Научно-исследовательская деятельность как фактор профессионального развития студента педагогического колледжа
статья на тему

Луханина Ольга Николаевна

В статье раскрыты особенности, условия и содержание организации научно-исследовательской деятельности студентов ГПОУ "Читинский педагогический колледж"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская деятельность как фактор профессионального развития студента педагогического колледжа

Луханина А.П., преподаватель

ГПОУ «Читинский педагогический колледж»

        

        Главная цель профессионального образования в России – дать выпускнику определенный комплекс знаний и умений, необходимый в выбранной профессии, а также создать у него установку на самообучение и самоорганизацию, на постоянное пополнение и углубление знаний и умений, что, несомненно, важно для профессионального роста и успешности.

        Если студент в процессе образования самостоятельно осуществляет поиск нужной информации, задействует при этом собственный опыт, реализует творческий подход, то подобное он будет продолжать делать и в своей профессиональной деятельности. Воспитание специалистов, которые умеют думать неординарно, возможно через привлечение их к научно-исследовательской деятельности еще на этапе обучения в колледже.

        Специалист, обладающий исследовательской компетенцией, умеет активно и продуктивно анализировать фактическую информацию, создавать и выбирать новые более эффективные алгоритмы, ресурсы, технологии, а не только пользоваться готовыми, порой устаревшими, алгоритмами и фактами [1].

        Учебными заведениями, имеющими приоритет в подготовке обучающихся к научно-исследовательской деятельности, являются высшие учебные заведения, но и в условиях учреждений среднего профессионального образования возможно осуществление данной работы.

        Правильно организованная научно-исследовательская работа обучающихся в колледже способна создать условия для формирования у них навыков самостоятельной работы, научного мышления, развития творческих способностей, осознания важности и необходимости непрерывного образования, ориентирует на дальнейшее самообразование, позволяет проектировать свою будущую педагогическую деятельность.

        Научно-исследовательская работа является одним из важнейших видов деятельности преподавателей и студентов государственного профессионального образовательного учреждения «Читинский педагогический колледж».

        Во время обучения в педагогическом колледже каждый студент выполняет разные виды исследования: доклады, рефераты, проекты, курсовые и выпускные квалификационные работы. Каждый из этих видов имеет свои особенности. Требования к выполнению исследовательских работ постепенно увеличиваются, предъявляя более строгие требования к объему, трудности и актуальности темы.

На первом и втором курсах студенты знакомятся с методами научно-исследовательской работы через доклады и индивидуальные предметные задания для написания рефератов, введение элементов творческого поиска при выполнении лабораторных и практических работ.

На втором и третьем курсе вводится непосредственное исследование какого-либо процесса или явления через написание курсовой работы, которая предполагает защиту в конце освоения студентами профессионального модуля и прохождения учебной и производственной практик.

Обучение на четвертом курсе предполагает обязательное выполнение выпускных квалификационных работ. Студенты самостоятельно разрабатывают и исследуют темы, которые наработаны при прохождении учебной, производственной или преддипломной практик.

        Все эти виды работ помогают студентам: овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить некоторые методы научно-исследовательской деятельности, определиться в своей педагогической позиции, умение отстаивать и защищать её, что, в конечном счете, помогает развить у специалистов способностей и творческому отношению к своей профессии [2].

Научно-методический потенциал преподавателей Читинского педагогического колледжа дает возможность качественно осуществлять основной процесс организации учебно-исследовательской деятельности студентов, который содержит в себе следующие составляющие:

  1. Учебно-исследовательская работа студентов в библиотеке, в Интернете.
  2. Участие в Научном студенческом обществе (НСО).
  3. Организация совместной деятельности преподавателей и студентов в творческих лабораториях.
  4. Подготовка исследовательских материалов и презентаций.
  5. Участие в проектной деятельности.
  6. Проведение опытно-экспериментальной работы в ходе педагогической практики.
  7. Участие в Олимпиадах, конкурсах.
  8. Участие в Интернет-конференциях.
  9.  Выступление на студенческих научно-практических конференциях.
  10.  Участие в ежегодном конкурсе педагогического мастерства среди выпускников.
  11.  Написание курсовых работ и ВКР.
  12.  Защита выпускной квалификационной работы в рамках государственной итоговой аттестации.

Проблемы в организации научно-исследовательской работы обучающихся при обучении их в педагогическом колледже решаются через непрерывную работу педагогического коллектива над поиском новых путей повышения качества образовательного процесса.

Теоретические и практические занятия по плану НСО, совместная исследовательская деятельность преподавателей и студентов, проведение совместных заседаний СНО и клубов «Диалог культур», «Горизонт», проектная деятельность студентов в видеостудии Колледж-news, участие в научно-практических конференциях и профессиональных конкурсах способствует повышению уровня исследовательской компетенции студентов, расширению их кругозора, личностному и профессиональному росту, что находит отражение в результатах конкурсов разного уровня.

Положительная динамика участия студентов в учебно-исследовательской деятельности является результатом последовательной, системной работы методической службы, преподавателей кафедр по созданию условий для самостоятельной работы студентов, сопровождения студентов преподавателями в их самостоятельной познавательной деятельности, организации индивидуального образовательного процесса как продуктивного диалога, как совместного поиска истины.

Список литературы

  1. Лобова Г.Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности. — М., 2000
  2. Пупынина И.А. Формирование исследовательской компетенции у студентов педагогического колледжа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://festival.1september.ru/articles/584510/