Возможности осуществления духовно-нравственного воспитания студентов в условиях реализации образовательных программ
статья на тему

Колосова Светлана Викторовна

Сегодня, когда одной из важных проблем нашего общества является возрождение духовности, когда мы возвращаемся к истокам нашим, у учителя есть богатые возможности для того, чтобы сделать уроки литературы уроками нравственности, добра и красоты. Уроки литературы должны стать поистине уроками «нравственного прозрения». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kolosovoy.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Краснозаводский химико-механический колледж »

Практико-значимая работа

Тема: Возможности осуществления духовно-нравственного воспитания студентов в условиях реализации образовательных программ

Автор: Преподаватель ГБОУ СПО МО «Краснозаводский химико-механический колледж»

                                    Колосова С.В.

2015

Введение

Воспитание в современном российском обществе реализуется в условиях социально-экономического и политического реформирования, что вызвало наряду с позитивными изменениями и целый ряд серьезных проблем и противоречий.
     Это, в первую очередь, негативно сказалось на российской семье. Многие семьи не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать "защитные" механизмы. Углубляется дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Усилились конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, их депрессивное состояние как следствие правовой, моральной, экономической незащищенности. Все это обусловило резкое снижение воспитательного потенциала семьи, ее роли в социализации детей.
     В результате развития средств массовой информации и коммуникации, введения конституционного запрета на цензуру резко расширилось и преобразилось информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. Существенно расширился доступ детей к информации и материалам, распространяемым через прессу, телевидение, 
радио, компьютерные, информационные сети. Это очень даже неплохо, однако в этих условиях духовное и психическое развитие детей существенно деформируется информацией о сексе, насилии, преступности, наркомании, проституции.
     И самое негативное, что произошло в первые годы независимой России, это посылка о том, что в школе не надо воспитывать, надо только обучать, что воспитание - это насилие над личностью. То есть фактически было устранено воспитание как задача образования. Ослабление воспитательных функций образовательных учреждений оказало негативное влияние на состояние коллективов обучающихся, их роль в управлении делами учебных заведений, самоуправлении, что в свою очередь отрицательно сказалось на формировании социального опыта подрастающего поколения.
     Все в целом привело к ломке и разрушению системы ценностей, соответственно, к небывалому духовному кризису.
     В этих условиях очевидна необходимость выбора новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов образования и воспитания.     Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной мировоззренческой базой воспитания и развития детей. 

Духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у молодежи, а также качеств патриота и защитника Родины.

В Законе РФ «Об образовании» духовно-нравственное воспитание рассматривается как важнейший приоритет государственной образовательной политики. Оно направлено на духовную и социальную консолидацию российского общества, укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ национального самосознания.

Эти перспективные политические идеи были положены в основу Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения.

В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска путей, которые позволят сохранить духовно-нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания. На сохранение духовно-нравственных компонентов в воспитании подрастающего поколения ориентирует Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации Российского образования, Программа развития воспитания в системе образования России.

Развитие общества убеждает, что нравственное содержание духовной жизни не прочно. Мы постоянно сталкиваемся с актами вандализма, немотивированных убийств, жестоких пыток. Выход ситуации, очевидно, состоит во внутреннем, а не только в информационном приобщении каждого человека к культуре. На мой взгляд, гуманитарное образование в и школе, и колледже, и в училище, помогает растущему человеку обрести ценностные ориентиры и избавиться от агрессии. Гуманитарное образование в современной школе приобретает роль спасательного круга, который брошен в водоворот современных конфликтов, раздирающих общество. Гуманитарное образование позволяет влиять на сознание ребят. Оно воспитывает терпимость не только потому, что наполнено нравственными истинами, но и потому, остановить агрессию способны, возможно, восхищение красотой мира, отзывчивость души, способной чужое горе или радость ощутить, как собственное, личное потрясение.

Духовно-нравственное воспитание в учебной деятельности традиционно осуществлялось преподавателями гуманитарных дисциплин, таких как: литература, история и обществознание, музыка, изобразительное искусство, краеведение. В рамках образовательных программ учащиеся знакомятся с историческим прошлым нашего народа, с яркими страницами истории Отечества, стремятся постичь истину, следуя за поисками счастья и смысла жизни героев литературных произведений, на примере судеб многих великих русских полководцев, учёных, мыслителей, священнослужителей учащиеся знакомятся с примером беззаветного и бескорыстного служения Родине, своему народу, Знакомясь с творениями писателей, художников, композиторов, творчеством актёров, музыкантов учащиеся приобщаются к миру прекрасного, что, безусловно, позитивно отражается на их духовном развитии. Гуманитарные общеобразовательные дисциплины содействуют формированию целостной структуры личности, что позволит ребёнку в будущем позитивно преодолевать кризисные периоды взросления, достигнув зрелого возраста, быть духовно здоровым человеком, подлинным гражданином своего Отечества.

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности на уроках литературы и русского языка.

Замечательно, что главная цель образования – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.

В настоящее время получила развитие теория личностно-ориентированного образования. Она направлена на воспитание человека, способного жить среди людей по законам добра, справедливости, любви и т. п. – то есть всего того, что вписывается в понятие общечеловеческих ценностей. Поскольку речь идет о человеке, становлении его личности, закономерно встает вопрос о приоритетных соотношениях обучения, развития и воспитания. Раньше мы говорили об обучении и воспитании, сегодня главное – обучение и развитие. Ведь воспитание – это тоже развитие личности, особенно в нравственном аспекте. И в нынешних условиях следовало бы говорить не столько о воспитании, сколько о самовоспитании. «Ребенок делает себя сам, а мы – его помощники, в зависимости от нашего профиля. Психологические механизмы развития действуют через предмет деятельности. Самым мощным средством развития, а, следовательно, и воспитания является учебная деятельность»[1]. По мнению В. Караковского, семья и школа должны привить ребенку не только эстетическую культуру, но и «культуру мира»[2]. Передача знаний о мире и становление отношений к этому миру – два самых широких процесса, организуемые обществом и педагогами во имя подготовки молодого поколения к жизни в обществе.

         Наиболее способствуют этому русский язык и литература. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. Преподаватели русского языка и литературы имеют в своём арсенале очень сильное оружие – это слово, художественную речь, книгу. А «Книга,- по словам А.Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».

Уроки литературы тем и выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле. 

Сегодня, когда одной из важных проблем нашего общества является возрождение духовности, когда мы возвращаемся к истокам нашим, у учителя есть богатые возможности для того, чтобы сделать уроки литературы уроками нравственности, добра и красоты. Уроки литературы должны стать поистине уроками «нравственного прозрения».

        Основой эстетического воспитания должно стать чтение русской классики, степень эмоционального воздействия которой на читателя безгранична, а нравственно-эстетический потенциал неисчерпаем. Русская литература всегда отличалась необыкновенной чуткостью к решению нравственных вопросов. Русская литература – это проповедь человечности, добра и поиски путей, ведущих к нему.

В новом образовательном стандарте по литературе значительно усилена духовно-нравственная функция предмета и определены цели изучения литературы: воспитание духовно-нравственной личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям отечественной культуры.

Безусловно, духовно-нравственное воспитание – это долгий и кропотливый процесс, но вся система работы над художественным произведением, а также внеклассная работа способствует формированию духовных ценностей учащихся.

В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, патриотизм, доброта стали дефицитом, духовное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны.

        Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Литература в школьном изучении полифункциональна по своим целям и задачам, полифонична по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются проблемы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и боевых сражений.   Но самое главное – это проблема души и духа отдельного человека и целого народа. Важнейшее в нашей отечественной словесности – ее православное миропонимание, религиозный характер отображения реальности. Оно проявляется в особом способе воззрения на мир. Литература нового времени принадлежит светской культуре. Однако Православие на протяжении веков так воспитывало русского человека, так учило осмыслить его свое бытие, что он, даже видимо порывая с верою, не мог отрешиться от привитого народу миросозерцания.

Возвращение к вековым духовным ценностям, к национальным традициям – насущная потребность нашего времени. И то, состоится ли это возвращение, станет ли явью, личностной потребностью каждого, а не просто данью моде, зависит во многом от учителя-словесника.

Чтение – своеобразный диалог между читателем и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Цель моих уроков – воспитание умного читателя, чуткого к мысли писателя, к его слову. Сделать увлекательным чтение каждого произведения, дать возможность ребятам расширить границы известных им понятий, обострить читательское восприятие – таковы задачи, которые я ставлю перед собой.

 Так, изучая «Слово о полку Игореве» преподаватели литературы привыкли больше говорить о гражданской позиции автора, о патриотизме русского народа, упуская важные рассуждения автора о честолюбии и человеческой гордыне, как об одном из смертных грехов человека. Гордыня и потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие трагедии.

