Новые направления в ритмике
материал на тему

Рудик Елена Ивановна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_napravleniya_v_ritmike.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Новые направления в ритмике

и их место в структуре современного урока

в коррекционной школе VIII вида

методические рекомендации для учителей ритмики, хореографии и

танца коррекционных школ VII – VIII вида

и коррекционных классов общеобразовательных школ

Введение

Преподавание ритмики, хореографии и танца в коррекционной

школе VIII вида обусловлено необходимостью осуществления

коррекции нервно-психических процессов, поведения, личностных

реакций, эмоционально-волевых качеств и физического развития

умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической

деятельности.

Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные

ритмике и хореографии, способствуют общему развитию школьников,

преодолевают отклонения, исправляют недостатки общей и речевой

моторики, расширяют кругозор учащихся, их социально-бытовые

ориентировки, корригируют познавательные психические функции

(восприятие, память, внимание, мышление, воображение),

воспитывают положительные качества личности (дружелюбие,

коллективизм, дисциплинированность), активизируют творческие

способности, способствуют эстетическому воспитанию.

Цель занятий – коррекционно-развивающее обучение, улучшение

состояния здоровья, повышение функциональных возможностей

организма.

Содержанием учебного материала является коррекционная

музыкально-ритмическая деятельность учащихся. В начальных

классах на уроках ритмики происходит формирование и накопление

элементарных двигательных навыков. В 5 – 6 классах учебная

программа более углубленная по объему уровня знаний и ритмических

движений. Связанность и системность учебного материала достигается

принципом поэтапности, то есть подбором такого материала, который

базируется на предыдущем от простого к более сложному.

Основная задача – обогащение практической деятельности:

Важными задачами музыкально – ритмической деятельности

являются:

Ø развитие памяти, мышления, воображения, слуха, чувства

ритма;

Ø развитие и накопление элементарных двигательных навыков;

Ø формирование правильной осанки;

Ø повышение работоспособности, и двигательной активности;

Ø развитие представлений о пространстве и умение

ориентироваться в нем;

Ø развитие эстетических чувств;

Ø приобщение детей к музыке и правильному восприятию ее на

слух;

Ø развитие творческих способностей;

Ø формирование ведущих положительных качеств личности

конструктивного взаимодействия в обществе;

Ø искоренение вредных привычек и отрицательных качеств

личности.

Новые направления и формы работы

Нуждается ли сегодня ритмика, как учебный предмет, в каком-

либо особом внимании, ведь существует учебный материал,

программы, стабильность практики.

Развитие любого общественного явления подразумевает и

развитие взгляда на это явление.

Ритмика – это живой, постоянно движущийся прогресс, поэтому

что-то должно уходить, уступая место новым формам, что-то

видоизменяться и открываться.

Уникальная возможность соединять и постоянно создавать

внутри себя ситуацию смежности со многими другими

дисциплинами делает ритмику столь значительной.

Ритмика в современной педагогической и воспитательной работе,

особенно с детьми с психофизическим недоразвитием, приобрела

новую содержательную структуру, новые формы такие, как:

· ритмопластика и ритмическая гимнастика,

· логоритмика (ритмо-речевые фонематические упражнения

под музыку или шумовое ритмичное сопровождение),

· психогимнастика под музыку,

· корригирующие игры с пением,

· коррекционные подвижные и пальчиковые игры,

· коммуникативные танцы,

· хореографические этюды с предметами и без предметов,

· элементы музицирования,

· драматизация,

· пластико-речевой театр,

· пантомима,

· импровизация,

· эвритмия,

· ритмический диктант,

· ритмодекламация,

· творческие этюды.

Эти формы и направления можно назвать синтезом движения –

речи - музыки.

Все разновидности форм разнопланово пронизаны идеей

координации и коррекции. Они стимулируют развитие точности,

ловкости, реакции, эмоций, мимики, воспитывают ансамблевую

слаженность, а психогимнастические упражнения под музыку

корригируют нагрузку на эмоции и двигательную активность детей,

развивают самоконтроль, самооценку, способствуют своевременному

переключению ребенка с одного вида деятельности на другой.

Новые направления в ритмике дают детям возможность

накопления впечатлений и двигательных навыков. Ребенок не

механичен, а органичен.

Строить процесс познания нужно не через навязывание шаблонов

и копирование образов, а через выбор, который ребенок делает сам, из

множества предлагаемых и знакомых вариантов. В этом случае нет

опасности, потерять собственную индивидуальность, ведь подражая,

ребенок, особенно с нарушениями в развитии обучается и

совершенствуется, переживая радость эстетического познания себя и

мира. Каждое мгновение урока становится для ребенка интересным,

лично-значимым и ценным. Все это помогает повысить интерес детей

к занятиям, пробудить фантазию, активизировать творческие струнки

каждого ребенка.

Многолетний опыт работы в этом направлении показывает, что

коррекционные задачи волне выполнимы, и дети уже к концу первого

года обучения преодолевают многие свои недостатки. Во всех

упражнения важно правильно и конкретно ставить перед ребенком

задачу и добиваться ее выполнения, не доставляя ему излишнего

нервного напряжения.

Необходимо каждый раз обращать внимание на правильное,

равномерное дыхание, артикуляцию, на развитие мышц речевого

аппарата, мелких мышц рук и всего организма.

Методы и приемы

Опыт работы над коррекцией движений и речи у детей с

психофизическими отклонениями дал возможность опробовать на

практике и систематизировать новые формы и направления, а так же

разрабатывать и применять более эффективные методы и приемы.

Основными из них являются:

v показ движений учителем или учеником,

v символы-жесты,

v разминка,

v многократные закрепления движений и их

последовательности,

v пальчиковая «азбука»,

v позиционные пальчиковые игры,

v «танцы»рук,

v прослушивание музыки, пропевание мелодии;

v прохлопывание и простукивание ритма, счет,

v слово-напоминание, слово-указание, слово-сигнал;

v объяснение,

v поощрение,

v игры на внимание,

v игры-команды,

v творческий подход,

v тематические беседы (патриотические, эстетические,

нравственные и т.д.),

v личный пример,

v просмотры программ выступлений творческой группы,

праздничных выступлений,

v элементы соревнований (перепляс),

v релаксация,

v массаж.

Ритмопластика

Ритмопластика, в рамках общепринятой для коррекционных

школ программы, предполагает:

· общеразвивающие упражнения: плавные, медленные,

быстрые, ритмичные, четкие;

· упражнения на гибкость; всевозможные сочетания

движений ног, рук, корпуса; упражнения на выработку

осанки;

· коррекционные упражнения – разнообразные сочетания

одновременных движений рук, ног, корпуса, кистей;

· упражнения под музыку с ускорением темпа, резкой сменой

темпа;

· самостоятельное составление несложных ритмических

композиций с предметами и без них, с воображаемыми

предметами (мяч, пушинка, перышко, снежинка, кнут …);

· упражнения на расслабление мышц: мягкие прыжки,

полуприседания, легкие махи руками, ногами, имитация

("распускающийся или увядающий цветок").

Давно утвердившиеся схемы движений, вынуждающие ребенка

участвовать в «синхронном параде» на любую тему, стирают

естественную природную грацию детей. Новые направления в ритмике

дают возможность накопления впечатлений и двигательных навыков,

где многие вещи становятся эскизом будущего художественного

воплощения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации и новые технологии, направленные на улучшение метеорологического обслуживания

Инновации в области системы прогнозирования и современной технологии позволяют повысить качества метеорологического обслуживания, с целью предупреждения об опасных погодных явления и своевременное пре...

Новые направления профессиональной деятельности педагога по ФГОС СПО

Новые направления профессиональной деятельности педагога по ФГОС СПО...

2016 Всероссийская научно - практическая конференция " Инновационные направления развития среднего медицинского образования", г. Тюмень, статья "Новые подходы в организации воспитательной работы и развитие студенческого самоуправления"

2016 Всероссийская научно - практическая конференция " Инновационные направления развития среднего медицинского образования", г. Тюмень, статья "Новые подходы в организации  ...

Информационное обеспечение металлообрабатывающего производства и готовность выпускников к освоению новых направлений на производстве

Целью основной образовательной программы является обеспечение комплексной и качественной подготовки квалифицированных, конкурентоспособных специалистов в области разработки изготовления деталей машин,...

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА И ГОТОВНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ К ОСВОЕНИЮ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Целью основной образовательной программы является обеспечение комплексной и качественной подготовки квалифицированных, конкурентоспособных специалистов в области разработки изготовления деталей машин,...

Проект по запуску нового направления в кружок

Данный материал состоит из презентации, показывающий этапы по запуску нового направления в кружок IT-направленности (для кружков модели 2.0), разбор карт протоперсоны и эмпатии, модели монетизации.Так...

Методическая разработка занятия «Проверочная работа по теме « Металловедение», как методика, направленная на реализацию новых ФГОС» ( в рамках Недели специальности)

Моя методическая разработка сводится к использованию современной игры – квест на самых различных уроках. Данная игра отвечает всем требованиям построения урока согласно требованиям ФГОС:-тр...