Конспект родительского собрания. Родительское собрание в первой младшей группе на тему: «Развитие мелкой моторики».
материал

Стародубова Марина Николаевна

 

Тема: «Развитие мелкой моторики»

Цель:

Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.

Задачи:

• показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;

• обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей;

• научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

 

Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, усаживаемые за компьютер в раннем возрасте и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали… разговаривать.

Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – все дело в том, что, пользуясь клавиатурой, а не обычными ручкой-карандашом при письме, ее воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций.

Таким образом, «дедовские» методы обучения грамотности были срочно возвращены назад. Вот почему в последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение.

Выделяют две значимых моторики, мелкую и крупную.

Они обе одинаково значимы для развития детейМелкая моторика это точные , хорошо скоординированные движения пальцами, крупная же – движения тела (корпуса, рук, ног).

Остановимся подробнее на мелкой моторике.

На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце , безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом, поэтому кисть руки позволяют рассматривать,  как «орган речи», наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляцииразвитие движений пальцев рук просто необходимо!

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики.

В программе детского сада предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики.

1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.

2. Игры и действия с игрушками и предметами:

- раскладывание пуговиц, палочек, зёрен, желудей и т. д. ,

- нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку,

- застёгивание и расстёгивание пуговиц,

- игры с мозаикой, строительным материалом и т. д.

- шнуровка, пазлы;

- пальчиковый театр.

3. Изобразительная деятельность:

- лепка из пластилина и глины,

- раскрашивание картинок,

- обведение контуров, штриховка,

- нетрадиционные способы рисования (ватными палочками, поролоном, пальцем, свечой)

Игры с крупами, природным материалом.

«Пальчиковый бассейн»:

«Рисунок на крупе»

 

Пальчиковая гимнастика. «Сорока - белобока»«Этот пальчик дедушка…», «Маша кашу наварила».

способствуют формированию мелкой моторики у малышейразвивают речь, концентрируют внимание, способствуют умственному развитию, дают представление об окружающем мире и основу для развития творческого представления. Например: 

 «Ёлочка»

«Перед нами елочка: сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки, показывают кулачки

Иголочки, указательные пальцы

Шарики, пальцы сжимают в круг

Фонарики, показывают «фонарики»

Зайчики, показывают «ушки зайца»

И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки, ставят средний и указательный пальцы на колени

«Кот на печи»

Кот на печи стучат кулачком о кулачок

Сухари толчет,

Кошка в окошке показывают, как шьют иголкой

Полотенце шьет.

Маленькие котята поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз

На печке сидят, и качают головой вправо-влево

На печке сидят

Да на котика глядят (показывают руками «очки»)

Все на котика глядят

И сухарики едят, щелкают зубками

Игры с крупами, природным материалом.

«Пальчиковый бассейн»:

 

«Красивые бусы»

Нанизывание макаронин на яркую ленту или веревку. Получится чудесное украшение!

Игры с прищепками, шнурками.

 

Перекатывание карандаша (с гранями) между пальцами.

Игры со счетными палочками, соломинками…

Игры с пуговицами, пробками.

 

Развитие мелкой моторики в домашних делах.

Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

3. Лепить из теста печенье.

5. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

6. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.

7. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.

8. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

9. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п.

10. Помогать перебирать крупу.

11. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

12. Собирать на даче или в лесу ягоды.

13. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

14. Вытирать пыль, ничего не упуская.

15. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

16. Перелистывать страницы книги.

17. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rodit._sobraniya_na_osen.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание  в первой младшей группе на тему: «Развитие мелкой моторики».

Тема: «Развитие мелкой моторики»

Цель:

Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.

Задачи:

• показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;

• обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей;

• научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, усаживаемые за компьютер в раннем возрасте и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали… разговаривать.

Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – все дело в том, что, пользуясь клавиатурой, а не обычными ручкой-карандашом при письме, ее воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций.

Таким образом, «дедовские» методы обучения грамотности были срочно возвращены назад. Вот почему в последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение.

Выделяют две значимых моторики, мелкую и крупную.

Они обе одинаково значимы для развития детейМелкая моторика это точные , хорошо скоординированные движения пальцами, крупная же – движения тела (корпуса, рук, ног).

Остановимся подробнее на мелкой моторике.

На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце , безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий         этой точке орган человека.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом, поэтому кисть руки позволяют рассматривать,  как «орган речи», наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляцииразвитие движений пальцев рук просто необходимо!

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики.

В программе детского сада предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. 

1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.

2. Игры и действия с игрушками и предметами:

- раскладывание пуговиц, палочек, зёрен, желудей и т. д. ,

- нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку,

- застёгивание и расстёгивание пуговиц,

- игры с мозаикой, строительным материалом и т. д.

- шнуровка, пазлы;

- пальчиковый театр.

3. Изобразительная деятельность:

- лепка из пластилина и глины,

- раскрашивание картинок,

- обведение контуров, штриховка,

- нетрадиционные способы рисования (ватными палочками, поролоном, пальцем, свечой)

Игры с крупами, природным материалом.

«Пальчиковый бассейн»:

«Рисунок на крупе»

Пальчиковая гимнастика. «Сорока - белобока»«Этот пальчик дедушка…», «Маша кашу наварила».

способствуют формированию мелкой моторики у малышейразвивают речь, концентрируют внимание, способствуют умственному развитию, дают представление об окружающем мире и основу для развития творческого представления. Например: 

 «Ёлочка»

«Перед нами елочка: сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки, показывают кулачки

Иголочки, указательные пальцы

Шарики, пальцы сжимают в круг

Фонарики, показывают «фонарики»

Зайчики, показывают «ушки зайца»

И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки, ставят средний и указательный пальцы на колени

«Кот на печи»

Кот на печи стучат кулачком о кулачок

Сухари толчет,

Кошка в окошке показывают, как шьют иголкой

Полотенце шьет.

Маленькие котята поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз

На печке сидят, и качают головой вправо-влево

На печке сидят

Да на котика глядят (показывают руками «очки»)

Все на котика глядят

И сухарики едят, щелкают зубками

Игры с крупами, природным материалом.

«Пальчиковый бассейн»:

 

«Красивые бусы»

Нанизывание макаронин на яркую ленту или веревку. Получится чудесное украшение!

Игры с прищепками, шнурками.

Перекатывание карандаша (с гранями) между пальцами.

Игры со счетными палочками, соломинками…

Игры с пуговицами, пробками.

Развитие мелкой моторики в домашних делах.

Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

3. Лепить из теста печенье.

5. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

6. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.

7. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.

8. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

9. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п.

10. Помогать перебирать крупу.

11. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

12. Собирать на даче или в лесу ягоды.

13. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

14. Вытирать пыль, ничего не упуская.

15. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

16. Перелистывать страницы книги.

17. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия области " Познание" (ФЭМП) в первой младшей группе на тему "В гости к белочке".

ООД области "Познание" (формирование элементарных математических представлений)....

Конспект логопедического занятия с детьми первой младшей группы (ТНР).Тема «Рассматривание игрушки»

Конспект логопедического занятия с детьми первой младшей группы (ТНР) на тему «Рассматривание игрушки» с использованием компьютерной презентации. Задачи: 1. Уточнять и расширять представле...

Конспект ОД по аппликации во второй младшей группе на тему: "Хохломские тарелочки"

Цель:  выполнить узор для тарелочки с использованием элементов хохломской росписи...

Конспект интегрированного итогового НОД (развитие речи с окружающим миром) в первой младшей группе на тему «Я люблю свои игрушки» по произведениям А. Барто

Интеграция образовательных областей: развитие речи,     художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.Цель: развитие процессов мышления, внимани...

Перспективный план работы по теме:"Развитие мелкой моторики дошкольников

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук...

Перспективный план работы по теме:"Развитие мелкой моторики дошкольников

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей...