Статья "Урок производственной практики"
статья на тему

урок производственной практики

 

Художникова Т.Ф.,

мастер производственного обучения

 

«УЧИТЕЛЬ – профессия педагога – неустанный труд души».

 

Многие, если не сказать почти все учащиеся, приходя в новое для них учебное заведение системы СПО, очень мало, да и то «понаслышке»  знают о выбранной профессии. Вот здесь и зависит все от мастера производственного обучения. КАК он сможет рассказать, КАК показать все стороны профессии, которой он обучает.

Поэтому мастеру-педагогу необходимы психологические навыки общения. С первых минут очень тяжело, да почти и невозможно распознать подростков, увидеть их характеры, понять кто на что способен. Однако, увлекая подростков интересными рассказами о будущей профессии, вызывая у них удивление, даже где-то восхищение, мастер, как актер на сцене, внимательно следит за реакцией ребят на свои слова. По лицам, по глазам, по ответам на вопросы, мастер может изначально наметить учащихся, с которыми будет работать легче, а к которым придется искать другой подход.

Первая беседа должна проходить в атмосфере доброжелательности. Кто же откажется от доброго, хорошего отношения к себе, особенно подростки.

Ведь это их чаще всего не понимают, это они начинают свой самостоятельный путь. А тут еще их сложный возраст и семьи, не всегда благополучные. Вот и выпадает на долю мастера быть и другом, и наставником, и советчиком.

Проводя первую беседу, задавая вопросы уч-ся по первому вводному занятию, практически показывая те или иные действия при работе на клавиатуре, мастер должен обладать огромным терпением, ведь не все и не у всех сразу получится.

И зависит это «получится» от способностей ребят и, повторюсь, от терпения мастера, его умения подойти индивидуально к каждому учащемуся.

В психологии существует целая теория способностей, которая трактует их как индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешном выполнении какой-либо деятельности.

Психологи предлагают следующую классификацию:

 СПОСОБНОСТИ – это формирующиеся на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; от них зависит возможность успеха в той или иной профессиональной деятельности.

♦   СПЕЦИАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ – качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успеха в деятельности.

  ОБЩАЯ ОДАРЕННОСТЬ – одаренность к широкому кругу занятий, или качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успеха в широком кругу деятельности.

Значит, мастер производственного обучения обязан узнать возможности своих подопечных, иначе он не сумеет наилучшим образом распределить задания между ними.

По первым ответам на вопросы, по выполнению первых заданий, мастер видит, как работают ребята, насколько серьезно относятся к выполнению задания, могут ли сделать лучше, больше. Интересно ли им?

Чтобы побудить интерес учащихся к выполнению практических заданий, особенно к качественному их выполнению, а тем самым выработать усидчивость и внимательность, мастер-педагог должен подходить к организации урока практики творчески.

Допустим, на уроке достаточное количество ПК, методических пособий, однако, и этого мало для достижения желаемых результатов, если сам мастер не будет искать творческие пути к решению учебных задач.

Что же это такое «творческий подход»? А вот здесь фантазия мастера-профессионала безгранична.

Это может быть и печать текстов вслепую, в такт под музыкальное сопровождение, метроном. Отрабатывать безошибочное движение пальцев вслепую на клавиатуре – это огромный механический, монотонный труд.  И, чтобы научить «слепой» печати других, надо обладать «адским» терпением. Попробуй,  заставь их печатать 15 строк буквы «а», или целую страницу одной и той же фразы или предложения.

Лично мне оказала огромную помощь в работе книга Владимира Шахиджаняна «СОЛО НА ПИШУЩЕЙ МАШИНКЕ». В свободной, доступной и игровой форме автор помогает преодолеть себя, и, действительно научить печатать. Этой книгой я пользуюсь всегда на уроках производственной практики. Помогает и личная практика. Когда ребята видят, как работает мастер, как у него все красиво получается, кроме уважения к своему мастеру, у них возникает желание сделать так же. Это тоже психологический прием.  «Попробуй и ты так!» или «Смотри как легко, и у тебя получится, надо чуть-чуть постараться».

И обязательно оценить работу ученика. Если мастер видел, как старался подросток выполнять задание, но что-то не вышло, не получилось, нельзя сразу ставить «2». Это «отобьёт» желание работать лучше, а может и прервется понимание между мастером и уч-ся. Отмечая недоработки, ошибки, обязательно надо отметить и хорошее в работе, то, что получилось лучше. («А если б постарался, то и вся работа могла быть лучше»).

