Социально-реабилитационная программа на тему "С чистым сердцем"направленная на духовно-нравственное воспитание.
методическая разработка

Медведева Анфиса Александровна

Методическая разработка программы на тему "С чистым сердцем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialno-reabilitatsionnaya_programma_s_chistym_serdtsem.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социальной политики Нижегородской области

Государственное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Лысковского муниципального округа»

Утверждено:

Приказом и.о. директора ГБУ

«СРЦН Лысковского

муниципального округа»

_________Китаева Е.Н

№___от «__»_______2023г.

Социально-реабилитационная программа

«С чистым сердцем»

Возраст обучающихся от 7 лет

Срок реализации программы 5 месяца

Автор-составитель:

                                                              воспитатель 1 квалификационной категории

Медведева Анфиса Александровна                                                            

г.Лысково

2023 г.

Пояснительная записка

Социально-реабилитационная программа "С чистым сердцем" направлена на ознакомление воспитанников с русскими народными праздниками и традициями. Программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании несовершеннолетних, основанные на их приобщении к русской народной культуре. Программа построена с учетом возрастных и психологических особенностей несовершеннолетних и направлена на развитие эмоциональной сферы воспитанников, а также на стимулирование творческой деятельности по освоению народной культуры.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности, уважение к старшим, забота о младших - заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром данной программы.

Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в детстве. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

В настоящее время отсутствие или недостаточное развитие патриотизма стало глобальным вопросом в воспитании подрастающего поколения. Эта проблема особенно остра в воспитании несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

  Воспитанники, поступающие в Центр, имеют слабое представление о русских народных праздниках, играх, забавах, развлечениях, составляющих основу национальной культуры России и их предков, не имеют представления о социальных и моральных нормах поведения, нравственных ценностях общества. У них узкий кругозор, высокий уровень агрессии и тревожности. Педагогическая и психологическая безграмотность родителей, истощение эмоциональных форм общения, их низкий образовательный уровень – основные факторы, влияющие на отсутствие у несовершеннолетних представлений об общечеловеческих ценностях.

Опыт работы в социально-реабилитационном центре по приобщению воспитанников к русской народной культуре является результатом наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития личности несовершеннолетнего, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения опыта общественной жизни имеет решающее значение в становлении основ личности.

          Программа строится на сочетании разных направлений деятельности: в процессе занятий воспитанники знакомятся с русскими народными праздниками и играми, а также с основами фольклора. Кроме того, несовершеннолетние привлекаются к практической деятельности по сохранению и возрождению традиционной празднично-игровой культуры, учатся записывать русские народные игры и фольклор, изготавливать некоторые игры и игрушки, участвуют в проведении календарных праздников.

Новизна программы

Необычность и новизна, разнообразие окружающего мира, которые открываются воспитанникам с помощью сказок, народного фольклора, промыслов способствуют эмоциональному воздействию на несовершеннолетних. Это вызывает удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей посредством участия в праздниках и развлечениях.

Более эффективному приобщению несовершеннолетних к народно культуре будет способствовать проведение детских праздников и развлечений, тематика которых охватывает главные элементы этнической культуры (устное народное творчество и фольклор, элементы быта, декоративно-прикладного искусства и т.д.)

Аналитическое обоснование реализации программы

        Для определения уровня знаний воспитанников о русских народных праздниках, русских народных играх им были предложены вопросы.

  1. Какие зимние русские народные праздники вы знаете?
  2. Какие рождественские игры вы знаете?
  3. Какие "Святочные" игры и обряды вы знаете?
  4. В какие игры играют на Масленицу?
  5. Какие весенние русские народные праздники вы знаете?
  6. Что такое "Сороки"?
  7. Какие летние русские народные праздники вы знаете?
  8. В какие игры играют на Ивана Купала?
  9. Какие осенние русские народные праздники вы знаете?
  10.  Что такое "Осенины"?
  11. В какие игры играют на празднике "Осенины"?

        На каждый вопрос разрешалось давать не один, а несколько ответов. Все показатели суммировались и переводились в процентное соотношение.

   Знает названия 8-10 русских народных праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает. Участвует в подготовке и проведении. Знает названия 15 русских народных игр, знает правила, может самостоятельно организовать и провести игру, может научить других воспитанников. Собирает материал для стенгазеты, участвует в ее выпуске.

