Конспект урока по методике музыкального воспитания
план-конспект урока на тему

В ходе урока раскрывается тема:"СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока83.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Г(О)ОУ СПО «УСМАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Предмет: МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                5 " А " группа

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ИВАНОВА Н.П.

ТЕМА:

"СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ»

ЦЕЛЬ:

в ходе сообщения знаний выявить уровень: владения теоретическим материалом по данной теме; умений применять полученные знания в практической деятельности; сформированности чувства любви и уважения к искусству - музыка; способности анализировать педагогические ситуации и творчески решать их.

ОБОРУДОВАНИЕ:

стенды,музыкальный инструмент (аккордеон), ксерокопии фотографий, конспект, магнитофон, кассеты с записью музыки»

ЭПИГРАФ:

«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку. Что такое эта музыка?»

" 0 вы! С жестокими сердцами,

Придите внять её на час!

В восторге скажете вы сами,

Что музыка - небесный глас!"

К сожалению многие лишены способности слышать этот "глас" Музыка не всех впускает в свои мир и не всем раскрывает свои тайны. Право на вход в её владения получают те, кто приучен вслушиваться, вдумываться в неё, чувствовать и творчески осмысливать музыку. И такое чувствование душой, проживание с музыкой происходит на уроках музыки. Вы, как будущие учителя музыки, призваны научить детей с раннего возраста слышать музыку. помня при этом, что дело это сокровенное и ответственное .Кто знает, что произойдет в детской душе, когда он услышит впервые музыку Баха или Моцарта?

"Слушание как один из видов деятельности на уроках музыки в школе" - тема нашего занятия, где мы постараемся обобщить полученные по этой проблеме знания»

А начать рассмотрение этого вопроса мне бы хотелось с небольшого фрагмента из книги Г.Пожидаева "Встречи с музыкой". "Допечатывая главу  "Путешествие в страну Симфонию", машинистка неожиданно сказала:

вы знаете, мой брат очень любил эту  шестую Симфонию П.И.Чайковского. Почему - не знаю, но он просто не мог жить без симфоний и опер. Когда началась Отечественная война. пошел он инженер, добровольцем на фронт. А как отбили немца от Москвы, появился однажды в квартире, усталый, заросший, в пропахшем дымом ватнике, и то все го лишь на несколько часов. Что сделаешь за такое время? Побрился, помылся и - что вы думаете? - завел пластинку. Шестую симфонию Чайковского. Слушал молча, серьезно. Как сейчас помню, в конце как-то посветлел, хоть такая там грустная музыка, а потом сказал: "Теперь можно идти. Отлегло ... Прощай, Аня!"  И ушел, да так мы с ним больше и не встретились...»

Что искал в этой симфонии её брат?

Любил ли он эту музыку?

Понимал ли он её?

Значит любить музыку - это уже во многом понимать её. Наверное, это и будет являться одной из важнейших задач - привить детям эту любовь к классической высокохудожественной музыке. А привив любовь к этому большому искусству, мы по-сути дела, достигнем основную цель музыкального воспитания,,

- Как эта цель сформулирована в концепции  Д.Б..Кабалевского?  (ЦЕЛЬ)

"... духовной культуры..." И это в наше время? Когда мы привыкли слышать упреки об утрате нравственных идеалов, духовных ценностей., И все же не следует рассматривать окружающий нас мир как всецело плохой. Вы, как будущие учителя музыки, должны быть достаточно рассудительными, чтобы использовать силу музыкального искусства, всё это есть в нем положительного, для достижения высокой цели. Процесс этот сложен и многогранен.

Я предлагаю вам построить логическую цепочку процесса приобщения детей к музыкальной культуре, где в большей степени затронут лишь один из видов музыкальной деятельности на уроках - это слушание музыки, используя при этом следующие данные:

I) слышать,  2) слушать,   3) понимать,  4) воспринимать,  5) любить.

Объясните вашу логику в выстраивании этой схемы.

А сейчас мы переходим к конкретному рассмотрению вида деятельности -        слушание музыки. Слушание музыки - это активный или пассивный вид деятельности?

Почему вы считаете?  Ведь дети ничего не делают .Просто сидят. (Ответы)

Вo t мы-то с вами и должны помочь детям, чтобы их юные сердца "прозрела создать такие условия, чтобы в течений всего урока детские души трудились.

