосфере как некой среде, в которой развиваются события. Теперь попробуем это ощутить. 

Упражнения пространства «Списки поступивших» ( на столкновение атмосфер и ощущения)

 Представьте, что  вы ждете результаты  экзамена - атмосфера общая, все нервничают, волнуются, пытаются поддержать друг друга. Выходит педагог и зачитывает списки. Атмосфера разделяется на две группы поступивших и не поступивших.

Роль педагога можно поручить одному из участников упражнения, в целях приобретения первичного опыта импровизации актера.

Обсуждение:

  1. Как вы думаете,  получилось ли создать общую атмосферу долгожданного ожидания?
  2. Получилось ли  создать логическую картинку «долгожданного ожидания» понятную зрителю?  
  3. Получилось ли  ориентироваться  в сценическом пространстве и  заполнять собой сценическое пространство,  и важно ли это?
  4. Получилось ли чувствовать партнера и себя относительно партнера?

Тренинг «Ощущение себя в пространстве»

Задание. Предлагаю по очереди пройти на сценическое пространство и отдохнуть. Зачастую 1-й опыт ощущения сценического пространства будет вызывать у участников тренинга чувства дискомфорта, неловкости, не знания «что делать, ведь я же на сцене?». Участники по очереди высказывают мнение о том состоянии, которое испытывали на сцене. Потом на сцену поднимается педагог и демонстрирует участникам «действительный отдых», т. е. наглядно показывает, как работает волшебное «для чего я это делаю?». В данном случае, короткий показ педагога важен для анализа и сравнения «почему не получилось у меня?». А не получилось только потому, что не знал «что делать?», а нужно было просто отдохнуть, как и просил педагог. Но не получилось и потому, что вы не знали, как ответить на вопрос «для чего я буду отдыхать?». А педагог знал (чтобы отдохнуть от участников тренинга и проведенной репетиции).  

 Вывод. Сегодня вы убедились, что в  одиночных упражнения  и парных этюдах (упражнение для развития актёрской техники, основанное на импровизации) умение действовать, заполнять пространство и ощущать пространство, создавать атмосферу  «внутри меня» и существовать в атмосфере «вокруг меня» ощущается по-разному.

4. Арт-минутка.

Этюды на проявление творческой индивидуальности, ощущения пространства, сценического действия и самочувствия. Участники работают в парах.

  • Этюд «Молодой специалист»
  • Этюд «Урок рисования»

5. Рефлексия. Предложить описать свое состояние и где бы в таком состоянии вы хотели оказаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развивающей грамоте и обучению чтения по программе "АБВГДейка". Создание пространства Любви. Выставка − беседа «Книжный мир».

Данная тема занятия выбрана мною не случайно. Первое занятие, урок в школе,  я всегда начинала с создания пространства ЛЮБВИ. Оно, это прстранство, всегда помогало мне, охраняло мир в классе, а в...

Конспект занятия "Этикет телефонного звонка". Конспект игрового занятия " Прогулка по саду"

Представлен конспект занятия по этикету,которое учит воспитанников культурно общаться по телефону....

Практическое занятие 5. Взаимное расположение плоскостей. Расстояния в пространстве

Практическое занятие 5. Взаимное расположение плоскостей. Расстояния в пространстве...

Конспект занятия по рисованию " Храбрый Петушок" План -конспект в старшей группе.Нетрадиционное рисование ладошками и пальцами рук.

Конспект занятия по рисованию " Храбрый Петушок" План -конспект в старшей группе.Нетрадиционное рисование ладошками и пальцами рук.Тема: «Храбрый Петушок» (рисование ладошкой)Про...

Презентация к занятию "Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве"

Математика, СПОТема 3 "Прямые и плоскости в пространстве"...

Учебно-методический комплект практических занятий по теме «Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов как необходимый фактор профессионального роста»

Учебно-методический комплект к практическим занятиям по теме «Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов...