Практикум «Педагогические кадры и их проблемы»
тест на тему

Гудакова Юлия Николаевна

Данная работа представляет собой практикум по выяснению степени сформированности психологической защиты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_pedagogicheskie_kadry_i_ikh_problemy.docx79.54 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ДОД «Детско-юношеский центр»

Практикум

«Педагогические кадры и их проблемы»

Тест «Эмоциональное выгорание» (№1)

Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом, в какой- либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме «эмоционального выгорания». Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

  1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
  2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
  3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
  4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
  5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.
  6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
  7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
  8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
  9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам  того, что требует профессиональный долг.
  10. Моя работа притупляет эмоции.
  11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
  12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
  13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
  14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
  15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
  16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
  17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
  18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
  1. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
  2. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
  3. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
  4. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
  5. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей
  6. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
  7. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
  8. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
  9. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной
  10. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п.
  11. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
  12. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
  13. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
  14. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на  результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
  15. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
  16. Я очень переживаю за свою работу.
  17. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
  18. При мысли о работе мне обычно становится не по себе начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
  19. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
  20. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
  21. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
  22. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
  23. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
  1. Я разделяю деловых партнеров (субъектов  деятельности) на «хороших» и «плохих».
  2. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
  3. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
  4. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
  5. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
  6. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
  7. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
  8. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
  9. Успехи в работе вдохновляют меня.
  10. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
  11. Я потерял покой из-за работы.
  12. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).
  13. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
  14. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции
  15. Я часто работаю через силу.
  16. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
  17. В работе с людьми руководствуюсь принципом, не трать  нервы, береги здоровье.
  18. Иногда иду на работу с тяжелым чувством - как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
  19. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
  20. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
  1. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
  2. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив
  3. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
  4. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
  5. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
  6. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил  заниматься домашними делами.
  1. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
  1. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
  2. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
  3. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
  4. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
  5. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
  6. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
  7. Моя карьера сложилась удачно.
  8. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
  9. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
  1. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
  2. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
  3. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
  4. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе
  5. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я тратил интерес, живое чувство.
  6. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
  7. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка данных. В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

  • определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12
    симптомов «выгорания»;
  • подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой
    из 3-х фаз формирования «выгорания»;
  • находится итоговый показатель синдрома «эмоционального
    выгорания» - сумма показателей всех 12 симптомов.

«НАПРЯЖЕНИЕ». Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5) 2. Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3), 3. «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5) 4. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

«РЕЗИСТЕНЦИЯ» (от лат Кеш1епиа - сопротивление, противодействие). 1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5) 2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10). -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5) 3. Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), Л31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5) 4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

«ИСТОЩЕНИЕ». 1. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2) 2. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10) 3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10) Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

Интерпретация результатов.

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов - не сложившийся симптом, 10-15 баллов - складывающийся симптом, 16 и более - сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания». Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные -реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов - фаза не сформировалась; 37-60 баллов - фаза в стадии формирования; 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

Объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности; в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Опросник выявления «эмоционального выгорания» (№ 2)

Авторами данной методики являются американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек-человек». Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой.

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные в опроснике. Для этого отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний:

. '

«никогда»; «очень редко»; «иногда»; «часто»; «очень часто»; «каждый день».

Опросник

  1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
  2. После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон».
  3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
  4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и стараюсь учитывать это в интересах дела.
  5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами без теплоты и расположения к ним.
  6. После работы мне на некоторое время хочется уединиться.
  7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.
  8. Я чувствую угнетенность и апатию.
  9. Я уверена, что моя работа нужна людям.
  10. В последнее время я стала более черствой по отношению к тем, с кем я работаю.
  11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
  12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
  13. Моя работа все больше меня разочаровывает.
  14. Мне кажется, что я слишком много работаю.
  15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегам.
  16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
  17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
  18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
  19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
  20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.
  21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
  22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка результатов и интерпретация

Опросник имеет 3 шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений), «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются:

«никогда» - 0 баллов;

«очень редко» - 1 балл;

«иногда» - 3 балла;

«часто» - 4 балла;

«очень часто» - 5 баллов;

«каждый день» - 6 баллов.

«Эмоциональное истощение» - ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8,13,14,16, 20 (максимальная сумма баллов - 54).

«Деперсонализация» - ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов - 30).

«Редукция личных достижений» - ответы да по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18,19,21 (максимальная сумма баллов - 48).

Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания». Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание». Для определения уровня выраженности используются среднестатистические нормы.

Среднестатистические нормы для шкал «профессионального выгорания»

Шкалы «профессионального выгорания»

Баллы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Эмоциональное истощение

0-15

16-24

25 и больше

Цинизм

0-5

6-10

1 1 и больше больше

Редукция личных достижений

37 и больше

36-31

30 и меньше

Цинизм (др. - греч.) - откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям, отрицательное отношение к общепринятым нормам нравственности. Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей.

Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая «эмоционального выгорания» и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.

Редукция личностных достижений может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям, либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

Рассматривая личностные факторы выгорания, идентифицируют типы личностей, наиболее склонных к «профессиональному выгоранию»:

  • гиперответственный тип, полностью посвятивший себя работе, который имеет тенденцию брать слишком много на себя; «он зажат с трех сторон», находясь во власти своих потребностей, потребностей руководства и потребностей других субъектов образовательного процесса;
  • однонаправленный тип, чрезмерно преданный работе и чья жизнь вне работы не рассматривается; он использует профессиональную деятельность как «заменитель» социальной жизни - не остается времени на себя, что ведет к потере собственного «Я».
  • авторитарный тип, полагающийся на свои полномочия, чтобы управлять другими, и ожидающий повиновения со стороны зависимых от него людей во что бы то ни стало, несмотря на огромные эмоциональные затраты;
  • тип «самоуверенный администратор», оценивающий себя как незаменимого работника;
  • тип «трудоголик» - профессионал, имеющий тенденцию к отождествлению себя с теми, с кем он работает и для кого работает; трудоголик  рискует потерять самого себя в этой жизни.

Литература:

  1. Влияние повышения квалификации на качество образования/ сост. Черноусова Ф.П.- М.: УЦ «Перспектива»,2012-232с.
  2. Кадровый менеджмент: работа с кадрами в учреждениях дополнительного образования детей в свете нового законодательства/ Сост. Фомина А.Б.- М.: УЦ «Перспектива»,2014.-164с
  3. Е.И. Фадеева  Как управлять в новых условиях? Социально-психологические основания управления образовательными учреждениями/ комплексами. Методическое пособие.- М.:УЦ «Перспектива», 2014.- 174с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Повышение качества подготовки педагогических кадров СПО

Статья преподавателя колледжа "Повышение качества подготовки педагогических кадров среднего профессионального образования в условиях Ресурсного центра"...

Аттестация педагогических кадров в свете современных требований на соответствие занимаемой должности

В данном документе хочу познакомить с процедурой аттестации педагогических кадров в свете современных требований на соответствие занимаемой должности, которая разработана и проводится в нашем колледже...

СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ТЕХНИКУМЕ

Основной целью повышения квалификации педагогических работников образовательного учреждения является развитие профессионального мастерства, культуры, освоение новых профессиональных компетентностей, о...

Презентация "Развитие профессионализма педагогических кадров в контексте задач компетентностного обновления образования"

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации"Статья 47 Пункт 5.2)Статья 48 Пункт 1.1) 7) 8) Статья 49 Пункт 1., Пункт 2., Пункт 3...

Презентация "Развитие профессионализма педагогических кадров в контексте задач компетентностного обновления образования"

Развитие профессионализма педагогических кадров в контексте задач компетентностного обновления образования...

Дискуссионная площадка "Системное профессиональное развитие педагогических кадров в условиях модернизации СПО"

Деловая программа IV Регионального чемпионтата "Молодые профессионалы" (Worldskills Russia) Курской области в ГОУ ВПО "Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко", ди...

Статья "Активизация воспитательной инициативы педагогических кадров района через оказание помощи в обновлении инструментария и технологий"

Воспитание, в современной концепции, рассматривается как создание условий для развития внутреннего потенциала ребёнка. Классный руководитель занимает главное место среди субъектов воспитательного проц...