Развитие духовно-нравственных ценностей у студентов колледжа
статья

Золотухина Надежда Алексеевна

Проблемы духовно-нравственного воспитания в  рамках СПО, вопросы морали, принципы духовно-нравственного воспитания – являются самыми актуальными на сегодняшний день. Актуальность проблемы связана, по крайней мере, с тем, что современное общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Формирование духовно-нравственной культуры студентов в среднем учебном заведении - неотъемлемая часть образовательного процесса. Суть педагогической работы по нравственному становлению личности студента состоит в том, чтобы помочь ему раскрыть в себе моральные качества и достичь высокого уровня в самовоспитании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Психолог\Рабочий стол\logo_gapou.png

Волжский филиал ГАПОУ "Волгоградский медицинский колледж"

                Развитие духовно-нравственных ценностей у студентов колледжа

Проблемы духовно-нравственного воспитания в  рамках СПО, вопросы морали, принципы духовно-нравственного воспитания – являются самыми актуальными на сегодняшний день. Актуальность проблемы связана, по крайней мере, с тем, что современное общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.D:\!!!Arhive\Desktop\aHJzH0B719M.jpg

Формирование духовно-нравственной культуры студентов в среднем учебном заведении - неотъемлемая часть образовательного процесса. Суть педагогической работы по нравственному становлению личности студента состоит в том, чтобы помочь ему раскрыть в себе моральные качества и достичь высокого уровня в самовоспитании.

Воспитание студенческой молодежи – сложный процесс, он не дает быстрых результатов. Такая деятельность требует повседневной, целенаправленной, индивидуальной работы т.к. подросток продолжает формироваться как личность в процессе учебы в СПО.

Основной задачей преподавателей является воспитание в студентах самостоятельности в принятии решений, ответственности в совершаемых действиях и поступках, формирование в них способностей к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Главные моральные требования к студентам выражены в Правилах для обучающихся, Законах и Уставах общественных объединений. Преподавателю важно иметь вытекающий из этих документов краткий набор требований, с которыми он мог бы сравнивать состояние духовной воспитанности основных личностных качеств  своих студентов. Воспитание студента процесс многогранный. На этом этапе заканчивается процесс первичной социализации. Следовательно, перед СПО встают три не простые задачи.  Во - первых, оно должно подготовить студента к труду, во - вторых, к созданию семьи, и, в-третьих, к общественной жизни, к выполнению гражданских обязанностей.

Духовность и нравственность являются важнейшими, фундаментальными характеристиками личности, именно они определяют поступки и деятельность человека в социуме.

Духовностью называют высшие стороны внутреннего мира, которые выражаются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей. Вот так довольно коротко и лаконично можно дать определение сложному понятию.

Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, самореализация), она является основой нравственности.

Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование морального сознания и развития нравственных чувств у студентов. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности. В нравственном воспитании применяются такие воспитательные приемы, как: просьба, поручение, распоряжение, постановка перед воспитанниками целей и перспектив. Студенты должны овладеть следующими нравственными качествами, чтобы правильно выстроить взаимоотношения с коллективом: гражданственность, предприимчивость, коммуникабельность, трудолюбие, взаимопомощь и т.д.

Семья как устойчивая социальная общность выступает монументальным фактором формирования человека, передачи социального опыта, исторической памяти людей, этнокультурных традиций. Но все-таки нельзя забывать и об образовательных учреждениях, где человек проводит много времени и формируется как личность.

Воспитание и развитие у студентов нравственности и высокой культуры является самой важной задачей в процессе становления личности. Преподаватели должны стремиться к формированию у студентов следующих качеств:

- нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);

 - нравственного облика (милосердия, толерантности);

 -нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);

 - нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).

В рамках учебных предметов составляющими духовно-нравственного воспитания являются: знания о нравственности, осознанные ценности и идеалы, которые затем становятся убеждениями и принципами. Можно выделить следующие виды деятельности, в процессе которых происходит познание духовно-нравственных ценностей:

- изучение законов Вселенной, природы, окружающей среды на занятиях естественнонаучного цикла;

- изучение моральных, эстетических норм и правил на предметах гуманитарного цикла, в процессе трудовой деятельности;

- восприятие произведений искусства (живописи, музыки, архитектуры);

- знакомство с жизнеописанием выдающихся людей, исторических личностей, учёных  (воспитание на примере);

-  выполнение общественно полезной деятельности (работа на участке колледжа, посадка деревьев);

- краеведческая работа, участие в различных экскурсиях, познавательных поездках;

  - благотворительная деятельность, милосердие (посещение больных, детдомов, помощь пожилым людям).

В рамках подготовки к педагогическому совету со студентами нашего колледжа проводилось исследование "Выявление приоритетов духовно – нравственных ценностей студентов". В анонимном  опросе участвовало 38 студентов (стоматология ортопедическая  и сестринское дело).

Возрастной диапазон респондентов от 18 до 35 лет.

На основе результатов исследования духовно – нравственных ценностей студентов  нашего колледжа  выявлены следующие приоритеты:

  • 89% студентов имеет цель в жизни, 11% не задумывались о цели в жизни;
  • Наибольшую ценность для студентов представляет  семья – 97% и здоровье – 63%, далее идут карьера - 42%; образование - 26%, друзья - 21 % и затем идут деньги - 18%. Деньги не являются приоритетной ценностью студентов, хотя четверть опрошенных главной жизненной ценностью считают жить в достатке. Здесь мы видим некоторое противоречие в ответах наших респондентов;
  • Больше всего студенты опасаются проблем с трудоустройством в будущем и не встретить любимого человека;
  •  В людях респонденты больше всего ценят отзывчивость, доброту и ум, но при этом не ценят инициативность.

Таким образом, можно сделать вывод, что наши студенты ценят в людях отзывчивость, доброту, ум, а также главными ценностями для себя считают семью здоровье и образование, для них свойственны и духовно — нравственные, и сугубо прагматичные материальные жизненные цели.

Для того чтобы духовно-нравственные ценности стали неотделимой частью личности студентов, содержание учебных дисциплин должно иметь аксиологическую направленность (это приобщение студентов к миру ценностей духовной культуры), а усвоение этого содержания – происходить в различных учебных ситуациях с использованием активных форм деятельности.

Однако воспитание духовно-нравственной культуры студентов возможно только в том случае, если студент будет видеть перед собой достойный образ преподавателя, который может стать для него примером и которому он захочет подражать. Нравственность преподавателя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к студентам, коллегам – всё это имеет существенное значение для развития и воспитания духовно - нравственной культуры молодого поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов профессиональных учебных заведений на современном этапе развития общества»

Статья написана к научно-практической конференции  «Великий строитель нашего нравственного порядка», посвященной 700-летию Сергия Радонежского...

Становление и развитие духовно-нравственных потенциалов у студентов

В работе отражены основные  приемы и методы для формирования  духовно-нравственных  потенциалов у студентов СПО...

Духовно-нравственное воспитание студентов колледжа

Программа духовно-нравственного воспитания...

педагогический проект: «Духовно-нравственное воспитание школьников, как основа гармонического развития личности в условиях колледжа-интерната».

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение духовно - нравственного здоровья детей в процессе воспитания и обучения.  Формирование высоко - ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Исследование нацелено на доказательство гипотезы: овладение бытовой и профессиональной лексикой будет иметь более высокие результаты на уроке ИЯ, если применять мнемонические приемы при введении ...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В КОЛЛЕДЖЕ

Кризисные явления, охватившие политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную сферы жизни общества, изменили жизненные приоритеты граждан России. Утрата молодежью традиционных нравственны...