Немаловажную роль в создании благоприятных условий на уроке музыки будет играть так называемый ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП, который начинается задолго до урока.

Что включает в себя этот этап? "... новые качества в самом себе"

А разве это нужно? Это так важно?

Что еще происходит на подготовительном этапе?

- Важно ли будет то, какое мнение сложится у самого учителя об этом музыкальном произведении, отношение к нему?

-        Какую роль будет играть этот этап в планировании самого процесса
слушания музыки на уровне в школе? (Ответы)

О чем нужно помнить здесь, чтобы избежать методических ошибок?

Что же будет являться критерием того, сколько и как говорить с детьми о музыке? (Ответы)

По этому поводу есть прекрасные строчки из стихотворения Матвеевой:

(Ответы)

Урок музыки - это живой процесс, где возникают всевозможные ситуации, которые учитель должен решать мгновенно, там же на уроке. Это сложно, но жизнь постоянно ставит нас в эти сложные условия. Так, например,  вы настроили детей на восприятие и вдруг один из учеников заявил: " А я слушать не буду, эту музыку я уже слышал". Как вы поступили бы в этой ситуации? (Ответы). Значимость данного этапа трудно переоценить, с него начинается действе - вхождение", "погружение" в музыку, и все же перед непосредственным взаимодействием с музыкой есть один момент, что это за момент?

Почему с тишины начинается звучание музыки?

Фрагмент из книги, "...дирижер повернулся к оркестру и медленно поднял руки. Музыканты замерли, но в зале еще слышался шелест. Руки дирижера медленно опустились. Он еще раз поднял руки, зал понял это молчаливое требование внимания и подчинился воле дирижера - наступила полная тишина.

Она начинала угнетать меня. Слух был напряжен до предела, и мне вдруг показалось ,что я что-то слышу: так бывает, когда видишь за стеклом окна мелкий частый дождь, который невозможно расслышать, и только чрезмерное напряжение слуха рождает иллюзию шелеста  дождя.

Да, наверное, эта невероятная тишина и есть начало симфонии. В ней как будто заложена глубокая сосредоточенность человека, большое волевое усилие перед нелегким разговором о том, что накопилось в душе. Еще неясно чувство неосознанна мысль, но уже достигнут высокий нервный накал"

Вот так образно и ярко Г.Пожидаев в своей книге раскрыл значение тишины.

Следующим этапом является - непосредственный контакт с музыкой.

Уже на первом уроке первого года обучения в классе должен быть установлен непреложный закон Какой?

Процесс слышания музыки  - скрыт от глаз, Чтобы этот процесс прошел успешно, учителю необходимо мастерски им управлять. Получается это не сразу, многому нужно учится. Именно на этом этапе студенты больше всего допускают методические ошибки.  Мокрову М. было предложено очень сложное, на мой взгляд, задание: провести фрагмент слушания музыки на уроке и сделать как можно больше методических ошибок. Ваша задача - заметить их и объяснить: почему это является ошибкой? (Ответы).

А теперь посмотрите на фото, где запечатлен В.В.Михайлов, слушающий музыку на уроке музыки вместе со студенткой – практиканткой и школьниками. Что необычного вы видите на снимке?

Мне бы хотелось предложить вам педагогическую ситуацию, которая произошла у меня на уроке музыки, будучи студенткой. Во время слушания «Озорных частушек» Р.Щедрина ребята начали так хохотать, что я растерялась.  Как бы вы вышли из этой ситуации?  (Ответы).

Но вот музыка отзвучала, что происходит далее в классе? ( пауза)

Затем наступает следующий этап в процессе слушания музыки. Какой?

Бурых А.. было дано задание провести слушание в 6 классе и посмотрим, как он справиться с х.п.а. ( Проводится фрагмент урока с шестиклассниками).

Какие же требования выдвигаются к речи учителя при анализе музыкального произведения?

"Убеждает сама музыка, а не сведения о ней".

-Каким способом можно еще проанализировать музыкальное произведение?

На прошлом уроке вам было предложено письменно проанализировать Хоральную прелюдию Баха и Вальс Ф.Шопена. .йот несколько выдержек из них.

И.С.Бах Хоральная прелюдия, ми-минор.

