Рабочая программа по музыке 3 класс
рабочая программа по теме

Шипунова Галина Андреевна

Рабочая программа ФГОС для начальной школы, личностные, предметные и межпредметные связи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа78.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рабочая программа учителя музыки

Шипунова Галина Андреевна

по музыке для учащихся 3 класса

 

                                                                                         

Пояснительная записка

               Рабочая программа  по музыке для 3 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,   Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка» для 1-4 классов авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского.   

               Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

               Задачи музыкального образования младших школьников:

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

« развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

  • накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности. 

         Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего- 34 часа, в том числе 2 обобщающих урока.  Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Йеменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

             Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

              Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

              Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

              Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.  

Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

             Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

              Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

             Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
  • уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
  • формирование этических чувств доброжелательности

и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированное универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся  в познавательной и практической деятельности:

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих, музыкально-творческих возможностей;
  • овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
  • формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • формирование общего представления о музыкальной картине мира;
  • знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
  • формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СО, ОУО).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

                Перечень учебно-методического  и электронного обеспечения                                                                                                                                                         Учебно-методический комплект ориентирован на использование

  • Учебник «Музыка» 3 класс Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.; М. «Просвещение», 2012.
  • Тетрадь «Музыка» 3 класс Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.; М. «Просвещение», 2006.

  • Фонохрестоматия «Музыка» 3 класс М. «Просвещение», 2002.
  • Методическое пособие «Музыка 1-4 класс» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.; М. «Просвещение», 2004.
  • Мультимедийная программа «Музыкальный класс» 000 «Нью Медиа Дженерейшн»., 2005
  • Мультимедийная программа «Музыкальные инструменты» 000 «Нью Медиа Дженерейшн», 2005
  • Электронное пособие «Праздничный календарь с музыкальным приложением» 2 компакт- диска Изд-во «Учитель» Волгоград.:2008.
  • Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
  • Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
  • Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов- http:// fcior.edu.ru/

Список литературы

  • Аверкин А.  «С песней по России», Изд-во «Советская Россия», М.: 1969 .
  • Булучевский Ю. , В.Фомин, Краткий музыкальный словарь для учащихся, Изд-во «Музыка» Ленинград, 1986
  • Киселева Г. « Песни для детей и не только…» сборник песен. Педобщество России , Саратов, 2006
  • Кошмина И. « Владимир Шаинский и его песни» Изд-во «Музыка» М.:1986.
  • Малахова М. «Рождественские праздники в школе» Изд-во «Учитель» Волгоград, 2005
  • Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах.,Изд-во «Советский композитор» М.: 1086
  • «Музыка в школе» №4,5,6,  Научно-методический журнал,  Изд-во «Музыка в школе» М.: 2004
  • «Праздники, музыкальное сопровождение и оформление» Изд-во « Учитель» Волгоград, 1997
  • Фадин В.В.  «Музыка 1-7 классов» Изд-во «Учитель» Волгоград., 1997

.    

               

 

Календарно-тематический план 3 класс

Тема урока

(тип урока)

Кол-во часов

 

Элементы содержания

 Планируемые результаты

 

Образова-тельные ресурсы

Домашнее задание

Дата

план

факт

Предметные УУД

Метапредмет-ные УУД

Личностные УУД

    РОССИЯ-РОДИНА МОЯ -   5 часов

1

  Мелодия - душа музыки (Расширение и углубление знаний)

1

Мелодия. Мелодическая линия. Песенность. Лирический образ симфонии. П.И.Чайковский Симфония№4

Песня  «Все начинается со школьного звонка» Я. Дубравина, В Суслова

 Знать понятия: мелодия, мелодическая линия

Уметь внимательно слушать классическую музыку, определять ее характер;

Петь напевно, легко, не форсируя звук;

Прохлопать простой ритм знакомой песни.

Передавать в импровизации интонационную выразитель-ность музыкальной и поэтической речи.

.

 умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности

 ЦОР песенность (231)

Аудиокас-сеты для 3 класса

 

 Заучива-ние стихов о русской природе, созвучных музыке

Нарисовать рисунок по теме урока

2

Природа и музыка (Изложе-ние новых знаний. Интегрирован-ный)

1

Знакомство с жанром романса. Певец, солист. Мелодия и аккомпанемент. Отличительные черты романса и песни. Музыка и поэзия; звучащие картины.

-«Благословляю вас, леса» П.И.Чайковского;

-«Звонче жаворонка пенье» Н.А.Римского Корсакова, А. Толстого;

-«Романс» Г.В.Свиридова

- песня»Все начинается со школьного звонка» Я.Дубравина, В Суслова

Знать определение романса, его отличие от песни.

Уметь проводить примеры романсов;

-определять и сравнивать  характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений

ЦОР – Вокальная музыка романс. Аудиокас-сеты для 3 класса

Подбор рисунков, изображающих родную природу, вспомнить стихи о природе.

3

«Виват, Россия!» ( Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Знакомство с жанром   канта. Эпоха Петра I. Песенность . маршевость. Интонации музыки и речи. Солдатская песня

-«Радуйся, Русская земля»- кант на заключение Ништадского мира (1721г.) неизвестного автора 18в.;

-Орел Российский»- кант в честь Павловской победы неизвестного автора 18 в.;

-«Марш лейб-гвардии Преображенского полка»;

-«Солдатушки, бравы ребятушки», старинная солдатская песня.

Знать определение канта, его историю, особенности;

-музыкальные традиции родного края.

Уметь определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

-передавть настроение музыки и его изменение в пении.

Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.

Интонацион-но осмысленно исполнять сочинения разных жанров.

 Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современ-ного музыкаль-ного искусства России;

Вспомнить названия и написание нот, стихотворения о природе

4

Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский» (Расширение и углубление знаний)

1

Углубление знакомства с кантатой. Подвиг народа. Вступление. Трехчастная форма.

«Величание святому благоверному князю Александру Невскому»;

-кантата «Александр Невский» С.С.Прокофьев:

Хор «Вставайте , люди русские!», «Песнь об Александре Невском»;

- Солдатушки, бравы ребятушки», старинная солдатская песня.

Знать определение кантата;

-содержание кантаты ( «Александр Невский»; -понятие трехчастная форма);

-творчество С.С.Прокофьева

Уметь внимательно слушать, запоминать названия и авторов муз. Произведений;

-размышлять о музыке, оценивать ее характер и определять образное содержание.

Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.

Интонацион-но осмысленно исполнять сочинения разных жанров.

Аудиокас-сеты для 3 класса А.Невский- святой, почитаемый народом.

Вспомнить длитель-ности

5

Опера М.И.Глинки                    « Иван Сусанин» (Сообщение и усвоение новых знаний)

1

Знакомство с содержанием и музыкой оперы. Хоровые сцены. Главный герой оперы, его музыкальные характеристики

-опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки: интродукция, ответ Ивана Сусанина полякам, ария и речитатив Сусанина, хор «Славься…»

-«Музыкант-турист» Ю. Чичкова, И. Белякова

Знать понятие опера; содержание оперы «Иван Сусанин»

Уметь внимательно слушать, запоминать названия и авторов муз. -размышлять о музыке, оценивать ее характер и определять образное содержание.

Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

Презента-ция на тему: «4 ноября-день народного единства» Аудиокас-сеты для 3 класса

Нарисо-вать рисунок по теме

ДЕНЬ ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ – 4 часа

6

Образы природы в музыке (Расширение и углубление знаний)

1

Музыка, связанная с душевным состоянием человека и отображающая образы природы

-«Утро»Э.Грига;

-«Утренняя молитва» из «Детского альбома» П.И. Чайковского

-песня  «Музыкант-турист» Ю. Чичкова, И. Белякова

Уметь проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки;

-производить разбор музыкального произведения;

-соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами

 Понимать, художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.

уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств

ЦОР – образы природы (741)

Аудиокассеты для 3 класса

Выполнить рисунки к музыке на темы                         « Утро» и «Вечер»

7

Портрет в музыке (Расширение и углубление знаний)

1

Портрет в музыке. Выразительность и изобразительность   музыки

-песня «Болтунья» С.С.Прокофьева, А.Барто;

-симфоническая сказка «Петя и волк» С.С.Прокофьева;

-пьеса «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта С.С.Прокофьева;

-песня «Черепашонок» М.Протасова, В Орлова

Знать понятия: выразительность и изобразительность музыки.

Уметь проводить интонационно-образный анализ произведения

Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Находить (обнаруживать) общность интонации в музыке, живописи, поэзии.

Уважитель-ное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств

Выполне-ние любого из понравив-шегося портретов

8-9

Детские образы (Расширение и углубление знаний)

2

Знакомство с пьесами вокального цикла «Детская» М.П.Мусоргского;

-«Нянина сказка», «Сказочка», «Спи, дитя мое» П.И.Чайковского;

-«К сынам земли приходят сны» Э.Грига;

-песня «Черепашонок» М.Протасова, В Орлова;

-песня «Скажи художник» М.Протасова, Н. Бромлей

Уметь проводить интонационно- образный и сравнительный анализ произведений; определять песенность, танцевальность и маршевость в музыке;

Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисун-ке, движении.

Разрабатывать сценарии отдельных сочинений

Формирова-ние этических чувств доброжела-тельности

ЦОР – Мусоргский (353)

Аудиокассе-ты для 3 класса

Вспомнить стихотворения об игрушках, выучить текст песни

«О РОССИИ ПЕТЬ, ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ…»- 6  часов

10

11

 

Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве Древнейшая песнь материнства(Интегрирован-ный Расширение и углубление знаний)

2

 

Образ Богородицы в церковной музыке, стихах поэтов, картинах художников. Молитва, песнопение, картина, икона, поэзия

-«Аве Мария!» Ф.Шуберта, В. Скотта;

-«Богородице Дево, радуйся!» из Всенощного бдения» С.В.Рахманинова;

- песня «Скажи художник» М.Протасова, Н. Бромлей

Образ Владимирской Богоматери в иконах, церковной музыке

Знать произведения, в которых средствами музыкальной выразительности воплощен образ матери.

Уметь проводить интонационно- образный анализ произведений искусства;

-понимать духовную музыку, знать ее особенности;

-размышлять о музыке

Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись).

уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств

Аудиокассе-ты для 3 класса

Вспомнить стихотворение о маме

12

«Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» (Урок повторения, контрольный)

1

  Образ матери. Все самое дорогое, родное, святое связано с мамой

-песня «Мама» В.Гаврилина, В. Шульгиной;

-итальянская песня «Мама» Ч.А.Биксио, Б.Керубини;

-«Снежная песенка» Д.Львова-Компанейца

Уметь правильно дышать при пении, распределять дыхание при исполнении песен с различными динамичаскими оттенками.

Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»

Формирова-ние этических чувств доброжела-тельности

и эмоциональ-но-нравствен-ной отзывчи-вости, пони-мания и сопе-реживания чувствам других людей.

Аудиокассе-ты для 3 класса

Нарисо-вать портрет мамы

13

Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье (Сообщение и  усвое-ние новых знаний)

1

История праздника. Вербное воскресенье. Образ праздника в музыке, песнях, изобразительном искусстве

-песня «Вербочки» А.Блока, А.Гречанинова, Р.Глиэра;

-«Осанна» из рок-оперы «Иисус Христос-суперзвезда» Э.Л.Уэббера;

-«Снежная песенка» Д.Львова-Компанейца

Знать историю праздника Вербное воскресенье.

Уметь проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки

 Иметь представления о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.

Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности

Аудиокассе-ты для 3 класса

Выучить текст песен

14

Святые земли Русской (Сообщение и  усвое-ние новых знаний)

1

Святые земли Русской: княгиня Ольга и князь Владимир. Их «житие» и дела на благо Родины

-«Богородице Дево, радуйся!» из «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова;

-«Величание»;

-«Баллада о князе Владимире»;

-песня «Подарки»   В.Шаинского, М. Пляцковского

Знать имена, жизнь и дела русских святых и князя Владимира

-творчество С.В.Рахманинова

-певческие голоса, виды хоров, средства музыкальной выразительности

 Иметь представления о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.

Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности

Аудиокассе-ты для 3 класса

Выучить текст песни

15

«О России петь, что стремиться в храм…» (Сообщение и  усвое-ние новых знаний)

1

Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской

Знать полные имена, жизнь и дела святых земли Русской

 Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Знакомиться  с жанрами церковной музыки

Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности

Аудиокассе-ты для 3 класса

« ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО!» - 4 часа

16

«Настрою гусли на старинный лад…» (Сообщение и  усвоение новых знаний)

1

Знакомство с жанром былины. Певец-сказитель. Гусли

-«Былина о Добрыне Никитиче», обр.Н.А.Римского-Корсакова

-«Вторая песня Баяна» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки (1 дейс.)

-песня Садко «Ой ты, темная дубравушка…» из оперы «Садко»

Н.А.Римского-Корсакова;

-песня «Подарки»   В.Шаинского, М. Пляцковского

Знать определение былины, ее историю развития и содержательный аспект;

- популярные в России музыкальные инструменты, виды оркестров

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях

 Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.

Рассуж-дать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.

ЦОР –Былины (232)

Аудиокассе-ты для 3 класса

Вспомнить былину о Добрыне Никитиче Выполнить рисунок по теме «Бой Добрыни со Змеем Горынычем»

17

Певцы русской старины (Расширение и углубление знаний)

1

Образы народных сказителей былин Баяна и Садко в операх русских композиторов. Былинный напев. Подражание гуслярам

-«Садко и Морской царь», русская былина;

-«Волшебный смычок», норвежская народная песня;

-«Океан-море синее» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова

Знать имена былинных сказителей.

Уметь проводить сравнительный анализ музыки

Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.

Рассуж-дать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.

ЦОР –Былины (практика и тест)

Аудиокассе-ты для 3 класса

Вспомнить былину о Садко

18

Сказочные образы в музыке (Сообщение и  усвоение новых знаний)

1

Образ Леля в опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». Песня меццо-сопрано. Сопровождение оркестра

-Третья песня Леля: « Туча со громом сговаривалась» из 3-го дейст. Оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова

Знать понятие меццо-сопрано

 Уметь проводить интонационно-образный анализ

Принимать участие в традиционных праздниках народов России.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей.

Выразите-льно, интонацион-но осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

ЦОР –«Снегурочка» (722)

Аудиокассе-ты для 3 класса

19

Народные традиции и обряды. Масленица. (Интегрирован-ный . Расширение и углубление знаний)

1

Знакомство со сценами масленичного гуляния из оперы « Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. Сопоставление. Мелодии в народном стиле. Звучащие картины

-хор «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова;

-«Проводы зимы» Н.А.Римского-Корсакова, И.Устюжанина

Знать содержание народного праздника «Масленица»

Уметь проводить образный и сравнительный анализ музыки и картин русских художников;

-исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения

Принимать участие в традиционных праздниках народов России.

Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей.

Выразите-льно, интонацион-но осмыслен-но исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Аудиокас-сеты для 3 класса

Вспомнить  масленич-ные русские народные песни, игры, забавы

В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ- 7 часов

20 21

Опера  М.И. Глинки «Руслан и Людмила» (Расширение и углубление знаний)

2

Сцена из оперы. Характеристики главных героев. Увертюра в опере «Руслан и Людмила»

-Речитатив и ария Руслана (2-е действ.), увертюра;

-«Каватина Людмилы»                            (1 действ);

-Сцена Наины и Фарлафа; рондо Фарлафа (2 действ) из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»;

-«Проводы зимы» Н.А.Римского-Корсакова, И. Устюжанина

Знать понятия ария, баритон, сопрано, бас, рондо, увертюра, опера.

Уметь интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.

Участво-вать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.)

ЦОР – « Руслан и Людмила» (721)

Презентация «Руслан и Людмила»

Аудиокас-сеты для 3 класса

Вспомнить поэму А.С.Пушки-на « Руслан и Людмила»

22

Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика» (Сообщение и  усвоение новых знаний)

1

Знакомство с содержанием и музыкой оперы К.Глюка «Орфей и Эвридика»

-«Хор фурий», « Мелодия» из 2-го действ. оперы «Орфей и Эвридика» К.В.Глюка;

-«Веснянка», украин. Нар.песня, обр.А.Луканина;

-«Закликание весны», обр.К.Квитки

Знать и понимать:

-творчество К.В.Глюка;

-инструменты симфонического оркестра.

Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.

Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.

Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.

Аудиокас-сеты для 3 класса

Нарисовать рисунок по теме

23

Опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (Расширение и углубление знаний)

1

Сцены из оперы, характеристика- образы главных героев оперы «Снегурочка»

-Ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» ( из пролога), «Люблю и таю» (4-е действ.)

-шествие и каватина царя Берендея;

-пляска скороходов;

-хор «Свет и сила»  из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова;

-песня « Звуки музыки Р.Роджерса, М. Цейтлиной

Знать понятия: ария, сопрано, тенор, тембр, опера; состав и тембры инструментов симфонического оркестра

 Уметь проводить на интонационно-образный анализ.

Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.

Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.

.

Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах

ЦОР –

Вспомнить сказку А.Н.Остров-ского «Снегуро-чка» выучить текст песни

«Снегурочка» (722) (355)

Аудиокас-сеты для 3 класса

24

Опера Н.А.Римского-Корсакова «Садко» (Расширение и углубление знаний)

1

Знакомство с музыкой и увертюрой опреы. Зерно-интонация. Развитие музыки. Трехчастная форма.

Знать понятия инторнация, увертюра, трехчастная форма, опера.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.

Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности

 ЦОР – «Садко»(355)Презентация на тему: «Садко» Аудиокас-сеты для 3 класса

Выполнение рисунка по представле-нию картины моря.

25

Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица» (Сообщение и  усвое-ние новых знаний)

1

Вступление к балету. Тема характеристики главных героев. Сцены из балета, интонационно-образное развитие  музыки сцена бала

-«Интродукция»;

-«Вальс»;

-кода и финал 1-го действ. оперы «Спящая красавица» П.И.Чайковского;

-песня « Звуки музыки Р.Роджерса, М. Цейтлиной

Знать понятие балет, интонация.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.

Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.

Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности

ЦОР- «Спящая красавица»

Аудиокас-сеты для 3 класса

Выучить текст песни

26

В современных ритмах (Сообщение и  усвоение новых знаний)

1

Знакомство с жанром мюзикла. Мюзикл А.Рыбникова « Волк и семеро козлят». Особенности содержания музыкального языка, исполнение.

 -песня « Звуки музыки Р.Роджерса, М. Цейтлиной;

-мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад», А.Рыбникова;

-песня «Мы дружим с музыкой» И.Гайдна, П. Синявского

Знать понятия: мюзикл, содержание мюзикла.

Уметь выразительно исполнять фрагменты из мюзикла;

-передавать настроение музыки и его изменение в пении

Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.

Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности

Аудиокас-сеты для 3 класса

Нарисовать рисунок по теме урока

 В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ - 5 часов

27

Музыкальное состязание (Сообщение и  усвое-ние новых знаний)

1

Знакомство с жанром инструментального концерта. Мастерство исполнителей и композиторов

-Концерт№1 для фор-но с оркестром (финал) П.И.Чайковского;

-песня «Мы дружим с музыкой» И.Гайдна, П.Синявского

-песня « Музыкант-турист» Ю.Чичкова, И. Белякова

Знать понятия концерт, композитор, исполнитель, слушатель, вариационное развитие Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

-делать разбор музыкального произведения, понимать средства музыкальной выразительности

 

Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.  

Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности

Аудиокас-сеты для 3 класса

Выучить текс песни

28

Музыкальные инструменты- флейта и скрипка (Расширение и углубление знаний)

1

Выразительные возможности флейты и скрипки, история их появления. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

-«Шутка» И.С.Баха;

-симфоническая сказка «Петя и волк» С.С.Прокофьева;

-«Мелодия» П.И.Чайковского;

Каприс№ 24 ( соло для скрипки) Н.Паганини;

-«Волшебный смычок», норвежская народная песня;

- песня « Музыкант-турист» Ю.Чичкова, И. Белякова

Знать тембр флейты и скрипки.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

-размышлять о музыке, оценивать ее эмоцональный характер, определять образное содержание;

-правильно дышать при пении, распределять дыхание по фразам

-передавать настроение музыки и ее  изменение в пении

 Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.

Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности

Аудиокассе-ты для 3 класса

Выучить текс песни

29

Сюита Э.Грига «Пер Гюнт» (Сообщение и  усвое-ние новых знаний)

1

Знакомство с сюитой Э. Грига «Пер Гюнт». Контрастные образы сюиты. Вариационное развитие. Песенность , танцевальность, маршевость.

-«Утро», «В пещере горного короля»,                   « Танец Анитры»,                « Смерть Озе», «Песня Сольвейг» из сюиты « Пер Гюнт» Э. Грига;

Песня «Всюду музыка живет» Я.Дубравина, В.Суслова

Знать понятия: вариационное развитие, песенность, танцевальность, маршевость, сюита.

Уметь проводить  интонационно-образный анализ прослушанной музыки;

-определять на слух основные жанры музыки ( песня, таней, марш)

  Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения

Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональ-но-ценност-ном отноше-нии к искусству, понима-нии его функций в жизни человека и общества

Аудиокассе-ты для 3 класса

Нарисовать рисунок по теме урока

30

Симфония «Героическая» Л.Бетховена (Сообщение и  усвоение новых знаний)

1

Знакомство с музыкой «Героической» симфонии Л.Бетховена. Контрастные образы симфонии

-2-я часть и финал «Героической» симфонии ОЛ.Бетховена;

-песня «Музыкант-турист» Ю.Чичкова, И.Белякова;

-песня «Всюду музыка живет» Я.Дубравина, В. Суслова

Знать понятие симфония, дирижер, тема, вариации

\Уметь проводить интонационно-образный анализ

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.     

Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональ-но-ценност-ном отноше-нии к искусству, понима-нии его функций в жизни человека и общества

ЦОР –Бетховен (443)

Аудиокассе-ты для 3 класса

Придумать ритмиче-ский рисунок

31

Мир Л. Бетховена (Сообщение и  усвоение новых знаний)

1

Темпы. Сюжеты и образы музыки. Л.Бетховена. Трагедия жизни.

-музыка Л. Ван Бетховена:

-«Лунная соната №14;

-«К Элизе»;

- «Сурок»;

- песня «Всюду музыка живет» Я.Дубравина, В. Суслова

Знать понятия: выразительность и изобразитель-ность музыки, мелодия, аккомпанемент, лад.

Уметь проводить интонационно-образный анализ

   Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

Различать на слух старинную и современную музыку.

Узнавать тембры музыкальных инструментов.

Называть исполнитель-ские коллек-тивы и имена известных отечествен-ных и зарубежных исполнителей

Аудиокас-сеты для 3 класса

Нарисовать рисунок по теме

«ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ, ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ…» - 3 часа

32

Джаз- музыка XX века (Сообщение и  усвоение новых знаний)

1

Джаз- музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты и исполнители.

-«Я поймал ритм» из мюзикла «Безумная девчонка» Дж. Гершвина, А. Гершвина;

-«Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бес»                           ( 1действ) Дж.Гершвина

-песня «Чудо-музыка» Д.Б,Кабалевского, З. Александровой

Знать понятия: импровизация, ритм, особенности джазовой музыки.

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях

 Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами.

Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты.

 

Импрови-зировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.

ЦОР –Джаз. Истоки джаза.

Аудиокас-сеты для 3 класса

Придумать ритмиче-ский рисунок

33

Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов (Повторение и обобщение знаний)

1

Сходство и различие музыкальных образов, языка Э.Грига и П.И.Чайковского, С.С. Прокофьева и Г.В.Свиридова. Музыкальные иллюстрации

Знать понятия: кантата, хор, симфонический оркестр, вокальная инструментальная музыка;. Особенности музыкального языка разных композиторов

 Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений.

Различать характерные черты языка современной музыки.

Аудиокас-сеты для 3 класса

34

«Прославим радость на земле!» (Повторение и обобщение знаний)

1

Музыка- источник вдохновения и радости. Нестареющая музыка В.А.Моцарта

-Симфония №40 (1 и 4 части) В.Моцарта;

-симфония №9                         ( финал) Л. ван Бетховена;

-викторина из разученных за год песен

Знать понятия: опера, симфония

Уметь находить радостные, торжественные интонации, характеризовать, какими средствами выразительности, звучанием каких инструментов это достигается

-определять и сравнивать характер

 Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.

Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания.

   

Участво-вать в подготовке заключительного урока-концерта.

Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.

Викторина Аудиокассеты для 3 класса

ИТОГО: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке, 5 класс

Рабочая программа по музыке, 5 класс...

Рабочая программа по музыке, 6 класс

Рабочая программа по музыке, 6 класс...

Рабочая программа по музыке 5-8 классы

Программа предмета «Музыка» для 5-8 классов общеобразовательных учреждений составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного обще...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 5 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 5 КЛАСС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 6 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 6 КЛАСС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 7 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 7 КЛАСС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 8 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ 8 КЛАСС...