Методическая разработка открытого учебного занятия по теме "УРОК-ИГРА «Обобщение знаний по теме «СУБД MS Access» для студентов 2 курса специальность 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
методическая разработка

Стёпина Светлана Николаевна

Методическая разработка открытого учебного занятия

по МДК "Компьютерная обработка документов"

УРОК-ИГРА

«Обобщение знаний по теме «СУБД MS Access»

 

для студентов 2 курса специальность 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razr_urok-igra_po_ms_access_2_kurs_kod_styopina_sn.doc614.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум»

Методическая разработка

открытого учебного занятия

Компьютерная обработка документов

УРОК-ИГРА

«Обобщение знаний по теме «СУБД MS Access»

для студентов 2 курса специальность 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Подготовила:

преподаватель ГБПОУ «СПЭТ»

С.Н. Стёпина

Южно-Сахалинск, 2016 г.

Технологическая карта УЗ №

38

УД

Компьютерная обработка документов

ФИО преподавателя

Стёпина С.Н.

Дата

10.03.2016

Группа

ОД-1401

Специальность

46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Тема УЗ

Обобщение знаний по теме "СУБД MS Access"

Цели:

1. обучающие:

  • обобщение, систематизация и закрепление знаний, умений и навыков студентов по теме "СУБД MS Access".
  • стимулирование познавательного интереса обучающихся к данной теме и дисциплине “Компьютерная обработка документов” в целом.

2. развивающие

  • развитие умственной деятельности, умения логически мыслить;
  • активизация взаимодействия между студентами, создание условий для развития навыков групповой и индивидуальной работы  

3. воспитательные

  • воспитание самостоятельности, коллективизма, ответственности, умения прислушиваться к мнению других

Вид УЗ

урок-игра

Тип УЗ

Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

Методы обучения

Наглядный, практический, частично-поисковый

Формы обучения

Индивидуальная, групповая

Средства обучения

ПК, раздаточный материал, электронная презентация в MS PowerPoint, ПО MS Access, интерактивная доска

Развиваемые элементы ОК

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться.

Развиваемые элементы ПК

ПК 1.6. Обрабатывать входящие и исходящие документы, систематизировать их.

Место занятия в теме – занятие проводится после изучения темы «Базы данных, профессиональные СУБД: MS Access», изучения понятий базы данных, видов баз данных, структуры табличных баз данных, знакомства с СУБД Access.

Межпредметные связи: информатика, документационное обеспечение управления, русский язык


ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


п/п

Содержание и структура учебного занятия

Время
(мин.)

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

ОК и ПК

1

Организационный момент

10:40

10:41

1 мин

Приветствует студентов, проверяет отсутствующих, настраивает на активную мыслительную деятельность и работу во время УЗ

Приветствуют преподавателя, сообщают информацию об отсутствующих, воспринимают, осмысливают слова преподавателя, настраиваются на работу

ОК 6

2

Ознакомление с темой УЗ, девизом урока, формой урока и правилами игры.

Целеполагание, мотивация.

10:41

10:46

5 мин

Сообщение темы урока.

Сообщает о форме проведения урока, знакомит с правилами игры.

Ставит вопрос о целях и задачах студентов на уроке, мотивирует студентов.

Предлагает выбрать капитанов.

Воспринимают, пытаются продолжить девиз.

Знакомятся с правилами.

Формулируют цели и задачи УЗ.

Выбирают капитанов – начальников отдела.

ОК 6

3

Разминка (командный).

10:46

10:50

4 мин

Предлагает командам по очереди разгадать ребусы.

Время на подготовку – 1 минута

Участники команд по очереди разгадывают ребусы, 3 ребуса для одной команда и 3 ребуса – для другой команды. В случае верного ответа каждый участник команды берет по фишке (1 балл).

Отвечают капитаны команд.

ОК 3

ОК 6

4

Блиц-опрос

10:50

10:54

4 мин

Необходимо определить тип данных. Когда участник отвечает – другие молчат.

Сначала отвечает участник из первой команды, затем участник из второй команды, затем – из первой и т.д, пока не закончатся все варианты данных.

Время на подготовку – 5 секунд.

Участники команд по очереди определяют тип данных, в случае верного ответа берут фишку. Если ответ неверный, то право отвечать переходит участнику из другой команды.

ОК 6

5

Синонимы

(командный)

10:54

10:59

5 мин

На магнитной доске расположены 12 терминов, относящихся к теме занятия. Предлагает командам найти синонимы.

Время на подготовку – 1 минута

Капитаны команд по очереди подходят к доске и располагают по паре синонимов вместе.

2 пары синонимов – для 1 команды, 2 пары – для 2 команды.

ОК 3

ОК 6

6

Собери слова – найди лишнее

(командный)

10:59

11:04

5 мин

Предлагает собрать слова из слогов. Каждое слово состоит из двух слогов. Слоги все перемешаны. Все получившиеся слова связаны с понятиями базы данных, кроме одного. Его нужно найти – оно лишнее.

Каждый правильный термин приносит 1 фишку для каждого участника.

Если команда разгадает все термины, то получает 8 фишек (баллов)

Время на подготовку – 3 минуты

Собирают из слогов слова – термины базы данных, находят лишнее.

ОК 3

ОК 6

7

Крестики-нолики

11:04

11.14

10 мин

Предлагает поиграть в игру «крестики-нолики». Но право нарисовать на поле «крестик» или «нолик» получает участник команды, ответивший верно на один из вопросов.

На магнитной доске имеется поле для игры в крестики-нолики.

Отвечают без подготовки.

1 балл – за верно выполненное задание + 1 балл за выигрыш каждому участнику выигравшей команды

Отвечают на вопросы, играют в крестики-нолики.

ОК 3

ОК 6

Физ.минутка

11.14

11:17

3 мин

Объявляет физминутку, наблюдает за выполнением физических упражнений

Выполняют физические упражнения под руководством одной из студенток под музыку

8

Тест

(1 и 2 вариант)

11:17

11:27

10 мин

Предлагает сесть за компьютеры, подключает к папкам, сообщает, где находится файл с тестом

Время на выполнение – 7 минут.

Выполняют тест по вариантам, выполняют взаимопроверку, выдают фишки по количеству набранных баллов

ОК 3

ОК 5

9

Работа с БД

(самостоятельная практическая работа)

11:27

11:57

30 мин

Выдает задания для практической работы,

наблюдает, контролирует, при необходимости оказывает помощь, оценивает, раздает фишки за верно выполненное задание.

Время на выполнение 30 минут.

Максимальное количество – 5 баллов

Выполняют практическое задание

ПК 1.6.

ОК 5

10

Подведение итогов конкурсных испытаний

11:57

12:03

6 мин

Обращается к студентам с просьбой подсчитать количество набранных баллов. Заносит баллы в таблицу и переводит в оценки, объявляет победителей

Каждый участник подсчитывает баллы. Сообщает преподавателю, затем подсчитывает общее количество баллов команды, выявляют победителей

11

Домашнее задание

12:03

12:05

2мин

На следующем уроке мы начинаем изучать новый раздел, связанный с оформлением документов на компьютере, поэтому Вам нужно принести ГОСТ Р 6.30 -2003 (в электронном виде) и повторить его разделы. Особенно оформление бланков документов и реквизитов.

Записывают домашнее задание

12

Рефлексия, награждение

12:05

12:10

5 мин

Преподаватель: Большое спасибо всем за работу. Теперь я предлагаю подвести итог нашей совместной работы, ответив на следующие вопросы:

  • С какими конкурсными испытаниями Вы справились легко?
  • Какие конкурсы вызвали у Вас затруднения?
  • Где Вам пригодится знание БД?
  • Каковы Ваши пожелания самому себе?
  • Каковы Ваши пожелания преподавателю?

Отмечает победителей и отличившихся

Отвечают на вопросы, убирают свои рабочие места, прощаются

ОК 6

Ход занятия

I. Организационный момент.

-        Здравствуйте, очень рада вас увидеть снова. Сегодня у нас заключительное занятие по базам данных. В течение довольно длительного времени мы изучали возможности программы, способы и приемы работы в среде MS Access.

Тема сегодняшнего занятия «Обобщение знаний по теме «СУБД MS Access».

А теперь попробуйте продолжить Девиз нашего занятия.