"Музыка этой прелюдии поражает своей красотой, широтой, объемностью звучания, великолепием ..."

"Слушая эту музыку, я узнаю свой характер. Интонации печали, грусти глубоко проникают в душу..."

" С первых аккордов чувствуется волнение, тревога, ощущение какого-то дискомфорта: это отражение нашей современной жизни”.

"Слушая эту музыку, во мне всё трепещет от первозданной чистоты звуков…»

“Музыка этой прелюдии заставляет погрузиться в себя, порассуждать со своим "я" ..."

" Я бы назвала эту прелюдию "Неизвестность". Человек и душа. Душа уже существует, а ребенок еще не родился... А впереди нелегкий путь... Меня очень поразило то, с каким мастерством и знанием души человека И.С.Бах передал в своей музыке человеческие чувства …"

Ф.Шопен  Ноктюрн, ми-бемоль мажор.

“Музыка очень властно взяла меня в плен и подчинила своей воле, пленила своею красотой..."

"Музыка отзвучала ,но я все еще её слышу, так ясно и отчетливо она звучит во мне..."

"Эта музыка наполнена жизнью”.

"В душе возникла легкость, беззаботность. Я вдруг почувствовала себя маленькой девочкой из далекого детства".

"Это прогулка по родным местам, после долгого отсутствия”.

" Музыка поражает какой-то бездонностью, звуки льются и льются: то взмывают вверх, то вновь опускаются, как два светлячка в ночи".

"Ощущение светлой ночи, когда мерцают звезды на небе и светит ярко - ярко луна, а в этом лунном свете порхают ночные бабочки.

" Полетная, прозрачная, воздушная, легкая, "светящаяся","звенящая", "искрящаяся".

"Мне кажется, что если послушать тишину, то она будет звучать именно такой мелодией. Интонации тишины..."

"Оригинальное завершение. Так могла бы закончиться сказка, потому что музыка пронизана сказочными интонациями .И вместе с последними аккордами это волшебство рассеивается и уходит в вечность..."

Данный вид анализа применим в каких классах? (старших)

Существуют ли другие виды анализа музыкальных произведений?  (ответы)

Завершающим этапом этого вида деятельности является что?  (повторное слушание)

Для чего оно необходимо?  (.ответы)

Сегодня на уроке мы постарались раскрыть суть процесса слушания музыки. И не случайно своеобразным эпиграфом нашего урока были слова из детской песенки о музыке? Струве "Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку. Что такое это музыка?"

И действительно: "Что такое эта музыка?"  Это какое-то таинство?  И почему в это таинство необходимо посвящать детей с самого раннего возраста, основываясь только на высочайших образцах классической музыки? (ответы)

Хорошее музыкальное воспитание, по словам оптинских  старцев, очищает душу и приготовляет её к принятию духовных впечатлений. Я благодарю вас за хорошую  работу на уроке. Ваши ответы и творческие задания достойны похвалы. И желаю вам удачи в вашей будущей педагогической деятельности. А чтобы это чудо-искусство музыка помогало вам в этой нелегкой жизни.

"Я хочу увидеть музыку"  ( исполнение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для студентов по выполнению практических работ МДК 01.08 «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГАОУ СПО Тольяттинского социально-педагогического колледжа по специальности ...

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по Методике музыкального воспитания дошкольников

В самостоятельной работе предлагаются вопросы по различным темам курса Методики и рекомендуемая литература....

Л Е К Ц И О Н Н Ы Й М А Т Е Р И А Л по МДК 06.02 «Теория и методика музыкального воспитания детей младшего школьного возраста с практикумом» для специальности 44.02.02

Л Е К Ц И О Н Н Ы Й     М А Т Е Р И А Лпо МДК 06.02  «Теория  и методика музыкального воспитания  детей младшего школьного возраста с практикумом»для специально...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ к учебнику О.В.Гончаровой, Ю.С. Богачинской Теория и методика музыкального воспитания по междисциплинарному курсу МДК.02.05. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПРАКТИКУМОМ для специальности 44.02.01«Дошкольное образование

Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика музыкального развития детей с практикумом» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и ориентиро...

План-конспект учебного занятия по МДК 02.04 "Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом"

План - конспект учебного занятия по ПМ. 02. ,  МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом на тему«Музыка в системе искусств. Значение музыки в жи...

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвя...