Памятки к родительскому собранию в подготовительной группе
план-конспект занятия по теме

Садубова Самал Ибраимовна

Игры для развития памяти. воображения и восприятия будущих первоклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения и игры на развитие образного мышления.

Упражнение «На что похоже?»

Ребенку предлагается высказать как можно больше предположений – на что похож каждый из следующих рисунков. Это упражнение хорошо проводить в группе, в форме соревнования между командами. За каждое предположение команда зарабатывает 1 балл.


Игра «Угадай, что спрятано»

Цель: развивать умение представлять предметы по их словесному описанию и давать описания различных предметов.

Ход упражнения. Взрослый прячет какую-нибудь игрушку и описывает детям ее внешний вид. Например: «Желтого цвета, туловище круглое, голова круглая, клюв острый» (цыпленок). Тот, кто угадал, получает спрятанный предмет. Следующим прятать, и описывать будет он. Игру можно разнообразить, пряча предметы в «чудесный мешочек» и предлагая ребенку, после того как он отгадает, найти загаданный предмет на ощупь.

Упражнение «Копирование точек»

Цель: корректировка отклонений в развитии восприятия ориентировки в пространстве; развитие произвольности.

Материалы: лист из школьной тетради, на одной стороне которого расположены в строчках группы точек

Ход упражнения.  Ребенку предлагается скопировать несколько групп точек, расположенных в строчках, нарисованных на свободном месте справа от образца. Затем ребенок должен (после выполнения задания) рассказать пространственное расположение точек.

Упражнение «Вниз по реке»

(Есть еще вариант «Езда по дорожке»)

Цель: диагностика уровня развития моторики, тренировка моторных навыков, подготовка к письму.

Ход упражнения. Нарисуйте волнистые линии, расположенные на близком расстоянии друг от друга Это, будут извилистые берега реки, по которой ребенок должен будет провести кораблик так, чтобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, кисть руки на весу. Игру можно усложнить, сделав линии еще более узкими и неритмичными. Для диагностики предложите вариант «А».

А)

МАДОУ д/с № 186 города Тюмени

Игры на развитие мышления, внимания, памяти, восприятия будущих первоклассников

Подготовила педагог-психолог Садубова С.И.

Упражнение «Составь узор»

Перед ребенком ставиться задача – изменить фигуру, убрав определенное количество палочек. Взрослый показывает выложенную из палочек схему и дает инструкцию.

  • «Смотри, вот фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата».

  • «Вот фигура, похожая на стрелу, надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника».

  • «Переложи в фигуре 3 палочки так, чтобы получилось 3 квадрата».

  • «Переложи 6 палочек так, чтобы из корабля получился танк».

Упражнение «Поиск противоположностей»

Цель: развитие умения сравнивать предметы.

Явления и предметы: холод, небо, лето, горький, белый, шумный, дом, вилка, куртка, кресло, фломастеры, книга, школа, телевизор, дверь, и прочие.

Сначала взрослый называет явление. Дети должны найти противоположное, например, холод - тепло. Затем взрослый называет какой-либо предмет, например, дом. Дети должны перечислить как можно больше слов, противоположных данному. Например, в случае со словом «дом» могут быть названы: сарай (противоположность по размеру и степени комфорта), поле (открытое пространство), вокзал (чужое) и т.д. Выбор каждого слова надо разбирать и объяснять.

Упражнение «Четвертый лишний».

Цель: диагностика способности к обобщению и развитие умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Ход упражнения. Ребенку предлагается прослушать ряды слов. Три из них связаны между собой по какому-либо признаку, а четвертое отличается. Надо найти лишнее слово. Можно провести как соревнование в группе детей. Обязательно спрашивается, почему ребенок сделал такой выбор.

  • Сын, учитель, бабушка, папа.
  • Стул, кресло, стол, диван.
  • Сыр, мясо, кефир, масло.
  • Береза, сосна, клен, тополь.
  • Трамвай, автобус, трактор, троллейбус.
  • Печка, мама, вагон, ворота.
  • Добрый, ласковый, веселый, злой.
  • Видеть, слышать, одеваться, нюхать.
  • Минута, секунда, час, вечер.
  • Василий, Федор, Иванов, Семен.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный – 0 баллов.

8-10 баллов – высокий уровень развития обобщения;

5-7 баллов – средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;

4 и менее баллов – способность к обобщению развита слабо.

Упражнение «Назови соседей»

Цель: развитие математического мышления.

Материалы: мяч.

Ход упражнения: играющие становятся в круг, один ребенок берет мяч. Он бросает мяч партнеру, называя число (от 0 до 10). Поймавший мяч должен назвать «соседей» названного числа (числа на 1 больше и на 1 меньше названного). После этого он называет свое число и бросает мяч следующему игроку. Если поймавший ошибается в названии «соседей», то он выбывает из игры.

