Главные вкладки

    РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ ПМ.02 СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, РЕМОНТ И ТЕКУЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ
    статья на тему

    Шпира Анастасия Федоровна

    В настоящей работе рассматривается формирование профессиональных компетенций у студентов специальности 270835 (08.02.10) Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, в ходе выполнения лабораторно-практических занятий

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Статья НПК24.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ ПМ.02 СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, РЕМОНТ И ТЕКУЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ

    Шпира Анастасия Федоровна

    ГОУ СПО НГТК

    Новокузнецк, Кемеровская область

    Профессиональный модуль (ПМ) - часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к заданным ФГОС результатам образования, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов деятельности. Целью профессионального модуля является формирование общих и профессиональных компетенций [3].

    Во ФГОС нового поколения под компетенцией подразумевается «способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области» [1]. Необходимые знания и умения для практического опыта формируются за счет усвоения междисциплинарных курсов, входящих в состав профессионального модуля, наряду с практикой.

    Междисциплинарный курс - система знаний и умений, отражающая специфику вида профессиональной деятельности и обеспечивающая освоение компетенций при прохождении обучающимися практики в рамках профессионального модуля [1]. Междисциплинарные курсы увязываются тематикой изучаемого материала.

    В стандарте специальности 270835 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 15 апреля 2010 г. № 357) предусмотрено освоение программы профессионального модуля  ПМ.02 Строительство железных дорог, ремонт и текущее содержание железнодорожного пути. Данный профессиональный модуль включает три междисциплинарных курса: МДК 02.01. Строительство и реконструкция железных дорог; МДК 02.02. Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути; МДК 02.03. Машины, механизмы для ремонтных и строительных работ, а также производственную практику по профилю специальности.

    Перед преподавателями специальных дисциплин, ведущими занятия по междисциплинарным курсам МДК 02.01 и МДК 02.03 стоит цель - формирование у студентов следующих профессиональных компетенций: ПК 2.1 Участвовать в проектировании и строительстве железных дорог, зданий и сооружений;  ПК 2.2 Производить ремонт и строительство железнодорожного пути с использованием средств механизации. ПК 2.3 Контролировать качество текущего содержания пути, ремонтных и строительных работ, организовывать их приемку; ПК 2.5 Обеспечивать соблюдение при строительстве, эксплуатации железных дорог требований охраны окружающей среды и промышленной безопасности, проводить обучение персонала на производственном участке. Поэтому при разработке рабочей программы профессионального модуля была тщательно продумана тематика лабораторных и практических занятий в привязке с региональными особенностями и современными инновационными процессами при строительстве железных дорог, ремонте и текущим содержании железнодорожного пути.

    Рассмотрим формирование профессиональных компетенций более подробно.

    ПК 2.1 Участвовать в проектировании и строительстве железных дорог, зданий и сооружений. Данная компетенция включает в себя две составляющие: первая – проектирование и строительство железных дорог, вторая проектирование и строительство зданий и сооружений.

    «Участвовать в проектировании и строительстве железных дорог» означает выбор метода организации строительства, определение необходимых видов работ по сооружению железнодорожного земляного полотна, строительству малых водопропускных сооружений, сооружению верхнего строения пути, а также электрификации железных дорог.

    При проектировании железнодорожной линии необходимо выбрать рациональный метод строительства, разбить на участки длину сооружаемой линии для наибольшей производительности выполняемых работ, определить последовательность выполнения операций.

    Для выбора наиболее рационального метода строительства железных дорог, необходимо знать степень механизации всех видов работ по сооружению железнодорожного пути. Не случайно изучение МДК 02.01 начинается с сооружения железнодорожного земляного полотна. При изучении данной темы студент должен получить необходимые знания об особенностях грунтов и землеройных машинах, степени автоматизации и роботизации при возведении земляного полотна, а также необходимых видах работ по его сооружению. Данные знания помогут студентам в дальнейшем при выполнении курсового проектирования по тематике: «Организация работ по сооружению земляного полотна железнодорожного пути» при определении в процессе выбора соответствующей заданному грунту землеройной машины.

    На степень механизации строительства железных дорог также влияет наличие машин для строительства малых водопропускных сооружений, электрификации железных дорог, а также потребность и виды специализированного подвижного состава для сооружения верхнего строения пути.

    «Участвовать в проектировании и строительстве зданий и сооружений» означает формирование необходимых знаний о конструкциях, материалах изготовления, методов и способов производства работ, а также особенностей возведения объектов железнодорожного транспорта, степени автоматизации и роботизации трудоемких процессов.

    Для усвоения необходимых знаний и умений, а также  формирования профессиональных компетенций преподавателями железнодорожных дисциплин запланированы следующие практические занятия:

    • Технические средства автоматизации. Общее устройство и назначение;
    • Изучение систем автоматического управления (САУ) и регулирования (САР);
    • Изучение принципа работы роботов и манипуляторов.

    ПК 2.2  Производить ремонт и строительство железнодорожного пути с использованием средств механизации

    Данная компетенция формируется при изучении МДК 02.03 и вытекает из предыдущей компетенции. На сегодняшний момент все наиболее трудоемкие операции по строительству и ремонту пути механизированы. Наличие машин и механизмов определяет уровень сложности выполняемых операций и затраты на выполнение работ.

