Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    Методическая разработка внеклассного занятия по педагогике «Учебная конференция, посвящённая 190-летию со дня рождения К.Д.Ушинского»

    Представлена разработка внеклассного занятия по педагогике, основанного на внеаудиторной маостоятельной работе студенов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon met._razrabotka_konferentsii.doc52 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ СПО «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»

    Пешкова Т.Н.

    Методическая разработка

    внеклассного занятия по педагогике

    Учебная конференция, посвящённая 190-летию

    со дня рождения К.Д.Ушинского

    Трубчевск, 2014

    Пояснительная записка

         Самостоятельная работа как обязательный вид образовательной деятельности студентов ставит преподавателя перед необходимостью определения её содержания и форм осуществления. В процессе изучения курса педагогики  большими возможностями в организации самостоятельной работы располагает такая область педагогических знаний как история педагогики, т.к. она в условиях среднего педагогического образования не представлена отдельной учебной дисциплиной. Вместе с тем изучение современной педагогической теории невозможно без обращения к её истокам, к процессу становления и дальнейшего развития педагогической мысли. Обращение к педагогическому наследию, его изучение позволяют студенту увидеть преемственность педагогических взглядов, их историческую обусловленность, осуществлять поиск идей, отвечающих потребностям современного этапа развития образования в обществе. Изучение первоисточников, критической педагогической литературы способствует формированию у студентов целого ряда общих компетенций, названных в ФГОС СПО по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах»:

    • способность осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
    • использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
    • самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

    Кроме того, эта работа является необходимым условием освоения такого вида деятельности учителя начальных классов, как методическое обеспечение образовательного процесса, и обеспечивает формирование профессиональных компетенций, названных в том же документе:

    • способность участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования;
    • способность оформлять разработки в виде рефератов, выступлений.

         Данная методическая разработка представляет описание опыта одного из вариантов решения обозначенной проблемы – проблемы организации самостоятельной работы в процессе изучения курса педагогики.

         Учебная конференция как форма организации самостоятельной работы студента имеет свою специфику. В частности, она предполагает достаточно большую подготовку к ней, затраты времени на проведение (не менее 2-х часов), применение возможностей электронных презентаций для обеспечения оптимального восприятия устной информации. Учебная конференция тесно связана с применением такой формы самостоятельной работы как конкурс студенческих работ, который может выступать в качестве элемента подготовки конференции и обеспечит выбор качественных работ для выступлений, или может выступать её продолжением.

         2014 год – год юбилея К.Д.Ушинского (190 лет со дня рождения). В связи данная конференция была посвящена этому событию.

         Цель учебной конференции: побуждение студентов к изучению педагогического наследия К.Д.Ушинского как теоретической базы будущих учебных исследовательских работ: курсовых и дипломных.

         Задачи:

    1. Формирование опыта работы с первоисточниками и критической педагогической литературой, освоение методов учебно-педагогического исследования.
    2. Пробуждение интереса к истории педагогической мысли, к современной её трактовке.
    3. Воспитание уважения к российской науке, её представителю в лице К.Д.Ушинского, чувства гордости за принадлежность к нации, давшей такого блистательного учёного.
    4. Формирование первоначального опыта выполнения одной из форм учебно-исследовательской работы студента – реферата.
    5. Формирование опыта выступления перед аудиторией, умения представлять свою работу.

         Подготовительная работа осуществлялась в течение месяца. Студентам были предложены темы для самостоятельной работы:

    1. Жизненный путь К.Д.Ушинского – человека, педагога, учёного.
    2. К.Д.Ушинский – основоположник русской педагогики.
    3. Концепция Ушинского К.Д. в духовно-нравственном воспитании.
    4. К.Д.Ушинский об учителе и его подготовке.
    5. Ушинский К.Д. – дидакт и методист.
    6. Воспитательный потенциал учебных книг К.Д.Ушинского.

    Тематика обусловливалась стремлением осветить основные направления педагогической мысли учёного.

    Параллельно был объявлен конкурс студенческих рефератов по заявленной тематике по следующим номинациям: 

    • Исследовательская работа (наличие в работе всех компонентов исследования -  проблема, цель, задачи, грамотное использование методов исследования);
    • Взгляд современника (наличие связи с проблемами современной педагогики);
    • Профессиональное саморазвитие (наличие рефлексивной составляющей работы).

    Перед началом самостоятельной работы была проведена консультация преподавателя по вопросам выполнения реферата как учебно-исследовательской работы, требованиям к нему, были названы критерии оценки работы и охарактеризованы номинации конкурса.

    Общие критерии оценки реферата, представленного на конкурс:

    • соответствие темы и содержания;
    • наличие обязательных структурных компонентов данного вида работы: введения, основной части, заключения, списка литературы;
    • выполнение каждой частью своего функционального назначения;
    • грамотность в применении методов исследования и в правописании;
    • соблюдение требований к оформлению работы, принятых в колледже.

         Проведённый конкурс позволил отобрать наиболее интересные работы для их освещения на конференции. С выступающими была проведена дополнительная консультация по составлению тезисов выступления и технологии устного выступления перед аудиторией. В частности по первому вопросу конференции наиболее удачной формой представления информации была выбрана электронная презентация.

       Конференция проводилась по следующему плану:

    1. Вступительное слово преподавателя о К.Д.Ушинском как ярком представителе педагогической науки XIX века и задачах конференции.
    2. Выступления студентов в соответствии с заявленной тематикой.
    3. Заключительное слово преподавателя о разноплановости педагогического наследия К.Д.Ушинского, о возможности студентов обращаться к его наследию при выполнении курсовых работ.
    4. Подведение итогов проведённой самостоятельной работы, оценка результатов работы с позиции формирования общих и профессиональных компетенций.
    5. Награждение выступающих памятными буклетами конференции и фотографирование.

    Список использованной литературы:

    1. Гришин, В.А. Вопросы истории образования [Текст]: учебное пособие / В.А. Гришин [и др.] – Брянск: Издательство БГПУ, 1999. – 136 с.
    2. Егоров, С.Ф. К.Д.Ушинский: жизнь и педагогическая деятельность [Текст]  // К.Д.Ушинский. Педагогические сочинения: В 6 т.т. – Т.1. /Сост. С.Ф.Егоров. – М.: Педагогика, 1988. – С.6-30.
    3. ФГОС СПО по специальности 050146 Преподавание в начальных классах (http://www.irbitgt.ru >files/FGOS/050146 Prep.v.nah.kl.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие, посвящённое 125-летию со дня рождения основоположника мордовской литературы, поэта Захара Федоровича Дорофеева

    Захар Фёдорович Дорофеев останется в нашей памяти сыном мордовской земли, который положил начало мордовской поэзии, Учителем с большой буквы, который сделал очень много для того, чтобы Россия и весь м...

    Методическая разработка внеклассного занятия по теме: "Минздравсоцразвития предупреждает..."

    Мы живём в 21 веке – веке скоростей. Современные условия жизни оказывают на нервную систему подростка более интенсивное воздействие, чем полвека назад. Поток информации стал обильнее, впечатления разн...

    Методическая разработка внеклассного материала по биологии. Пресс- конференция по теме: "Наркомания-истоки, сущность , последствия"

    Актуальность выбранной темы:Проблема наркомании среди молодежи для российского общества является сегодня наиболее острой и представляет собой глобальную угрозу. Статистические данные подтверждают, что...

    Методическая разработка практического занятия по общепрофессиональной учебной дисциплине "Экономические и правовые основы производственной деятельности"

    Методическая разработка практического занятия в составе раздела «Правовые основы производственной деятельности» общепрофессиональной учебной дисциплины ОП.04 Экономические и правовые основы производст...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия «В гостях у сказки» (посвящённого 110-летию со дня рождения А.Роу)

    Открытое внеклассное мероприятие «В гостях у сказки» проводится в рамках цикла мероприятий, посвящённых Году Кино в России и в связи со 110-летием известного режиссёра-сказочника Александр...

    Методическая разработка к открытому уроку по литературе, посвящённому 145-летию со дня рождения А.И.Куприна «Гимн торжествующей любви»»

    Открытый урок по литературе по теме «Этапы жизни и творчества А.И.Куприна. Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет»» проводится в рамках Года литературы в России и к 145-лети...