РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЛОГИКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030912 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
рабочая программа на тему

Мацкевич Алексей Николаевич

Рабочая программа учебной дисциплины логика является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО  030912 право и организация социального обеспечения

Цель учебной дисциплины – научить логически правильно мыслить через соединение логической теории и практики.

Задачи курса: студент должен знать основную проблематику курса логики, самостоятельно применят логический анализ при решении различных проблем.

Настоящая программа состоит из шести разделов.

Первый раздел  «введение» раскрывает место логики как науки в системе научного знания и определяет ее специфику.

         Второй раздел «понятие» освещает темы характеризующие понятие как форму мышления. Способы образования понятий, виды, отношения и логические операции над ними.

         Третий раздел «суждение» содержит ряд тем, посвященных логике высказываний и способам определения истинности либо ложности суждений.

Четвертый раздел «законы логики» раскрывает сущность основных законов связи элементов мысли между собой. В нем анализируются 4 закона логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключающего третьего и закон достаточного основания.

Пятый раздел «умозаключение» освещает темы характеризующие умозаключение как форму мышления. В нем рассматриваются индуктивные и дедуктивные умозаключения, их виды и структура.

         Шестой раздел «доказательство и опровержение» содержит ряд тем, посвященных аргументации и доказательству. Раскрываются структура доказательства, основные правила и ошибки в этой форме мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа по логике164 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ СПО

 ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛОГИКА

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030912 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2014г.


Рабочая программа учебной дисциплины логика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 030912 право и организация социального обеспечения

Организация-разработчик:

 Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Зеленогорский многопрофильный техникум

Разработчик:

 

Мацкевич Алексей Николаевич, преподаватель высшей категории  ГОУ СПО ЗМТ        

Рассмотрена                        Утверждаю

 на заседании Методического Совета         Зам. директора по УВР

ГОУ СПО ЗМТ        ______В.Д.Сорокина

Протокол №____ от         «___»______20г.

«___»__________20г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛОГИКА

1.1Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины логика является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО  030912 право и организация социального обеспечения

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина логика относится к общему специальному, гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы

1.3. Предлагаемая программа представляет содержание курса логики, ядром которого является обязательный минимум содержания  курса логики

Цель учебной дисциплины – научить логически правильно мыслить через соединение логической теории и практики.

Задачи курса: студент должен знать основную проблематику курса логики, самостоятельно применят логический анализ при решении различных проблем.

Настоящая программа состоит из шести разделов.

        Первый раздел  «введение» раскрывает место логики как науки в системе научного знания и определяет ее специфику.

        Второй раздел «понятие» освещает темы характеризующие понятие как форму мышления. Способы образования понятий, виды, отношения и логические операции над ними.

        Третий раздел «суждение» содержит ряд тем, посвященных логике высказываний и способам определения истинности либо ложности суждений.

        Четвертый раздел «законы логики» раскрывает сущность основных законов связи элементов мысли между собой. В нем анализируются 4 закона логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключающего третьего и закон достаточного основания.

        Пятый раздел «умозаключение» освещает темы характеризующие умозаключение как форму мышления. В нем рассматриваются индуктивные и дедуктивные умозаключения, их виды и структура.

        Шестой раздел «доказательство и опровержение» содержит ряд тем, посвященных аргументации и доказательству. Раскрываются структура доказательства, основные правила и ошибки в этой форме мышления.

        В результате усвоения курса обучающийся должен

        Знать:

  • общей природе человеческого мышления и особенностях логической

теории мышления;

  •  сущность понятия как формы мышления, его структуру, виды, отношения между понятиями, правила определения понятий, деления, обобщения и ограничения понятий;
  • сущность суждения как формы мышления, его структуру, виды, правила распределения терминов, отношения противности и противоречия;
  •  основные формально-логические законы;
  • категорическую силлогистику;
  • логическую проблематику теории и практики аргументации, в т.ч. доказательства и опровержения.

Уметь:

- производить необходимые логические операции над основными формами мышления.

        Данная дисциплина изучается в течение семестра студентами специальности «правоведение», выполняется контрольная работа. Изучение данной дисциплины завершается сдачей экзамена.

        Наблюдается связь дисциплины «Логика» со специальными дисциплинами «Правоохранительные органы», «Уголовное право», «Гражданское право», и общими гуманитарными дисциплинами «Основами философии» в вопросах теории познания, «Основами социологии и политологии» в вопросах методов анализа общества.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов из них 10 часов практические занятия.