    Поэтому при изучении данного меджисциплинарного курса у студента должны формироваться необходимые знания и умения по видам машин и механизмов, применяемых для строительства и ремонта железнодорожного пути.

    В связи с вышеуказанным запланированы лабораторные занятия по тематике:

    • Общее устройство и принцип работы ДВС;
    • Передвижные электростанции типа АБ, АД, их устройство и характеристики;
    • Электрический путевой инструмент;
    • Гидравлический путевой инструмент;
    • Механизированный строительный инструмент.

    Также предусмотрены практические занятия по изучению грузозахватных устройств; машин для ремонта земляного полотна и земляных работ в строительстве, обновления, ремонта и текущего содержания верхнего строения, сборки - разборки рельсошпальной решетки, свайных работ; двигателя внутреннего сгорания; подъемно-транспортных, транспортных и погрузо-разгрузочных машин. 

    На лабораторно-практических занятиях происходит последовательное изучение теоретического материала, его закрепление.

    Полученные знания и умения будут окончательно закреплены при прохождении производственной практики.

    ПК 2.3 Контролировать качество текущего содержания пути, ремонтных и строительных работ, организовывать их приемку. Данная компетенция относится к МДК 02.01 Строительство и реконструкция железных дорог и предполагает формирование у студентов определенных знаний по организации ввода железной дороги в эксплуатацию, устранение недочетов в строительстве при их обнаружении приемной комиссией, а также текущее содержание и реконструкция существующих линий для увеличения их мощности и пропускной способности. Усвоение данных знаний найдет свое практическое применение в период производственной практики.

    ПК 2.5 Обеспечивать соблюдение при строительстве, эксплуатации железных дорог требований охраны окружающей среды и промышленной безопасности, проводить обучение персонала на производственном участке.

    Данную компетенцию можно разделить на три составляющие: первая – соблюдение требований окружающей среды, вторая – соблюдение требований промышленной безопасности, третья – проводить обучение персонала на производственном участке.

    Соблюдение требований охраны окружающей среды является подтверждением высокого уровня ответственности железнодорожной отрасли. При строительстве железнодорожного пути многие виды используемых материалов и средств механизации должны быть заменены на более безопасные, и не представляющие опасности здоровью человека и окружающей среде.

    Соблюдение требований промышленной безопасности включает в себя выполнение соблюдение должностных инструкций в соответствии с требованиями техники безопасности при выполнении строительных и ремонтных работ, а также при работе с путевыми машинами и механизмами и их обслуживании. Для усвоения данного материала в рабочей программе предусмотрены следующие темы: Требования безопасности при выполнении работ по сооружению земляного полотна; Охрана труда при укладке и балластировке пути; Охрана труда при производстве строительных работ; Меры безопасности при выполнении работ с применением путевых и строительных машин и механизмов.

    В заключение хочется отметить, что формирование компетенций редко связано лишь с освоением теоретических курсов. Важным моментом является интеграция теории и практики. Такая интеграция достигается в результате обоснованного отбора необходимых теоретических знаний и практических умений в рамках каждого профессионального модуля, соответствующего организации учебного процесса, использования активных методов обучения и проведения обучения в специально созданной обучающей среде (кабинетах, лабораториях и полигонах, оснащенных необходимым учебным оборудованием).

    Также немаловажную роль играет действенный фактор учебно-воспитательного процесса, который способствует развитию студента, формирует его мотивацию, интерес к выбранной профессии, расширяет границы профессиональной деятельности преподавателей, что в конечном итоге повышает качество образования.

    Список источников:

    1. Словарь-справочник современного российского профессионального образования [Электронный ресурс] /авторы-составители: Блинов В. И., Волошина И.А., Есенина Е. Ю., Лейбович А. Н. , Новиков П. Н. –  Выпуск 1. − М.: ФИРО, 2010. −  19 с.
    2. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения [Текст]: метод. пособие / авт.-сост. Л. Н. Вавилова, М. А. Гуляева. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2012. - 180 с.
    3. http://vtpp-spo.ru/uchrab/lockakty/pmrp


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему "Реализация компетентностного подхода"

    РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

    Реализация компетентностного подхода на занятиях эстрадного пения

    Компетентностный подход является одним из стратегических направлений развития и модернизации отечественного образования.  Эстрадный вокал является активной формой исполнительской деятельности. По...

    Реализация компетентностного подхода на занятиях эстрадного пения

    Компетентностный подход является одним из стратегических направлений развития и модернизации отечественного образования.  Эстрадное  пение - это, в первую очередь, активная форма  испол...

    Реализация компетентностного подхода в процессе обучения иностранному языку на основе применения игровых технологий в системе профессионального образования

    Современная образовательная картина в обществе резко отличается  от той, которая была сформирована в доиндустриальном обществе. Профессиональная успешность человека определяется уровнем развития ...

    МЕТОД КЕЙС–СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

    Статья "Метод кейс–стади в преподавании спецдисциплин как средство реализации компетентностного подхода в процессе обучения студентов профессиональной школы ", подготовленная в рамках участия в I-й Ме...

    Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание включая экономику и право (08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство)

    Программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана на основе примерной программы «Обществознание», рекомендованной ФИРО в соответствии с «Рекомендациями по организац...

    Методическое пособие «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу.

    Аннотация. Голубева В.В. Методическое пособие «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу. Данное методическ...