Статья на тему "Систематизация и обобщение знаний студентов по физике".
статья на тему


К числу важшейших задач обучения относятся формирование обобщённых понятий и их систематизация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Систематизация и обобщение знаний студентов по физике.

К числу важнейших задач обучения студентов физике относятся формирование обобщённых понятий и их систематизация. Одно из основных понятий в курсе физики  - понятие силы. Впервые  оно вводится в курсе физики, молекулярной физики, термо- и электродинамики,  колебаний и волн,атомной и ядерной физики .

Понятие силы, подобно другим, не является обособленными: во-первых, оно связано с рядом других, например с взаимодействием, расстоянием, скоростью, массой, жёсткостью и т.д.; во-вторых, оно представляет собой основу для введения таких понятий как работа, энергия.

По мере изучения курса технической механики понятие силы приобретает новые признаки, характеристики, связи, как бы поворачивается к студентам каждый раз новой стороной. Но очень часто этот процесс студенты до конца не осознают.

В своей педагогической практике для обобщения и систематизации множества представлений студентов я использую задания на конструирование ответов. Каждое задание записано. Оно начинается с текста, в котором ставится задача перед студентом. Далее следует ряд строк. В нулевой строке(0) приведён список основных изученных в курсе физики сил, пронумерованные римскими цифрами 1-5. В него входят силы упругости, Всемирного тяготения, трения, Кулона, Лоренца.

В следующих ниже строках, каждая из которых имеет заголовок и обозначена арабскими цифрами (1-10), записаны части предложений, выражающих характер зависимости сил от других величин или связь их с другими понятиями; они являются составными элементами будущего ответа студента и обозначены строчными буквами русского алфавита (а-г).

Студент, прочитав задание, должен сформулировать ряд ответов, соотнеся название каждой силы, взятой из нулевой строки, с выбранными из всех последующих строк (1-10) зависимостями этой силы от других физических величин или связями её с другими физическими понятиями.

Для удобства и быстроты проверки преподавателем выполнения работы каждый ответ студент а) фиксирует в виде шифра, который составляется так: номер силы-номер строки-буква алфавита, обозначающая часть выбранной для ответа фразы (например, 1112б), б) заносит в проверочную таблицу (табл.1), поместив букву шифра на пересечении столбцов и строк, обозначенных соответствующими цифрами (см.табл.2).

Оценивается выполненное задание следующим образом.

За 91-100% правильных ответов ставится – «отлично»

за  71 – 90%  правильных ответов ставится – «хорошо»

за 50 - 70%  правильных ответов ставится – «удовлетворительно»

за 49% и меньше  правильных ответов ставится – «плохо».

В зависимости от степени подготовки студентов группы и дидактических целей урока задания даём различным образом: 1) в начале, при изучении нового материала – по одной позиции, т. е. касающиеся одной силы (например, силы трения), пропустив при этом некоторые строки, связанные с ещё не пройденным материалом; 2)при повторении темы или двух-трёх тем предлагаю группу позиций (например, в ходе обобщения сведений о статике даём задание для сил 1-3; 3) в процессе обобщающего повторения для сил с 1 по 5. В группах с сильным составе студентов приведённых выше 10 строк с фрагментами ответов могут быть дополнены ещё двумя строками:11. Зависимость от ускорения свободного падения и 12. Зависимость от ускорения свободного падения веса тела.

таблица1

Номер строки

Номер силы

1

2

3

4

5

1

2

….

таблица2

Номер строки

Номер силы

1

2

3

4

5

1

2

б

….

таблица3

Номер строки

Номер силы

1

2

3

4

5

1

б

а

б

б

б

2

а

б

г

в

г

….

___________________________________________________________________

Задание

Сконструируйте ответы о силах, присоединив к названию каждой из указанных в нулевой строке сил (например: сила упругости) соответствующие ей характеристики из всех последующих строк (1-10). Ответы в виде шифров запишите в проверочную таблицу.

0

Сила  1-упругости

           2-всемирного тяготения

               3-трения ( скольжения)

               4-Кулона

               5 -Лоренца

1

О природе силы

а) обусловлена гравитационным взаимодействием

б) обусловлена электромагнитным взаимодействием

2

Зависимость от расстояния или деформации

а) прямо – пропорциональна величине деформации тела

б) обратно – пропорциональна квадрату расстояния между телами

в) обратно – пропорциональна квадрату расстояния между неподвижными точечными зарядами.

г) не зависит от расстояния или деформации

3

Зависимость от скорости

а) прямо – пропорциональна модулю скорости заряженной частицы

б) не зависит от скорости тел (зарядов)

в) противоположна по направлению вектору скорости

4

Зависимость от массы

а) прямо пропорциональна массам взаимодействующих тел

б) прямо - пропорциональна массе движущегося тела

в) не зависит от массы

5

Связь с работой

а) совершает по замкнутой траектории работу, равную нулю

б) совершает отрицательную работу

в) совершает положительную работу

г) не совершает работы

6

Связь с энергией

а) не изменяет полной механической энергии замкнутой системы тел

б) уменьшает полную механическую энергию замкнутой системы тел

в) не изменяет полной энергии замкнутой системы заряженных тел

г) не изменяет кинетической энергии движущейся заряженной частицы

7

зависимость от механических  свойств материала

а) прямо пропорциональна жёсткости

б) зависит от материалов и частоты обработки поверхностей

в) не зависит от механических свойств среды

8

Зависимость от электрического заряда

а) прямо пропорциональна зарядам точечных неподвижных тел

б) прямо пропорциональна заряду движущейся частицы

в) не зависит от электрического заряда

9

Зависимость от электрического и магнитного полей

а) прямо пропорциональна напряжённости электрического поля

б) прямо пропорциональна индукции магнитного поля

в) не зависит от электрического и магнитного полей

10

Зависимость от электрических и магнитных свойств среды

а) прямо пропорциональна диэлектрической проницаемости среды

б) обратно пропорциональна магнитной проницаемости среды

в) не зависит от электрических и магнитных свойств среды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Физика на кухне» Урок повторения и обобщения знаний по теме «Свойства паров, жидкостей и твёрдых тел»

Обобщающий урок по теме: «Свойства паров, жидкостей и твёрдых тел» проводится для будущих поваров-кондитеров в форме физического турнира. Турнир называется «Физика на кухне». Цель урока –...

«Электрическое поле» Урок повторения и обобщения знаний по теме «Электростатика»

урок – викторина проводится при повторении и обобщении темы: «Электростатика». Ребята заранее делятся на три команды, приблизительно равные по силам и каждая выбирает себе капитана. Сам урок сос...

Материал административного входного контроля знаний студентов по дисциплине «Физика»

Цели проведения: проверить знания, умения и навыки студентов по основным темам физики, за курс основной школы, выявить пробелы в усвоении базового уровня образования по физике. ...

Управление систематизацией знаний студентов в процессе обучения физики

Построение такой модели продиктовано социальным заказом общества на улучшение знаний студентов по предметам естественнонаучного цикла, в том числе и по физике. Причиной тому является постоянно увеличи...

Статья "ТВОРЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ – ШАГ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ" (ноябрь 2018)

quot;ТВОРЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ – ШАГ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ"...

Методическая разработка открытого учебного занятия по теме "УРОК-ИГРА «Обобщение знаний по теме «СУБД MS Access» для студентов 2 курса специальность 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Методическая разработка открытого учебного занятияпо МДК "Компьютерная обработка документов"УРОК-ИГРА«Обобщение знаний по теме «СУБД MS Access» для студентов 2 курса с...