Конспект урока педагогики "Эстетическое воспитание младших школьников" (050715)
план-конспект урока на тему

Усова Наталья Анатольевна

В конспекте  урока педагогики "Эстетическое воспитание младших школьников" рассмотренны задачи, формы организации  эстетического воспитания младших школьников. Урок  разработан для  специальности 050715  Коррекционная педагогика вначальном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_pedagogike_dlya_spetsialnosti_050715.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок педагогики по разделу «Теория воспитания»

 Тема урока: Эстетическое воспитание младших школьников.

Цель урока: Дать представление о сущности эстетического воспитания, о системе эстетического воспитания в начальных классах, развивать профессиональную мотивацию  и педагогическую направленность   студентов.

Задачи урока:

  • систематизировать изученный материал, определить степень его усвоения, раскрыть сущность эстетического воспитания младших школьников, познакомить с системой эстетического воспитания в начальных классах;
  •  развивать  профессиональное мышление и самосознание студента, умение размышлять, вступать в дискуссию, аргументировать свое мнение, работать со схемами-таблицами;
  • формировать профессиональную мотивацию  и педагогическую направленность   студентов.

Количество часов: 1

Тип урока: изучение нового материала

Основные понятия: эстетика, эстетическая культура, эстетическое воспитание.

Оборудование: карточки с кроссвордами «Педагогические понятия», схемы и таблицы по педагогике, карточки с заданиями, компьютерная презентация к уроку. 

Литература:

1. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М., 1988

2. Подласый И.П. «Педагогика». – М., 2002, с. 168  - 174

  1. Сластенин В.А. и др. «Педагогика» - М., 2002, с. 320- 325
  2. Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.

- За время совместной работы мы познакомились с новыми педагогическими понятиями и терминами как по разделу «Теория обучения», так и по разделу «Теория воспитания», раскрыли специфику педагогического труда, определили требования к личности учителя, познакомились с педагогическими взглядами выдающихся педагогов, познакомились с особенностями и структурой педагогической деятельности, наметили индивидуальную траекторию профессионального роста и многое другое.

Педагогическая разминка. Объяснение задания.

- Я предлагаю вам вспомнить основные понятия педагогической разминкой (см. приложение №1). Для этого вам необходимо решить небольшой кроссворд. Разгадав кроссворд, по вертикали вы узнаете ключевое слово нашего урока, “тайну” урока (по-Амонашвили). На столах подготовлены вопросы. Работаем в парах. Пара, которая готова сказать главное слово урока, поднимает соединенные руки вверх. Мне будет приятно и вам будет полезно, если вы не будете пользоваться записями. Толька в безвыходном случае, можете воспользоваться записями, а это означает необходимость более тщательной подготовки и проработки материала. (Вопросы кроссворда в приложении).

(разгадывание кроссворда, запись в журнале, перекличка)

- Я вижу поднятые руки, пока я смотрю разгаданное слово, даем минуту другим разгадать нашу тайну. Итак, это слово (хором) – эстетика.

- А теперь предлагаю вам проанализировать свою подготовку. Поднимите руки те студенты, которые ни разу не заглянули в тетрадь? Кто воспользовался подсказкой и заглянул посмотреть 1-2 слова? Кто 3-4 слова? Тем студентам, которые заглянули больше 5 раз и воспользовались подсказкой, необходимо повторить и проработать изученный материал для закрепления. Я рада, что многие справились с заданием.

  1. Сообщение темы и цели урока.

-Тема сегодняшнего урока:  Эстетическое воспитание младших школьников 

- Цель нашего урока – раскрыть сущность  эстетического воспитания, определить  систему эстетического воспитания в начальных классах.

- Запишите тему и план изучения нового материала.

Тема урока: Эстетическое воспитание младших школьников.

План изучения нового материала.

1. Сущность и задачи  эстетического воспитания младших школьников.

2. Система эстетического воспитания в начальных классах, личность учителя в эстетическом воспитании младших школьников.

  • Актуализация знаний.

- Прежде чем мы начнем изучать данную тему, скажите, что означает слово «эстетика», словосочетание  «эстетического воспитания», знакомо ли вам эти понятие? Где сталкивались с ними?

  • Мотивационный компонент.

- Необходима ли изучаемая  сегодняшняя тема для будущего педагога, насколько она важна в вашей профессии?

3. Содержательно-целевой этап (Изучение нового материала)

1) Сущность  и задачи эстетического воспитания младших школьников.

Сообщение преподавателя о сущности эстетического воспитания младших школьников.

- Термин "эстетика" в переводе с греческого  - воспринимаемый чувством. Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

- Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое  помогает бороться с недостатками.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой.

- Подумайте и скажите, почему проблема эстетического воспитания не потеряла своей актуальности и важна для современной школы?

- Точный и правильный ответ цитируется в следующем высказывании:

"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим"     Б.М. Неменский

 Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность.

"Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов"     Б.М. Неменский

Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.

 Формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.

"Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни".

Б.Т. Лихачев

Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б.Т.Лихачев).

Этот процесс является органически необходимым компонентом общей системы воспитания.

Эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников.

Эстетическая культура школьника включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности школьника, а именно: эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, знание и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности, художественную грамотность, правильные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни.

Названные компоненты эстетической культуры вместе с тем выступают в качестве критериев эстетической воспитанности учащихся. Они определяют задачи и содержание эстетического воспитания школьников.

Задачи эстетического воспитания.

1.Учить понимать красоту окружающего мира.

2.Формировать эстетические суждения, взгляды и убеждения.

  1. Воспитывать художественный вкус и творческие способности.
  2. Учить вносить прекрасное в жизнь, бороться с безобразным.

- Решить данные задачи, стоящие перед современной школой, научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.

2. Система эстетического воспитания в начальных классах, личность учителя в эстетическом воспитании младших школьников. Беседа со студентами (студенты самостоятельно определяют особенности системы эстетического воспитания в начальных классах, делают выводы, затем педагог обобщает).

Система эстетического воспитания в начальных классах

  • Учебная деятельность
  • Внеклассная работа
  • Труд
  • Природа
  • Семья
  • Искусство (литература, музыка)
  • Эстетика окружающей среды и быта

- Подумайте, что представляет собой система эстетического воспитания в начальных классах.(на примере системы других видов воспитания)

-Как учебная деятельность способствует эстетическому воспитанию младших школьников?

- Какие уроки мы можем отнести к эстетическому циклу?

-Какие внеклассные мероприятия, виды деятельности в наибольшей степени способствует эстетическому воспитанию младших школьников?

-Какова роль семьи в эстетическом воспитании школьников?

                       (Обобщение преподавателя)

- Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития школьников. Данная система включает в себя: учебную деятельность, внеклассную и внешкольную работу, эстетическое воспитание в семье и соответствующее самовоспитание школьников.

           - Что вы можете сказать о роли личности учителя начальных классов в эстетическом воспитании младших школьников? Каким он,  прежде всего, должен быть сам? Какими качествами обладать? 

                       (Обобщение преподавателя)

   - В заключение хочется подчеркнуть, что успехи школы в эстетическом воспитании детей во многом зависят от учителя. Педагоги и работники искусства единодушно утверждают, что учителю современной школы необходимо широкое разностороннее художественное образование. Иначе он не сможет осуществлять полноценного эстетического воспитания детей.

Не менее важное значение имеет знание и глубокое понимание учителем основ эстетического воспитания, специфики воздействия искусства на внутренний мир ребенка. Надо, чтобы учитель хорошо понял, что он не может быть равнодушным к прекрасному. Его собственное отношение к искусству определяет и отношение к нему учащихся.

4.Закрепление.

1.Беседа по вопросам:

-  Дайте определение понятию «эстетическое воспитание».

- В чем состоит сущность эстетической культуры школьников?

- По каким признакам можно судить об эстетической воспитанности школьников? В ответе можно опираться на задачи эстетического воспитания.

- В чем, по – вашему мнению, проявляется эстетическая активность школьников?      Каковы пути ее формирования? 

2. Самостоятельная практическая  работа с последующей проверкой(По вариантам)

1 вар. - Разработайте условия, которые необходимо соблюдать педагогу в эстетическом воспитании младших школьников?

(определение уровня эстетического воспитания школьников, регулярность, систематичность и последовательность, комплексность, учет индивидуальных и возрастных особенностей)

2 вар.   -  Разработайте примерную программу  мероприятий по эстетическому воспитанию младших школьников на 2 недели, какие разделы следует в нее включать?

(экскурсия в природу, музей,  просмотр м/ф, игры, танцы, драматизации, инсценировки, беседы, знакомство с произведением искусств, чтение стихотворений, сказок, уборка территории и т.д)

3 вар.  -  Разработайте примерную краткую программу   по эстетическому самообразованию педагога.

(учиться понимать прекрасное в искусстве и действительности, расширение художественного кругозора, списка прочитанных книг, услышанных музыкальных произведений, пополнить искусствоведческие знания, экскурсии в природу и т.д.)

5.Домашнее задание. 

1. Лекция, уточнить тему урока можно по учебникам: Подласый И.П. «Педагогика» (с. 168-  -174), Сластенин В.А. и др. «Педагогика» (с. 320- 325). 

2. Домашнее задание творческого характера: составить кроссворд со словами «эстетика», «эстетическое воспитание».

- Дома в тетради к следующему уроку я вас попрошу составить кроссворд с этим ключевым словом, но вспомогательными словами должны быть фамилии выдающихся педагогов прошлого и современности.

-Каких педагогов вы уже знаете?

-Где искать информацию? – в педагогической энциклопедии.

6 . Рефлексивный этап (Итог урока).

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности возникли при изучении нового материала?

- Кто усвоил материал урока?  

-Кому еще необходимо дополнительное чтение литературы и лекции?                                                                                                           - Будете ли вы, полученную информацию, сведения использовать и учитывать в своей профессиональной деятельности?

Урок педагогики

для   специальности 050719

«Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Преподаватель педагогики: Усова Н.А.

пос. Кшенский

Приложение №1.

.

Вопросы к кроссворду

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ»

  1. Автор одной из концепций, учитывающей личностное развитие обучающихся, автор квазиисследовательского метода обучения.
  2. Основоположник классно-урочной системы обучения, автор  многих педагогических трудов.
  3. Отрасль педагогики, рассматривающая вопросы обучения.
  4. …..- процесс, направленный на вооружение подрастающего поколения знаниями, умениями, навыками и способами деятельности под руководством педагога.
  5. ….. - путь, способ достижения заданной цели.
  6. ….. -  часть общего  метода, конкретные действия педагога.
  7. ….. - основная форма обучения.
  8. …..- систематическое, целенаправленное взаимодействие педагога с воспитуемыми с целью выработки у них определенного отношения к окружающей действительности.

КРОССВОРД

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ»

1

2

3

4

5

6

7

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Конспект урока по методике музыкального воспитания

В ходе урока раскрывается тема:"СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ»...

Конспект урока педагогики "Эстетическое воспитание младших школьников"

В конспекте  урока педагогики "Эстетическое воспитание младших школьников" рассмотренны задачи, формы организации  эстетического воспитания младших школьников. Урок  разработан для ...

Конспект урока педагогики "Эстетическое воспитание младших школьников"

В конспекте  урока педагогики "Эстетическое воспитание младших школьников" рассмотренны задачи, формы организации  эстетического воспитания младших школьников. Урок  разработан для ...

Конспект урока "Воля. Развитие и воспитание воли".

Развитие самостоятельности, стимулирование  интереса к психологии; формирование профессиональных компетенций по   развитию волевых качеств....

Конспект урока по МДК 01.02. «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста» для студентов 821 группы по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» тема урока: «Классификация подвижных иг

Тема программы: Подвижные игры с правилами и спортивные игры. Тема урока: Классификация подвижных игр. Цель: 1. Формировать умение самостоятельно работать с учебником и интерес к будущей професс...

Методические рекомендации составления и написания конспекта по физическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении

Методическая разработка в помощь студентам педагогического колледжа, проходящих практику в дошкольных учреждениях....