Мы пришли сюда у…(учиться)

Не лениться, а т…(трудиться)

Слушаем в…(внимательно)

Работаем с…(старательно)

- Молодцы!

Мы проведем наш урок в форме игры, которая состоит из различных заданий, давайте ознакомимся с правилами игры.

Правила игры

Игра проходит в форме соревнования между каждым участником и игровыми группами, задача которых – набрать максимальное количество баллов (фишек), которые начисляются за правильное выполнение задания и тактичное поведение во время игры. Ведущий - преподаватель может влиять на ход игры, участвовать в игре, задавая дополнительные вопросы.

По окончании игры подсчитываются общие баллы (фишки), набранные каждым участником и группами за всю игру, и за определенную сумму баллов (которую устанавливает ведущий) каждый игрок получает положительную оценку. За нарушение дисциплины взимаются  штрафы.

Для дальнейшей работы вы разделены на 2 группы, в каждой группе есть капитан, так сказать начальник отдела, в обязанности которого входит организация работы коллектива.

Как Вы думаете, какие задачи стоят перед каждым участником и перед командой в целом?

(студенты ставят задачи)

  1. Основная часть занятия

1. РАЗМИНКА

Отгадать ребусы (по три ребуса каждой команде). Время на каждый ребус – 30 секунд.


1 команда (модель)

Описание: http://ua.all.biz/img/ua/catalog/1968516.jpeg

   

2 команда (запрос)

‘ ‘                                         ‘ ‘

Описание: http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRsxc_-YnUXXlx8oksCPKktXEWe6zkADBk0U7S-gSebw3Hwy7SNaU6HYM9dYw                         Описание: http://www.clker.com/cliparts/3/7/6/d/1256186461796715642question-mark-icon.svg.hi.png

1 команда (запись)

 ‘ ‘                                                                                                                       ‘ ‘                                                                                                                                                                            

Описание: http://img01.chitalnya.ru/upload2/703/671114357654005248.jpg   Описание: http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQjfO8LLA_WgIzppGnCFCWRdkFjb3GOIukuEt3wKU1yGXPMdwzViA


2 команда (отчет)

‘ ‘                                                                         ‘ ‘

Описание: http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTJaiP9HQuuziaQat4760NIa9tB3P1kaS-TRMTG4IW0SZLe432jNQ   Описание: http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRcQtLnnTtL81PHpwQO_M8lIV3TdgOgkcnrSuwXm5BS8dEFTxxjdQ

 

1 команда (таблица)                          

                                ‘  ‘               ‘

Описание: http://www.telsys.com.ua/media/img/products/scoreboard/ETL-64.jpg  Описание: http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRYLRbdm5mEP_4ggO9MbDFah64COG-_zWoMDpJnWM1Tp7xuQdTI0A  Описание: http://zerolayer.ru/uploads/posts/2007-10/1193198732_13.jpg Описание: http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRRQAz1E_9RXOJ0CZXJGmDifGXFsJscJNtrjPhVrR_t4Z3E_a6m

2 команда (форма)   

    1, 2                                                                                                        ‘                                       

Описание: http://bride.ru/ph/phcgi/men/263/263205P2.jpg   Описание: http://getonair.ru/sites/default/files/1/03012012/r_leter.jpg  Описание: http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRKCgve_Qpvo-lmvMOllGA8R6NmqsL-w06BBeZdiNxqQuG5burO     

2. БЛИЦ-ОПРОС

Определите тип данных, которые можно заносить в таблицы.

Каждый участник по очереди отвечает, сначала – из первой команды, затем – из второй. Время на раздумье – 5 секунд.

№ п\п

Данные

Тип данных

Паспорт

текстовый

89147652870

числовой

39-25-93

текстовый

05.03.2015

дата/время

24.02.2016 год

текстовый

Начальник отдела

текстовый

Приказ

текстовый

Письмо

текстовый

с 01.02.2015

текстовый

логический

поле объекта OLE

55123 руб

денежный

логический

г. Корсаков,
ул. Советская, 34

текстовый

№ 236

текстовый

поле объекта OLE

Должностные обязанности секретаря (большой текст)

Поле MEMO

Секретарь должен знать: (большой текст)

Поле MEMO

  1. СИНОНИМЫ

Время для выполнения задания - 1 мин.

