Методическая разработка внеклассного занятия по педагогике «Учебная конференция, посвящённая 190-летию со дня рождения К.Д.Ушинского»
методическая разработка на тему

Представлена разработка внеклассного занятия по педагогике, основанного на внеаудиторной маостоятельной работе студенов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met._razrabotka_konferentsii.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»

Пешкова Т.Н.

Методическая разработка

внеклассного занятия по педагогике

Учебная конференция, посвящённая 190-летию

со дня рождения К.Д.Ушинского

Трубчевск, 2014

Пояснительная записка

     Самостоятельная работа как обязательный вид образовательной деятельности студентов ставит преподавателя перед необходимостью определения её содержания и форм осуществления. В процессе изучения курса педагогики  большими возможностями в организации самостоятельной работы располагает такая область педагогических знаний как история педагогики, т.к. она в условиях среднего педагогического образования не представлена отдельной учебной дисциплиной. Вместе с тем изучение современной педагогической теории невозможно без обращения к её истокам, к процессу становления и дальнейшего развития педагогической мысли. Обращение к педагогическому наследию, его изучение позволяют студенту увидеть преемственность педагогических взглядов, их историческую обусловленность, осуществлять поиск идей, отвечающих потребностям современного этапа развития образования в обществе. Изучение первоисточников, критической педагогической литературы способствует формированию у студентов целого ряда общих компетенций, названных в ФГОС СПО по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах»:

  • способность осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
  • самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Кроме того, эта работа является необходимым условием освоения такого вида деятельности учителя начальных классов, как методическое обеспечение образовательного процесса, и обеспечивает формирование профессиональных компетенций, названных в том же документе:

  • способность участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования;
  • способность оформлять разработки в виде рефератов, выступлений.

     Данная методическая разработка представляет описание опыта одного из вариантов решения обозначенной проблемы – проблемы организации самостоятельной работы в процессе изучения курса педагогики.

     Учебная конференция как форма организации самостоятельной работы студента имеет свою специфику. В частности, она предполагает достаточно большую подготовку к ней, затраты времени на проведение (не менее 2-х часов), применение возможностей электронных презентаций для обеспечения оптимального восприятия устной информации. Учебная конференция тесно связана с применением такой формы самостоятельной работы как конкурс студенческих работ, который может выступать в качестве элемента подготовки конференции и обеспечит выбор качественных работ для выступлений, или может выступать её продолжением.

     2014 год – год юбилея К.Д.Ушинского (190 лет со дня рождения). В связи данная конференция была посвящена этому событию.

     Цель учебной конференции: побуждение студентов к изучению педагогического наследия К.Д.Ушинского как теоретической базы будущих учебных исследовательских работ: курсовых и дипломных.

     Задачи:

  1. Формирование опыта работы с первоисточниками и критической педагогической литературой, освоение методов учебно-педагогического исследования.
  2. Пробуждение интереса к истории педагогической мысли, к современной её трактовке.
  3. Воспитание уважения к российской науке, её представителю в лице К.Д.Ушинского, чувства гордости за принадлежность к нации, давшей такого блистательного учёного.
  4. Формирование первоначального опыта выполнения одной из форм учебно-исследовательской работы студента – реферата.
  5. Формирование опыта выступления перед аудиторией, умения представлять свою работу.

     Подготовительная работа осуществлялась в течение месяца. Студентам были предложены темы для самостоятельной работы:

  1. Жизненный путь К.Д.Ушинского – человека, педагога, учёного.
  2. К.Д.Ушинский – основоположник русской педагогики.
  3. Концепция Ушинского К.Д. в духовно-нравственном воспитании.
  4. К.Д.Ушинский об учителе и его подготовке.
  5. Ушинский К.Д. – дидакт и методист.
  6. Воспитательный потенциал учебных книг К.Д.Ушинского.

Тематика обусловливалась стремлением осветить основные направления педагогической мысли учёного.