Не забуду, как учащиеся моей группы, после нескольких посредственных работ, выполнили работы на «отлично». Рядом с оценкой я написала «МОЛОДЕЦ!». Девочки – сияли от счастья, по-другому не скажешь. И дальше работы были только хорошими и отличными.

Похвала мастера стимулирует труд учащихся. Но, нельзя, однако и хвалить авансом. Они это чувствуют и расслабляются.

Построение своего урока в игровой форме часто помогает мастеру, не отвлекаясь от дела, раскачать ребят, или наоборот дать немного отдохнуть от механической работы.

Урок – деловая игра. Это большая возможность научить подростков мыслить, раскрыть их способности и, главное – вызвать интерес к профессии. Деловая игра – это, в некотором смысле, репетиция производственной деятельности.

Являясь совершенно необычной формой урока, она заинтересовывает их, заставляет проявлять активность на уроке. Поставленные в необычные условия, ребята проявляют себя иногда совершенно неожиданно, раскрывают черты руководителя, принципиально подходя к решению задач. Важным является то, что деловые игры проходят на высоком эмоциональном уровне.

Организованный таким образом  урок, позволяет решать целый комплекс педагогических задач, которые реализуются  в процессе обучения при активной организации мастера учебной, мыслительной, познавательной и др. деятельности уч-ся.

На организованных таким образом своих уроках, я предлагала обыграть, используя полученные знания, ту или иную ситуацию в работе секретаря. Девочкам это нравилось, и они так и называли эти моменты уроков «Игра в секретаря».

Возвращаясь к урокам «слепого» метода печати, хочу сказать, что и здесь просто необходимо строить урок творчески. Увлекая ребят разнообразными упражнениями, которые они, конечно же, выполняют самостоятельно, а через самостоятельный труд, проявляется их профессиональный навык, интерес к профессии.

«Интересно ли печатать «вслепую»?» - спрашиваю  своих учеников.  «Конечно!» - однозначный ответ.

Механические движения «слепого» метода печати – это:

► меньше ошибок в тексте,

► красивое грамотное оформление тех или иных документов,

► вера в свои силы, в себя,

► и даже улучшение своего характера

Как утверждают японские специалисты в области «шиацу», пальцы наших рук тесно связаны с внутренними органами и, особенно, головным мозгом. Известно, например, что у людей, страдающих различными заболеваниями сердца, часто бывают слабыми мизинцы. Иногда до такой степени, что человек не может их, как следует согнуть или разогнуть. И наоборот – тренировка мизинца, положительно сказывается на деятельности сердца. Укрепление безымянного пальца – нормализует функцию печени, среднего – снижает повышенное артериальное давление, благотворно действует на кишечник. А воздействия на большой палец улучшает функциональные процесса, протекающие в головном  мозге, укрепляют волю. Замечено также, что у людей со слабыми указательными пальцами – бывают неполадки в работе желудка.

Таким образом, упражняя пальцы рук в работе на клавиатуре, можно еще и поправить свое здоровье, улучшить свой характер, забыть о скверном настроении, проверить свою силу воли.

Как всякому человеку, влюбленному в свою работу, мне не составило большого труда строить свои уроки так, чтобы девочки работали с увлечением. Помог еще и тот самый интерес, присущий взрослым и детям – «интерес нажатия на кнопочки». А клавиатура – это более полусотни различных клавиш, каждая из которых имеет  не одно функциональное значение.

Строя свои уроки на интересных упражнениях, беря во внимание подростковый азарт, предлагая им соревноваться в скорости печати, проверять работы друг друга, находить и исправлять ошибки друг друга, можно добиться и понимания учеников, и расположить их к себе, к уроку, вызвать интерес к работе, к профессии.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья об уроки практики41 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Художникова Т.Ф.,

мастер производственного обучения

«УЧИТЕЛЬ – профессия педагога – неустанный труд души».

Многие, если не сказать почти все учащиеся, приходя в ПУ, очень мало, да и то «понаслышке»  знают о выбранной профессии. Вот здесь и зависит все от мастера производственного обучения. КАК он сможет рассказать, КАК показать все стороны специальности, которой он обучает.

Поэтому мастеру-педагогу необходимы психологические навыки общения. С первых минут очень тяжело, да почти и невозможно распознать подростков, увидеть их характеры, понять кто на что способен. Однако, увлекая подростков интересными рассказами о будущей профессии, вызывая у них удивление, даже где-то восхищение, мастер, как актер на сцене, внимательно следит за реакцией ребят на свои слова. По лицам, по глазам, по ответам на вопросы, мастер может изначально наметить уч-ся, с которыми будет работать легче, а к которым придется искать другой подход. Но эта первая беседа должна проходить в атмосфере доброжелательности. Кто же откажется от доброго, хорошего отношения к себе, особенно подростки.

Ведь это их чаще всего не понимают, это они начинают свой самостоятельный путь. А тут еще их сложный возраст и семьи, не всегда благополучные. Вот и выпадает на долю мастера быть и другом, и наставником, и советчиком.

Проводя первую беседу, задавая вопросы уч-ся по первому вводному занятию, практически показывая те или иные действия при работе на клавиатуре, мастер должен обладать огромным терпением, ведь не все и не у всех сразу получится.

И зависит это «получится» от способностей ребят и, повторюсь, от терпения мастера, его умения подойти индивидуально к каждому учащемуся.

В психологии существует целая теория способностей, которая трактует их как индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешном выполнении какой-либо деятельности.

Психологи предлагают следующую классификацию:

СПОСОБНОСТИ – это формирующиеся на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; от них зависит возможность успеха в той или иной профессиональной деятельности.

 СПЕЦИАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ – качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успеха в деятельности.

 ОБЩАЯ ОДАРЕННОСТЬ – одаренность к широкому кругу занятий, или качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успеха в широком кругу деятельности.

Значит, мастер производственного обучения обязан узнать возможности своих подопечных, иначе он не сумеет наилучшим образом распределить задания между ними.

По первым ответам на вопросы, по выполнению первых заданий, мастер видит, как работают ребята, насколько серьезно относятся к выполнению задания, могут ли сделать лучше, больше. Интересно ли им?

Чтобы побудить интерес учащихся к выполнению практических заданий, особенно к качественному их выполнению, а тем самым выработать усидчивость и внимательность, мастер-педагог должен подходить к организации урока практики творчески.

Допустим, на уроке достаточное количество ПК, методических пособий, однако, и этого мало для достижения желаемых результатов, если сам мастер не будет искать творческие пути к решению учебных задач.

Что же это такое «творческий подход»? А вот здесь фантазия мастера-профессионала безгранична.

Это может быть и печать текстов вслепую, в такт под музыкальное сопровождение, метроном. Отрабатывать безошибочное движение пальцев вслепую на клавиатуре – это огромный механический, монотонный труд.  И, чтобы научить «слепой» печати других, надо обладать «адским» терпением. Попробуй,  заставь их печатать 15 строк буквы «а», или целую страницу одной и той же фразы или предложения.

Лично мне оказала огромную помощь в работе книга Владимира Шахиджаняна «СОЛО НА ПИШУЩЕЙ МАШИНКЕ». В свободной, доступной и игровой форме автор помогает преодолеть себя, и, действительно научить печатать. Этой книгой я пользуюсь всегда на уроках производственной практики. Помогает и личная практика. Когда ребята видят, как работает мастер, как у него все красиво получается, кроме уважения к своему мастеру, у них возникает желание сделать так же. Это тоже психологический прием.  «Попробуй и ты так!» или «Смотри как легко, и у тебя получится, надо чуть-чуть постараться».

И обязательно оценить работу ученика. Если мастер видел, как старался подросток выполнять задание, но что-то не вышло, не получилось, нельзя сразу ставить «2». Это «отобъет» желание работать лучше, а может и прервется понимание между мастером и уч-ся. Отмечая недоработки, ошибки, обязательно надо отметить и хорошее в работе, то, что получилось лучше. («А если б постарался, то и вся работа могла быть лучше»).

Не забуду, как учащиеся моей группы, после нескольких посредственных работ, выполнили работы «на отлично». Рядом с оценкой я написала «МОЛОДЕЦ!». Девочки – сияли от счастья, по-другому не скажешь. И дальше работы были только хорошими и отличными.

Похвала мастера стимулирует труд учащихся. Но, нельзя, однако и хвалить авансом. Они это чувствуют и расслабляются.

Построение своего урока в игровой форме часто помогает мастеру, не отвлекаясь от дела, раскачать ребят, или наоборот дать немного отдохнуть от механической работы.

Урок – деловая игра. Это большая возможность научить подростков мыслить, раскрыть их способности и, главное – вызвать интерес к профессии. Деловая игра – это, в некотором смысле, репетиция производственной деятельности.

Являясь совершенно необычной формой урока, она заинтересовывает их, заставляет проявлять активность на уроке. Поставленные в необычные условия, ребята проявляют себя иногда совершенно неожиданно, раскрывают черты руководителя, принципиально подходя к решению задач. Важным является то, что деловые игры проходят на высоком эмоциональном уровне.

Организованный таким образом  урок, позволяет решать целый комплекс педагогических задач, которые реализуются  в процессе обучения при активной организации мастера учебной, мыслительной, познавательной и др. деятельности уч-ся.

На организованных таким образом своих уроках, я предлагала обыграть, используя полученные знания, ту или иную ситуацию в работе секретаря. Девочкам это нравилось, и они так и называли эти моменты уроков «Игра в секретаря».

Возвращаясь к урокам «слепого» метода печати, хочу сказать, что и здесь просто необходимо строить урок творчески. Увлекая ребят разнообразными упражнениями, которые они, конечно же, выполняют самостоятельно, а через самостоятельный труд, проявляется их профессиональный навык, интерес к профессии.

«Интересно ли печатать «вслепую»?» - спрашиваю  своих учеников.  «Конечно!» - однозначный ответ.

Механические движения «слепого» метода печати – это:

меньше ошибок в тексте,

красивое грамотное оформление тех или иных документов,

вера в свои силы, в себя,

и даже улучшение своего характера

Как утверждают японские специалисты в области «шиацу», пальцы наших рук тесно связаны с внутренними органами и, особенно, головным мозгом. Известно, например, что у людей, страдающих различными заболеваниями сердца, часто бывают слабыми мизинцы. Иногда до такой степени, что человек не может их, как следует согнуть или разогнуть. И наоборот – тренировка мизинца, положительно сказывается на деятельности сердца. Укрепление безымянного пальца – нормализует функцию печени, среднего – снижает повышенное артериальное давление, благотворно действует на кишечник. А воздействия на большой палец улучшает функциональные процесса, протекающие в головном  мозге, укрепляют волю. Замечено также, что у людей со слабыми указательными пальцами – бывают неполадки в работе желудка.

Таким образом, упражняя пальцы рук в работе на клавиатуре, можно еще и поправить свое здоровье, улучшить свой характер, забыть о скверном настроении, проверить свою силу воли.

Как всякому человеку, влюбленному в свою работу, мне не составило большого труда строить свои уроки так, чтобы девочки работали с увлечением. Помог еще и тот самый интерес, присущий взрослым и детям – «интерес нажатия на кнопочки». А клавиатура – это более полусотни различных клавиш, каждая из которых имеет  не одно функциональное значение.

Строя свои уроки на интересных упражнениях, беря во внимание подростковый азарт, предлагая им соревноваться в скорости печати, проверять работы друг друга, находить и исправлять ошибки друг друга, можно добиться и понимания учеников, и расположить их к себе, к уроку, вызвать интерес к работе, к профессии.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс-метод при изучении спецдисциплин и проведении производственного обучения и производственной практики

Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истиннос...

Задания по производственной практике «Производственная» по Профессиональному модулю 04 «Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения

Данные методические рекомендации составлены с целью оказания помощи студентам при подготовке к производственной педагогической практике по Профессиональному модулю 04 «Взаимодействие с родителями...

Рабочая программа по производственной практике ПМ. 02 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения

Рабочая программа по производственной практике ПМ. 02 Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения...

Методические рекомендации Производственная практика Сварщик 15.01.05 -производственная практика ПМ.01.

Методические рекомендации Производственная практика  Сварщик 15.01.05 -производственная практика ПМ.01....

ФОС для текущей контроля, промежуточной и итоговой аттестации производственной практики по ПМ 02 «Анализ производственных программ, планов – графиков, нормативов производственного процесса» по профессии 38.01.

ФОС по ПП по ПМ 02 предназначен для контроля и оценки результатов прохождения производственной практики по ПМ 02 "Анализ производственных программ, планов - графиков, нормативов производственного...

Рабочая программа производственной практики (по профилю специальности), производственной практики (преддипломной)

Рабочая программа производственной практики (по профилю специальности), производственной практики (преддипломной) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ...