Теоретические основы социально – нравственного воспитания
презентация к уроку на тему

Жаринова Елена Григорьевна

Презентация "Теоретические основы социально – нравственного воспитания"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теоретические основы социально – нравственного воспитания Отделение дошкольного образования преподаватель Жаринова Е.Г.

Слайд 2

Нравственность - внутренние духовные и душевные качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и к природе. Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Слайд 3

Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений личности, достигнутый уровень нравственной воспитанности, под влиянием многих факторов (нравственное воспитание, влияние социальной среды, самовоспитание и т.д.).

Слайд 4

Проблема нравственного развития в большинстве психологических исследований рассматривается в рамках индивидуального сознания:представлений о нормах морального поведения, о правильных и неправильных поступках. Важной составной частью в большинстве существующих программ образования дошкольников является нравственное (или социально-эмоциональное) воспитание.

Слайд 5

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного становления моральных установок и нравственных чувств, поэтому в этот период именно нравственное воспитание приобретает особую значимость.

Слайд 6

зарубежные психологи, такие как Ж. Пиаже, Л. Колберг , Г. Айзенк , А. Бандура и Р. Уолтер ; отечественные психологи: С.Г. Якобсон, Е.В. Субботский , О.Г. Дробницкий , Л.И. Божович , Д.Б. Эльконин и др. Рассматривались следующие вопросы: моральное поведение (механизмы его становления); морально ценные и одобряемые отношения к другим людям, способность считаться с ними и проявлять сочувствие; моральные знания, суждения и представления, понимание моральных требований, усвоение критериев моральной оценки; моральные переживания – чувство вины при нарушении норм. Исследованиями в данном направлении занимались:

Слайд 7

Выдающиеся советские педагоги Крупская Н.К. и Макаренко А.С. неоднократно подчеркивали, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственных черт характера. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. К 6-7 годам у ребенка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам. Психофизиологические особенности детей дошкольного возраста создают благоприятные возможности для морального воспитания (высокая восприимчивость, легкая обучаемость ), что обусловлено пластичностью их нервной системы, ее способностью активно реагировать на воздействия, поступающие из окружающей среды.

Слайд 8

ЗНАНИЯ и ПРЕДСТАВЛЕНИЯ + МОТИВЫ + ЧУВСТВА И ОТНОШЕНИЯ + НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ + ПОСТУПКИ И ПОВЕДЕНИЕ = НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО. Проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Главная особенность - отсутствие принципа взаимозаменяемости (каждый компонент важен и не может быть исключен или заменен другим). При этом носит гибкий характер, т.к. последовательность компонентов может меняться (в зависимости от сложности качества и возраста воспитанников). Механизм нравственного воспитания.

Слайд 9

а ) представления о социальном окружении, об общественных событиях, доступных их пониманию (о родном доме, родном крае, неповторимости его природы и красоты, о народном эпосе, сказаниях, о подвигах, мужестве и смелости героев, их славных делах), рождающие чувство гордости, начала патриотизма ; б) знания о труде людей; о том, что все окружающее – результат труда многих поколений , создавших материальные и духовные ценности общества: дом, в котором живет ребенок; школа, в которой он будет учиться; лес, парк, речка, сад , которые сохраняются благодаря труду людей; в) знания о природе, растительном и животном мире, которые становятся основой для воспитания любви к Родине, побуждают к заботе о животных и растениях родного края, вызывают чувство восхищения, поддерживают эмоционально положительное состояние ; За период дошкольного детства у детей формируются:

Слайд 10

г ) знания о себе как субъекте деятельности, отношений, интересов. Осознание своего «Я», адекватная самооценка своих знаний, возможностей, достижений , отношения к людям вызывают стремление стать лучше, доброжелательнее , активнее в проявлении моральных качеств; д ) знания о моральных нормах общества, сохраняющихся в народных традициях , обычаях, а также в правилах, регулирующих отношения между людьми на основе справедливости и гуманизма. Наполненные чувствами, эти знания становятся мотивами поведения детей, побуждают к нравственно ценным поступкам, к сопротивлению негативным действиям и отрицательному отношению к ним.

Слайд 11

1 группа: задачи по формированию механизма нравственного воспитания (формирование нравственных представлений, чувств, привычек и т.д .) – носят постоянный , неизменный характер; 2 группа: задачи отражающие потребности общества в людях, обладающих конкретными качествами. Задачи нравственного воспитания подвижны, т.к. на их содержание оказывает влияние исторический этап, особенности возраста, конкретные условия жизни. Задачи второй группы сгруппированы в 4 блока: - воспитание гуманных чувств и отношений; - воспитание начал патриотизма и интернационализма; - воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться; - воспитание начал коллективизма. Задачи нравственного воспитания.

Слайд 12

Высокий уровень взаимоотношений между взрослыми и детьми, отношений взрослых к детям. Потребность в общении — важная социальная потребность, и взрослый является источником, удовлетворяющим эту социальную потребность. Конечно , содержание общения должно быть педагогически ценным, тогда оно окажет на ребенка нужное нравственное воздействие. Условие нравственного воспитания дошкольников -

Слайд 13

нормативно-ориентированное ( ведущая роль принадлежит моральной саморегуляции ) ; эмоционально-ориентированное ( ведущая роль принадлежит сопереживанию и сочувствию) Основные подходы к социально-нравственному развитию дошкольников:

Слайд 15

В современной отечественной литературе по культурологии свой вариант классификации ценностей предлагает Борис Ерасов: витальные - жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние и т.д.; социальные - семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство, патриотизм и пр.; политические - гражданские свободы, законность, конституция, мир и др.; 4) моральные - добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям и т.п. религиозные - Бог, Священное Писание, вера и пр .; эстетические - красота, стиль, гармония и др .

Слайд 16

Найти классификацию ценностей, наиболее «близкую» именно Вам по содержанию. Домашнее задание:

Слайд 17

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по дисциплине "Теоретические основы социальной работы"

Контрольная работа по теме «Методологические основы социальной работы»....

Презентация Теоретическое основы изучения пожилых и инвалидов как объектов социальной работы по дисциплине МДК Технология социальной работы с пожилыми и инвалидами

Данная презентация может быть полезна как студентам специальности 040401 " социальная работа" СПО, так и преподавателям данного направления....

статья: социально-нравственное воспитания детей в современных условиях

статья рассматривает вопрос социально-нравственного воспитания детей в современных условиях. Актуальный вопрос который рассматривает современная педогогика....

Взаимодействие социальных институтов по нравственному воспитанию подростков группы риска

Взаимодействие социальных институтов по нравственному воспитанию подростков группы риска...

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвя...

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Социально-нравственное воспитание старших дошкольников посредством сказок»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Социально-нравственное воспитание старших дошкольников посредством сказок»«Орудием и посредником воспитания должна быть любовь»В.Г. БелинскийСо...