В беседе о Базарове по роману Тургенева «Отцы и дети» очень важно подвести детей к выводу, что трагизм героя – в отсутствии нравственных ориентиров, отрицая все, он не может предложить ничего взамен. А идеал Тургенева – жизнь, идущая беспрерывно от прошлого к будущему через настоящее, где главная ценность - любовь отцов к детям, наследующим лучшее в них.

Изучая сложный для восприятия подростков роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», отмечаю, что в словаре В.И.Даля слово «наказание» толкуется как наказ, наставление, поучение, наука. Перед ребятами ставится задача соотнести наказание и судьбы героев.

        Размышляя над понятием «гордыня», ребята осознают, почему гордыня – самый страшный грех. Рассуждая на эту тему, осознают и трагедию героя. И тогда убийство оказывается уже не преступлением, а наказанием, следствием некоего иного преступления, совершенного уже прежде того. Прежде убийства герой переступил черту – Раскольников совершил убийство в сердце своем. И это лишает героя воли и обрекает на страдание. Вновь обращаемся к названию романа: наказание Раскольникова – это научение, наставление, это проповедь Достоевского против убийства человека в человеке. Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников с его злым, отточенным скепсисом знает, что чуда нет и Бога не будет. Путь страданий героя – это путь его к Богу. Он труден, кажется невозможным. Но человек все равно делает по нему мучительные шаги, не осознавая их мучительного спасения. «Лазарь воскрес…и он знал это, чувствовал всем существом своим…».

        Раскольников едва ли не сразу ощутил свою неразрывность с Соней – и в грехе, и в жажде очищения.  Задаю ребятам вопрос: «В чем правда Сони Мармеладовой?»

        Сопоставление двух «правд» - Раскольникова и Сони – заставляет задуматься над актуальными сегодня вопросами: что делать, чтобы изменить мир (протест или смирение и сострадание)? В чем нравственная норма поведения в обществе? Чем руководствоваться в жизни – разумом или верой? Насколько влияет на человека, его судьбу среда, нравственная ответственность человека за свои поступки, поведение? Такие вопросы не могут оставить равнодушными ребят. Дома они размышляют над вопросом: «В чем прав и в чем не прав Достоевский, противопоставляя «правде» Раскольникова «правду» Сони Мармеладовой». Сочинения ребят свидетельствуют об их заинтересованном, глубоком прочтении книги.

Вопросы духовно-нравственного воспитания затрагиваются и при изучении творчества Л. Н. Толстого. Этот автор с его огромным литературным наследием относится к числу явлений вечно развивающихся: каждое время, каждая эпоха по-своему воспринимает писателя. Наше время особенно чутко отзывается на нравственные проповеди Толстого, на его призыв к нравственному усовершенствованию. Потому что сейчас наше общество остро ощущает, что никакие социальные перемены сами по себе не приводят автоматически к тому, чтобы духовный мир людей стал качественно иным. Нельзя создать “нового человека” ни за год, ни за десятилетия, пока не добьемся, чтобы люди нравственно перестроили каждый сам себя. Л. Н. Толстой еще в конце прошлого века призывал человека к нравственному самоусовершенствованию как к необходимому условию прогресса всего человечества. В романе “Война и мир” эти мысли Толстого воплощены в нравственных исканиях его любимых героев, в их духовной красоте, в красоте человеческих отношений.  Взаимоотношения лучших толстовских героев пронизаны нравственной одухотворенностью. Особенно ярко это проявляется в семейной жизни. В центре романа три семьи: Болконские, Ростовы, Курагины. С большой авторской симпатией описана семья Ростовых. Атмосфера добра, благожелательности, душевной щедрости, любви, заботы друг о друге создана в доме Ростовых взаимными усилиями старого графа Ильи Андреевича, графини и их детей. Душой этой семьи, несомненно, является Наташа. Без глубоких семейных привязанностей лучших героев Толстого просто невозможно представить. Но дело не только в этом. Наташа и Николай, Пьер и княжна Марья, Кутузов и Платон Каратаев душевно расположены ко всем людям без исключения и ожидают от каждого ответной доброжелательности.

Изучая роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир», я много говорю с ребятами о том, что главной мыслью в романе наряду с «мыслью народной» является «мысль семейная». Толстой считал, что семья - основа общества, так как именно в семье воспитывается человек, обретая нравственные качества. Будущее страны закладывается в семье. В своем дневнике автор пишет: «Ежели врожденных наклонностей человек не имеет, то ясно, что добро и зло зависят от воспитания, то ясно, что наука вообще и философия в особенности, на которую так надеется Руссо, не только не бесполезны, но даже необходимы, и не для одних Сократов, а для всех».

Духовно-нравственному воспитанию на уроках литературы очень способствуют рассказы Чехова.  Рассказы А.П. Чехова просты, коротки, но за этой видимой просто той скрывается глубокий смысл, многое приходится читать между строк. Как говорил сам писатель: «Краткость - сестра таланта». Изучая рассказ Чехова «Ионыч», провожу с ребятами диспут на тему: «Что важнее – жить 
или притворяться, что живёшь?» А.П. Чехов в этом произведении поднимает такие нравственные проблемы, как стяжательство, пошлость, потеря ценностных ориентиров, влияние окружающей среды на человека, обывательство и мещанство. Однако центральное место в произведении занимает проблема перерождения личности, духовной деградации. На примере Дмитрия Ионовича Старцева Чехов показывает падение души человеческой. Перед нами открываются такие черты характера главного героя, как самолюбие и «барские замашки». И именно этот самый «холодный кусочек» после того, как любовь была отвергнута, разрастается до невиданных размеров и заменяет душу. Дмитрий Ионович становится таким же обывателем, как и другие жители города. Это отражается в его имени. 
     Авторскую позицию довольно сложно проследить. На мой взгляд, А.П. Чехов не обвиняет главного героя в желании иметь хороший дом, жить в достатке. Он лишь желает показать на примере Ионыча, что любой труд обесценивается, если не вкладывать в него частичку своей души.  Дискутируя на эти темы вместе с ребятами, приходим к выводу, что не испытываем ни жалости, ни сочувствия к главному герою, что он сам виноват в духовном падении. Несомненно, противостоять влиянию среды очень сложно, к тому же когда пошлость заразительна. Но ведь главный герой ещё молод, он может всё изменить, однако вместо этого он опускает руки, плывёт по течению, изменяет себе и свои целям. С подобной проблемой мы сталкиваемся в произведении Лескова «Премудрый пескарь». И пескарь Иваныч, и Ионыч только притворяются, что живут, ведь как можно жить, не имея перед собой никаких целей?
 Это скорее примитивное существование. Кажется, что такие понятия, как обывательство и мещанство должны были бы исчезнуть из нашей жизни. Но, к большому сожалению, сталкиваемся мы с ними очень часто. Сколько людей в наши дни живут «в футляре», они приходят в этот мир ни с чем и уходят, не оставив ни малейшего напоминания о себе.

     Огромное значение имеют русский язык и литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. В числе писателей, поставивших в центр своего творчества патриотизм, как нравственную проблему личности можно назвать Ч.Айтматова, Б.Васильева, В.Распутина, Ю.Бондарева и многих других.      

 Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.
     Произведения, поднимающие тему войны, Отечества, придают урокам литературы особую атмосферу, потому что на них происходит приобщение к мужеству, подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни. Ребята по- новому осмысливают, что значит мужество. Это не просто не бояться на войне, это значит находить в себе силы подниматься под пулями, идти в атаку, отстаивая свою землю, свое гнездо - чувство обыкновенного человека становится понятнее, ближе и роднее. Война воспринимается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжелая.

Использование материала уроков литературы в духовно-нравственном воспитании студентов возможно в различных аспектах. Это, прежде всего, рассмотрение тем по литературе сквозь призму нравственной проблематики и воспитательных задач. Это реализация различных направлений внеурочной деятельности, формирующих нравственные качества личности. Это укрепление связей с общественными и религиозными (православными) организациями, ведущими работу по духовно-нравственному воспитанию. Это, наконец, создание детских и юношеских общественных объединений, в своей деятельности опирающихся на богатые отечественные традиции духовности и нравственности.

         Уроки русского языка надо тоже строить в тесной связи с материалами уроков литературы.

    При изучении темы «Лексика и фразеология» объектом пристального внимания во всей полноте своих значений становится слово. Здесь же мы формируем понимание различных нравственных понятий. Ключевыми становятся такие понятия, как совесть, истина, милосердие, благодарность, долг, добросердечность, жестокость. Мы составляем небольшой словарик, в котором указываем лексическое значение и этимологию этих слов.

             Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным словом в речи. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые после прочтения обязательно записываются под диктовку.

                  Для того чтобы помочь учащимся осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. Здесь помогают составление диктантов на синонимы и антонимы понятий.

