Социально-реабилитационная программа на тему "С чистым сердцем"направленная на духовно-нравственное воспитание.
методическая разработка
Методическая разработка программы на тему "С чистым сердцем"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство социальной политики Нижегородской области
Государственное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Лысковского муниципального округа»
Утверждено:
Приказом и.о. директора ГБУ
«СРЦН Лысковского
муниципального округа»
_________Китаева Е.Н
№___от «__»_______2023г.
Социально-реабилитационная программа
«С чистым сердцем»
Возраст обучающихся от 7 лет
Срок реализации программы 5 месяца
Автор-составитель:
воспитатель 1 квалификационной категории
Медведева Анфиса Александровна
г.Лысково
2023 г.
Пояснительная записка
Социально-реабилитационная программа "С чистым сердцем" направлена на ознакомление воспитанников с русскими народными праздниками и традициями. Программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании несовершеннолетних, основанные на их приобщении к русской народной культуре. Программа построена с учетом возрастных и психологических особенностей несовершеннолетних и направлена на развитие эмоциональной сферы воспитанников, а также на стимулирование творческой деятельности по освоению народной культуры.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности, уважение к старшим, забота о младших - заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром данной программы.
Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в детстве. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
В настоящее время отсутствие или недостаточное развитие патриотизма стало глобальным вопросом в воспитании подрастающего поколения. Эта проблема особенно остра в воспитании несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Воспитанники, поступающие в Центр, имеют слабое представление о русских народных праздниках, играх, забавах, развлечениях, составляющих основу национальной культуры России и их предков, не имеют представления о социальных и моральных нормах поведения, нравственных ценностях общества. У них узкий кругозор, высокий уровень агрессии и тревожности. Педагогическая и психологическая безграмотность родителей, истощение эмоциональных форм общения, их низкий образовательный уровень – основные факторы, влияющие на отсутствие у несовершеннолетних представлений об общечеловеческих ценностях.
Опыт работы в социально-реабилитационном центре по приобщению воспитанников к русской народной культуре является результатом наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития личности несовершеннолетнего, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения опыта общественной жизни имеет решающее значение в становлении основ личности.
Программа строится на сочетании разных направлений деятельности: в процессе занятий воспитанники знакомятся с русскими народными праздниками и играми, а также с основами фольклора. Кроме того, несовершеннолетние привлекаются к практической деятельности по сохранению и возрождению традиционной празднично-игровой культуры, учатся записывать русские народные игры и фольклор, изготавливать некоторые игры и игрушки, участвуют в проведении календарных праздников.
Новизна программы
Необычность и новизна, разнообразие окружающего мира, которые открываются воспитанникам с помощью сказок, народного фольклора, промыслов способствуют эмоциональному воздействию на несовершеннолетних. Это вызывает удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей посредством участия в праздниках и развлечениях.
Более эффективному приобщению несовершеннолетних к народно культуре будет способствовать проведение детских праздников и развлечений, тематика которых охватывает главные элементы этнической культуры (устное народное творчество и фольклор, элементы быта, декоративно-прикладного искусства и т.д.)
Аналитическое обоснование реализации программы
Для определения уровня знаний воспитанников о русских народных праздниках, русских народных играх им были предложены вопросы.
- Какие зимние русские народные праздники вы знаете?
- Какие рождественские игры вы знаете?
- Какие "Святочные" игры и обряды вы знаете?
- В какие игры играют на Масленицу?
- Какие весенние русские народные праздники вы знаете?
- Что такое "Сороки"?
- Какие летние русские народные праздники вы знаете?
- В какие игры играют на Ивана Купала?
- Какие осенние русские народные праздники вы знаете?
- Что такое "Осенины"?
- В какие игры играют на празднике "Осенины"?
На каждый вопрос разрешалось давать не один, а несколько ответов. Все показатели суммировались и переводились в процентное соотношение.
Знает названия 8-10 русских народных праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает. Участвует в подготовке и проведении. Знает названия 15 русских народных игр, знает правила, может самостоятельно организовать и провести игру, может научить других воспитанников. Собирает материал для стенгазеты, участвует в ее выпуске.
Средний уровень
Знает названия 4-7 русских народных праздников, является участником праздников, рассказывает стихи. Знает названия 10 русских народных игр, знает правила игр, может самостоятельно организовать и провести 5 игр. Участвует в выпуске стенгазеты.
Низкий уровень
Знает названия 1-3 русских народных праздников, участвует в праздниках в качестве наблюдателя, может выучить небольшое стихотворение, спеть со всеми вместе песню. Знает названия 1-3 русских народных игр, их правила.
Не может самостоятельно провести игру.
Уровень знаний воспитанников русских народных праздников и игр
Диаграмма в %
Вывод: высокий уровень – 0 чел. (0%);
средний уровень – 1 чел. (25%);
низкий уровень – 3 чел. (75%).
Данные, полученные в ходе опроса, говорят о недостатках у несовершеннолетних в знаниях русских народных игр и праздников, умениях играть. В связи с этим возникла необходимость формирования игровых, коммуникативных навыков у воспитанников, находящихся в социально-реабилитационном центре. Результаты диагностики послужили основой для создания программы «С чистым сердцем», направленной на ознакомление воспитанников с русскими народными праздниками и традициями.
Концептуальные основы
Программа "С чистым сердцем" построена с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников.
В разное время к проблеме приобщения несовершеннолетних к этнокультуре своего региона обращались многие педагоги и ученые.
Выдающиеся педагоги прошлого Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Г.И. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и другие - указывали на необходимость развития национальной школы.
Ян Амос Каменский, родоначальник педагогики, был верным сыном своего народа. Уже первые его работы носили народно-педагогический, национально-педагогический характер. Патриотическая преданность своему народу побудила Каменского к внимательному изучению народных традиций воспитания и к их творческому использованию в создании научной теории педагогики.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…». Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, так как оно является живым образцом в процессе народного развития.
Г.С. Виноградов – выдающийся исследователь детского фольклора, быта и проблем воспитания. Народоведение - комплексное изучение быта, нравов, духовной культуры, психологии русского народа, объединяло фольклористические, этнографические интересы ученого.
Педагогические условия приобщения несовершеннолетних к национальной культуре исследовали Г.Н. Волков, Н.С. Иванова, Л.Д. Вавилова, И.А. Лыкова, А.В. Молчев.
"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в ХХ1веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний", - говорит Д.С. Лихачев.
О приобщении несовершеннолетних к национальной культуре говорится в трудах:
- теория духовно-нравственного совершенствования молодого поколения в национально-региональных, жизненно-практических обстоятельствах на базе общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и национальной культуры (В.А. Караковский Д.С. Лихачев);
- воззрения ведущих специалистов по исследуемой проблематике на народную культуру как перспективную форму развития интереса младших школьников к историческому прошлому своего народа и других этносов, их обрядов и традиций (К.Ш. Ахияров, З.Т. Гасанов, Л.А. Ибрагимова, Т.Г. Исламшина).
Приобщение к традициям народа особенно значимо в младшем школьном возрасте. Ребенок, по мнению Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Известно, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в детском возрасте.
В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства.
К сожалению, в современной практике знакомство с фольклорными праздниками обычно происходит эпизодически и осуществляется главным образом через разучивание песен и восприятие музыки. Отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса.
Теоретическую основу программы "С чистым сердцем" составляет концепция, разработанная известным ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской. Ее основные положения изложены в учебном пособии «Педагогика: личность в гуманистически ориентированных теориях и системах воспитания», изданном в Москве и Ростове-на-Дону в 1999 году, и в статье «Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания», опубликованной в 2001 году в первом номере журнала «Педагогика».
Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.
Цель воспитания, как утверждает Е.В. Бондаревская, — это целостный человек культуры. Ядром личности человека культуры, обеспечивающим ее целостность, является субъектность. Именно она обеспечивает единство и меру свободы, гуманности, духовности и жизнетворчества
Человек культуры — это свободная личность способная к самоопределению в мире культуры. Человек культуры — гуманная личность. Человек культуры — это духовная личность.Человек культуры — личность и творческая, и адаптивная.
Вместо модели Евгения Васильевна Бондаревская дарит нам образ свободной духовной личности, ориентированной на ценности мировой и национальной культуры, на творческую самореализацию в мире культурных ценностей, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся социокультурной среде. Это размещение человека в культуре.
Понятия, применяемые в программе:
Национальные традиции - (от лат. traditio - передача) - сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в обыденном сознании правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения людей.
Этнопедагогика - наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов. Термин введён и популяризирован Г. Н. Волковым.
Субъектность - [лат. subjectum — подлежащее] — свойство индивида быть субъектом активности. Применительно к человеку, "быть субъектом" — значит быть носителем идеи Я , а это, в свою очередь, означает, что человек мыслит, воспринимает, переживает и осуществляет себя в качестве причины себя самого.
Культурная идентификация — процесс достижения идентичности, отождествление и приспособление в культуре. В Культурной идентификации происходит построение способов взаимосвязи индивида с бесконечным миром культуры, определяется соотношение внутреннего и внешнего, конечного и бесконечного, адаптации и защиты собственного “Я”.
Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации.
Цель: способствовать социализации несовершеннолетних через ознакомление с русскими народными традициями и праздниками.
Задачи:
Воспитательно-реабилитационные
- воспитывать интерес к русской народной культуре;
- воспитывать чувство патриотизма через знакомство с прошлым и настоящим родного края;
- воспитывать гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.
Развивающие
- развивать художественный вкус, творческие способности;
- развивать коммуникативные навыки и навыки совместной деятельности;
- развивать умения воспитанников самостоятельно и с удовольствием играть.
Информационные
- познакомить с основами русской народной культуры;
- познакомить воспитанников с русскими народными праздниками;
- познакомить несовершеннолетних с многообразием русских народных игр.
Принципы работы по программе
- Природосообразности. Означает отношение к несовершеннолетнему как к части природы, что предполагает его воспитание с учетом закономерностей природного развития, половозрастных особенностей, особенностей психофизической организации и задатков. Принцип сосредоточивает внимание воспитателей на экологической проблематике, включающей как экологически чистую окружающую среду, так и бережное отношение к природе воспитанника, его индивидуальности.
- Культуросообразности. Ориентирует воспитателей на отношение: к детству - как культурному феномену; к воспитаннику - как к субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; к педагогу - как к посреднику между несовершеннолетним и культурой, способному ввести его в мир культуры.
- Индивидуально-личностного подхода. Предполагает отношение к воспитаннику как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке. Принцип ориентирует на учет незавершенности, открытости личности к постоянным изменениям, неисчерпаемости ее сущностных характеристик. Принцип означает непременную направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности несовершеннолетнего, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания.
- Ценностно-смыслового подхода. Направлен на создание условий для обретения несовершеннолетним смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой.
- Сотрудничества. Предусматривает объединение целей воспитанников и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку и общую устремленность в будущее.
Технологии, используемые в социально-реабилитационном процессе
Целенаправленное формирование у воспитанников личностных качеств, развитие у них способностей, предполагает использование в практике элементов современных педагогических творческих технологий.
Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов). Это, прежде всего, полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников, и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.
Коммуникативная технология (Г. Лозанов). Это обучение на основе общения (технология равноправия).
Информационные технологии (Г.К. Селевко). Предполагают использование технологического процесса информации (мультимедийные технологии).
Технология воспитания в сотрудничестве (С.Л. Соловейчик). Это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка.
Игровая технология (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев). Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования воспитанников к деятельности. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и воспитанников через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом задачи включаются в содержание игры.
Здоровьесберегающие технологии (М.М. Безруких, Н.К. Смирнов). Это условия проведения занятий (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик); рациональная организация воспитательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Методы и формы организации деятельности воспитанников
- Методы формирования сознания личности (убеждение, разъяснение, самоанализ, беседа, пример).
- Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, упражнение, педагогическое требование, метод создания воспитывающих ситуаций, иллюстрации и демонстрации).
- Методы стимулирования поведения и деятельности (похвала, поощрение (одобрение), наказание (осуждение), ситуация успеха, самоконтроль, самооценка, взаимооценка).
Формы:
- Праздники народного календаря и развлечения.
- Экскурсии в музей и детскую библиотеку.
- Посещение тематических выставок.
- Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
- Игры (подвижные, хороводные, творческие, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные, игры-путешествия, режиссерские).
- Чтение художественной литературы.
- Рассматривание и обсуждение иллюстраций.
- Конкурсы, конкурсные программы.
- Моделирование ситуаций.
Нормативно-правовое обеспечение программы
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
- Приказ министерства социальной политики Нижегородской области от 13.05.2019 г. № 254 «О направлениях деятельности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Нижегородской области, и иных поставщиков социальных услуг Нижегородской области по реализации государственной семейной политики»;
- Постановление правительства Нижегородской области от 21.06.2016 г. № 377 «О предоставлении социальных услуг поставщиками
социальных услуг несовершеннолетним,их родителям
(законным представителям) в Нижегородской области (с изменениями на 11 февраля 2020 года); - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28;
- Устав государственного бюджетного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних городского округа Воротынский»;
- Положение об отделении социальной реабилитации несовершеннолетних.
Механизм реализации программы. Характеристика группы детей.
Срок реализации Программы - 4 месяца.
Общее количество часов программы - 16 часов.
Продолжительность занятий до 40 минут.
В реализации Программы участвуют воспитанники 7-8 лет.
Группа до 7 человек.
Система набора в группу: соответствует возрасту.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Количество занятий | ||
Теоретические | Практические | Всего | ||
1 раздел Русские народные праздники | 7 | 11 | 16 | |
1. | Быт и традиции русского народа. Экскурсия в краеведческий музей, выставка. | - | 1 | 1 |
2. | Рождество. 2.1.История праздника. 2.2.Рождественские игры. | 1 - | - 1 | 1 1 |
3. | Святки. 3.1.История праздника. 3.2.Святочные игры и обряды. | 1 - | - 1 | 1 1 |
4. | Масленица. 4.1.История праздника. 4.3.Праздник "Масленичные забавы». | 1 - | - 1 | 1 1 |
5. | Сороки. 5.1.История праздника. 5.2.Игры и обряды. | 1 - | - 1 | 1 1 |
6. | Праздник Ивана-Купалы. 6.1.История праздника. 6.2.Игры и забавы, проводимые во время праздника. | 1 - | - 1 | 1 1 |
7. | "Осенины". 7.1.История праздника. 7.2.Праздник с элементами театрализации "Осенины". | 1 - | - 1 | 1 1 |
2 раздел Русские народные игры | 3 | |||
1. | "Оформление стенгазеты "Играем вместе". | - | 1 | 1 |
2. | "Русские народные забавы". | - | 1 | 1 |
3. | "Посиделки на новый лад". | - | 1 | 1 |
Итого | 6 | 10 | 16 | |
Содержание программы
Программа состоит из 2 разделов:
1. Русские народные праздники
2. Русские народные игры
Раздел 1
Русские народные праздники
Тема 1: «Быт и традиции русского народа» - 1 занятия.
Теория
Познакомить воспитанников с понятием народный праздник. Будни и праздники на Руси. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян. Сочетание языческих и христианских праздников. Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды. Роль традиций.
Практика
Экскурсия в Красногорский краеведческий музей. Выставка "Быт и традиции русского народа". Русская изба. Предметы русского быта. Русский народный костюм.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация "Русские народные праздники"
Методическое обеспечение: литература по теме.
Тема 2: «Рождество» - 2 занятия.
Теория
Познакомить воспитанников с историей возникновения праздника Рождества. Рождественская звезда, вертеп, легенда об Иисусе. Значение праздника Рождество в жизни взрослых и детей. Традиции и обряды русского народа во время этого праздника. Рождественские игры.
Практика
Разучивание рождественских игр «Два мороза», «В барыню». Разучивание считалок: "За высокими горами", "Шла Аленка по тропинке", "Ахи-ахи-ахи-ах". Отбор игр для праздника. Проведение фольклорного праздника "Рождество Христово».
Оборудование: мультимедийный проектор, видеофильм "Рождество Христово", музыкальный центр, записи фоновой музыки, атрибуты к играм, иллюстрации по теме.
Методическое обеспечение: литература по теме, памятки по правилам поведения во время игр, карточки по технике безопасности
Тема 3: «Святки» - 2 занятия.