Среди предложенных слов найдите синонимы:

Запись, поле, макроса, столбец, реляционная, табличная, форма, отчёт, ключ, специальный индекс, сетевая, иерархическая.

(запись – строка, поле – столбец, реляционная – табличная, ключ – специальный индекс).

  1. СОБЕРИ СЛОВА – НАЙДИ ЛИШНЕЕ

Каждое слово разбито на 2 слога и записано на карточках. Каждая команда получает карточки. Нужно собрать слова из двух слогов, которые относятся к теме Базы данных. Время для выполнения задания - 5 минут.

фор

ма

за

пись

пись

мо

мак

рос

стол

бец

по

ле

зап

рос

от

чет

(форма, запись, письмо, строка, столбец, поле, запрос, отчет. Лишнее слово – письмо).

  1. «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»

На доске нарисована таблица для игры в «Крестики-нолики». Участники команд по очереди, вытянув вопрос, отвечают на него. Если ответили, ставят крестик или нолик.

Команды по очереди тянут вопросы, если отвечают правильно, то ставят «X» или «0»

  1. Перечислите основные объекты Базы данных (не менее 4-х)

(Таблицы, формы, запросы, отчеты, макросы, страницы, модули).

  1. Что такое таблица?

(Таблица - это объект БД, который хранит данные определенной структуры. Таблица состоит из записей (строк), каждая из которых описывает экземпляр сущности. Каждый столбец таблицы - это поле. Поле содержит однотипную информацию).

  1. Назовите максимальное количество столбцов в таблице.

(255 столбцов).

  1. Назовите максимальное количество строк.

(Неограниченное число строк).

  1. Назовите суммарный объем информации во всей БД.

(Не более 2 Гигабайт).

  1. Что такое первичный ключ?

(Первичный ключ - это специальный тип индекса, который однозначно идентифицирует каждую запись).

  1. Перечислите виды связей между таблицами.

(один-к-одному, один-ко-многим – это две основные связи).

  1. Сколько символов может содержать длина имени поля?

(до 64 символов).

  1. Какие существуют модели баз данных?

(Реляционная, иерархическая и сетевая)

9. Счастливый билет.

10 Счастливый билет

6. ТЕСТ

Обучающиеся выполняют за компьютерами, тест в двух вариантах, в программе MS Excel. Время на выполнение теста – 7 минут. После выполнения теста обучающиеся меняются местами для взаимопроверки. За выполнение теста обучающиеся могут получить 5 баллов, 4 балла или 3 балла в зависимости от верно выполненных заданий. Количество баллов выдает компьютер, а фишки каждый участник получает от своего соседа.

7. РАБОТА С БД

Практическая самостоятельная работа

Обучающиеся за компьютерами приступают непосредственно к работе с базами данных, при этом они могут пользоваться тетрадями, справкой MS Access. Преподаватель выполняет роль консультанта, подходя к группам по мере необходимости, оказывая помощь и корректируя направления работы.

Практическое задание. Скопируйте файл БД Журналы.mbd из Папки группы ОД-1401/КОД 2 курс ОД-1401/База данных/БД Журналы в свою папку.

  1. Откройте файл БД Журналы.
  2. Создайте в ней с помощью Конструктора еще одну Таблицу с полями:

Имя поля

Тип данных

Вид документа

Текстовый

Дата документа

Дата/время

Краткое содержание

Текстовый

Исполнитель

Текстовый

Срок исполнения

Дата/время

Отметка об исполнении

Поле MEMO

  1. Сохраните Таблицу под именем Исполнение документов.
  2. Откройте таблицу в Конструкторе и измените тип данных поля КОД на числовой.
  3. Создайте связи таблицы с двумя другими по полю КОД
  4. Откройте таблицу и заполните ее данными.

КОД

Вид документа

Дата документа

Краткое содержание

Исполнитель

Срок исполнения

Отметка об исполнении

1

Приказ

02.02.2016

О проведении курсов

Иванова Л.Д.

28.02.2016

Выполнено

2

Распоряжение

03.02.2016

О выставке

Петрова Л.П.

01.03.2016

Выполнено

3

Акт

05.03.2016

О ревизии

Сидорова А.С.

12.03.2016

На контроле

4

Приказ

06.03.2016

О поощрении

Сидорова А.С.

07.03.3016

Выполнено

5

Приказ

06.03.2016

Об отпуске

Макарова Т.Н.

15.06.2016

На контроле

  1. Создайте Форму с помощью Мастера форм для первой таблицы Входящие (перенести все поля) и сохранить под именем Форма Входящие.
  2. Создать Запрос с помощью Мастера запросов для второй таблицы Исходящие (перенести поля: Вид документа, Краткое содержание, Дата документа) и сохраните под именем Запрос Исходящие.
  3. Создайте Отчет для таблицы Исполнение документов (поля: Вид документа, Краткое содержание, Срок исполнения). Сохраните под именем Отчет Исполнение документов.
  4. Создайте Запрос с помощью конструктора. Добавьте таблицы Входящие и Исходящие. Перенесите из таблицы Входящие поля: Регистрационный номер, Дата и Вид документа. Перенесите из таблицы Исходящие поля: Регистрационный номер, Дата документа и Вид документа). В условие отбора в полях Дата и Дата документа поставьте 03.03.2016.
  5. Сохраните Запрос под именем Запрос с условием. Результат покажите преподавателю.

III. Подведение итогов занятия

Подведение итогов конкурсных испытаний

Обращается к студентам с просьбой подсчитать количество набранных баллов. Заносит баллы в таблицу и переводит в оценки, объявляет победителей

Каждый участник подсчитывает баллы. Сообщает преподавателю, затем подсчитывает общее количество баллов команды, выявляют победителей

Домашнее задание

На следующем уроке мы начинаем изучать новый раздел, связанный с оформлением документов на компьютере, поэтому Вам нужно принести ГОСТ Р 6.30 -2003 (в электронном виде) и повторить его разделы. Особенно оформление бланков документов и реквизитов.

Записывают домашнее задание

Рефлексия, награждение

Преподаватель: Большое спасибо всем за работу. Теперь я предлагаю подвести итог нашей совместной работы, ответив на следующие вопросы:

  • С какими конкурсными испытаниями Вы справились легко?
  • Какие конкурсы вызвали у Вас затруднения?
  • Где Вам пригодится знание БД?
  • Каковы Ваши пожелания самому себе?
  • Каковы Ваши пожелания преподавателю?

Отмечает победителей и отличившихся

Отвечают на вопросы, убирают свои рабочие места, прощаются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения учебной дисциплины МДК.01.01 "Документационное обеспечение управления" специальности 46.02.01 "Документационное обеспечение управления и архивоведение"

Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения учебной дисциплины МДК.01.01  "Документационное обеспечение управления" специальности 46.02.01 "Документационное обеспечение ...

Методическая разработка открытого учебного занятия по дисциплине ОГСЭ.03 «Иностранный язык» Тема: «Наука и техника. Великие учёные России и Великобритании. Пассивный залог (грамматические времена)»

Методическую разработку данного открытого урока можно использовать на занятиях по английскому языку как для 2 - го, так и для 3- го курсов....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП.02 Экономика организации по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ  ПО ДИСЦИПЛИНЕ  ОП.02 Экономика организации  по специальности 46.02.01  Документационное обеспечение управления и архивоведение...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП.01 Экономическая теория по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ  ПО ДИСЦИПЛИНЕ  ОП.01 Экономическая теория по специальности 46.02.01  Документационное обеспечение управления и архивоведение...

ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе профессионального мастерства среди студентов по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

ПОЛОЖЕНИЕо конкурсе профессионального мастерства среди студентов по специальности 46.02.01  «Документационное обеспечение управления и архивоведение»...

Технологическая карта учебного занятия по дисциплине: Информатика Специальность: 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение по теме; "MS Excel. Использование текстовых функций в расчетах"

Технологическая карта учебного занятия по дисциплине: Информатика Специальность: 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение по теме; "MS Excel. Использование текстовых функц...

Методическая разработка на тему: "Система подготовки обучающихся по специальности 46.02.01 "Документационное обеспечение управления и архивоведение" к конкурсам профессионального мастерства"

В условиях модернизации профессионального образования участие обучающихся в конкурсах профессионального мастерства способствует использованию теоретических и практических знаний при решении социальных...