 Учащиеся пытаются объяснять, почему связаны слова: благочестие-красота, раскаяние-прощение, непослушание-наказание, благочестие-спасение, совесть-добродетель.

Уметь подбирать антонимы к словам:

гордость -                                        смирение

нетерпеливость -                            терпение

жестокость -                                    доброта

гневливость -                                  кротость

ненависть -                                      любовь

жадность -                                       щедрость

лицемерие -                                     открытость

печаль -                                            радость

Однако вряд ли можно найти человека, которому присущи только положительные качества, поэтому следует раскрывать и негативные стороны, объяснять, как их изживать.
     Обязательным элементом моих уроков становятся речевые разминки, помогающие уяснить школьникам такие нравственные понятия, как доброта, честь, бескорыстие, милосердие.

        Я предлагаю использовать на уроках пословицы и поговорки, которые по праву называются жемчужинами устного народного творчества. Как писал М. А. Шолохов: “Величайшее богатство народа – язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта”.

        Обычно я моделирую ситуативные задания самостоятельно, а также использую и те задания, которые предполагаются в учебниках. Для этого используем метод «Недописанный тезис»:

Хорошая жизнь – это …

Быть человеком – это…

Самое главное в жизни – …

Счастье –…

Милосердие –…

Гордыня -


На этом же уроке говорим: «Д. С. Лихачев утверждал: «Добро – это счастье всех людей, это умение видеть и ощущать прекрасное». В словаре Ожегова читаем: «Счастье – чувство и состояние полноты высшего удовлетворения». Что вы думаете по этому поводу? Как бы вы сегодня продолжили это высказывание?

Такое размышление над словом духовно обогащает учащихся, помогает познакомить их с национальными традициями, складом мышления, самобытной неповторимостью, нравственным состоянием и духовностью своего народа.

           А  в качестве домашнего задания я предлагаю  написать сочинение – рассуждения о нравственных понятиях. Темы предлагаются разные: «О доброте», «О милосердии», «О гордыне» и другие.

          В соответствии с принципами данной методики большое место на уроках русского языка занимает работа с текстом, воздействующим на нравственно-этические качества личности студента. Именно через текст учащийся усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.

На уроках русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений, Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.

Заключение

Среди предметов гуманитарного цикла литература   и русский язык являются одними из наиболее важных предметов учебного плана с точки зрения их воспитательных возможностей: они наиболее полно развивают и формируют духовную, культурную и социальную сферы личности.

Главной целью литературного образования на сегодняшний день является формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

По мнению Д.С.Лихачёва, человеку важно осознать себя прежде всего, как существо «духовно оседлое», ему необходима широкая приобщённость к национально-культурной традиции, поскольку «подлинно новая культурная ценность возникает в старой культурной среде», «простое подражание старому не есть следование традиции», «нужен поиск живого в старом, его продолжение». Русская литература выросла из древнерусской и святоотеческой литературы, основой которой является православие. Православие – основа русского миропонимания и русского способа бытия в мире: «Православная литература учит православному воззрению на человека, устанавливает правильный взгляд на внутренний мир человека, определяет важнейшие критерии оценки внутреннего бытия человека: смирение» (М.М.Дунаев). Мерилом всех жизненных ценностей становится совесть. Изучение литературы Древней Руси способствует не только развитию кругозора, но и воспитанию нравственности и патриотизма, сохранению традиционных духовных ценностей.

Работая над проблемой духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках русской литературы, важно проанализировать все разделы и темы программы с точки зрения их воспитательной значимости. Включённые в содержание образования ценности как опыт эмоционально-ценностного отношения к миру присутствуют не всегда явно и нуждаются в выявлении.  

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:

1. Возможности содержания литературного образования, урочной и внеурочной деятельности по предмету позволяют эффективно организовать работу по духовно-нравственному воспитанию старшеклассников, развитию внутреннего мира школьников и их ценностных ориентаций.

2. Уроки и внеурочная деятельность по литературе и русскому языку позволяют решать задачи, поставленные в документах правительства и Государственной Думы по духовно-нравственному воспитанию учащихся при соблюдении следующих педагогических условий:

-   сочетание инновационных   с традиционными формами обучения;

- использование педагогической технологии преподавания литературы как предмета, формирующего духовную сферу человека;

 - общение учителя и ученика должно быть духовным, а потом на этой основе – деловым, учебным, творческим:

- интеграция учебных и внеклассных форм деятельности экскурсии, кружковая деятельность, тематические вечера, спектакли, встречи, филармонические концерты и т.д.;  

- опора на воспитательный и образовательный потенциал предметов гуманитарного цикла и, прежде всего, литературы;

- использование разнообразных форм, методов и средств внеурочной деятельности по литературе;

- материал уроков литературы в 10-11 классах общеобразовательной школы, подкреплённый потенциалом внеурочной деятельности по предмету и воспитательными возможностями учреждений дополнительного образования, является основой духовно-нравственного воспитания учащихся.