Теория
Познакомить детей с языческими корнями праздника. Зимний солнцеворот. Сроки праздника. История развития праздника, влияние христианства на структуру праздника Традиции и обряды во время праздника. "Коляда". Святочные гадания.
Практика
Разучивание русских народных игр: "Веретено", "Колядок,Разучивание "Коляда" "Ай, спасибо, хозяюшка". Отбор игр для праздника. Проведение фольклорного праздника "Святки".
Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, диски с записями музыки, народные костюмы, палка с прикрепленным к ней диском солнца, украшенным лентами .
Методическое обеспечение: презентация «Святки на Руси», литература по теме, иллюстративный материал.
Тема 4: «Масленица» - 2 занятия.
Теория
Познакомить детей с языческими корнями праздника. Сроки праздника. Структура праздника. Ритуально-обрядная деятельность. Атрибутика праздника.Тематика и символика масленичной недели. Ритуальная кухня.
Практика
Разучивание игр: "Горелки", "Кружочек».Русских народных песен: "Блины", "Масленица", частушек. Проведение фольклорного праздника "Масленица"
Оборудование: мультимедийное оборудование, репродукция картины ,музыкальный центр, записи музыки к песням, хороводам, частушкам.
Методическое обеспечение: презентация; «Масленица Кривошейка», литература по теме, карточки с пословицами, загадками, иллюстративный материал.
Тема 5: «Сороки» - 2 занятия.
Теория
Познакомить воспитанников с историей праздника. История названия. Традиции и обряды во время праздника. Игры и забавы русского народа во время проведения праздника.
Практика
Разучивание русских народных игр: "Солнышко", «Жаворонок», Разучивание считалок: "Вышел месяц из тумана". Разучивание закличек про весну.
Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, записи фоновой музыки, атрибуты для проведения игр.
Методическое обеспечение: презентация «История праздника Сороки», карточки с правилами поведения, карточки со считалками.
Тема 6: «Праздник Ивана Купалы» - 2 занятия.
Теория
Знакомство с праздником Иван Купала, дать понять, что главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Разжигание костров в купальскую ночь. Русские имена. Значение имен в русских национальных традициях. Легенды о празднике. Игры, забавы, обычаи во время праздника.
Практика
Разучивание считалок: "Раз малинка, два малинка»
Разучивание русских народных игр: "Хвосты", "Молчанка".Проведение фольклорного праздника "Едет Ваня в красной шапке".
Оборудование: музыкальный центр, записи музыки, народные костюмы.
Методическое обеспечение: карточки с пословицами, небылицами, потешками; карточки с заданиями.
Тема 7: «Осенины» - 2 занятия.
Теория
История праздника. Предметы русского быта. Национальный костюм Нижегородской области.
Практические занятия
Экскурсия в краеведческий музей. Разучивание русских народных игр:"Горшок", "Огородник и воробей", "Капустка», русских народных песен: "Веники-помелики .Праздник осени в русском национальном стиле "Осенняя ярмарка".
Оборудование: женский народный костюм, детские костюмы с элементами народного костюма, музыкальный центр, записи музыки, деревянные изделия с хохломской росписью.
Методическое обеспечение: иллюстративный материал, карточки с рисунками предметов русского быта.
Раздел 2
Русские народные игры
Тема 1: Оформление стенгазеты "Играем вместе" - 1 занятие.
Практическое занятие
С детьми подобрать материала для стенгазеты (фотографии, стихи, публикации).
Оформление стенгазеты.
Оборудование: ватман, картинки по теме, гуашь, кисточки, клей, карандаши.
Методическое обеспечение: литература по русским народным играм и праздникам.
Тема 2: "Русские народные забавы" - 1 занятие.
Практическое занятие
Проведение с воспитанниками спортивно-конкурсной программы "Русские народные забавы"
Оборудование: музыкальный центр, записи фоновой музыки, костюм скомороха, секундомер, 3 волейбольных мяча, 7 теннисных мячей, канат, веревка, кегли.
Тема 3: "Посиделки на новый лад" - 1 занятие.
Практическое занятие
Проведение с детьми литературно-фольклорного праздника "Посиделки на новый лад".