Средний уровень

   Знает названия 4-7 русских народных праздников, является участником праздников, рассказывает стихи. Знает названия 10 русских народных игр, знает правила игр, может самостоятельно организовать и провести 5 игр. Участвует в выпуске стенгазеты.

Низкий уровень

   Знает названия 1-3 русских народных праздников, участвует в праздниках в качестве наблюдателя, может выучить небольшое стихотворение, спеть со всеми вместе песню. Знает названия 1-3 русских народных игр, их правила.

Не может самостоятельно провести игру.

Уровень знаний воспитанников русских народных праздников и игр

Диаграмма в %

Вывод: высокий уровень – 0 чел. (0%);

                         средний уровень – 1 чел. (25%);

                         низкий уровень – 3 чел. (75%).

Данные, полученные в ходе опроса, говорят о недостатках у несовершеннолетних в знаниях русских народных игр и праздников, умениях играть. В связи с этим возникла необходимость формирования игровых, коммуникативных навыков у воспитанников, находящихся в социально-реабилитационном центре. Результаты диагностики послужили основой для создания программы «С чистым сердцем», направленной на ознакомление воспитанников с русскими народными праздниками и традициями.

Концептуальные основы

 Программа "С чистым сердцем" построена с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников.

В разное время к проблеме приобщения несовершеннолетних к этнокультуре своего региона обращались многие педагоги и ученые.

Выдающиеся педагоги прошлого Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Г.И. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и другие - указывали на необходимость развития национальной школы.

Ян Амос Каменский, родоначальник педагогики, был верным сыном своего народа. Уже первые его работы носили народно-педагогический, национально-педагогический характер. Патриотическая преданность своему народу побудила Каменского к внимательному изучению народных традиций воспитания и к их творческому использованию в создании научной теории педагогики.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…». Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, так как оно является живым образцом в процессе народного развития.

Г.С. Виноградов – выдающийся исследователь детского фольклора, быта и проблем воспитания. Народоведение - комплексное изучение быта, нравов, духовной культуры, психологии русского народа, объединяло фольклористические, этнографические интересы ученого.

Педагогические условия приобщения несовершеннолетних к национальной культуре исследовали Г.Н. Волков, Н.С. Иванова, Л.Д. Вавилова, И.А. Лыкова, А.В. Молчев.

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в ХХ1веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний", - говорит Д.С. Лихачев.

О приобщении несовершеннолетних к национальной культуре говорится в трудах:  

- теория духовно-нравственного совершенствования молодого поколения в национально-региональных, жизненно-практических обстоятельствах на базе общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и национальной культуры (В.А. Караковский  Д.С. Лихачев);

- воззрения ведущих специалистов по исследуемой проблематике на народную культуру как перспективную форму развития интереса младших школьников к историческому прошлому своего народа и других этносов, их обрядов и традиций (К.Ш. Ахияров, З.Т. Гасанов, Л.А. Ибрагимова, Т.Г. Исламшина).

Приобщение к традициям народа особенно значимо в младшем школьном возрасте. Ребенок, по мнению Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

           Известно, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа.    Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в детском возрасте.

В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства.

К сожалению, в современной практике знакомство с фольклорными праздниками обычно происходит эпизодически и осуществляется главным образом через разучивание песен и восприятие музыки. Отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса.

Теоретическую основу программы "С чистым сердцем" составляет концепция, разработанная известным ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской. Ее основные положения изложены в учебном пособии «Педагогика: личность в гуманистически ориентированных теориях и системах воспитания», изданном в Москве и Ростове-на-Дону в 1999 году, и в статье «Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания», опубликованной в 2001 году в первом номере журнала «Педагогика».

Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.

Цель воспитания, как утверждает Е.В. Бондаревская, — это целостный человек культуры. Ядром личности человека культуры, обеспечивающим ее целостность, является субъектность. Именно она обеспечивает единство и меру свободы, гуманности, духовности и жизнетворчества

Человек культуры — это свободная личность способная к самоопределению в мире культуры. Человек культуры — гуманная личность. Человек культуры — это духовная личность.Человек культуры — личность и творческая, и адаптивная.

