Проектная работа "Перспективы реализации образовательных программ на базе ГАПОУ РБМК в условиях становления системы долговременного ухода в республике Бурятия"
проект

Немерова Альбина Вениаминовна

Проект – самостоятельная творческая работа студента, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций преподавателя (научного руководителя).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Э.Р. РАДНАЕВА»

ГУРЭНЭЙ МЭРГЭЖЭЛТЭ hУРАЛСАЛАЙ БЭЕЭ ДААhАН ЭМХИ ЗУРГААН

«Э.Р. РАДНАЕВАЙ НЭРЭМЖЭТЭ УЛАС ТУРЫН ЭМШЭЛЭЛГЫН ГОЛ КОЛЛЕДЖ»

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 НА БАЗЕ ГАПОУ РБМК В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Проектная работа

Выполнила: Степанова Д.А, студентка 611 гр.,

специальности  34.02.01 «Сестринское дело»

Научный руководитель: Немерова А.В.

преподаватель ЦМК «Сестринское дело»

Улан-Удэ, 2020 гг

Оглавление

Введение        3

1.1.        Общее понятие системы долговременного ухода        5

1.2.        Мировой опыт реализации долговременного ухода        8

1.3.        Система долговременного ухода в России        12

1.4.        Реализация системы долговременного ухода в Республике Бурятия        16

2.1.        Перспективы развития профессионального обучения и дополнительного профессионального образования на базе ГАПОУ РБМК в условиях становления системы долговременного ухода в Республике Бурятия        ………………………………………………………………………………20

Заключение        24

Список литературы        26

Введение

Актуальность исследования

Широкий спектр предоставляемых колледжами образовательных услуг, ресурсные, кадровые, территориальные и иные преимущества позволяют говорить о том, что сосредоточение программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров на базе профессиональных учебных заведений среднего профессионального образования Республики Бурятия является перспективным направлением комплексных программ социально-экономического развития региона.

Динамичное развитие современного общества в целом невозможно без параллельного развития и модернизации образовательной системы. Ведь именно образовательная система должна формировать кадры для инновационного развития. Качество кадрового потенциала имеет краеугольное значение для реализации планов модернизации и социально-экономического развития как страны, так и конкретного региона.

С 1 января 2020 г. Республика Бурятия в числе пяти пилотных регионов Российской Федерации вошла в федеральный проект по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами (далее – СДУ). Внедрение СДУ является одним из приоритетов нацпроекта «Демография» и комплексной мерой социальной политики в отношении пожилых граждан и инвалидов.

Цель работы – рассмотреть перспективы реализации образовательных программ на базе ГАПОУ РБМК в условиях становления системы долговременного ухода в Республике Бурятия.

Поставленная цель определяется решением следующих задач:

  1. дать общую характеристику системы долговременного ухода;
  2. рассмотреть опыт зарубежных стран в области реализации долговременного ухода;
  3. дать характеристику системы долговременного ухода в России;
  4. дать основное представление о ходе реализации системы долговременного ухода в регионе;
  5.  определить систему подготовки кадров, что делает возможным и необходимым участие колледжа как субъекта образовательного процесса в развитии СДУ в республике;
  6. определить перспективы развития профессионального обучения и дополнительного профессионального образования на базе ГАПОУ РБМК.        

Объект исследования – процесс становления системы долговременного ухода в Республике Бурятия.

Предмет – перспективы участия профессиональной образовательной организации ГАПОУ РБМК (в части реализации различных образовательных программ) в системе подготовки специалистов СДУ.

С целью определения актуальности и перспектив развития изучаемой темы проведён сравнительный анализ особенностей и условий становления и развития системы долговременного ухода в зарубежных странах.

Использован праксиметрический метод (анализ процессов), метод прогнозирования и планирования. В данной работе содержанием планирования является определение возможных приоритетов, определение путей достижение поставленных целей (без определения точных показателей). Т.е. планирование в значительной степени будет выполнять  роль прогноза.

  1. Общее понятие системы долговременного ухода

По прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

  1.  К 2030 г., численность населения в возрасте старше 60 лет вырастет на 56% с 962 миллионов (2017 г.) до 1,4 миллиарда человек (2030 г.). К 2050 г. численность пожилых людей во всем мире увеличится более чем вдвое и составит 2,1 миллиарда человек.
  2. Во всем мире численность пожилых людей растет быстрее, чем численность представителей всех остальных более молодых возрастных групп. К 2030 г. пожилых людей будет больше, чем детей в возрасте до 10 лет (1,41 миллиарда и 1,35 миллиарда соответственно). К 2050 г. численность населения в возрасте старше 60 лет превысит численность подростков и молодежи в возрасте 10–24 лет (2,1 миллиарда и 2,0 миллиарда человек соответственно) [2].

По данным Росстата в 2010 году в России доля граждан старше трудоспособного возраста составляла 22,2%, в 2019 году данный показатель повысился до 25,8%. В Республике Бурятия в 2010 году доля граждан старше трудоспособного возраста составляла 16,7%, в 2019 году показатель увеличился до 20,5% [ 9 ].

Сегодня многие пожилые люди не имеют доступа даже к базовым ресурсам, необходимым для полноценной и достойной жизни. Многие ежедневно сталкиваются с многочисленными препятствиями, которые не позволяют им в полной мере участвовать в жизни общества. Эти трудности усугубляются в условиях, когда ресурсы становятся более ограниченными, а препятствия – более значительными. Поэтому в мировой практике с каждым годом актуализируется подготовка к социальным и экономическим сдвигам, связанным со старением населения.

Для этого необходимо иначе подходить к самому понятию здорового старения и рассматривать его не как отсутствие болезней, а как процесс, в рамках которого обеспечено сохранение и повышение функциональных возможностей, что позволяет пожилым людям жить в соответствии со своими ценностными установками и представлениями о себе [3].

Функциональные возможности определяются не только физическими и когнитивными способностями человека, но и его физическим и социальным окружением. И то, и другое должно быть объектом приоритетного внимания со стороны государства и широкой общественности.

Создание условий, благоприятных для пожилых людей, может дать им возможность проживать процесс старения безопасно и в подходящем для них окружении, получать необходимую защиту в чрезвычайных гуманитарных ситуациях, продолжать личностное развитие, участвовать в местной общественной жизни и вносить вклад в ее развитие, сохраняя при этом свою автономию, достоинство и здоровье.

Согласно определению ВОЗ долговременный уход – это «система мероприятий, которые осуществляются неформальными помощниками (членами семьи, друзьями и/или соседями), ухаживающими за больными, и/или работниками здравоохранения и социальных служб, и направлены на то, чтобы обеспечить человеку с ограниченными возможностями в отношении ухода за собой как можно более высокое качество жизни в соответствии с его/ее предпочтениями, сохраняя при этом в возможно большей степени его/ее самостоятельность, независимость, способность участвовать в происходящем, самореализацию и человеческое достоинство» [8].

В общем виде определение долговременного ухода не имеет возрастных ограничений и относится ко всем людям, имеющим те или иные функциональные нарушения, ограничивающие возможности самостоятельного ухода.

В случаях, когда речь идет о долговременном уходе за пожилыми, принято разделять «здоровое старение», под которым понимается предотвращение и отслеживание хронических заболеваний, сосредоточенное на возрастной группе людей старше 50 лет, и долговременный уход, который имеет дело со специфическими потребностями людей с функциональными ограничениями, типичными для конца жизни.

Система помощи пожилым людям должна максимально способствовать здоровому старению. Пожилые люди должны иметь возможность вести полноценную жизнь, участвовать в экономической, социальной, культурной и политической жизни общества.

Долговременный уход является комплексным и становится мостом между медицинской и социальной сферой, равно как и между формальным и неформальным (семейным) уходом, и тем самым представляет ключевой ресурс для пожилых людей в том, что касается «здорового старения».

Система долговременного ухода должна обеспечивать нуждающимся людям достойные условия жизни и гарантировать при наличии соответствующих показаний доступность всех форм медицинской и социальной помощи, в том числе на дому, полустационарной и стационарной, с осуществлением при этом постоянного контроля ее объема и качества, а также обеспечивать непрерывность помощи пожилым, преемственность и взаимосвязь всех ее составляющих, включая медицинскую и социальную помощь (диагностика, лечение, реабилитация, медико-психологическая поддержка, уход, социальная активность).

Важным принципом выстраивания системы долговременного ухода является сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде, в связи с этим приоритетной формой обслуживания является предоставление ухода на дому, в том числе с применением стационарозамещающих технологий и различных форм сопровождения граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности.

  1. Мировой опыт реализации долговременного ухода

Социальная защита престарелых граждан в странах Западной Европы и США находится на высоком уровне. Зарубежный опыт социальной работы с пожилыми людьми достаточно многообразен [4].

Государственная политика Великобритании в отношении престарелых граждан и инвалидов ориентирована на создание им полноценных условий жизнедеятельности в домашних условиях, но под надзором социальных работников. Иначе говоря, пожилым людям предоставляются услуги для поддержания жизненного тонуса при одновременном проживании в семье.

 Организация социального обслуживания осуществляется органами местного самоуправления, которые предоставляют как обязательные, так и дополнительные услуги (медицинские, досуговые, бытовые и др.). Следует отметить, что их выбор осуществляется сугубо пожилыми гражданами. Реализация видов и форм социального обслуживания, организация услуг на дому – все это регламентируется социальными программами государства. Осуществляется небольшим числом штатных служащих и многочисленными добровольцами из различных религиозных, общественных, благотворительных, молодежных и других организаций. 