Оборудование: музыкальный центр, записи русских народных песен, плясовой музыки, частушек.
Методическое обеспечение: литература по теме, карточки с пословицами, народными приметами, загадками.
Ожидаемые результаты
При реализации программы воспитанники будут:
- знать основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;
- знать особенности традиционных календарных праздников;
- знать основные жанры фольклора, в том числе детского;
- знать и уметь играть в народные игры;
- принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать в их организации;
Приобретут навыки:
- совместной деятельности;
- сотрудничества и сотворчества;
- культуры поведения.
Результативность реализации программы будет проверяться опросом, анкетированием.
Формы подведения итогов: праздники, конкурсы, соревнования.
Критерии оценки результативности программы
Показатели | Критерии оценки | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Русские народные праздники | Знает названия 8-10 русских народных праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает. Участвует в подготовке и проведении. Собирает материал для стенгазеты, участвует в ее выпуске | Знает названия 4-7 русских народных праздников, является участником праздников, рассказывает стихи, участвует в выпуске стенгазеты | Знает 2-3 русских народных праздника, участвует в праздниках в качестве наблюдателя, может выучит небольшое стихотворение, спеть со всеми вместе песню |
Русские народные игры | Знает названия 15 русских народных игр, знает правила, может самостоятельно организовать и провести игру, может научить других воспитанников | Знает названия 10 русских народных игр, знает правила игр, может самостоятельно организовать и провести 5 игр. | Знает названия 1-3 русских народных игр, их правила. Не может самостоятельно провести игру. |
Литература
- Ахмедова А. М. Формирование личности младшего школьника средствами народных традиций. // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. — Москва: Буки-Веди, 2014.
- Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Гуманистическая педагогика Марии Монтессори . Помоги мне это сделать самому - М., 2000.
- Большая энциклопедия игр - М.: издательство «Росмен-пресс», 2002.
- Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистически ориентированных теориях и системах воспитания. - М., 2000.
- Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел – М., 2010.
- Исаева С. А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе: Практическое пособие – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. 2008.
- Литвинова М.Ф. «Русские народные игры». Москва, 2004.
- Мартынова А. Н. Потешки. Считалки. Небылицы. – М.2005.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 2009.
- Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.
- Мухлынин М.А. Игровой фольклор и детский досуг. Методическое пособие. – М.: ВНМЦ им. Н.К. Крупской, 2003.
- Панкеев И. А. Русские народные игры – М.: Яуза 2005.
- Пичугин С. С. Подвижные народные игры как форма организации и проведения динамической паузы с детьми младшего школьного возраста. Начальная школа, 2006. – № 1.
- Попов В.В. Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. – М.: Высшая школа,2011..
- Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. -М.: Владос-Пресс, 2001.
- Селиванов Ф.М. Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников – М.: Просвещение, 2010.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2002.
- Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Сост. С.Ф. Егоров - М., Педагогика, 2008.
- Шмаков С. Нетрадиционные праздники вшколе - "Новая школа",Москва, 2005.
- Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. -М.: Владос, 2009.
- Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
по классному руководству на тему: Мировоззренческие и духовно-нравственные основы воспитания во взаимосвязи с прикладной этикой
Обращение к названной теме обусловлено рядом причин:необходимостью преподавания педагогики, в том числе и проблемы духовно-нравственного воспитания с различных мировоззренческих пози...

Возможности осуществления духовно-нравственного воспитания студентов в условиях реализации образовательных программ
Сегодня, когда одной из важных проблем нашего общества является возрождение духовности, когда мы возвращаемся к истокам нашим, у учителя есть богатые возможности для того, чтобы сделать уроки литерату...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях реализации образовательных программ
Опыт работы в направлении духовно-нравственного воспитания обучающихся...
Рабочая программа духовно- нравственного развития обучающихся (гражданско-патриотическое направление).
Рабочая программа духовно- нравственного развития обучающихся (гражданско-патриотическое направление)....
Воспитательная работа по направлению № 2. Духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание. Лекция на тему: «Конфликт и его профилактика в местах лишения, способы выхода из него».
Содержание1. Понятие «Конфликт»…………………………………………………&hell...

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»
Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся «Под чистым небом России»
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области «Амурский колледж ...

