Методическая разработка занятия школя педмастерства "Повышение уровня мотивации на уроке"
методическая разработка на тему

Черемисина Наталья Александровна

Данная методическая разработка рекомендована педагогу-психологу образовательного учреждения для проведения занятия с педагогическим коллективом, может быть использована руководителями и заместителями руководителей образовательных учреждений для организации профилактической работы, а также преподавателями с целью самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedmasterstvo._motivatsiya_oktyabr.rar708.42 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

 «Рязанский колледж культуры»

Материалы к занятию школы педагогического мастерства

«Формы и методы мотивации студентов к обучению»

Подготовила: преподаватель специальных дисциплин Черемисина Н.А.

Шацк, 2014

Раздел 1. Способы повышения мотивации к обучению

Мотивация личным примером. Интерес студента к изучаемой дисциплине обусловлен не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и личными качествами преподавателя. Педагог, который не опаздывает, доброжелательно относится, серьезно и ответственно выполняет свою работу, вовремя проверяет самостоятельные и практические студентов ценится.

Сдерживание своих обещаний. Нельзя обманывать студентов. Если обещали показать фильм или сделать интересный тест, провести игру или съездить на экскурсию, необходимо реализовать намеченные цели.

Формирование положительного отношения к профессии. Ведущей деятельностью периода юности является выбор своего места в жизни и профессионального предназначения, поэтому необходимо подбадривать и одобрять выбор студентов, акцентировать внимание на важных профессиональных компетенциях и специфических вопросах.

Доброжелательный, спокойный тон, создание положительного микроклимата в группе. Положительный, приветливый настрой, ровный доброжелательный тон – залог эффективного труда. Интонации должно быть достаточно, чтобы выделить важное, сделать акцент, заставить задуматься.

Предоставление максимальной свободы студентам. Конечно, тут свобода понимается в специфическом смысле. Дайте группе возможность выбрать метод текущего оценивания знаний, форму выполнения индивидуальной самостоятельной работы, тему доклада или вариант задания. Каждый человек желает чувствовать свою сопричастность к какому-то процессу, осознавать, что его точку зрения принимают во внимание – это повышает мотивацию.

Отмечать успехи студентов и хвалить публично, демонстрировать достижения студентов. Похвала, особенно публичная, с описанием достоинств и отличительных особенностей выполненной работы прибавляет студенту уверенности в себе, повышает его внутреннюю мотивацию и желание снова достигать аналогичного результата, со временем его повышая.

Заинтересованность личным опытом студентов в профессиональной деятельности и их мнением по каким-либо вопросам. Интерес преподавателя к студентам может быть взаимным. Обсуждение каких-либо вопросов, совместное решение возникающих проблем, организация дискуссий и рассмотрение ситуационных задач – важные методы не только организации учебного процесса, но и налаживания качественных коммуникаций между преподавателем и студентом.

Наличие связки  студент-преподаватель. Студенту очень важно, что бы педагог был его наставником, что бы к нему можно было обратиться за помощью (имеется ввиду, конечно, учебные вопросы) пусть даже по самому глупому вопросу.

Уважение к студентам. Какой бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочет к себе соответствующего отношения

Заинтересованность к предмету. Нет никакого более действенного способа повысить мотивацию студентов, чем заинтересовать их своим предметом.

Четко выработанная система организации учебного процесса является залогом успешной мотивации. Студенты «привыкшие» к преподавателю, к его требованиям будут тратить меньше времени на организационные моменты и осмысление происходящего на уроке.

Сообщение целей урока. Информирование в начале занятия о том, чему студенты научатся, внимательно слушая и выполняя задания, направленно на формирование внутренних стимулов мотивации. Можно даже построить процесс сообщения целей методом «от противного», т.е. «отвлекаясь и невнимательно слушая сегодня, Вы никогда не узнаете, что…». Данный способ привлекает внимание даже самых непоседливых студентов.

Акцент на непосредственную сферу применения полученных знаний. Должна прослеживаться «связь теории с жизнью», которая повышает интерес и внимание студентов.

Не читать лекцию с учебника и не сидеть все время за столом. Опять же психологи доказали, что человек с большей успешностью воспринимает разговорную речь, живой рассказ, беседу. Преподаватель, уткнувшийся в книгу, не только не может следить за реакцией аудитории на свои слова, но и производит впечатление несобранного, незнающего, растерянного человека. Находящийся постоянно за собственным столом, преподаватель, отгораживается этим столом от студентов. Создается и визуальный барьер и психологический. При ответе у доски докладчика можно присесть на свободное место за парту, став частью слушающей аудитории.