Параллельно был объявлен конкурс студенческих рефератов по заявленной тематике по следующим номинациям: 

  • Исследовательская работа (наличие в работе всех компонентов исследования -  проблема, цель, задачи, грамотное использование методов исследования);
  • Взгляд современника (наличие связи с проблемами современной педагогики);
  • Профессиональное саморазвитие (наличие рефлексивной составляющей работы).

Перед началом самостоятельной работы была проведена консультация преподавателя по вопросам выполнения реферата как учебно-исследовательской работы, требованиям к нему, были названы критерии оценки работы и охарактеризованы номинации конкурса.

Общие критерии оценки реферата, представленного на конкурс:

  • соответствие темы и содержания;
  • наличие обязательных структурных компонентов данного вида работы: введения, основной части, заключения, списка литературы;
  • выполнение каждой частью своего функционального назначения;
  • грамотность в применении методов исследования и в правописании;
  • соблюдение требований к оформлению работы, принятых в колледже.

     Проведённый конкурс позволил отобрать наиболее интересные работы для их освещения на конференции. С выступающими была проведена дополнительная консультация по составлению тезисов выступления и технологии устного выступления перед аудиторией. В частности по первому вопросу конференции наиболее удачной формой представления информации была выбрана электронная презентация.

   Конференция проводилась по следующему плану:

  1. Вступительное слово преподавателя о К.Д.Ушинском как ярком представителе педагогической науки XIX века и задачах конференции.
  2. Выступления студентов в соответствии с заявленной тематикой.
  3. Заключительное слово преподавателя о разноплановости педагогического наследия К.Д.Ушинского, о возможности студентов обращаться к его наследию при выполнении курсовых работ.
  4. Подведение итогов проведённой самостоятельной работы, оценка результатов работы с позиции формирования общих и профессиональных компетенций.
  5. Награждение выступающих памятными буклетами конференции и фотографирование.

Список использованной литературы:

  1. Гришин, В.А. Вопросы истории образования [Текст]: учебное пособие / В.А. Гришин [и др.] – Брянск: Издательство БГПУ, 1999. – 136 с.
  2. Егоров, С.Ф. К.Д.Ушинский: жизнь и педагогическая деятельность [Текст]  // К.Д.Ушинский. Педагогические сочинения: В 6 т.т. – Т.1. /Сост. С.Ф.Егоров. – М.: Педагогика, 1988. – С.6-30.
  3. ФГОС СПО по специальности 050146 Преподавание в начальных классах (http://www.irbitgt.ru >files/FGOS/050146 Prep.v.nah.kl.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного занятия по теме: "Минздравсоцразвития предупреждает..."

Мы живём в 21 веке – веке скоростей. Современные условия жизни оказывают на нервную систему подростка более интенсивное воздействие, чем полвека назад. Поток информации стал обильнее, впечатления разн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ «ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ ИНФЕКЦИИ И СПИДА»

   Данная тема занятия возникла в связи с необходимостью снижения роста ВИЧ-инфицированности среди молодежи. Необходимо помочь подростку защитить свое здоровье, воспитать ответственно...

Методическая разработка внеклассного материала по биологии. Пресс- конференция по теме: "Наркомания-истоки, сущность , последствия"

Актуальность выбранной темы:Проблема наркомании среди молодежи для российского общества является сегодня наиболее острой и представляет собой глобальную угрозу. Статистические данные подтверждают, что...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «В гостях у сказки» (посвящённого 110-летию со дня рождения А.Роу)

Открытое внеклассное мероприятие «В гостях у сказки» проводится в рамках цикла мероприятий, посвящённых Году Кино в России и в связи со 110-летием известного режиссёра-сказочника Александр...

Методическая разработка внеклассных занятий

Методическая разработка внеклассных занятий...

Методическая разработка внеклассного занятия ,тема "Олимпиада по междисциплинарному курсу (МДК01.01)."Электрические машины "

Данные методические указания помогут организовать деятельность обучающихся на внеклассных занятиях в рамках закрепления материала междисциплинарного курса «Электрические машины и аппараты»...