Интересен опыт работы системы «Добрососедство», суть которой заключается в ориентации на оказание услуг для престарелых совместно с социальными работниками. Характерно, что многие из добровольцев сами относятся к категории людей пенсионного возраста. Наиболее распространенным видами помощи являются: общение, нацеленное на то, чтобы преодолеть одиночество пожилых людей; уборка помещений; приобретение продуктов питания; приготовление пищи; стирка белья и так далее. 

Другой не менее значимой формой работы государственных органов Великобритании по проявлению заботы о пожилых людях является деятельность гериатрических госпиталей, задачей которых является не только оказание специализированной лечебной и профилактической помощи, но и медицинское, бытовое обслуживание тяжелобольных престарелых на дому во время отпуска родственников. При многих гериатрических госпиталях организованы дневные стационары для престарелых, основное предназначение которых – долечивание и оказание социально-бытовой помощи лицам преклонного возраста после выписки из больницы. В этих отделениях пожилые люди проходят клиническое и лабораторное обследования, курсы физио- и трудотерапии.

Социальная работа с пожилыми людьми, организованная органами государственной власти Франции, ориентирована на максимально долгое пребывание лиц преклонного возраста в привычных домашних условиях. Наибольшее распространение получили два вида такой помощи – «Домашний помощник» и «Сестринский уход» за престарелыми гражданами на дому.

Служба «Домашний помощник» организовывает социально-бытовое обслуживание на дому: покупка продуктов питания, приготовление пищи, содержание жилых помещений, стирка белья, оплата счетов и тому подобное. Финансирование организации осуществляется системой государственного страхования или частными страховыми компаниями Франции.

Для пожилых людей, которые не способны самостоятельно справляться со своими нуждами по состоянию здоровья, организована служба «Сестринский уход», которая включает в себя как надомное обслуживание, так и предоставление доврачебной медицинской помощи и услуг гигиенического характера. Основанием, по которому пожилому человеку оказываются такого рода услуги, является решение лечащего врача, самообслуживание осуществляется медицинской сестрой и ее помощницей (няней).

Работа службы «Сестринский уход» заключается в выполнении врачебных назначений. Оплата услуг по установленным расценкам проводится за счет страхования по болезни.

Существенная роль в социальной работе с пожилыми людьми во Франции принадлежит клубам для пенсионеров, работа которых преимущественно нацелена на организацию досуга, устранение социальной изоляции и содействие активному участию в общественной жизни. Создаются данные учреждения общественными организациям. Для поддержки служб, которые оказывают помощь престарелым гражданам, государство предоставляет финансовую поддержку.

В Финляндии в сфере социального обеспечения лиц преклонного возраста действует централизованная система планирования. Центральные государственные органы руководят и контролируют осуществление социальных услуг. Непосредственное оказание социально-бытовых услуг лицам преклонного возраста возложено на муниципалитеты, которые действуют по принципу самоуправления и организуют свою работу в этом направлении на основании пятилетних планов. Государство в обязательном порядке предоставляет муниципалитетам дотации на оказание социальной помощи престарелым гражданам, составляющие не менее половины от суммы всех их затрат на эти цели. Социальные услуги также оказываются частными организациями и церковью.

Центры социальной помощи предлагают широкий спектр услуг для лиц преклонного возраста, а именно: оборудуются помещения для отдыха и досуга, работают медицинские кабинеты, кабинеты лечебной физкультуры и массажа, сауна, бассейн, столовая, лечебно-трудовые мастерские. Обычно через такие центры обеспечиваются горячим питанием лица, обслуживаемые на дому.

Большое значение в Финляндии придается обустройству жилья для лиц преклонного возраста, включающему оснащение квартир системой круглосуточной связи с социальными работниками.

Необходимо отметить опыт социальной работы с пожилыми людьми в Германии, где важную роль играют добровольные объединения, в первую очередь церковные благотворительные союзы и Немецкий Красный Крест. Широкое распространение получили центры дневного пребывания, различные клубы для пожилых людей. В настоящее время стали популярными социальные отделения для оказания лицам преклонного возраста социальной, медицинской, бытовой помощи.

В Америке создают условия для проживания престарелых граждан дома. Реализуется это через систему нестационарных видов социальной помощи. Государственные и частные организации предоставляют финансовую поддержку пожилым людям для самостоятельного приобретения ими необходимых социальных услуг.

В Соединённых Штатах существует огромное количество различных фондов, которые оплачивают медицинскую помощь, предоставляют недорогое жилье, организуют покупку продуктов питания, оказывают транспортные услуги и тому подобное. Все большее распространение получает система выплат родственникам за уход за пожилыми людьми в домашних условиях.

Помимо учреждений дневного пребывания для престарелых граждан в США развиваются специальные платные центры. Основное их назначение заключается в оказании социально-бытовой и медицинской помощи пенсионерам-инвалидам. Для лиц, находящихся в таких учреждениях, организуется диетическое питание, кабинеты с физиотерапевтическими процедурами, лечебной физкультурой. Широкое распространение среди пожилых людей получила трудотерапия. В специализированных центрах огромное внимание уделяется досуговым мероприятиям: для лиц преклонного возраста организуются экскурсии, открыты танцевальные и спортивные классы.

В США действует программа «Family Care Partnership», которая финансируются из бюджета штатов с дотациями федерального правительства. В департаментах здравоохранения штатов действуют службы долговременного ухода, которые по сути являются сочетанием медицинской и социальной помощи. В первые годы (50-60 лет) уход может сводиться только к надомному посещению пожилого человека специалистом. С годами спектр услуг увеличивается. Организация долговременного ухода позволяет активизировать потенциал пожилых, так как сами услуги в большей степени направлены на удовлетворение повседневных нужд пожилого, вовлечение его в обучение и посильную и интересную занятость.

Таким образом, мировой опыт социальной защиты пожилых людей подчеркивает важность поддержания независимой и активной позиции престарелого человека как субъекта собственной деятельности. Для социальной работы с лицами преклонного возраста за рубежом характерно наличие огромного многообразия государственных, коммерческих и общественных организаций. Они тесно взаимодействуют между собой и предлагают широкий спектр разнообразных услуг и льгот, существенно варьирующихся в зависимости от уровня, масштаба и целей учреждений.

  1. Система долговременного ухода в России

Тенденция старения населения определяет необходимость реализации в России на федеральном, региональном и муниципальном уровнях законодательства в отношении граждан пожилого возраста, а также мероприятий по увеличению продолжительности жизни, сохранению здоровья, продлению активного периода жизни пожилых людей.

В декабре 2017 года в Правительстве РФ по поручению Главы государства Владимира Путина был утвержден Комплекс мер по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе.

Главная цель СДУ – обеспечить людям, нуждающимся в уходе, достойный уровень жизни и максимальную реабилитацию, а также обеспечить поддержку их семьям. Идеологом и методологом пилотного проекта стал Благотворительный Фонд «Старость в радость» (г. Москва)

Министерство труда и социальной защиты РФ совместно с Министерством здравоохранения РФ, Министерством финансов РФ, Минэкономразвития РФ и Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов с 2018 года реализует пилотный проект, направленный на внедрение системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в России. Благотворительный фонд «Старость в радость» выступил в роли разработчика методологии, на основании которой определялась необходимость тех или иных мер поддержки. Чтобы сформировать комплекс мер, аналитическая служба фонда провела масштабное исследование международного опыта. Кроме того, Фонд за 11-летнюю историю накопил огромный опыт работы с пожилыми и инвалидами. Сейчас Фонд объединяет 20-тысячную волонтерскую сеть, курирует 200 учреждений для престарелых и инвалидов и ведет работу нескольких патронажных служб для надомного ухода в 30 регионах России. Исходя из опыта Фонда, качественная уход и реабилитация способны сохранить каждому человеку достойную и активную жизнь.

По официальной статистике на начало 2018 года в России действовало 584 дома-интерната для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, в которых проживали свыше 79 тысяч человек. Более 1,1 млн. человек являлись получателями социальных услуг на дому. Однако проблема доступности и качества социального обслуживания остра.

Около 80 интернатов для граждан пожилого возраста и инвалидов на начало 2019 г.  находились в ветхом и аварийном состоянии или требовали реконструкции. Кроме того, большинство существующих зданий стационарных организаций постройки 50-60-х годов XX века не предоставляют комфортное проживание граждан, возможность получения инвалидами, в том числе с ментальными нарушениями, навыков самостоятельного проживания [3].

В эксперименте по построению системы долговременного ухода 2018 года приняли участие шесть субъектов: Волгоградская, Костромская, Новгородская, Псковская, Рязанская и Тульская области. Для всех из них проблема долговременного ухода стояла особенно остро. К примеру, в Псковской области пенсионером является каждый третий житель, в Костромской – порядка 27% населения относятся к людям старшего поколения.

С 2019 года мероприятие по созданию системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами вошло в федеральный проект национального проекта «Демография». В к проекту присоединились еще 12 регионов: Республики Мордовия и Татарстан, Камчатский и Ставропольский края, Волгоградская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Новгородская, Рязанская, Тульская области и Москва. 

Кроме 18 официальных пилотных регионов с федеральным субсидированием, многие регионы (16 регионов) самостоятельно начинают внедрять у себя СДУ по мере возможности и наличия ресурсов внутри региона.

Цель создаваемой системы долговременного ухода состоит в обеспечении каждого человека, не полностью справляющегося с самостоятельным уходом, системой необходимой поддержки.

Целевые группы системы долговременного ухода включают в себя несколько категорий:

•        гериатрические пациенты;

•        паллиативные пациенты;

•        граждане РФ с инвалидностью;

•        граждане РФ с психическими расстройствами, включая больных  деменцией;

•        маломобильные пациенты (необратимо и обратимо как результат успешной реабилитации);

•        граждане РФ, оказывающие надомную помощь нуждающимся.

Система долговременного ухода состоит из семи основных элементов:

  1. выявление реальной потребности в уходе и создание реестра нуждающихся в помощи (типизации);
  2. маршрутизация нуждающихся, стандартизация ухода;
  3. организация взаимодействия вовлеченных ведомств;
  4. квалифицированные кадры (особое внимание уделяется обучению специалистов);
  5. инфраструктура (учреждения и пр.);
  6. надомный уход и поддержка семей (включая обучение родственников);
  7. информирование.

Работающая СДУ подразумевает [7]:

1. Наличие грамотной нормативно-правовой и финансово-экономической базы.

2. Выявление людей, которые нуждаются в посторонней помощи, а также типизацию, то есть определение, в какой именно помощи нуждается человек.

3. Уход, сопровождение и другую помощь.

4. Сквозные процессы:

•        Координация участников для их слаженного взаимодействия: медицинских и социальных учреждений, администрации регионов и некоммерческих организаций, ухаживающих людей.

•        Маршрутизация, то есть определение, какие именно учреждения и сервисы должны быть задействованы в помощи.

•        Информирование потенциальных получателей о возможностях помощи.

•        Обеспечение и обучение необходимых кадров.

•        Контроль качества помощи.

  1. Реализация системы долговременного ухода в Республике Бурятия

Республика Бурятия в 2020 году вошла в пилотный проект по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в рамках национального проекта «Демография». На реализацию пилотного проекта до 2022 года за счет средств федерального бюджета республике выделено 237 млн. рублей (в том числе на 2020 год – 45,3 млн. руб., на 2021 год – 66,7 млн. руб., на 2022 год – 124,7 млн. руб.).

 Расходы Республики Бурятия составят 4,8 млн. рублей (в том числе в 2020г. – 926,1 тыс. руб.; на 2021 год – 1361,6 тыс. руб.; на 2022 год – 2546,9 тыс. руб.)

Для реализации пилотного проекта разработан и утвержден План мероприятий («дорожная карта») по созданию системы долговременного ухода за пожилыми гражданами и инвалидами на период 2019 – 2021 годы Данным планом определены индикаторы и контрольные показатели, характеризующие эффективность реализации пилотного проекта.

Создана рабочая группа, определены конкретные пилотные территории и организации, разработаны механизмы выявления граждан, нуждающихся в уходе, актуализированы, расширены перечни и стандарты социальных услуг. Кроме того, создан координационный центр по внедрению системы долговременного ухода с филиалами на всей территории Республики Бурятия.

В 2020 году в пилотный проект вошли муниципальные образования двух типов: городское, представленное Автономным учреждением социального обслуживания «Уллан-Удэнский комплексный центр социального обслуживания населения «Доверие» и сельское – «Заиграевский дом-интернат для пожилых и инвалидов» и 7 медицинских организаций.

В 2021 году к нему присоединятся еще 6 муниципальных образований, 6 организаций социального обслуживания и 9 медицинских организаций.

В 2022 г. в систему будут включены все организации социального обслуживания и здравоохранения Бурятии.

На сегодняшний день в системе социальной защиты Бурятии сложились все элементы долговременного ухода за пожилыми гражданами и инвалидами [1]:

- сбалансированное социальное обслуживание;

- стационарозамещающие технологии, такие как «приемная семья для пожилых граждан и инвалидов» и сопровождаемое проживание инвалидов с метальными нарушениями (Так, с 2019 г. в Закаменском районе Бурятии реализуется государственный проект по сопровождаемому проживанию инвалидов с ментальными нарушениями «Социальная деревня». Для реализации этого проекта в сельской местности построены два четырех-квартирных дома с электрическим отоплением, где проживает 11 бывших воспитанников детского психоневрологического интерната. Проект помогает людям с инвалидностью социализироваться, обрести самостоятельность, освоив элементарные навыки по ведению хозяйства, организации быта. За год ребята научились вести домашнее хозяйство, освоили огородничество, построили беседку и курятник).