Вместо модели Евгения Васильевна Бондаревская дарит нам образ свободной духовной личности, ориентированной на ценности мировой и национальной культуры, на творческую самореализацию в мире культурных ценностей, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся социокультурной среде. Это размещение человека в культуре.

Понятия, применяемые в программе:

Национальные традиции - (от лат. traditio - передача) - сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в обыденном сознании правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения людей.

Этнопедагогика - наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов. Термин введён и популяризирован Г. Н. Волковым.

Субъектность - [лат. subjectum — подлежащее] — свойство индивида быть субъектом активности. Применительно к человеку, "быть субъектом" — значит быть носителем идеи Я , а это, в свою очередь, означает, что человек мыслит, воспринимает, переживает и осуществляет себя в качестве причины себя самого.

Культурная идентификация — процесс достижения идентичности, отождествление и приспособление в культуре. В Культурной идентификации происходит построение способов взаимосвязи индивида с бесконечным миром культуры, определяется соотношение внутреннего и внешнего, конечного и бесконечного, адаптации и защиты собственного “Я”.

Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации.

Цель: способствовать социализации несовершеннолетних через ознакомление с русскими народными традициями и праздниками.

Задачи:

Воспитательно-реабилитационные

  • воспитывать интерес к русской народной культуре;
  • воспитывать чувство патриотизма через знакомство с прошлым и настоящим родного края;
  • воспитывать гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

Развивающие

  • развивать художественный вкус, творческие способности;
  • развивать коммуникативные навыки и навыки совместной деятельности;
  • развивать умения воспитанников самостоятельно и с удовольствием играть.

Информационные

  • познакомить с основами русской народной культуры;
  • познакомить воспитанников с русскими народными праздниками;
  • познакомить несовершеннолетних с многообразием русских народных игр.

Принципы работы по программе

  • Природосообразности. Означает отношение к несовершеннолетнему как к части природы, что предполагает его воспитание с учетом закономерностей природного развития, половозрастных особенностей, особенностей психофизической организации и задатков. Принцип сосредоточивает внимание воспитателей на экологической проблематике, включающей как экологически чистую окружающую среду, так и бережное отношение к природе воспитанника, его индивидуальности.
  • Культуросообразности. Ориентирует воспитателей на отношение: к детству - как культурному феномену; к воспитаннику - как к субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; к педагогу - как к посреднику между несовершеннолетним и культурой, способному ввести его в мир культуры.
  • Индивидуально-личностного подхода. Предполагает отношение к воспитаннику как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке. Принцип ориентирует на учет незавершенности, открытости личности к постоянным изменениям, неисчерпаемости ее сущностных характеристик. Принцип означает непременную направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности несовершеннолетнего, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания.
  • Ценностно-смыслового подхода. Направлен на создание условий для обретения несовершеннолетним смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой.
  • Сотрудничества. Предусматривает объединение целей воспитанников и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку и общую устремленность в будущее.

Технологии, используемые в социально-реабилитационном процессе

Целенаправленное формирование у воспитанников личностных качеств, развитие у них способностей, предполагает использование в практике элементов современных педагогических творческих технологий.

Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов). Это, прежде всего, полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников, и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

Коммуникативная технология (Г. Лозанов). Это обучение на основе общения (технология равноправия).

Информационные технологии (Г.К. Селевко). Предполагают использование технологического процесса информации (мультимедийные технологии).

Технология воспитания в сотрудничестве  (С.Л. Соловейчик). Это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка.

Игровая технология (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев). Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования воспитанников к деятельности. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и воспитанников через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом задачи включаются в содержание игры.

Здоровьесберегающие технологии (М.М. Безруких, Н.К. Смирнов). Это условия проведения занятий (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик); рациональная организация воспитательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

Методы и формы организации деятельности воспитанников

  • Методы формирования сознания личности (убеждение, разъяснение, самоанализ, беседа, пример).
  • Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, упражнение, педагогическое требование, метод создания воспитывающих ситуаций, иллюстрации и демонстрации).
  • Методы стимулирования поведения и деятельности (похвала, поощрение (одобрение), наказание (осуждение), ситуация успеха, самоконтроль, самооценка, взаимооценка).  

Формы:

  • Праздники народного календаря и развлечения.
  • Экскурсии в музей и детскую библиотеку.
  • Посещение тематических выставок.
  • Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
  • Игры (подвижные, хороводные, творческие, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные, игры-путешествия, режиссерские).
  • Чтение художественной литературы.
  • Рассматривание и обсуждение иллюстраций.
  • Конкурсы, конкурсные программы.
  • Моделирование ситуаций.

Нормативно-правовое обеспечение программы

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
  • Приказ министерства социальной политики Нижегородской области от 13.05.2019 г. № 254 «О направлениях деятельности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Нижегородской области, и иных поставщиков социальных услуг Нижегородской области по реализации государственной семейной политики»;
  • Постановление правительства Нижегородской области от 21.06.2016 г. № 377 «О предоставлении социальных услуг поставщиками
    социальных услуг несовершеннолетним,их родителям
    (законным представителям) в Нижегородской области (с изменениями на 11 февраля 2020 года);
  • Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28;
  • Устав государственного бюджетного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних городского округа Воротынский»;
  • Положение об отделении социальной реабилитации несовершеннолетних.

Механизм реализации программы. Характеристика группы детей.

Срок реализации Программы - 4 месяца.

Общее количество часов программы - 16 часов.

Продолжительность занятий до 40 минут.

В реализации Программы участвуют воспитанники 7-8 лет.

Группа до 7 человек.

Система набора в группу: соответствует возрасту.

Тематическое планирование

Наименование разделов

Количество занятий

Теоретические

Практические

Всего

1 раздел

Русские народные праздники

7

11

16

1.

Быт и традиции русского народа.

Экскурсия в краеведческий музей, выставка.

-

1

1

2.

Рождество.

2.1.История праздника.

2.2.Рождественские игры.

1

-

-

1

1

1

3.

Святки.

3.1.История праздника.

3.2.Святочные игры и обряды.

1

-

-

1

1

1

4.

Масленица.

4.1.История праздника.

4.3.Праздник "Масленичные забавы».

1

-

-

1

1

1

5.

Сороки.

5.1.История праздника.

5.2.Игры и обряды.

1

-

-

1

1

1

6.

Праздник Ивана-Купалы.

6.1.История праздника.

6.2.Игры и забавы, проводимые во время праздника.

1

-

-

1

1

1

7.

"Осенины".

7.1.История праздника.

7.2.Праздник с элементами театрализации "Осенины".

1

-

-

1

1

1

2 раздел

Русские народные игры

3

1.

"Оформление стенгазеты "Играем вместе".

-

1

1

2.

"Русские народные забавы".

-

1

1

3.

"Посиделки на новый лад".

-

1

1

Итого

6

10

16

Содержание программы

Программа состоит из 2 разделов:

1. Русские народные праздники

2. Русские народные игры

Раздел 1

Русские народные праздники

          Тема 1: «Быт и традиции русского народа» - 1 занятия.

Теория

Познакомить воспитанников  с понятием народный праздник. Будни и праздники на Руси. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян. Сочетание языческих и христианских праздников. Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды. Роль традиций.

   Практика

Экскурсия в Красногорский краеведческий музей. Выставка "Быт и традиции русского народа". Русская изба. Предметы русского быта. Русский народный костюм.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация "Русские народные праздники"

Методическое обеспечение: литература по теме.

     Тема 2: «Рождество» - 2 занятия.

   Теория

  Познакомить воспитанников  с историей возникновения праздника Рождества. Рождественская звезда, вертеп, легенда об Иисусе. Значение праздника Рождество в жизни взрослых и детей. Традиции и обряды русского народа во время этого праздника. Рождественские игры.

     Практика

  Разучивание рождественских игр «Два мороза», «В барыню». Разучивание считалок: "За высокими горами", "Шла Аленка по тропинке", "Ахи-ахи-ахи-ах". Отбор игр для праздника. Проведение фольклорного праздника "Рождество Христово».

Оборудование: мультимедийный проектор, видеофильм "Рождество Христово", музыкальный центр, записи фоновой музыки, атрибуты к играм, иллюстрации по теме.

Методическое обеспечение: литература по теме, памятки по правилам поведения во время игр, карточки по технике безопасности

     Тема 3: «Святки» - 2 занятия.

   Теория

Познакомить детей с языческими корнями праздника. Зимний солнцеворот. Сроки праздника. История развития праздника, влияние христианства на структуру праздника Традиции и обряды во время праздника. "Коляда". Святочные гадания.

   

Практика

Разучивание русских народных игр: "Веретено", "Колядок,Разучивание "Коляда" "Ай, спасибо, хозяюшка". Отбор игр для праздника. Проведение фольклорного праздника "Святки".

Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, диски с записями музыки, народные костюмы, палка с прикрепленным к ней диском солнца, украшенным лентами .

Методическое обеспечение: презентация «Святки на Руси», литература по теме, иллюстративный материал.

    Тема 4: «Масленица» - 2 занятия.

  Теория

Познакомить детей с языческими корнями праздника.  Сроки праздника. Структура праздника. Ритуально-обрядная деятельность. Атрибутика праздника.Тематика и символика масленичной недели. Ритуальная кухня.

   Практика

Разучивание игр: "Горелки", "Кружочек».Русских народных песен: "Блины", "Масленица", частушек.  Проведение фольклорного праздника "Масленица"

Оборудование: мультимедийное оборудование, репродукция картины ,музыкальный центр, записи музыки к песням, хороводам, частушкам.

Методическое обеспечение: презентация; «Масленица Кривошейка», литература по теме, карточки с пословицами, загадками, иллюстративный материал.

    Тема 5: «Сороки» - 2 занятия.

   Теория

Познакомить воспитанников с историей праздника. История названия. Традиции и обряды во время праздника. Игры и забавы русского народа во время проведения праздника.

   Практика

Разучивание русских народных игр: "Солнышко", «Жаворонок», Разучивание считалок: "Вышел месяц из тумана". Разучивание закличек про весну.

Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, записи фоновой музыки, атрибуты для проведения игр.

Методическое обеспечение: презентация «История праздника Сороки», карточки с правилами поведения, карточки со считалками.

     Тема 6: «Праздник Ивана Купалы» - 2 занятия.

   Теория

Знакомство с праздником Иван Купала, дать понять, что главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Разжигание костров в купальскую ночь.  Русские имена. Значение имен в русских национальных традициях. Легенды о празднике. Игры, забавы, обычаи во время праздника.

   Практика

Разучивание считалок: "Раз малинка, два малинка»

Разучивание русских народных игр: "Хвосты", "Молчанка".Проведение фольклорного праздника "Едет Ваня в красной шапке".

Оборудование: музыкальный центр, записи музыки, народные костюмы.

Методическое обеспечение: карточки с пословицами, небылицами, потешками; карточки с заданиями.

     Тема 7: «Осенины» - 2 занятия.

   Теория

История праздника. Предметы русского быта. Национальный костюм Нижегородской области.

   Практические занятия

Экскурсия в краеведческий музей. Разучивание русских народных игр:"Горшок", "Огородник и воробей", "Капустка», русских народных песен: "Веники-помелики .Праздник осени в русском национальном стиле "Осенняя ярмарка".

Оборудование: женский народный костюм, детские костюмы с элементами народного костюма, музыкальный центр, записи музыки, деревянные изделия с хохломской росписью.

Методическое обеспечение: иллюстративный материал, карточки с рисунками предметов русского быта.

Раздел 2

Русские народные игры

   Тема 1: Оформление стенгазеты "Играем вместе" - 1 занятие.

   Практическое занятие

С детьми подобрать материала для стенгазеты (фотографии, стихи, публикации).

Оформление стенгазеты.

Оборудование: ватман, картинки по теме, гуашь, кисточки, клей, карандаши.

Методическое обеспечение: литература по русским народным играм и праздникам.

   Тема 2: "Русские народные забавы" - 1 занятие.

   Практическое занятие

Проведение с воспитанниками спортивно-конкурсной программы "Русские народные забавы"

Оборудование: музыкальный центр, записи фоновой музыки, костюм скомороха, секундомер, 3 волейбольных мяча, 7 теннисных мячей, канат, веревка, кегли.

     Тема 3: "Посиделки на новый лад" - 1 занятие.

Практическое занятие

Проведение с детьми литературно-фольклорного праздника "Посиделки на новый лад".

Оборудование: музыкальный центр, записи русских народных песен, плясовой музыки, частушек.

Методическое обеспечение: литература по теме, карточки с пословицами, народными приметами, загадками.

Ожидаемые результаты

При реализации программы воспитанники будут:

  • знать основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;
  • знать особенности традиционных календарных праздников;
  • знать основные жанры фольклора, в том числе детского;
  • знать и уметь играть в народные игры;
  • принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать в их организации;

Приобретут навыки:

  • совместной деятельности;
  • сотрудничества и сотворчества;
  • культуры поведения.

           Результативность реализации программы будет проверяться опросом, анкетированием.

          Формы подведения итогов: праздники, конкурсы, соревнования.

Критерии оценки результативности программы

Показатели

Критерии оценки

Высокий

Средний

Низкий

Русские

народные праздники

Знает названия 8-10 русских народных праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает. Участвует в подготовке и проведении. Собирает материал для стенгазеты, участвует в ее выпуске

Знает названия 4-7 русских народных праздников, является участником праздников, рассказывает стихи, участвует в выпуске стенгазеты

Знает 2-3 русских народных праздника, участвует в праздниках в качестве наблюдателя, может выучит небольшое стихотворение, спеть со всеми вместе песню

Русские

народные

игры

 Знает названия 15 русских народных игр, знает правила, может самостоятельно организовать и провести игру, может научить других воспитанников

Знает названия 10 русских народных игр, знает правила игр, может самостоятельно организовать и провести 5 игр.

Знает названия 1-3 русских народных игр, их правила.

Не может самостоятельно провести игру.

   

   

   

Литература

  1. Ахмедова А. М. Формирование личности младшего школьника средствами народных традиций. // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. — Москва: Буки-Веди, 2014.
  2. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Гуманистическая педагогика Марии Монтессори .  Помоги мне это сделать самому - М., 2000.
  3. Большая энциклопедия игр - М.: издательство «Росмен-пресс», 2002.
  4. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистически ориентированных теориях и системах воспитания. - М., 2000.
  5. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
  6. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел – М., 2010.
  7. Исаева С. А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе: Практическое пособие – М.: Айрис-пресс, 2004.
  8. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. 2008.
  9. Литвинова М.Ф.  «Русские народные игры». Москва, 2004.
  10. Мартынова А. Н. Потешки. Считалки. Небылицы.  – М.2005.
  11. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 2009.
  12. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.
  13. Мухлынин М.А. Игровой фольклор и детский досуг. Методическое пособие. – М.: ВНМЦ им. Н.К. Крупской, 2003.
  14. Панкеев И. А. Русские народные игры – М.: Яуза 2005.
  15. Пичугин С. С. Подвижные народные игры как форма организации и проведения динамической паузы с детьми младшего школьного возраста.  Начальная школа, 2006. – № 1.
  16. Попов В.В. Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. – М.: Высшая школа,2011..
  17. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. -М.: Владос-Пресс, 2001.
  18. Селиванов Ф.М. Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников – М.: Просвещение, 2010.
  19. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2002.
  20. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  21. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Сост. С.Ф. Егоров - М., Педагогика, 2008.
  22. Шмаков С. Нетрадиционные праздники вшколе - "Новая школа",Москва,  2005.
  23. Штинова Г.Н., Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. -М.: Владос, 2009.
  24. Якуб С.К.  Вспомним забытые игры. – М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по классному руководству на тему: Мировоззренческие и духовно-нравственные основы воспитания во взаимосвязи с прикладной этикой

Обращение к названной теме  обусловлено рядом причин:необходимостью преподавания педагогики, в том числе и проблемы духовно-нравственного воспитания с различных мировоззренческих пози...

Возможности осуществления духовно-нравственного воспитания студентов в условиях реализации образовательных программ

Сегодня, когда одной из важных проблем нашего общества является возрождение духовности, когда мы возвращаемся к истокам нашим, у учителя есть богатые возможности для того, чтобы сделать уроки литерату...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях реализации образовательных программ

Опыт работы в направлении духовно-нравственного воспитания обучающихся...

Рабочая программа духовно- нравственного развития обучающихся (гражданско-патриотическое направление).

Рабочая программа духовно- нравственного развития обучающихся  (гражданско-патриотическое направление)....

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся «Под чистым небом России»

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области «Амурский колледж ...