Игра в слова

Цель: развитие речи.

Ход игры. Взрослый говорит ребенку: «Давай все увеличивать. У меня одна книга, а у тебя – книги. У меня стол, а у тебя - ??? У меня стул, а у  тебя - ???»… А теперь обо всем скажем ласково. У меня – книга, а у тебя – книжечка. У меня – нос, а у тебя - ???» и т.д. Чтобы игра прошла интереснее, можно иногда меняться ролями – ребенок спрашивает, а взрослый отвечает. Или провести эту игру как соревнование между командами детей.

Упражнение «Тренируем внимание» (8).

Цель: тренировка способности к концентрации внимания.

Время: 5-10 мин.

Материалы: 4 картонных листа, на каждом картонном листе наклеен один квадрат (5х5 см), внутри которого параллельные линии (1-й квадрат – 10 линий, 2-й – 10 линий, 3-й – 15, 4-й – 15).

Инструкция: «Попробуй, не водя рукой по рисункам, сосчитать количество линий во всех квадратах». Для начала тренировки можно предложить только один квадрат.

1.                                                                 2.

3.                                                                          4.

Упражнение «Пары слов»

Цель: развитие произвольной, ассоциативной памяти.

Время: 5-10 минут.

Ход упражнения. Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5-6), предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете такие пары: кошка – молоко; мальчик – машина; стол – пирог; елка – подарок и пр., и просите ребенка запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая слова с отдаленными смысловыми связями.

МАДОУ д/с № 186 города Тюмени

Игры на развитие мышления, внимания, памяти, восприятия будущих первоклассников

Подготовила педагог-психолог Садубова С.И.

Упражнение «Запомни сказку»

Цель: развитие произвольной памяти, опосредованного запоминания; тренировка умения осмысленно запомнить текст.

Время: 10-15 минут.

Материалы: бумага, карандаши или фломастеры.

Ход упражнения. Взрослый читает ребенку рассказ или сказку (для начала лучше небольшую, состоящую из 4-5 основных эпизодов), затем предлагает пересказать текст. Это довольно сложно, практически у всех детей пересказ услышанного вызывает трудности. Предложите записать сказку, чтобы потом ее можно было прочитать. Сделать это можно и с помощью картинок. Взрослый берет лист бумаги и карандаш и рисует квадратик (рамочку). Вместе с ребенком вспоминает, что было в начале сказки. Например, первый сюжет был о девочке, которая вышла из дома. Затем взрослый рисует еще один квадрат рядом с первым, можно их соединить стрелкой, и говорит, что в этом квадратике надо записать то, что было дальше. Аналогично следует изобразить остальные эпизоды сказки или рассказа. Запись может выглядеть примерно так:

Теперь пусть ребенок попробует, пользуясь записью, пересказать услышанное. Это задание не вызовет затруднений. В дальнейшем сказки нужно усложнять, ребенок должен делать записи самостоятельно.

Упражнение «Вспомни картинки»

Цель: развитие произвольной, зрительной памяти, осознание визуального материала.

Время: 5 минут.

Материалы: лист бумаги, карандаши и секундомер, рисунок с 12-ю картинками.

Ход упражнения. Предложите ребенку рассмотреть рисунки первой строки, а остальные закройте листом бумаги. Спустя 30 секунд закрываете эти рисунки и просите ребенка нарисовать по памяти предметы 1-й строки. Затем сравниваете. Далее переходите к следующей строке. С двумя последними поработайте одновременно.

Упражнение «Что было бы, если бы…»

Цель: развитие воображения, речи.

Время: 5-10 минут.

Ход упражнения. Кто-нибудь из детей (лучше, чтобы начал взрослый) придумывает самые фантастические ситуации, а другие должны найти наиболее возможные варианты решение или последствия этой ситуации.

Например,:

  • «Если каждый человек с рождения приобретет свойство читать мысли другого, как измениться жизнь на Земле?»
  • «Если бы все люди потеряли бы, вдруг, дар речи, то…»
  • «Если бы на Земле никогда не темнело, то …» и т.п.

Упражнение «Волшебный лес».

Цель: развитие воображения, речи.

Время: 5-10 минут.

Материалы: бумага и карандаши.

Ход упражнения. Каждый участник получает лист бумаги и карандаши. На листе бумаги, кроме схематично изображенных деревьев, сделаны незаконченные изображения. Взрослый предлагает детям дорисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю. В конце упражнения можно выбрать вместе с детьми наиболее полные и оригинальные истории.

Сюжетное содержание к упражнению рекомендуется менять, например, можно предложить ребенку изобразить «Волшебное море», «Волшебную поляну» и т.п.

Упражнение  «Составь предложение».

Цель: развитие умения устанавливать связи, делать обобщения, создавать целостные образы.

Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить предложение, которое бы обязательно включало в себя  эти слова (можно использовать дополнительные слова). Детям дается время на придумывание, каждый думает самостоятельно. Затем по очереди высказываются предложения. Выбирается самое длинное и интересное предложение. Победитель награждается. Задаются следующие три слова и т.д.



Предварительный просмотр:

  • Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели.
    Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.
  • Отвечайте на вопросы ребенка.
    Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них.
    Ведь 6—7-летний возраст — это возраст почемучек, ребенку интересно буквально все, его любознательность не знает границ.
    Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша.
  • Будьте последовательны в своих требованиях.
    Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца.
    В противном случае слезы и истерики станут для него удобным способом настоять на своем мнении.
    Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования.
    Иначе то, что не разрешают папа с мамой, будет очень легко выпросить у бабушки — и тогда все усилия пойдут насмарку.
  • Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.
    Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.

Источники:

  1. Блонский П.П. психология младшего школьника / под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марциновской. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 575 с.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997. – 225 с.
  3. Корнеева Е.Н. Детские капризы: Что это такое и как с этим справиться. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 177 с

Желаем успехов!

МАДОУ д/с № 186 города Тюмени

КРИЗИС 7 ЛЕТ

Развитие Kinder66.ru - все о беременности и воспитании ребенка

Самоуважение — основное новообразование кризиса 7 лет.
Старший дошкольник начинает стремиться к участию в жизни не только своей семьи, но и общества в целом, а наиболее близкий и доступней в его восприятии способ реализации этого стремления — поступление в школу.
6-7 ребенок стремится всячески продемонстрировать, что он уже стал взрослым, что он многое знает и понимает, он хочет постоянно участвовать в разговорах взрослых, высказывать свое мнение и даже навязывать его окружающим.
Дети этого возраста любят надевать взрослую одежду, часто примеряют мамины туфли или папину шляпу, девочки, когда поблизости нет мамы, пытаются использовать ее косметику.

Как правило, все это вызывает недовольство родителей, они постоянно одергивают малыша, призывая его не мешать маме или папе, вести себя прилично.  Таким образом, мы с вами, уважаемые родители, вольно или невольно подавляем потребность ребенка ощущать себя взрослым и уважать самого себя.
Таким образом, в восприятии ребенка

себя и восприятии его родителями имеется довольно значительный разрыв.
Не получая со стороны взрослых возможности быть самостоятельным, демонстрировать окружающим свое мнение, ребенок ищет новые способы реализации возникшей потребности.
Он обнаруживает, что не может просто так выразить и высказать то, что он думает, поскольку, делая это, он вызывает чувство недовольства у взрослого.
Не получая возможности говорить прямо, ребенок начинает кривляться, капризничать, привлекая к себе внимание взрослых доступными ему способами.
Здесь проявляется еще один разрыв, характерный для кризиса 7 лёт.
С одной стороны, ребенок хочет казаться взрослым и самостоятельным, с другой, — использует для этого детские формы поведения (кривляние, капризы и т. п.).
Такие реакции психологи называют
регрессивными формами поведения.

  • Если вы стали замечать, что ваш 6-7 - летний ребенок все чаще привлекает к себе внимание, становится капризен и раздражителен, при этом стремится участвовать во всех ваших делах и разговорах, можно предположить, что малыш вступает в очередной кризисный период своего развития.
  • Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно.
    Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя. Помогайте ребенку в сложных ситуациях.
  • Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем.
    Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать.
    Возможно, в том, что говорит ребенок, есть рациональное зерно.
    Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.
  • Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним. 
    Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.
  • Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.
    Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для проведения первого родительского собрания в группах нового набора ГПОУ «ППЭТ» «Ваш ребенок – первокурсник!»

Данные методические рекомендации являются методическим   руководством для психолога, классных руководителей, мастеров в средних специальных  учебных заведениях.Целью методразработки явл...

Памятка для проведения родительского собрания.

Памятка для проведения родительского собрания....

Родительское собрание в средней группе. «Огород на окне – как дидактическое средство развития любознательности».

ЦЕЛИ: ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей среднего  дошкольного возраста; вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средства...

Конспект родительского собрания. Родительское собрание в первой младшей группе на тему: «Развитие мелкой моторики».

Тема: «Развитие мелкой моторики»Цель:Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.Задачи:• показать важность работы по...

Конспект родительского собрания. Итоговое родительское собрание в группе раннего возраста на тему: «Чему мы научились за год».

Дата проведения :(конец апреля.)Цель: подведение итогов образовательной деятельности.Задачи: познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; подвести итоги совм...

Родительское собрание в средней группе

«Мы подросли. Сред-ний дошкольный воз-раст – какой он?»...