- социальное обслуживание по договорам пожизненного содержания с иждивением (освобождаемые квартиры предоставляются детям-сиротам);

- мобильные бригады «Социальный экспресс»;

- реализация социальных технологий «Школа ухода», «Школа безопасности для граждан пожилого возраста и инвалидов»;

- работа пунктов проката технических средств реабилитации;

- привлечение негосударственных поставщиков социальных услуг;

- строительство новых объектов для предоставления социальных услуг;

- оказание паллиативной помощи;

- совершенствование гериатрической помощи;

- привлечение волонтеров и т.д.

В пилотных учреждениях республики сформированы новые штатные расписания с учетом деятельности служб сиделок, проката технических средств реабилитации, отделения дневного пребывания.

Всего штатная численность учреждений увеличилась на 55 единиц, это сиделки – помощники по уходу, психологи, культорганизаторы. В рамках пилотного проекта приобретены технические средства реабилитации, мебель, компьютерная техника, тренажеры на общую сумму 28 млн. рублей. Приобретенное оборудование эффективно используется в предоставлении проживающим реабилитационных услуг и проведении лечебно-физкультурных мероприятий, которое было особенно актуальным в период пандемии коронавирусной инфекции, когда граждане находились в условиях полной изоляции в учреждении.

Кроме того, проведена типизация 356 граждан, проживающих в пилотных учреждениях. На основе проведенной типизации составлены новые индивидуальные программы предоставления социальных услуг. Для каждого проживающего с участием социальных, медицинских работников и психологов разработаны индивидуальные планы ухода, которые содержат мероприятия по медицинскому и социальному сопровождению, по комплексной реабилитации, психологической поддержке и досуговой деятельности, цель которых улучшить качество и продлить продолжительность жизни человека.

Следующим этапом станет открытие отделения дневного пребывания при АУСО «У-У КЦ «Доверие» – это своеобразный «детский сад» для пожилых и инвалидов. В данном отделении будут действовать медицинский кабинет, сенсорная комната, тренажерный зал, предусмотрена доставка граждан на транспорте учреждение.

На пилотных территориях укомплектованы оборудованием и инвентарем 3 пункта проката технических средств реабилитации (всего приобретено более 1000 предметов на сумму 1,6 млн. рублей). Нуждающиеся в средствах реабилитации без ущерба семейному бюджету смогут приобрести разнообразные современные технические средства реабилитации и ухода, а также получить ценную консультацию специалистов.

После снятия ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции начнется работа по предоставлению на дому услуг сиделки – помощника по уходу (22 штатные единицы).

В рамках пилотного проекта налажено взаимодействие с медицинскими организациями.

Совместным приказом Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия и Министерства здравоохранения Республики Бурятия утвержден Регламент межведомственного взаимодействия, подписаны Соглашения об информационном взаимодействии. До конца 2020 года в Бурятии планируется запуск автоматизированной системы для информационного обмена между органами социальной защиты и здравоохранения.

При районных отделах социальной защиты населения действуют мобильные бригады по доставке пожилых граждан старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации для прохождения медицинского осмотра. Для этих целей в рамках Национального проекта «Демография» в 2019 г. за счет средств федерального бюджета приобретены 15 автомобилей.

В рамках долговременного ухода организована система подготовки специалистов – обучения в благотворительном фонде «Старость в радость» (обучение прошли 2 координатора, 20 типизаторов и 3 тренера отраслевого учебно-методического отдела) и обучение специалистов учреждений, а также родственников осуществляющих уход на дому специалистами в рамках работы «Школы ухода».

  1. Перспективы развития профессионального обучения и дополнительного профессионального образования на базе ГАПОУ РБМК в условиях становления системы долговременного ухода в Республике Бурятия

В ГАПОУ «Республиканский базовый медицинский колледж имени Э.Р.Раднаева» реализуются основные профессиональные образовательные программы, разработанные на основе ФГОС СПО.

Обучение осуществляется по очной, очно-заочной формам обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также предоставляет широкий спектр дополнительных образовательных услуг.

Отделение дополнительных образовательных профессиональных программ колледжа проводит циклы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в системе дополнительного профессионального образования медицинских работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием в соответствии с приказом  Министерства здравоохранения РФ № 83н от 10.02.2016 «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» и приказом Министерства здравоохранения РСФСР  № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием (с изменениями от 4 апреля, 26 мая, 5 августа 2003г.)» от 05.06.1998 года.

Качество предоставляемых колледжем образовательных услуг напрямую связано с наличием современной материально-технической базой, полноценного информационно-методического обеспечения образовательного процесса, использования передовых образовательных технологий и,  несомненно, высокопрофессионального педагогического коллектива, демонстрирующего не только высокий уровень педагогического мастерства, научно-теоретических знаний, но и колоссального опыта работы в сфере.

В учебном заведении своевременно проводятся организационно-штатные мероприятия, постоянно обновляется учебно-методическое обеспечение, совершенствуется техническое оснащение лабораторий, аудиторий и учебных классов.