Применение различных форм организации деятельности студентов, чередование различных форм деятельности. С момента понижения внимания, сменить вид деятельности: предложить задание для самостоятельной работы, попросить студентов высказать свою точку зрения, переключить внимание на иллюстративный материал.

Дифференцированная система заданий позволяет каждому студенту соизмерить собственный уровень овладения материалом со сложностью предлагаемых заданий. Так, возможен выбор карточек с заданиями, за выполнение которых предполагается получение оценки «3», «4» или «5». Преподаватель видит, как студенты оценивают собственную подготовку.

Постановка студентов в субъектов учебно-воспитательного процесса. При данной форме организации каждый студент выполняет определенную роль в процессе обучения. Это способствует становлению мотивации этой деятельности, которая приобретает для студентов признаваемую ценность.

Посильные учебные задачи. Слишком простые или слишком сложные задания вызывают понижение мотивации и интереса к освоению новых компетенций. Сложность заданий должна быть примерно равна уровню знаний аудитории или немножечко выше, чтобы дать возможность студентам возможность анализировать и искать информацию самостоятельно.

Четкое и однозначное объяснение домашнего задания. Предельно ясная формулировка задания и объяснение его практической значимости повышают мотивацию к его выполнению.

Нарушающие дисциплину готовят доклады. Неуемное желание студентов поговорить во время занятий тоже можно «поощрить», направив их энергию в позитивное русло. Такие студенты записывают себе темы докладов по текущей или будущей теме, получая уникальную возможность рассказать о чем-либо всей аудитории.

Использование учебных фильмов в процессе обучения, обучение сказками, беседами, составление таблиц, схем, графиков. Учителю необходимо комбинировать как аудиальные, так и визуальные средства обучения.

Посещение выставок и музеев. Конечно, различные формы проведения занятий, дифференцированный подход оценки знаний и прочие методы повышения интереса к образовательному процессу эффективны. Но все же группа с удовольствием куда-нибудь поедет.

Организация олимпиад, конкурсов, викторин, деловых игр. Применить полученные компетенции на практике и получить одобрение не только преподавателя, но еще и независимого жюри, получить знаки внимания и отличия, заявить о себе и выделиться – факторы, обеспечивающие нашу потребность в самореализации, самоактуализации, самосовершенствовании.

Регулярная и непрерывная система контроля со стороны преподавателя. Чрезвычайно важен систематический контроль знаний учащихся. Система СПО подразумевает проведение большинства занятий в форме комбинированных. Задача преподавателя проводить регулярную проверку уровня усвоения знаний студентов для поддержания мотивации.

Доводить до сведения студентов критерии оценки их деятельности. Ответы у доски, письменные работы, тестирование, практические, лабораторные и контрольные работы, домашнее задание– все формы деятельности студентов подвергают оценке. Важным моментом является объяснения студентам критериев оценки их работ. Это позволит добиться справедливости в системе поощрения и наказания.

Публичность успешности каждого студента. В курсе своей дисциплины преподаватель может вести учет, выполненных проверочных работ, без которых студент не допускается до сдачи итогового экзамена (зачёта, контрольной работы). На стенде в кабинете размещена таблица, в ней фамилии студентов и количество работ (с оценками), которые они выполнили. Доступность результатов каждого для всеобщего обозрения мотивирует студентов.

Обязательная защита практических работ для тех студентов, которые не были на занятии. Для студентов, не присутствующих в момент написания практической работы введена дополнительная «сложность»: работу надо не только написать, но и защитить (индивидуальная беседа по теме с преподавателем).

«Метод закрытой доски». Возможен ответ студента у доски таким образом, чтобы аудитория не видела результаты труда отвечающего. Словарный диктант на знание понятийного аппарата дисциплины или какое-либо другое задание, аудитория делает работу в тетрадях, а потом сверяет с вариантом на доске, производит оценивание и разбор ошибок.

Разбирать ошибки тестов, самостоятельных, практических и контрольных работ. Хорошая привычка преподавателя – подробно останавливаться на распространенных ошибках студентов, обсуждать недочеты и совместными усилиями находить верные решения.
        Привлечение студентов к созданию учебных пособий, к организации учебной деятельности. Хорошо и отлично успевающим студентам можно выдавать индивидуальные задания, связанные с отбором и анализом информации по какому-либо вопросу. Студенты с удовольствием разбираются в новых понятиях, составляют таблицы и даже презентации на выбранные темы. Осознание своей важности и полезности в организации учебного процесса повышает мотивацию.

Организация проверки студентами работ своих одногруппников. После написания самостоятельной работы можно предложить аудитории обменяться работами и самим проверить, поставить оценку. Доверие повышает мотивацию.

Предоставление студентам возможности оценивать ответы одногруппников. Выступления у доски можно предложить оценить аудитории. В этом случае все будут внимательно слушать ответ, чтоб вынести свой вердикт.

Использование 10-бальной системы оценивания студентов. Такую систему разумнее применять в группах с небольшим количеством студентов. Главное правило – систематичность и предельная внимательность преподавателя. Смысл 10-бальной системы заключается в том, что студент, присутствующий на занятии, за занятие может получить максимальное количество баллов – 10. Баллы складываются так:

Посещение занятия. Максимально возможные 3 балла студент получает, если не опаздывает. Посещение занятия с опозданием оценивается в 1 балл;

• Ведение конспекта – 2 балла. Отсутствие конспекта – 0 баллов, неполные записи – 1 балл;

• Работа на уроке – максимально возможные – 5 баллов. Отсутствие активности – 0 баллов, дополнения других ответов – 2 балла, 3,4 - в зависимости от качества ответов, полный ответ на какой-либо вопрос или выступление с докладом – 5 баллов.

Информирование студентов о результатах их деятельности. Необходимо проводить самую элементарную статистику уровня обученности, успешности студентов после написания ими каких-либо контрольных работ. Аудитория всегда желает знать о результатах своей работы.

Использование современных методов обучения (проектный, проблемный, исследовательский, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и другие). Разнообразие современных форм и методов организации учебной деятельности повышает мотивацию студентов.

Раздел 2. Современные педагогические методы и приемы повышения мотивации студентов к процессу обучения

                                              1. Кластер

Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).

Цель: подготовить учащихся к восприятию новой информации.

Пошаговое описание метода:

  1. В центре классной доски или большого листа бумаги записываем ключевое слово (предложение)
  2. Далее предлагаем учащимся высказывать слова или словосочетания, которые, на их взгляд, связаны с данной темой.
  3. По мере поступление идей записываем их на доске (листе бумаги).
  4. Затем устанавливаем совместно подходящие связи между понятиями и идеями.

Советы преподавателю:

  1. Записывайте все идеи учащихся
  2. Не судите о качестве идей (не комментируйте)
  3. Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо
  4. Не переставайте писать, пока  не  закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы.
  5. Постарайтесь  построить как  можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.
  6. Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.

Целесообразно после группового составления кластера предложить учащимся индивидуальное составление с последующей работой в парах (тройках, малых группах).

2. Синквейн

Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.

Цель: добиться более глубокого осмысления темы.

Пошаговое описание метода:

  1. Знакомим учащихся с правилами составления синквейна.
  2. Предлагаем составить, следуя этим правилам, синквейн на определенную тему.
  3. Убедившись, что все составили, предлагаем добровольно зачитать несколько синквейнов.

Правила составления синквейна:

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
  5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Советы преподавателю:

  1. В начале предложите учащимся составить синквейн на тему, хорошо им знакомую (напр. «Семья», «Школа», «Дружба» и т.д.)
  2. На первых порах предусмотрите при составлении синквейна работу в парах, в малых группах и только затем- индивидуально.

Поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы.

3. Знаю / Хочу узнать / Узнал (З/Х/У)

З/Х/У – один из видов графических организаторов, позволяющий провести исследовательскую работу по какой-либо теме.

Таблица З/Х/У

Что мы знаем по данной теме?

Что хотели бы узнать? 

Что мы узнали?

Цель:  подготовка к восприятию и осмыслению новой информации. 

Пошаговое описание метода:

  1. Вывешиваем подготовленную на ватмане таблицу З/Х/У.
  2. Проводим мозговой штурм по избранной теме.
  3. Используя метод блиц-опроса, заполняем графу «Что мы знаем по данной теме».
  4. Таким же путем заполняем графу «Что хотели бы узнать».
  5. Предлагаем раздаточный материал, содержащий основные положения по избранной теме (т.е. ответы на поставленные вопросы)
  6. После ознакомления с предложенной информацией (10-12 мин) возвращаемся к графе («Что хотели бы узнать»), определяем, на какие вопросы найдены ответы и записываем  в графу «Узнали».
  7. В эту же графу заносим новую информацию, не предусмотренную учащимися в колонке «Что хотели бы узнать».
  8. Далее выясняем,  насколько верными оказались знания учащихся в графе  «Что мы знаем».

4. Аргументированное эссе

Аргументированное эссе – один из видов исследовательской работы, позволяющий рассмотреть определенную проблему с разных точек зрения.

Цель:    выработка умений и навыков четкого и обоснованного изложения  своей позиции.

Советы преподавателю:

1.Прежде чем предложить учащимся написать аргументированное эссе, следует ознакомить их с основными положениями четырех ее частей: введения, презентации тезиса, ожидания возражения и вывода.

2. В предваряющей подготовительной части необходимо определить: какие сведения включить, на кого ссылаться, как интерпретировать факты, какую методологию избрать.

3. Во введении использовать два момента:

- Вводное утверждение (знакомство с темой, ее предыстория, цель исследования) с использованием известных приемов (необычное высказывание, интересная цитата, удивительные статистические данные и т.п.)

- Тезисное утверждение, являющееся, в сущности, тем положением, которое предстоит аргументировать. (при этом указать, какие стороны и в каком объеме необходимы доводы).

4. Презентация тезиса – основная часть эссе, в котором излагаются доводы в пользу  избранной позиции. Наиболее распространенный способ – утверждения (заявление) и далее факты в качестве обоснования. Можно и наоборот: вначале перечень фактов, а затем вывод, следствие (заявление).

5. Ожидание возражений. Думается тезисное утверждение будет убедительней, если предусмотреть аргументы противоположного заявления, дав ему критический анализ. Далее предложить компромиссное решение, в чем-то уступив противоположному мнению.

6. Вывод. Эта часть эссе должна показать разумность и обоснованность выбранной позиции.

5. Двухчастный дневник

Двухчастный дневник – педагогический прием, который даёт

возможность исследовать текст, письменно выразить свое понимание прочитанного, увязав с личным опытом.

Цель: вызвать интерес к изучаемой теме, способствовать развитию навыков письменной речи.

Пошаговое описание метода:

1. Предлагаем учащимся подготовленный текст для прочтения.

2. Убедившись, что все ознакомились с текстом, просим разделить тетрадный лист вертикальной чертой на две части.

3. Далее предлагаем учащимся слева записать цитаты (идеи, мысли) автора, которые понравились (или не понравились, озадачили).

4. Справа учащийся записывает комментарий к цитате (тезису) автора, т.е. обосновывает свой выбор и понимание прочитанного.

5. По завершении этой части задания предлагаем учащимся (добровольно) зачитать цитаты (по одной) и свои комментарии к ним. По ходу  ознакомления можно задавать вопросы либо предлагать свой вариант комментария на ту или иную цитату.

6. Далее учащиеся могут поработать в парах (в тройках, малых группах), обсудить услышанное и отметить то, что понравилось в работах партнеров.

Советы преподавателю:

1. Вы можете заранее оговорить количество цитат (2-3), все зависит от характера, объема текста.

2. При этом текст, безусловно, необходимо увязывать с вузовской (школьной) программой.

3. Можно предложить учащимся отразить свои размышления (после обсуждения) в сочинении или аргументированном эссе.

7. Диаграмма Венна

Диаграмма Венна – один из видов графических организаторов, позволяющий провести анализ и синтез при рассмотрении двух и более предметов (явлений, фактов, понятий).

Строится на двух и более пересекающихся кругах.

Цель:  формирование умений и навыков выявления различных и общих черт при сопоставлении двух или более явлений, понятий.

Пошаговое описание метода:

1. Учащиеся (в парах) заполняют два круга, в каждом из которых перечисляются характерные черты двух понятий (предметов, явлений).

2. Объединяем учащихся в малые группы (по 4-5 чел.), чтобы сравнить диаграммы и дополнить их.

3. Учащимся  в малых группах предлагаем выявить общие черты этих понятий (предметов, явлений)

4. Представитель одной из групп зачитывает характерные черты одного и другого понятия. Другие при необходимости дополняют.

5. Представитель другой группы зачитывает черты, объединяющие два понятия (общее). Другие при необходимости предлагают свои варианты.

Советы преподавателю:

1. Шаги 4,5 можно проводить в виде презентаций малых групп.

2. Диаграмму, состоящую из трех пересекающихся кругов, следует использовать после того, как учащиеся хорошо усвоили работу по заполнению диаграммы, состоящей из 2-х кругов, т.е. рекомендуем идти от простого к сложному.  

8. Мозговой штурм

Мозговой штурм – универсальный педагогический метод по свободной выработке множество идей на заданную тему.

Призван подтолкнуть учащихся, занятых решением проблемы, к выдвижению большего числа идей, в т.ч. самых невероятных и фантастических.

Цель:   использовать силу малой группы для генерирования идей.

Пошаговое описание метода:

1. Рассаживаем учащихся в непринужденной манере.

2. Готовим доску или большие листы бумаги для записи идей.

3. Записью на доске или листе бумаги обозначаем проблему мозгового штурма.

4. Проводим мозговой штурм, предварительно определив правила проведения.

5. Все идеи учащихся фиксируются ведущим (преподавателем, учащимся) и записываются в ее первоначальной формулировке.

6. Убедившись, что идеи иссякли, упорядочим полученный перечень (т.е. убираем повторы, снимаем после обсуждения то, что не относится к проблеме.)

7. Проверяем перечень на полноту описания (тщательно обсудив каждую формулировку, проверив, служит ли она описанию данной проблемы).

8. Спрашиваем учащихся, можно ли принять перечень в данной редакции как свидетельство достижения цели.

Правила «Мозгового штурма»: всякая  идея позволительна, не допускается критика идей, их оценка до прекращения поступления предложений, все предложения фиксируются (без поправок или критики предлагаемых формулировок)

Советы преподавателю:

1. Ведущий в ходе мозгового штурма может поощрять и поддерживать все мысли и высказывания, но при этом никакой оценки идей.

2. Если в ходе обсуждения полученного перечня обнаружатся новые формулировки, которые описывают дополнительные общие цели, выведите их из перечня, чтобы анализировать отдельно.

3. Стимулируйте новые идеи, при необходимости предлагая собственные варианты

4. Не допускайте смеха, ироничных комментариев, насмешек над идеями других.

9. Перепутанные логические цепи

Перепутанные логические цепи – педагогический метод проблематизации учебного материала путем логического построения  ключевых понятий.

Пошаговое описание метода:

1. Вывешиваем ватман с написанными ключевыми терминами или понятиями по изучаемой теме.

2. Предлагаем учащимся установить логическую последовательность ключевых понятий, расположенных в случайном порядке, а за тем подготовить письменный текст, использовав все ключевые понятия.

3. Преподаватель излагает авторский вариант последовательности событий по ключевым понятиям.

4. Учащиеся соотносят свои варианты с предоставленной преподавателем информацией.

Советы преподавателю:

1. Поощрять письменные работы не только за близость к авторскому варианту, но и за нестандартность мышления, оригинальный путь решения проблемы.

2. Знакомя учащихся с авторским вариантом последовательности ключевых понятий, ограничиться только обозначением проблемы. Найти  пути решения проблемы предложить учащимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по дисциплине "Менеджмент". Тема "Мотивация сотрудников в учреждениях здравоохранения"

Занятие проводится в форме практического семинара. Семинар посвящен составлению задач поискового, творческого и исследовательского  характера. Студенты на занятии анализируют различные ситуации, ...

Методическая разработка по теме: "Формирование позитивной мотивации обучающихся колледжа к изучению экономических дисциплин через использование интерактивных методов обучения".

В настоящее время происходит реформирование системы профессионального образования. Эти изменения необходимы и в преподавании дисциплин экономического цикла. Но большинство преподавателей в своей работ...

Методическая разработка занятия "Школа пешеходных наук"

Познакомить детей с термином перекрёсток. Разобрать его составляющие (проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, светофор, пешеходы, автомобили)....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ В ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ НА ТЕМУ: “Профилактика развития “диабетической стопы ““.

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических...

Методическая разработка занятия в школе молодого педагога в Отделении дополнительного образования детей Тема: «Методическая тема педагога»

Данная разработка предназначена для молодых педагогов ОДОД.Методическая тема педагога – это составная часть его самообразования. Она должна подбираться с учетом индивидуального опыта и профессио...

Методическая разработка занятия "Опыт разработки открытого урока на примере спецдисциплины"

Данная методическая разработка урока по дисциплине "Основы материаловедения"Общепрофессиональный цикл подготовки по профессии программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС)...

Методическая разработка. Ультразвуковой уровнемер. Контроль уровня. Лабораторная работа. Основы автоматизации технологических процессов.

Лабораторная работа.  Контроль уровня.   Ультразвуковой уровнемер.  Лабораторная работа проводится с  помощью ультразвукового уровнемера марки HCSR04,  микроконтрол...