3. Разработанные технологии по духовно-нравственному воспитанию учащихся, включающие изучение литературы как предмета, формирующего личность; интеграцию основного и дополнительного образования (основные тематические линии по духовно-нравственному направлению работы), создание социокультурной среды, повышают воспитательные возможности духовно-нравственного направления.

4. Литература помогает развитию культуры и любви к родному слову – основе духовной жизни народа, т.о. приобщает старшеклассников к общечеловеческим нормам нравственности, развивает умение видеть мир целостно и объёмно, способствует осмыслению христианских ценностей, передаче традиций из поколения в поколение.

5. Духовно-нравственное воспитание становится наиболее успешным при учёте социокультурных условий, при создании условий социальной и творческой активности школьников, их возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей, а также включения старшеклассников в социально-значимые дела, имеющие культурную и нравственную ценность.

   6. Духовно-нравственное воспитание, являющееся органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития, становится приоритетной областью в образовании.

 

Список использованной литературы и источников.

 

  1. Аплетаев, М. Н. Основы нравственного воспитания личности подростка в процессе обучения / М. Н. Аплетаев. Челябинск: ЧГПИ, 1987. - 99 с
  2.  Бердяев, Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1994. - 470 с.
  3. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы «круглого стола» // Педагогика. 2000. - № 5. - С.41 – 59

  1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. М.: Русский язык. - 1978. - Т. 1
  2. Донченко Л.М. На уроке и вне урока // Сб.: Учебно-методическая серия «Духовные истоки воспитания». – М.,2001, с.17 – 27.

  1. Донченко Л.М. Язык мой – друг мой // Православная культура в школе №1 2003г., с.60 – 67.

  1. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.:Политиздат, 1986,74.
  2. Каменецкая, JI. Г. Чувства добрые пробуждать: Пособие для учителя / Л. Г. Каменецкая. Киев: Рад.шк.,1990. - 158 с.

  1.  Караковский В. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. – 1993. - № 5. – С. 2-7.
  2.  Лихачев, Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках / Б. Т. Лихачев. Самара: Изд-во СИУ. - 1997. - 85 с.
  3.  Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Русский язык. -      1987.-796 с.
  4.  Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. -М.: Молодая гвардия, 1979
  5.  Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека // Избр. произв.: В 5 т / В. А. Сухомлинский. Киев: Рад. шк., 1979. - Т.

  1.  Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой. М.: Педагогика, 1989. - 543 с.
  2. Шакирова, Г. М. Психологические особенности усвоения учащимися понятий о нравственности на уроках литературы // Вопросы психологии. 1990.-№ 1. - С.56 - 63


[1] Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.:Политиздат, 1986,74.

[2] Караковский В. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. – 1993. - № 5. – С. 2-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по классному руководству на тему: Мировоззренческие и духовно-нравственные основы воспитания во взаимосвязи с прикладной этикой

Обращение к названной теме  обусловлено рядом причин:необходимостью преподавания педагогики, в том числе и проблемы духовно-нравственного воспитания с различных мировоззренческих пози...

Реализация концепции духовно-нравственного развития гражданина России в условиях введения ФГОС

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации....

Становление и развитие духовно-нравственных потенциалов у студентов

В работе отражены основные  приемы и методы для формирования  духовно-нравственных  потенциалов у студентов СПО...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях реализации образовательных программ

Опыт работы в направлении духовно-нравственного воспитания обучающихся...

Развитие духовно-нравственных ценностей у студентов колледжа

Проблемы духовно-нравственного воспитания в  рамках СПО, вопросы морали, принципы духовно-нравственного воспитания – являются самыми актуальными на сегодняшний день. Актуальность проблемы с...

Проектная работа "Перспективы реализации образовательных программ на базе ГАПОУ РБМК в условиях становления системы долговременного ухода в республике Бурятия"

Проект – самостоятельная творческая работа студента, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций преподавателя (научного руководителя)....

Роль воспитателя в системе воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО

В данной работе рассмотрены проблемы роли воспитателя в системе воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО...