Воспитательное мероприятие с использованием игрового тренинга "Дружба"
план-конспект занятия на тему

Селькова Любовь Борисовна

Аннотация к методической разработке на выставку-панораму.

«Я знаю как…»

1.Форма

1.Воспитательное мероприятие

2.Тема методической разработки

2.Воспитательное мероприятие   с использованием элементов  игрового тре нинга «Дружба».

3. Является ли методическая  разработка частью системы деятельности, направленной на решение актуальных задач воспитания или разовым мероприятием.

3.Методическая разработка является частью системы деятельности.  

4. Возраст воспитанников

4.Соответствует возрастным особенностям, потребностям, интересам детей.

5 класс

5.Содержание какой подпрограммы реализовано в практической деятельности?

5.Коммуникативная культура.

6.Направление программы

6. «Общение-взаимодействие».

7.Реализованные дидактические единицы.

7.Формирование и развитие коммуникативных умений и навыков гимназистов.

 

8.Результаты, уровень соответствия реального результата ожидаемому.

 

8.Формирование у подростков ценностного отношения о настоящей дружбе и сотрудничеств, совместной деятельности, инициативность адекват ность в общении, организаторские способности.

 

9. Актуальность разработки.

9. Внутренний уровень.

10. Рекомендации по использованию методической разработки

10.Данная разработка может быть использована для 5класса.

Методическую разработку подготовила: Селькова Л.Б.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhba.odt25.36 КБ

Предварительный просмотр:


Министерство образования Республики Коми

Государственная общеобразовательная школа-интернат

«Гимназия искусств при Главе Республики Коми»

имени Ю.А. Спиридонова

Ю.А.Спиридонов нима «Коми Республикаса Юралысь бердын

искусство гимназия» канму школа-интернат

Краткосрочная досуговая программа

во внеурочной деятельности

Воспитательное мероприятие

с использованием элементов

игрового тренинга

«Дружба»

Селькова Л.Б., воспитатель интерната

Сыктывкар 2011г.

Пояснительная записка.

Коммуникативная культура – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности в общении. Как бы ни был значителен прогресс в области высоких технологий, он не вызывает «автоматического» роста человеческого сознания и не влияет напрямую на развитие мышления и речи. Специально организованный процесс формирования коммуникативной культуры гарантирует не только формирование и развитие базовых личностных образований, напрямую зависящих от мышления и речи, но и становление высших уровней социализации индивида. В последнее время все чаще и чаще отечественные школы заявляют о наличии серьезных недостатков в развитии коммуникативной культуры подрастающего поколения. Это связывают со снижением уровня читательской культуры, отсутствием у педагогов навыков в организации ситуаций взаимодействия, требующих от воспитанников речевой активности. Педагоги также отмечают низкий уровень сформированности у школьников индивидуально–личностных оснований для формирования коммуникативной культуры, что негативно отражается на результатах и качестве их практических способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности. Проблема коммуникативной культуры нашла отражение в следующих законодательных федеральных документах: в Законе об образовании; в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года; в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года и др.

Коммуникативная компетентность включает в себя не только умение говорить, читать, слушать, писать, понимать информацию, но и способность к мотивированной активной деятельности, умению находить разнообразные варианты решения социальнозначимых проблем выхода из различных ситуаций, формирование общей и будущей профессиональной культуры. В современной школе новых образовательных стандартов коммуникативная компетентность будет относиться к группе универсальных действий, имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять достаточно серьезное внимание в силу ряда причин. Среди них: влияние на учебную успешность воспитанника, адаптации в различных условиях, нравственное, этическое, эмоциональное  благополучие,  как в классном коллективе, так и в  социуме.В педагогических исследованиях Н.И. Исаевой, В.А. Кан-Калика, А.В. Мудрика, В.В. Соколовой, Г.С. Трофимовой коммуникативная культура рассматривается в рамках культурологического подхода в высшем и среднем образовании, который требует от педагога умения создать в системе педагогического процесса условия, позволяющие школьнику действовать культурно, творчески, используя выбираемые им ценности, нормы, знания и образцы.

Изучение коммуникативной культуры воспитанников нашло свое отражение в работах, посвященных социализации школьников (О.С. Газман, А.В. Мудрик, А.Г. Пашков и др.), их общекультурному становлению (Б.Н. Боденко, И.А. Зимняя, А.В. Репринцев и др.) а также в исследованиях, учитывающих возрастные особенности учащихся (О.П. Кравчук, Е.Ф. Карпиевич, Л.Р. Сайфутдинова и др.). Проблема коммуникативного развития школьников раскрывается в дидактических направлениях личностно-ориентированного образования, таких как диалоговое обучение (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Ю. Курганов), игровая деятельность (С.А. Шмаков и др.), технология обучения и управление педагогическим взаимодействием (В.П. Беспалько, Г.Н. Подчалимова, И.М. Подушкина, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова и др.). Коммуникативная культура – это основа общей культуры личности, базовый компонент культуры, обеспечивающий готовность личности к жизненному самоопределению, являющийся условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью. Коммуникативная культура есть средство создания внутреннего мира личности, богатства его содержания, отражающего жизненные идеалы, направленность личности на культуру ее жизненного самоопределения. Коммуникативная культура является важным приоритетом в организации современного пространства воспитания и определяется как совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное взаимодействие людей, эффективное решение всевозможных задач общения. Она состоит из коммуникативной грамотности, что предполагает овладение психологическими и нравственными знаниями (фактами, представлениями, понятиями, нравственными законами, ценностями и т.д.), умениями, правилами и нормативами в сфере общения, проявляющимися в кругозоре, общей эрудиции, способности к позитивному размышлению и поискам выхода из сложившихся ситуаций, и коммуникативной этики.

Таким образом, коммуникативная культура – это совокупность коммуникативных способностей, знаний, умений и навыков, позволяющих человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.

Целесообразным представляется проведение занятий в тренинговой форме, позволяющей реализацию активных методов и техник.

Цель: Формировать у подростков ценностное отношение о  настоящей дружбе и сотрудничестве.

        Задачи:

 Формировать базовые коммуникативные знания, умения и навыки у воспитанников первой ступени образования:

1.Способствовать развитию сплоченности детского коллектива, единство в работе.

2.Формировать практические умения эффективного взаимодействия в коллективе, создать настрой на командную работу, совершенствовать умение

работать в команде

3.Расширить спектр социальных знаний о дружбе и сотрудничестве.

4.Показать на жизненных ситуациях значимость понятия «Дружба».

5. Развивать рефлексивные умения детей.

Рекомендации:

Блок «Общение – взаимодействие» отражает способность воспитанника к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности.

Ожидаемый результат:

Овладение базовыми коммуникативными знаниями, умениями и навыками:

Оборудование:

  1. Плакаты с высказываниями о дружбе.
  2.  Магнитная доска, магниты.
  3. Иллюстрации с изображениями Университета дружбы народов,

Фонтан дружбы, ВИА «Дружба», сыр «Дружба».

  1. Скрепки.

Этап урока

Цель, задачи

Ход занятия

УУД,ВЫПОЛНЯЕМЫЕ учащимися на данном этапе.

1.Организационный момент.

- включение учащихся в деятельность

- выделение содержатель- ной области

- Формировать у подростков ценностное отношениие о настоящей   дружбе и сотрудничестве.

 - Способствовать развитию сплоченности детского коллектива, единство в работе.

- Формировать практические умения эффективного взаимодействия в коллективе, создать настрой на командную работу, совершенствовать умение

работать в команде.

- Расширить спектр социальных знаний о дружбе и сотрудничестве.

 - Показать на жизненных ситуациях значимость понятия «Дружба».

 -  Развивать рефлексивные умения детей.

Ребята входят в комнату и

 рассаживаются по кругу.

- Здравствуйте, ребята! Какие

мысли появляются у вас по отношению друг к другу, когда

выходите на сцену.

Высказывания детей:

- крепко держим за руку друг

друга;

- в строю плечо к плечу прижимаемся;

Сейчас, посмотрим, как вы беспокоитесь друг о друге, мы поиграем в игру «Цепь-змея». Один вожак,остальные обра-

зуют длинную «цепь-змею». Участники игры следуют по извилистой линии за ведущим, причем каждый игрок должен следить за тем, чтобы не попасть в «узелок».Попасть же в «узелок» может каждый, потому что водящий неожи-

данно проскакивает под руками любой пары участников и, продолжая бег,

затягивает «узел». Игроку попавшему в «узелок», надо присесть и развернуться, чтобы продолжить бег в нужном направлении. Кто растеряется и разорвет руки,

не сумев мгновенно соединить их со своим соседом, тот выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется половина игроков. Они побеждают.

Вывод: Молодцы! Крепко держали друг друга за руку.  

- формирование  коммуникативных УУД,обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению, умение слушать и вступать в диалог;

 2.Актуализация знаний

- актуализировать знания воспитанников о настоя-

щей дружбе;

- формировать умение конструктивно участвовать

в коллективном обсужде-

нии;

-  А теперь, посмотрите на доску. Какое слово зашифро- вано в таблице.

П

Д

О

М

Л

К

Ю

Р

У

Ж

Б

А

М

С

Т

О

З

Я

- Правильно, слово «дружба».

Сегодня мы будем говорить о дружбе.

-Ребята, послушайте рассказ В.Осеевой «До первого дождя».

Вопросы после чтения:

1.Почему учительница сказа-

ла: «Видно, ваша дружба до первого дождя».

2.Можно ли Машу назвать хорошим другом? Почему нельзя?

3. Как надо было поступить Маше?

Заучить: «Другу всегда помогай, друга всегда выручай».

- формирование коммуникативных УУД

в сборе информации

через участие в коллективном обсуж-

дении проблемы;

- умение слушать и вступать в диалог;

3.Постановка

проблемы

- актуализировать знания

воспитанников о настоя- щей дружбе;

- развивать способность к пониманию понятия «дружба»;

 

- Ребята, а легко ли дружить?

Для того чтобы узнать, мы поиграем в игру «Кто быстрее». Все участники делятся на две команды. «Кто

быстрее отгадает загадки» (загадки прилагаются).

 Вывод: Дружба – есть высшая

степень товарищества, когда

люди помогают друг другу, им

легче жить  работать

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное

взаимодействие и со- трудничество со сверстниками и взрослыми.

4.«Открытие»учащимися нового знания

-расширять у воспитан- ников  представление о настоящей дружбе,

- продолжать навык сотрудничества со сверст-никами и с педагогом в поиске и сборе инфор- мации;

Какими качествами должен

обладать друг? 

Я предлагаю вам обсудить си-

туацию.

«Друг  выдал  вашу тайну. Представьте, что у вас есть тайна, о которой никто не должен знать. Вы доверили ее своему близкому другу, он рассказал ее другу однокласснику.

- Можно ли считать это предательством?

- Осуждаете ли вы за это друга?

- Применимо ли это к вам?

- В каких случаях это может быть оправдано?

Вывод: Дружба – это готовность понять другого человека, это умение хранить

доверяемую тайну, нести ответственность за свои  слова и обещания. Как известно, друзья –это  звенья

одной цепи и чем длиннее и прочнее эта  цепь, тем крепче

дружба.

- развитие умения задаваться вопросом;

-формирование уме-

ния выделять сущест венные признаки;

5.Первичное закрепление

- закрепить представление

о ценностном отношении

настоящей дружбы;

- способствовать самосто-

 ятельному выбору личностных ценностей;

-формирование потребно-

 сти и желания дружить;

Игра со скрепками.

- Давайте создадим такую цепь с помощью скрепок. Победит та команда, у которой она окажется длиннее. Соединяем цепочки

в одну цепь.

«Комплименты друг другу»

Высказывания воспитанников:

«Мне нравится с тобой дружить.»и т.д.

.Вывод:

И без друзей прожить нельзя,

И без друзей не стоит жить,

Но чтоб тебе нашлись друзья,

Ты должен сам уметь дружить.

- формируется умение

структурировать зна-

 ния ;

- открытие детьми понимания, что означает «правильный

выбор»;

6.Самостоятельная работа с самопровер- кой в классе

- продолжать  формиро-

ровать умение сотруд-   ничать в коллективе;

Дружба связывает не только

отдельных людей, но и целые

коллективы.Существуют осо- бые дружеские отношения ме-

жду странами. Люди называют

улицы и площади городов, ал-

леи, парки, кинотеатры.

Задание:

- Ребята, придумайте  и вы названия.

Ответы учащихся:

(Показ изображений: Универ-

ситет Дружбы народов; Фонтан дружбы; ВИА «Дружба»., сыр «Дружба».

- взаимодействие членов коллектива со

сверстниками;

- формирование адекватного общения;

7.Повторение

- способствовать участию

в совместной деятель-ности;

- продолжать  формиро-

вать умение сотрудничать со сверстниками;

Предложить выбрать аллею

дружбы около гимназии.

Посадка цветов.

Сюрпризный момент (конфеты

к чаю).

.

- формирование положительных эмоций, инициативности; гордости за гимназию;

8.Рефлексия

-

- Заканчивается наша встреча. Пусть каждый из нас

скажет о своих чувствах, что

нового узнал на занятии, о том, что понравилось и не понравилось. Если вы затрудняетесь в ответах, я предлагаю вам несколько начал фраз, которые вы можете продолжить своими словами.

Дети высказываются, используя началом

фраз следующие слова и словосочетания:

- «Мне понравилось…»

- «Мне не понравилось…»

- «Я узнал…»

- «Теперь я знаю, что…»

- формируется умение

строить логическую цепь рассуждений;

- происходит оценивание усвоенного материала;

- происходит принятие того, что было сделано на занятии;

- происходит личностный выбор ценностей;

 

Использованная литература:

1.Кан-Калик В.А. Грамматика общения, М., 1995

2. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М.,2002.

3. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентностик социальной ответственности./ Под ред. С.В.Титовой. – СПб.: Питер, 2009.

4. В.Осеева «До первого дождя».

5.

Павлов И.В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь;

М: Сфера, 2008г.

6.Коммуникативная культура. Блок «Общение – взаимодействие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий при формировании у детей мотивации и потребности к творческой деятельности в хореографическом коллективе (Методические рекомендации)

Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Творческое развитие ребенка – э...

Использование игровых технологий на уроках музыкальной литературы в ДМШ

Не секрет, что начало ХХI века являет довольно ощутимый разрыв между человеком, живущим в сфере занятия или просто увлекающейся так называемой «академической» или «классической» музыкой, и «среднестат...

Использование игровых технологий на занятиях сольфеджио

Применение игровых технологий на занятиях сольфеджио...

Методичесская разработка: "Творческое развитие обучающихся посредством использования игровых технологий на занятиях"

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги...

Использование игровой технологии на уроке по дисциплине обществознание тема " Человек и его деятельность"

Урок " Человек и его деятельность" проведен на начальном этапе изучения  дисциплины "Обществознание". Идея данного урока  заключается в возможности актуализировать прежние знания,умения,навы...

Воспитательное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию с элементами игровых упражнений « Вот что значит настоящий верный друг»

Показать через данное мероприятие значимость нравственных качеств личности,для построения позитивных отношений между людьми...