     самостоятельной работы 16 часов.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

     практические занятия (всего)

1 Характеристика понятия. Возникновение и этапы развития традиционной формальной логики - конспект

2 Состав простого суждения – работа с источником

3 Понятие о логическом законе – работа с источником

4 Основные условия  истинности - конспект

5 Опровержение.  Виды прямого доказательства Виды косвенного доказательства - конспект

10

2

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

16

 Отношения между простыми суждениями» - конспект

Логические операции с понятиями – работа с документом

Отношения между простыми суждениями и сложными суждениями – конспект

Значение законов логики – конспект

Преобразование сложных суждений – изложение собственных суждений. Правила доказательства - конспект

2

2

2

4

4

4

2


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ЛОГИКА

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

 Раздел I.

Введение

2

Тема. 1.1

Предмет логики и его значение.

Содержание учебного материала

?

1.

Введение. Специфика логики как науки. Содержание и форма мышления

2

Самостоятельная работа обучающихся

Поиск материала и конспектирование текста на тему: «Отношения между простыми суждениями»

2

Раздел 2. Понятие

6

Тема 2.1. Общая характеристика понятия, его виды.

Содержание учебного материала

?

1.

 Структура понятия. Понятие и слово. Характеристика понятия

2

Практические занятия:

Характеристика понятия. Возникновение и этапы развития традиционной формальной логики

2

Самостоятельная работа обучающихся

Логические операции с понятиями

2

 Раздел 3 Суждение

6

Тема 3.1. Общая характеристика суждений, простые и сложные суждения

Содержание учебного материала

1.

Логическая структура суждения. Суждение и предложение. Виды простых суждений

2

Практические занятия

Состав простого суждения

2

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование по теме «Отношения между простыми суждениями. Отношения между сложными суждениями.

2

Раздел 4 Законы логики

6

Тема 4.1. Понятие о логическом законе.

Содержание учебного материала

1

 Особенности логических законов мышления. Закон тождества Закон достаточного основания. Закон противоречия и закон исключающего третьего

2

Практические занятия:

Понятие о логическом законе

2

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование по теме «Значение законов логики. Непосредственные умозаключения».

4

Раздел 5

Умозаключение

6

Тема 5.1. Общая характеристика умозаключения

Содержание учебного материала

1.

 Виды опосредованных  умозаключений. Логическая структура умозаключения

 Непосредственные умозаключения и способы их получения.

2

Практические занятия: 

Основные условия  истинности

2

Самостоятельная работа

Конспект «Преобразование сложных суждений»

4

Раздел 6 Доказательство и опровержение

6

Тема 6.1. Общая характеристика доказательства. Виды доказательства. Опровержение.

Содержание учебного материала

1.

 Логическая структура доказательства. Понятие опровержения, способы опровержения. Значение доказательства и опровержения.

2

Практические занятия:

 Опровержение.  Виды прямого доказательства Виды косвенного доказательства

2

Самостоятельная работа обучающихся

Правила доказательства Ошибки доказательства

2

ВСЕГО

48


3. Условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

истории, или, при его отсутствии, кабинета оборудованного ТСО.

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с

лицензионным программным обеспечением.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:

не предусмотрено.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

не предусмотрено.

3.2. Информационное обеспечение обучения

, исследований.

  1. Асмус, В.Ф. Логика [Текст]:  учебник для ВУЗов. / В.Ф.Асмус – М.: Политиздат, 1947. – 304 с.
  2. Брюшинкин, В. Н. Логика [Текст]:  учебник для студентов гуманитарных специальностей. / В.Н.Брюшинкин. – 3 изд., доп. и испр. – М.: Гардарики, 2001. – 334 с.
  3. Гетманова, А. Д. Логика [Текст]:  учебник для ВУЗов. / А. Д.Гетманова – М.: Омега-Л, 2006. – 416 с.
  4. Гетманова, А. Д. Учебник по логике [Текст]:  учебник для ВУЗов. / А. Д.Гетманова – М.: Гардарики, 2001. – 400 с.
  5. Горский, Д.П. Логика [Текст]:  учебник для ВУЗов. / Д.П.Горский – М.: Наука, 1983. – 386 с.
  6. Иванов, Е. И. Логика [Текст]:  учебник для студентов юридических ВУЗов / Е.И.Иванов. – 2 изд., доп. и испр. – М.: Изд-во БЕК, 2001. – 368 с.
  7. Ивин А.А. Логика. [Текст]:  учебное пособие/ А.А. Ивин. –  Издание 2-е. — М.: Знание, 1998. — 240 с.
  8. Ивин, А.А. Искусство правильно мыслить [Текст] / А.А.Ивин. - М.: Политиздат, 1990. – 229 с.
  9. Ивин, А.А. Логика [Текст]:  учебник для студентов колледжей. / А.А.Ивин. – М.: Гардарики, 2002. – 352 с.
  10. Кириллов, В. И., Старченко, А.А. Логика. [Текст]:  учебное пособие/ В.И. Кириллов, А.А. Старченко.  — М.: Знание, 1998. — 318 с.
  11. Никифоров, А.Л.  Общедоступная и увлекательная книга о логике [Текст] / А.Л. Никифоров. — М.: Гнозис, 1997. – 325 с.
  12. Павлова, Г.К. Искусство спора: логико-методологические аспекты [Текст] / Г.К. Павлова. — М.: Высшая школа, 1998. – 338 с.
  13. Теория и практика полемики [Текст] — Томск: Изд-во ТГУ, 1989. – 421 с.
  14. Тер-Акопов, А.А. Юридическая логика [Текст] / А.А. Тер-Акопов. — М.: ИКФ — Омега-Л, 2002. – 389 с.
  15. Тымцяс, В.Г. Логика [Текст] / В.Г. Тымцяс. — М.: Изд-во Приор, 1999. – 301 с.
  16. Челпанов, Г.И. Учебник логики [Текст] / Г.И. Челпанов — М.: Прогресс, 1994. – 453 с.

Дополнительная

  1. Горский, Д.П. Определение [Текст]. / Д.П.Горский – М.: Наука, 1985. –    288 с.
  2. Ивин, А.А. Теория аргументации  [Текст]:  учеб. пособие для студентов гуманитарных специальностей. / А.А.Ивин. – М.: Гардарики, 2000. – 416 с.
  3. Поварнин, С. И. Спор. От теории к практике [Текст]:  учеб. пособие для ВУЗов. / С.И.Поварнин. – М.: Мир, 1990. – 254 с.
  4. Уемов, А. И. Логические ошибки [Текст]:  учеб. пособие для ВУЗов. / А.И.Уемов. – М.: Просвещение, 1957. – 287 с.
  5. Чернышев, Б. С. Софистика [Текст]:  учеб. пособие для ВУЗов. / Б.С.Чернышев. – М.: Политиздат, 1951. – 356 с.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

оценивать постановку цели и задач, определять возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм логического мышления.

- выполнение индивидуальных проектных заданий;

- оценка результатов выполнения лабораторно-практических работ;

- тестовый контроль;

- домашние работы.

анализировать решение логических задач.

- лабораторная работа - решение логических задач и ситуаций;

находить и анализировать информацию, необходимую для решения логических задач и умозаключений.

- тестовый контроль;

- защита реферата (компьютерной презентации);

-  практические занятия;

- работа с литературой, Интернет ресурсами.

ориентироваться в современных проблемах логики как науки.

- письменная проверка;

- устный контроль;

- оценка результатов выполнения лабораторно-практических работ;

Знания:

взаимосвязь логики как науки  и практики, тенденции их развития;

 -  тестовый контроль;

- домашняя работа;

значение  логики в обучении и педагогической деятельности.

- письменная проверка;

- оценка результатов выполнения лабораторно-практических работ;

принципы обучения.

- подготовка сообщений (компьютерной презентации);

- письменная проверка.

формы, методы и средства логики и  возможности и условия применения.

- составление таблицы

-  тестовый контроль;

- подготовка сообщений (компьютерной презентации);

- лабораторная работа

понятие, нормы, систематику и статистику логики.

- контрольная работа;

- выполнение индивидуальных проектных заданий;

- подготовка сообщений (компьютерной презентации);

особенности работы при решении логических задач

- письменная проверка;

-

составление логических мышлений.

- оценка результатов выполнения лабораторно-практических работ;

- тестовый контроль


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Зеленогорский многопрофильный техникум

(ГОУ СПО ЗМТ)

ОДОБРЯЮ

Зам. директора по УВР

________________________________

«___» ___________________ 20 __ г.

                                                                                              УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 2014_ \ 2015__  учебный год, курс    2          группа __ПС 13 

на 20__ \ 20__ учебный год, курс              группа  ________

на 20__ \ 20__ учебный год, курс               группа ________ 

Предмет

Специального общеобразовательного цикла  логика

Преподаватель

    Мацкевич А.Н                                                            индекс дисциплины

УТП составлен в соответствии с рабочей программой

Предмета Основы социологии и политологии разработанной преподавателем А.Н Мацкевич

в соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений РФ реализующих программу среднего специального образования.

когда, кем утверждена программа

Количество часов по учебному плану (максимальное)48

Из них:

а)

самостоятельная работа студента  16

б) аудиторные занятия (всего)

32

   лабораторные работы

   практические работы

10

   контрольные работы

№ п/п

Темы занятий

Час

Междисциплинарные связи

Формы работы, приемы и методы

Дидактическое обеспечение

Домашнее задание

Самостоятельная работа

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1-2

Раздел I. Введение

Тема 1.1. Предмет логики и его значение

 2

Обществознание

Лекция.

Схемы

§1-2

2 (работа с документом

Раздел 2. Понятие

.

6

Фронтальный опрос

Карточки с заданиями

§5

3-4

Тема 2.1. Общая характеристика понятия, его виды

2

Решение проблемных задач

§6-7

5-6

Тема 2.2 Структура понятия

2

Обществознание

Дискуссия

Слайд-проект

§8-9

2 (работа с документом)

7-8

 Практическое занятие. Тема 2.3 Структура понятия

2

Обществознание

Решение проблемных задач

§10-12

 Раздел 3. . Суждение

6

9-10

Тема 3.1. Общая характеристика суждений, простые и сложные суждения

2

§13-14

11-12

Тема3.2 Логическая структура суждения

2

Философия

Решение проблемных задач

§15-16

2 (работа с документом)

13-14

Практическое занятие. Тема 3.3 Состав простого суждения

2

Задания на выбор решения

§17-18

Раздел 4.. Законы логики

6

15-16

Практическое занятиеТема

4.1 Понятие о логическом законе

2

Обществознание

Дискуссия

§21-22

17-18

 Тема 4.2 Особенности логических законов мышления

2

Дискуссия

§23-24

2 (конспект

19-20

Тема  4.3 Закон тождества Закон достаточного основания

2

Обществознание

§25-26

2 (конспект)

Раздел 5. Умозаключение

6

21-22

Тема 5.1 Общая характеристика умозаключения

2

Обществознание

Дискуссия

§29-30

2 ( изложение собственных суждений)

23-24

Тема5.2 Логическая структура умозаключения

2

§ 31

25-26

Тема 5.3 Практическое занятие     Тема 5.3. Основные условия  истинности

2

§27-28

2 (конспект)

Раздел 6. . Доказательство и опровержение

6

27-28

Тема 6.1 Общая характеристика доказательства

2

§19-20

2 (конспект)

29-30

Тема 6.2 Виды доказательства

2

§11

31-32

Практическое занятие

Тема 6.3 Опровержение.

2

§3-4

ВСЕГО

32

16


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент" для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения

Рабочая программа по дисциплине "Менеджмент" для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения...

Рабочая программа по дисциплине Муниципальное право для специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)

Рабочая программа учебной дисциплины "Муниципальное право" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта укрупненной группы 030000 "Гуманитарные науки" среднего профес...

Рабочая программа по дисциплине "Документационное обеспечение управления" для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения

Учебная дисциплина «Документационное обеспечение управления» формирует базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин; организацию делопроизводства в нашей стране; классификацию докуме...

Рабочая программа учебной дисциплины "Земельное право" для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения

Рабочая программа учебной дисциплины "Земельное право" для специальности 030912  Право и организация социального обеспечения...

Рабочая программа учебной дисциплины Арбитражный процесс специальность 030912 Право и организация социального обеспечения

Рабочая программа учебной дисциплины Арбитражный процесс специальность 030912  Право и организация социального обеспечения...

Рабочая программа учебной дисциплины Гражданский процесс специальность 030912 Право и организация социального обеспечения

Рабочая программа учебной дисциплины Гражданский процесс специальность 030912  Право и организация социального обеспечения...

Рабочая программа учебной дисциплины Правовое регулирование занятости населения специальность 030912 Право и организация социального обеспечения

Рабочая программа учебной  дисциплины Правовое  регулирование  занятости  населения специальность 030912  Право и организация социального обеспечения...