Исторический опыт свидетельствует, что содержание, структура, организация и функции системы образования не остаются неизменными, постоянно изменяясь под влиянием поступающих извне стимулов. В современных условиях большее значение приобретает такой стимул – как потребность в образовании. Потребность в образовании – это не только совершенно особая социально-экономическая категория, но и категория, лучше многих других категорий определяющая перспективы развития и самого государства и общества, и конкретного региона.

Как показал анализ реализации СДУ в пилотных регионах сложившаяся структура СДУ ее объем и технические условия должны быть обеспечены кадрами соответствующей численности, отраслевой и профессионально-квалификационной структуры (медицинская, социальная, психолого-педагогическая и др.).

Важнейшей частью проекта является повышение квалификации сотрудников, не только непосредственно осуществляющих уход за пожилыми гражданами и инвалидами в учреждениях и на дому, обучение родственников, осуществляющих неформальный  уход за тяжелобольными и инвалидами, но также обучение административно-управленческого персонала, прежде всего, новому мышлению, новой психологии предоставления социальных услуг, смене системы контроля. Отсюда главной функцией образовательного процесса выступает комплексное формирование кадрового потенциала СДУ.

В свою очередь развитие системы, повышение ее «технического уровня», предопределили появление ряда новых специальностей, требующих знания смежных видов труда и овладения профессиями различных образовательных уровней. В результате интеграции трудовых функций возникла также качественно новая форма расширения профессиональной деятельности – специалисты широкого профиля. Их обучение должно включать в себя теоретическую базу по гериатрии и медицине, необходимую для ухода за маломобильными пациентами, ежедневные тренинги практических навыков, отработку работы в мультидисциплинарной команде, написание планов индивидуального ухода на реальных пациентов геронтологического центра, изучение профилактик и документации, которые необходимо ввести в учреждениях и др.

Существующая на данный момент практика реализации долговременного ухода характеризуется рядом проблем, среди которых следует обозначить отсутствие единой системы обучения и переподготовки специалистов в области долговременного ухода.

В пилотных регионах обучение на сегодняшний день реализуют региональные тренеры, отобранные Министерствами и департаментами труда и социальной защиты в своих регионах и прошедших обучение в фонде «Старость в радость». Но, учитывая, к примеру, территориальную протяжённость и географические особенности Республики Бурятия, большое количество муниципальных образований, которые планируют вступить в СДУ в ближайшие годы, очевидно предположить, что возникнет острая необходимость во включении в систему профильных образовательных организаций (подобные примеры имеются в некоторых пилотных регионах, например, в Волгограде, Рязани).

Эти и другие характерные для колледжа условия деятельности создают основу для проектирования дополнительного учебно-образовательного блока: профессиональное обучение, которое может осуществляться посредством реализации программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программ переподготовки рабочих и служащих, программ повышения квалификации рабочих и служащих, например, «Организация долговременного ухода за гражданами пожилого (старческого) возраста и инвалидами» или «Основы ухода за пожилыми гражданами и инвалидами: новые подходы системы долговременного ухода».

А также реализация дополнительных образовательных программ, например: «Технологии и практики предоставления услуг в рамках системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами»; «Долговременный уход: базовые принципы и подходы к его организации»; «Система долговременного ухода: базовые принципы организации межведомственного взаимодействия», «Практические основы гериатрии», «Медико-социальные особенности работы специалистов в системе долговременного ухода» и др.

Учитывая, что определение действующих рамок нормативно-правового поля детерминирует содержание деятельности образовательных учреждений по обеспечению условий реализации дополнительных образовательных услуг для различных категорий населения за рамками реализации основных профессиональных образовательных программ; считаем, что содержательный, организационный и ресурсный уровень реализации образовательного процесса в ГАПОУ РБМК. должен выстраиваться, по нашему мнению, в аспекте пересмотра и обновления с целью ориентации на удовлетворение интересов потенциальных заказчиков кадров и потребителей образовательных услуг в лице различных категорий специалистов системы «Долговременный уход».

Заключение

На сегодняшний день вопросы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста занимают одно из ключевых мест в системе социальной защиты населения.

Достойное качество жизни для пожилого человека или человека с  ограничениями жизнедеятельности не должно зависеть от его материального и семейного положения, социального статуса, наличия в регионе благотворительной организации или волонтеров-активистов. А уход за пожилыми или тяжелобольными людьми не должен вырывать из социальной жизни их близких. Возможность поддерживать хорошее самочувствие и адекватную активность должна быть гарантирована государством.

Такая гарантия начала реализацию в 2018 году в шести областях страны. Спустя год программа вошла в состав федерального проекта «Старшее поколение» нацпроекта «Демография». Внедрение системы долговременного ухода за инвалидами и пожилыми людьми в рамках нацпроекта «Демография» должно охватить уже к 2022 году все регионы страны.

Система долговременного ухода будет способствовать изменению самого механизма социального обслуживания. Главная особенность новой системы – так называемый «выявительный принцип»: если раньше социальные и медицинские услуги пожилым и инвалидам предоставлялись по обращениям и заявлениям граждан, то теперь сотрудники социальных служб сами определяют необходимость в той или иной помощи.

Республика вошла в пилотный проект в 2020 г. Проект предусматривает в регионе внедрение новых технологий по предоставлению социальных и медицинских услуг развитие полустационарной формы социального обслуживания населения, индивидуальный подход, обучение родственников правильному уходу стали основными направлениями работы в регионе.

Развитие кадрового потенциала и уровень подготовки во многом определяют эффективность внедрения СДУ

В Республике Бурятия объективно складывается ситуация, когда ГАПОУ «Республиканский базовый медицинский колледж имени Э.Р.Раднаева» сможет проводить обучение широкой категории лиц в целях приобретения ими знаний, умений и навыков, которые позволят им стать проводниками изменений, необходимых для мобилизации и направления действий в рамках внедрения системы долговременного ухода.

Список литературы

  1. В Бурятии высокий уровень готовности к запуску системы долговременного ухода [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://govrb.ru/minsoc/press_center/news/detail.php?ID=44403&sphrase_id=15441658. – (Дата обращения: 05.11.2020).
  2. Десятилетия здорового старения на период 2020–2030 гг. (Decade of Healthy Ageing 2020-2030) [Электронный ресурс] – Режим доступа:. https://www.un.org/en/development/desa/population/publications/pdf/ageing/WPA2017_Highlights.pdf. – (Дата обращения: 30.10.2020).
  3. Доклад о результатах комплексного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей за 2018 год [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/docs/1340. – (Дата обращения: 30.10.2020).
  4. Ласкин А. А. Отечественный и зарубежный опыт учреждений социального обслуживания в аспекте реализации концепции активного долголетия / А. А. Ласкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 168-171. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56461/ (Дата обращения: 08.11.2020).
  5. Нестерова Г. Ф. Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами: учебник / Г. Ф. Нестерова, Лебедева С. С., Васильев С. В. - 3-е изд. – Москва: Академия, 2015. – 317 с.
  6. Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года (Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года) Распоряжение Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. №164-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. mintrud.gov.ru/docs/government/173. – (Дата обращения: 03.11.2020).
  7. Официальный сайт благотворительного фонда «Старость в радость» https://starikam.org
  8. Системы здравоохранения и социального обеспечения (ЕРБ ВОЗ) [Электронный ресурс] – Режим доступа:. https://www.euro.who.int/ru/health-topics/Life-stages/healthy-ageing/data-and-statistics/health-and-social-care-systems. – (Дата обращения: 30.10.2020).
  9. Статистика населения [Электронный ресурс] – Режим доступа:. http://burstat.old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/burstat/ru/statistics/population/ – (Дата обращения: 30.10.2020).

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическое осмысление и практическая реализация образовательной программы УУД в классе ансамблевого исполнительства

Статья направлена на формирование у детей социальных качеств, умение работать в творческом коллективе, слушать и слышать друг друга, находитьи преодолевать разногласия и т.д....

Электронное учебное пособие как средство информационного обеспечения реализации образовательных программ.

Электронное учебное пособие  представляет значительно более широкие возможности, как для обучения в рамках существующих программ, так и для развития и оптимизации учебного процесса. При работе с ...

Возможности осуществления духовно-нравственного воспитания студентов в условиях реализации образовательных программ

Сегодня, когда одной из важных проблем нашего общества является возрождение духовности, когда мы возвращаемся к истокам нашим, у учителя есть богатые возможности для того, чтобы сделать уроки литерату...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях реализации образовательных программ

Опыт работы в направлении духовно-нравственного воспитания обучающихся...

Методика формирования и оценки общих компетенций средствами образовательных технологий при реализации образовательных программ среднего профессионального образования. Учебно-методическое пособие.

В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика формирования и оценки общих компетенций средствами образовательных технологий при реализации образовательных программ средне...

«Электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому.Жан-Жак Руссо...

Удостоверение о повышении квали-фикации ГБПОУ Республика Карелия «Петрозаводский лесотехнический техникум» «Практика и методика реализации образовательных программ СПО с учетом компетенции Ворлдскиллс «Вальщик леса» 76 ч дата выдачи 23.09.2021 г

Удостоверение о повышении квалификации  ГБПОУ Республика Карелия «Петрозаводский лесотехнический техникум» «Практика и методика реализации образовательных программ СПО с учетом ...