статья: социально-нравственное воспитания детей в современных условиях
статья на тему

Зайцева Наталья Леонидовна

статья рассматривает вопрос социально-нравственного воспитания детей в современных условиях. Актуальный вопрос который рассматривает современная педогогика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.51 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Л.ЗАЙЦЕВА

(педагог организатор ГБОУ СПО РХ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса» Республика Хакасия город Абакан»)

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматриваются вопросы социально-нравственного воспитания детей в современных условиях, они  являются одной из актуальных проблем и рассматриваются отечественной педагогикой как приоритетное направление исследований по формированию личности дошкольника.

Ключевые слова: дошкольник, мораль, нравственность, социализация.

«Нравственность заложена в характере» утверждал немецкий философ И. Кант. А характер, как известно, формируется в детстве. И только от нас педагогов и родителей зависит какими вырастут наши дети. Как они смогут социализироваться в современном обществе и как сложится их дальнейшая жизнь.

Мораль, как понятие этики, представляет собой «систему норм и ценностей, которую, в конечном счете, ориентируют человека на благо других людей. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но и также, чтобы эти действия были совершены намеренно и в результате свободного и бескорыстного решения человека».

Все более весомо в педагогических кругах утверждается положение о том, что дошкольный возраст имеет главенствующее значение в формировании личности ребенка, и является в дальнейшем согласно высказыванию А.В. Запорожец «фундаментом формирования гармоничной личности».

Начиная с дошкольного возраста, ребенок как «губка» впитывает в себя огромный поток информации, источником которой служат семья, детский сад, школа, коллектив, средства массовой информации, кино, телевидение, интернет. При этом влияние на ребенка последних источников информации в современных условиях значительно усиливается.

К сожалению, в этом возрасте понять, истинную ценность этой информации, какой след она оставляет в его психике и как повлияет на формирование социально-нравственных и духовных жизненных ценностей,  ребенок не может. Поэтому основной задачей педагогов является объяснить и привить ребенку те жизненные позиции и выбрать тот «нужный» поток информации, который в дальнейшем станет положительной основой развития его нравственности и культуры поведения в обществе.

Социально-нравственное воспитание, как вид работы педагога, включает понятие социализация и понятие нравственность. При этом под социализацией понимается процесс усвоения дошкольником образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в окружающем его обществе. При этом немаловажное значение имеет то, что ребенок не просто, что-то знает и умеет, но и умело применяет свои знания на практике, активно включается в социальную среду.

Под понятием нравственность понимается внутренняя установка дошкольника действовать согласно своей совести и свободной воле. В разговорной речи и литературе термин чаще всего употребляется как синоним морали, иногда - этики.

Таким образом, центральным стержнем данных понятий является конкретный ребенок, его знания, умения, поступки, его отношения к той или иной ситуации, среда, в которой он обитает, и в которой формируются его взгляды. Стремясь, стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения. У детей старшего дошкольного возраста формируется представления о явлениях общественной жизни, о труде взрослых и его общественной значимости, о патриотизме, о нормах поведения в коллективе сверстников, об уважительном отношении к взрослым. Однако у многих детей даже старшего дошкольного возраста некоторые понятия, такие как патриотизм, долг и честь нередко задерживаются на уровне элементарных эмпирических знаний. При этом дети не вкладывают в эти понятия их социальную ценность и не осознают свои поступки и свое поведение как социально значимое. В современных условиях организация воспитателем педагогического процесса на основе личностно ориентированной модели, предусматривающей их тесное взаимодействие и учитывающей наличие у ребенка собственных суждений, предположений и несогласий способствует наиболее эффективному решению задач социально-нравственного развития дошкольников в современных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Система патриотического воспитания в современных условиях»

В методической разработке показан структура и содержание педсовета....

Теоретические основы социально – нравственного воспитания

Презентация "Теоретические основы социально – нравственного воспитания"...

Игровая технология "Социально-нравственное развитие детей в сюжетно-ролевых играх"

Игровая технология "Социально-нравственное развитие детей в сюжетно-ролевых играх" Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, резу...

Статья "Основные стили воспитания детей"

Статья знакомит с понятием "воспитание" и "стиль воспитания".  Дает характеристику основным стилям воспитания.Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля...

Статья на тему: «Воспитание сказкой. Роль сказки в воспитании и развитии детей»

Статья на тему: «Воспитание сказкой. Роль сказки в воспитании и развитии детей» Сказки – древнейшее средство нравственного, этического воспитания, они формируют поведенческие ст...

Статья Половое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Здоровое поколение».

Подростки должны осознавать важность настоящей любви и знать, что сексуальные отношения существуют не ради секса, а во имя высшего выражения зрелой любви.  В подростковом возрасте происходит бурн...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Социально-нравственное воспитание старших дошкольников посредством сказок»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Социально-нравственное воспитание старших дошкольников посредством сказок»«Орудием и посредником воспитания должна быть любовь»В.Г. БелинскийСо...